Проект подготовлен при поддержке
Ретро
Семён Костин

Забытые журналы 90-х Статьи редакции

(1993-1999)

Во второй половине 90-х вышло множество игровых журналов, которые продержались лишь несколько лет и остались в тени своих конкурентов. Все они не получили широкого распространения, имели большие проблемы с финансами и закрылись до 1999 года. Скорее всего, о некоторых журналах вы даже не слышали.

В 1992 году в Омске недолгое время издавался журнал о компьютерных играх Joshua 5. В нём публиковались как перепечатки материалов из других любительских журналов, так и собственные тексты. Это был первый российский игровой журнал, который имел официальный международный идентификатор ISBN. Просуществовал он недолго и по неизвестным причинам закрылся после шестого номера в 1993 году.

Череда похожих неудач началась с PC-Review — одним из первых электронных журналов в России. Он был создан в 1993 году бывшими авторами ZX-Review и распространялся на дискетах. Основные материалы — прохождения игр и подборки советов. В PC-Review также печатали серьезные аналитические исследования игрового рынка, авторские эссе и интервью с российскими разработчиками. Например, в 1993 году в журнале вышло интервью с Никитой Скрипкиным, который в 1991 году основал первую крупную российскую игровую студию Nikita.

Электронная версия просуществовала с 1993 по 1997 год почти на голом энтузиазме авторов — журнал распространялся только на дискетах и в сети FidoNet. В 1994 году издательство «ИНФОРКОМ-ПРЕСС» попробовало вывести на рынок печатную версию PC-Review в виде сборников лучших статей. Вышло всего четыре номера, и после этого выпуск остановили. Из-за маленького тиража в PC-Review никто не хотел давать рекламу. У первого номера тираж составлял 25 тысяч экземпляров, а к третьему он упал до смешных восьми тысяч. Редкая печатная версия была отсканирована и выложена в сеть только в 2018 году.

История мультимедийной игровой журналистики в России завершилась на изданиях SBG Magazine и GEM (его спонсировал «Фаргус», известный локализатор и издатель пиратских копий игр в России). С 1996 по 1999 год они выходили на компакт-дисках. Избранные статьи SBG Magazine даже печатали в ранних номерах журналов «Страна Игр» и «Навигатор Игрового Мира».

SBG Magazine и GEM — предки будущих журнальных приложений. Читатель вставлял диск в компьютер, после этого открывалось красивое меню, в котором можно было полистать новости и обзоры, послушать музыку, посмотреть короткие ролики и установить демоверсии различных игр. Подобный мультимедийный формат поражал в середине 90-х, но к нулевым потерял всю актуальность — каждый игровой журнал уже делал то же самое.

В середине 90-х различные любительские коллективы безуспешно пытались издавать собственные игровые журналы. Например, журнал «КомпАс» (его первый тестовый номер назывался «Ба-Бах!» и вышел ещё в 1994 году) продержался с января по май 1995 года. Вышло всего пять номеров.

Журнал выпускало научно-производственное объединение «Инфосервис», расположенное в двух маленьких комнатках гуманитарного корпуса МГУ. Журнал одновременно освещал как компьютерные, так и консольные игры того времени. Тираж был совсем небольшим.

Удивлял его компактный размер — формат А5 и 68 страниц (почти как тетрадь). Со вторым номером журнал комплектовался приложением в виде дискеты, а в последнем пятом номере к нему приложили CD.

«КомпАс» закрылся по той же причине, что и печатная версия PC-Review — малотиражный независимый журнал не смог конкурировать с другими изданиями, не нашёл инвесторов и незаметно исчез. Но для истории игровой журналистики он очень важен — это первый игровой журнал, который комплектовался компакт-диском.

