«Психопаспорт», «проклятые вопросы» русской действительности, много Пушкина и Быкова, чуть-чуть Веллера

Колоссальный экзистенциальный и мыслительный опыт, который дал мне тайтл под названием «Психопаспорт». Этот опыт оказался для меня настолько впечатляющим, что я проанализировала отражение современной жизни, поведение некоторых людей, устройство российской власти, поведение толпы. Все это можно было бы разместить в десятках подкастов в ВК, разделить их по рубрикам и т.д. Но что является самым важным, так это то, что ПП стало для меня спусковым механизмом для многих важных решений в жизни за последние годы.

​Главная героиня следователь по уголовным делам - Акане Цунемори (слева), ее юная напарница Мика Шимоцуки (справа), на заднем плане некоторые из исполнителей. 2 сезон. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"
​Главная героиня следователь по уголовным делам - Акане Цунемори (слева), ее юная напарница Мика Шимоцуки (справа), на заднем плане некоторые из исполнителей. 2 сезон. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"

Это постер ко второму сезону. Я привела его здесь, так как ту Акане, которую мы наблюдаем там, уже можно считать состоявшимся профессионалом на службе в Бюро уголовных расследований. В то время у ней уже есть подопечная — младший инспектор только что пришедшая на службу (девушка справа).

В настоящее время канон имеет 3 сезона и 5 полнометражных фильма, важных ответвления от основного сюжета. В 2012 вышел первый сезон, действие которого происходит ровно через сто лет, в 2112 году. Соответственно в такой же параллели вышли второй сезон 2014 года и первый полнометражный фильм 2015 года, сценарии к которым, кстати, писались одновременно. Далее с 2017 снимались 3 фильма - продолжения действия 2 сезона и последний на сегодняшний момент 3 сезон и фильм к нему. Это деталь также является неповторимой фишкой Психо-пасса во всем многообразии сходных по жанру произведений анимации, возможно, и всей анимации вообще. И раз уж я упомянула жанр сего тайтла, стоит сказать, что оно принадлежит к киберпанку, постапокалиптике, антиутопии, детективу, сёнену (устойчивый обобщенный жанр произведений манги и аниме, затрагивающие тяжелые нравственные общечеловеческие вопросы).

А сейчас я хочу, чтобы вы на какое-то время отложили в голове все, что я уже успела написать, и прочитали вот что…

Несколько лет назад в начале января мне посчастливилось ознакомиться с лекцией Дмитрия Быкова про идеи творчества Пушкина. Если выразить самую суть, то он полагает, что Пушкин пишет о соотношении в себе гениального, как бы «над человеческого», и человеческого. Это же соотношение чести и совести, личных ценностей и правил поведения в обществе, о которых Дмитрий Львович неизменно говорит и пишет уже не один год. Также в своей лекции он выделил составляющие движущие силы в нашей истории, это – гранит и болото, условно. То есть государственная воля, навязанная Петром Великим и его потомками и предками, прежде всего выразившаяся в строительстве грандиозного города, и безликое состояние народной души. Правда, по большей части действует именно гранит, но когда поднимает голову и выходит из берегов заспавшееся болото, тут уж несдобровать никому. Быков иллюстрирует эту картину хорошо известными примерами из пушкинских произведений. Например, страшно и смешно показано бездействие народной толпы в «Борисе Годунове», в котором действие и начинается, и заканчивается детоубийством прежней власти. И в то же время также страшно действие народа, когда он участвует в бунте Пугачева, в «Капитанской дочке». Пугачева побеждают войска Екатерины Великой, которая помогает Машеньке Мироновой, но сама-то она разве не убийца, взошедшая на трон по крови своего супруга? – вопрошает риторически Быков.

Можно долго описывать все его достижения и кто он такой. Он просто невероятно талантливый и обаятельный рассказчик своих и чужих историй. Если вы внимательно присмотритесь к его футболке, то разберете слово "Избыточность". Кратко, это и есть его суть. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"
Можно долго описывать все его достижения и кто он такой. Он просто невероятно талантливый и обаятельный рассказчик своих и чужих историй. Если вы внимательно присмотритесь к его футболке, то разберете слово "Избыточность". Кратко, это и есть его суть. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"

Наверно пришло время ответить на вопрос, а причем же здесь собственно аниме «Психопаспорт» и Акане Цунемори – главная героиня самого любимого и очень личного для меня аниме? Как она и это аниме связано с тем, о чем говорил Быков в своей лекции о Пушкине? И первый, и второй аспект можно проследить в гениальном произведении японской анимации. Что я собираюсь подробно объяснить.