Так выглядело меню первого дискового приложения к журналу

Амбициозный журнал «PRO Игры» выходил под эгидой петербургского издательства «Антонюк-Консалтинг». Первое время «Pro Играм» не доставало авторов, поэтому в нём печатали переводы статей из зарубежных журналов Electronic Entertainment, Game Pro и Macworld. Издание писало обо всех платформах и часто затрагивало игры для экзотических консолей (Philips CD-i, Panasonic 3DO и Sega Saturn). Авторы «Pro Игр» также были первыми российскими журналистами, которые посетили игровую выставку Е3 в далёком 1996 году.

От конкурентных журналов «PRO Игры» отличался уникальными материалами об основах геймдизайна, проблемах локализации игр, многочисленными интервью с первыми российскими разработчиками и издателями. Журнал полностью охватил период зарождения и формирования игровой индустрии в России. Сегодня его вполне можно рассматривать как архив бесценной информации о российском геймдеве середины 90-х.

«PRO Игры» — это первый российский игровой журнал, которым руководила женщина — Эва Рухина (помимо неё в журнал писало ещё четыре девушки). В «Pro Играх» вышло несколько статей про феминизм в игровой индустрии (также текст про «киберфеминисток» VNS Matrix), известных женщин-разработчиков и женщин в отечественном геймдеве. И это в 1996 году, задолго до диалогов о равноправии и уважительном отношении к женщинам в игровой индустрии.

Если «Великий Dракон» был первым российским журналом, в которые публиковали обзоры аниме, то «ProИгры» был первым, кто про это явление написал. В номере за январь 1996 года появилось две статьи про современную японскую поп-культуру.

К несчастью, столь уникальное издание выходило всего полтора года — с апреля 1995 года до декабря 1996-го. Как и предыдущие издания, «PRO Игры» незаметно появился и также незаметно исчез.

В начале 1996 года издательство «Мидас ЛТД» выкупило права на журнал Sega Pro у британского издательского дома Paragon Publishing. В марте вышел сигнальный номер русской версии журнала. При этом «Мидас ЛТД» почему-то перевела декабрьский номер за 1995 год. Над переводом в одиночку трудился некий Геннадий Попович.

Всё закончилось на первом номере. В 1996 году популярная в России Sega Mega Drive устарела и во всём уступала консолям нового поколения. Sega Pro шёл в ногу со временем и писал только про новые игры для современной Sega Saturn. Теоретически, журнал мог бы выходить и дальше, но кто бы его читал? В начале 1996 года Sega Saturn продавалась в редких московских и петербургских магазинах. На тот момент она стоила более 500 долларов, а игры — от 60 до 80. Издавать журнал, который будет интересен горстке обеспеченных владельцев редкой консоли — настоящее безумие.

Интересно, что единственную рекламу в номере купил издатель «Бука»

В это же время в петербургский еженедельник «Компьютер Price» вкладывали игровой чёрно-белый мини-журнал «Юниор». В нём вкратце рассказывали о примечательных играх для Dendy, Sega Mega Drive, Panasonic 3DO и Sony PlayStation. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах «Юниор» перестал выходить, но вместе с «Компьютер Price» он пропал из виду ещё до дефолта 1998 года.

В 1998 году случился экономический кризис, и его смогли пережить далеко не все издания. Журналу «VideoИгры» от крупного издательского дома «Компьютерра», например, не удалось. Его запустили в январе 1998 года и свернули в июле того же года. Незадолго до разгара кризиса «Компьютерре» пришлось вынужденно закрыть все убыточные издания, и «VideоИгры» оказались в их числе.

«VideoИгры» рассказывали о новинках для консолей Sony PlayStation и Nintendo 64. О последней писали чуть реже из-за низкой популярности и небольшого числа игр, которые привозили в Россию. Скромная популярность «VideoИгр» была очевидна — журнал пытался конкурировать с Official PlayStation Magazine и «Страной Игр», но проигрывал им как по наполнению, так и по эксклюзивности материалов. Впрочем, совсем не проигрывал по качеству текстов, а местами был на том же уровне. Редакция «VideoИгр» доступным языком писала только про лучшие игры своего времени — это была главная политика издания.

Я был в больнице, когда журнал заморозился. Позже я хотел возродить «VideoИгры» в стенах издательства «Компьютерра», Дима Мендрелюк (глава издательства — DTF) даже шёл на встречу, но денег на возрождение не было. В кризис зарплату выплачивали компьютерами и комплектующими. Возрождение журнала постоянно откладывалось и в итоге не состоялось.

Даниель Депп
бывший автор журнала

Редакции журнала «Страна Игр» и интернет-портала Absolute Games открыли в 1999 году совместный гибрид журнала и газеты под названием «Страна PC Игр».

В исторической справке к декабрьскому номеру «Страны Игр» за 2002 год его охарактеризовали как издание, которое было рассчитано на «хардкорных компьютерщиков, отрицающих существование приставок и всего с ними связанного». В нём было всего 65 страниц, а большая часть текстов — это советы и прохождения. Журнал печатался на дешёвой газетной бумаге, продержался несколько номеров и незаметно исчез. Скорее всего, проект не привлёк особого внимания.

Если я правильно помню, это была попытка выйти на сегмент ниже, чем «Страна Игр» — частый выход, дешёвая бумага, максимально полезные материалы. Не знаю, что пошло не так — вероятно, журнал покупать престижнее, чем газету (хотя позже «Дискман» доказал, что газеты про игры вполне могут жить).

Святослав Торик
бывший автор «Страны PC Игр»

И наконец, главные жертвы экономического кризиса 1998 года — журналы Game Attack, Game City, «Игрополис» и околоигровое лайфстайл-издание «Полигон». Game City и «Полигон» отменили на стадии сдачи пилотного номера в печать. То же самое случилось и с «Игрополисом», который ещё до выхода успел наделать шуму (попытки привлечь авторов из других журналов, перепалки с бывшими коллегами), а у конкурентных изданий были планы «что-то предпринять, чтобы новый журнал не смог подняться».

Компания ElectroTECH Multimedia согласилась сделать вместе с нами новый игровой журнал, который назвали «Игрополис». За него взялась наша команда, ушедшая из «Навигатора», плюс новые сотрудники — в первую очередь, очень крепкий состав дизайнеров и мощный отдел рекламы. Фактически, был собран «звёздный состав», а цель перед журналом была поставлена — одномоментно подмять под себя рынок и стать журналом №1. Это практически невозможно, т.к. какой журнал вы бы ни сделали, дистрибьюция его сразу в большом количестве не закупит — это медленный инерционный процесс. Но никто этого тогда ещё не знал.

«Игрополис» оказался «Титаником», обречённым наткнуться на айсберг. Это многостраничный журнал-монстр, прообраз будущих игровых журналов. Но в нём столкнулись взгляды редакторского состава и дизайнеров, подходы отдела рекламы, и так далее. Ошибок, допущенных в ходе разработки первого номера, было неимоверно много (лично я, на мой взгляд, побил все рекорды по количеству своих ошибок на единицу площади).

Кризис 1998 года стал тем самым айсбергом. В итоге, полностью готовый номер журнала распечатали, положили на стол и… разошлись. Издан он не был. И хорошо. Так как если бы был — агония была бы дольше.

Денис Давыдов
бывший главный редактор «НИМ» и «Игрополиса»

Чуть больше повезло журналу Game Attack. Он писал об играх для ПК и PlayStation, продержался несколько месяцев и закрылся в самый разгар кризиса. Сегодня Game Attack считается самым редким журналом среди коллекционеров российской игровой прессы. В сети даже нет полностью отсканированных номеров, только несколько страниц третьего номера журнала.

Обложка и содержание третьего номера
0
29 комментариев
Написать комментарий...
Кукалякин

Другу отец привез из Москвы номер Sega Pro и я взял у него почитать. Сейчас бы про такой журнал сказали, что он токсичный. И горький — добавлю я. Журнал был полон горьких сожалений о несовершенности Сеги Сатурн, сложности программирования под нее и хейта в сторону Сони, которая тогда скупала одного за другим игровых разработчиков. В какой-то статье компанию Psygnosis, которую тогда как раз купила Сони, в лоб обзывали свиньями!

В целом чувствовался какой-то стокгольмский синдром у авторов, которые были еще и хреновасто переведены — если вы так сокрушаетесь по поводу Сеги, то, может, вам лучше писать про Сони? 

Я понимал, что журнал, скорее всего, спонсируется Сегой, но не понимал, почему он такой унылый. 

Но эффект был обратным. Я отчаянно захотел Сегу Сатурн, и полгода компостировал родителям мозги. В итоге им это надоело и мне подарили PC.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Sychev

Спасибо за Joshua 5 :) У меня была пара номеров, зачитанных до дыр. Там очень неплохие тексты попадались, про Wing Commander до сих пор помню пару предложений. Качество печати было, правда, как будто на матричном принтере.

Ответить
Развернуть ветку
El Duro

Ох, когда-то игромания была таким журналом... копил деньги с обедов и ходил пешком вместо автобуса

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

"Game.EXE" надо было брать.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

Я думаю этот срачик надо на их страницы выводить, но если вкратце - спорно. УЧУ, конечно же, в наших сердцах, но именно задачу донести мысль про новые хорошие игры он выполнял серединка на половинку. Творческие и далеко не всегда понятные (в плане - игра-то вообще норм? о чем?) тексты в нем были дофига художественные, но даже читая их сейчас перед сном я ловлю себя на мысли, что либо теряю эту самую мысль автора, или просто хочу нафиг перевернуть виртуальную страницу. Хотя там, где автор находил грань разумного в фантазиях читается офигенно и вообще хочется на цитаты разбирать.

То ли дело Мания, кое-как продравшись в начале 2000х через обновление структуры и выбросив после пары номеров быдляцко-пацанский слэнг и разливной пафос, содержала в себе краткие и полезные обзоры новинок, рецензии на вышедшие игры, а когда обзавелась ДВД, то стала просто лучшим сборником всего нужного оффлайн геймеру. Хотя рецензии там, конечно, были скорее введением к полному прохождению, и почти никогда не такие зажигательные как в УЧУ.

Ответить
Развернуть ветку
Азаза
УЧУ, конечно же, в наших сердцах, но именно задачу донести мысль про новые хорошие игры он выполнял серединка на половинку.

Game EXE нормально все доносил в 90-е. Вот в нулевые они уже начали отрываться, ориентируясь на олдфагов.

То ли дело Мания, кое-как продравшись в начале 2000х через обновление структуры и выбросив после пары номеров быдляцко-пацанский слэнг и разливной пафос, содержала в себе краткие и полезные обзоры новинок, рецензии на вышедшие игры, а когда обзавелась ДВД, то стала просто лучшим сборником всего нужного оффлайн геймеру.

Мания 98-99 года была лучше по содержанию текста, так как еще держали при себе великовозрастных авторов, а вот в начале нулевых пошел треш с новыми редакторами. Еще с CD дисками манька начала тащить, ибо у конкурентов было в разы хуже. На дисках они же и вылезли, ибо многие мои знакомые покупали журнал лишь ради дисков.

Ответить
Развернуть ветку
Eduardo_NV

Первый игровой журнал по подписке. Мама пришла и сама предложила.

"BIG MISTAKE!!!".

Ответить
Развернуть ветку
Waldhorn

В статье упоминался журнал полигон - мне его купила мать на почте в 1998 году. Компа не было, поэтому читал и перечитывал взахлёб, до сих пор помню удивительную историю про игру по локалке в кваку, написанную довольно простым, но ярким языком.

Сам журнал был формата А4 примерно, с глянцевой (насколько мне запомнилось) обложкой. Уже позже, узнав что такое локалка и получив первый комп, искал этот журнал, но не нашел. Эх, перечитать бы его сейчас...

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

А вот это очень и очень интересно. «Полигон» считается утерянным журналом. В сети есть информация, что он отменен на сдаче тестового номера. То есть, он в печать вообще не пошёл, либо (возможно) был какой-то небольшой тираж, который не разошёлся по крупным распространителям. В общем, это тайна покрытая семью печатями.

Жаль, что он у вас не сохранился. Это большой раритет. 

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Может быть вы запомнили обложку? Любая информация будет полезна.

Ответить
Развернуть ветку
Waldhorn

Дело было 20 лет назад, я помню только, что обложка была светлых оттенков, а основное наполнение журнала - художественное. Если вдруг наткнусь на него в процессе уборки, то обязательно отсканирую, но это маловероятно

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Спасибо большое.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Хуснутдинов

'Его запустили в январе 1998 года и свернули в июне того же года.'
Кризис же бахнул только в августе 98 года. Закрылся журнал VideoИгры в июне, видимо не в кризисе было дело.
А вообще большое спасибо за статью, безумно интересно. 👍

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Спасибо! Что касается кризиса, то всё произошло не в одночасье. Предпосылки и первые проблемы появились ещё в конце 1997 года. К лету у прозорливых бизнесменов уже было понимание, что происходит какая-то жопа, дальше будет хуже. Мендрелюк поступил очень мудро, закрыв всё, что приносило убытки. 

Ответить
Развернуть ветку
Старый Телевизор

PC-Review был первым игровым журналом, комплектующимся компакт-диском в мире или в России? 

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Вы видимо про «КомпАс». В России. Про мир сложно сказать, нет информации. 

Ответить
Развернуть ветку
Старый Телевизор

Да, про него (ошибочка вышла). Пользуясь случаем, передаю вам большое спасибо за отличную работу!

Ответить
Развернуть ветку
Егорка

в 94-95 году покупал пару-тройку номеров глянцевого журнала(отличная была печать, реально "глянцевый") про ПК игры, а вот как назывался, хоть убейте, не могу вспомнить:(

PS нашел! Видео-АСС Корона :)

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Ага, про него есть в главе про «Видео-Асс» чуть подробнее. 

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

А реклама Kellogs — не реклама?) 
«Интересно, что единственную рекламу в номере купил издатель «Бука»»

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Если я не ошибаюсь, то реклама была и в оригинальном номере журнала. Потому что этот момент я бы зафиксировал. Поищу сейчас и если её там нет, то дополню.

Ответить
Развернуть ветку
Aндpeй Cкиpeнкo

А Олег Костин, автор материала "Почему женщины не покупают компьютерные игры" из "Pro Игры", просто ваш однофамилец?

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Да, однофамилец :) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

В Англии есть такая поговорка:"Если он ваш однофамилец,значит он всё равно ваш дальний родственник")

Ответить
Развернуть ветку
Марк Знак

SBG Magazine был в 90х, отец покупал. Огонь! Спасибо за воспоминания)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кочанов

В марте вышел сигнальный номер русской версии журнала.
Не помешало бы пояснение, что такое сигнальный номер.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Синоним «пилотного». Только пилотный применяется к сериалам, а сигнальный к печатной прессе.

Сигнальный экземпляр — первый совершенно готовый экземпляр печатного издания, поступающий из типографии в издающую организацию, где ставятся пометки, разрешающие типографии выпуск тиража.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Ответить
Развернуть ветку
Кот Шрёдингера

О, а у меня был номер ProИгры, где на обложке Battle Beasts. Почему при наличии в журнале Spase Quest 6, Mortal Combat 3 и еще пары заметных игр, они поместили на обложку Battle Beasts? Зато, благодаря ютубу я, наконец, спустя 25 лет увидел, как эта игра выглядит и играется (спойлер: странно).

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

PC Ревью был реально лучшим из игровой прессы по качеству материалов, никто ни до ни после рядом с ним не стоял. К сожалению, при таком тираже его было нереально достать. Три первых номера купил, четвертый не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
null