Акане – начинающий инспектор (следователь, детектив), пришедшая на службу в отдел уголовного расследования Бюро общественной безопасности прямиком с университетской скамьи. Она набрала наивысший балл со своего потока, и ей одной из миллионов выпадает уникальный шанс самой выбрать место работы в обществе, где все давно уже отдано на суд загадочной системы «Сивилла». Она интуитивно чувствует, что может быть необходимо на этой суровой работе. Она, безусловно, наивная идеалистка, верящая в справедливость, но тверда, верна своим принципам ненасилия и гуманного отношения к преступникам.

На службе ее встречает равный ей по званию инспектор Гиноза, склонный к формализму, дерганный, но по своему любящей тех, кто ему дорог, и заботящейся об Акане, которая на удивление быстро во всем разбирается и находит общий язык со всеми сотрудниками. Формально они равны по званию, но так как он работает в Бюро почти 10 лет, он все-таки часто отдает ей распоряжения так, как считает правильным.

Еще она знакомится со своими подчиненными, очень разными по характеру. Все они являются латентными преступниками, чей коэффициент преступности вышел за пределы нормы, но не перешел в критическую стадию. Они добровольно перешли на службу государству, и хотя в глазах общества они – опасные псы, они пользуются некоторыми привилегиями, хотя сильно зависят от своего инспектора. Некоторые инспекторы называют их не иначе, как гончими, а себя – их хозяевами, в частности Гиноза. Но Акане доверяет своим подопечным и пытается подружиться с ними, и со времени они превращаются в дружный рабочий коллектив.

Что же такое система «Сивилла»? В общем, это связанные между собой мозги, бывших при жизни опасных жестокий убийц, у которых не поддается измерению психопаспорт (криминальный коэффициент прежде всего). Их разум превосходит систему, они могут принимать нестандартные творческие решения, о чем обычные граждане естественно не догадываются, иначе бы давно произошла революция. Поэтому эти индивидуальности считают себя вправе с помощью специальных устройств измерять психопаспорта и выносить приговоры, тем самым как бы искупая свои грехи, когда они сами были людьми («Очень удобная позиция!», – считает Акане).

Немного отступив от основной темы сравнения аниме «Психопаспорт» и «Бориса Годунова», я хочу выразить свое отношение к аниме и показать, почему оно так дорого мне и как связано с психологией в моем понимании.

Во-первых, вспомните перечисленные характеристики жанровой принадлежности, которые я перечисляла раньше. Забудьте их. Это официальная информация, данная многочисленными справочниками, сайтами и Википедией. Лично я считаю, что то, как устроена система Сивилла, как ведут себя люди в разных обстоятельствах, в каких условия вынуждены работать сотрудники Бюро, - все это очень сильно напоминает мне современную российскую действительность. Поэтому для меня это вовсе не фантастика, постапокалиптика, а почти реальная ситуация из наших дней, лишь немного творчески изменённая. Не имеет смысла подробно расписывать, с чего это вдруг я делаю такие смелые выводы. Если найдутся те, кто смотрит аниме, пускай посмотрят хотя бы 1 сезон Психопаспорта, думаю, по большей части вы со мной согласитесь. Те, кто не смотрит, можете посмотреть хотя бы ради эксперимента, дабы открыть для себя новый вид искусства. Думаю, посмотрев часть серий (особенно это касается моих одногруппников психологов), вы также поймете меня.

Однако для небольшого пояснения своей позиции я приведу один пример. Когда-то давно слушая авторскую радио-передачу с Михаилом Веллером, я запомнила его ответ на вопрос возмущенного слушателя, о том, почему запрещают курение в общественных местах, почему в отличие от алкоголиков и наркоманов им зачастую устраивают более серьезный бойкот. На что он заметил, что это как минимум не выдерживает критики. Ведь в общем-то нашу цивилизацию создали люди, не придерживающихся правил ЗОЖ, а сплошь обладающими вредными привычками: алкоголь, курение, участие в сексуальных оргиях и массовых убийствах (организаторы Крестовых походов, например), шовинизм, национализм и другие -измы. Но это не мешало им создавать и разрушать государства, проводить реформы, устраивать грандиозные стройки, выигрывать войны, создавать произведения искусства – созидать мир, одним словом. Короче, именно в этом смысле Пушкин ошибался, да еще как: гений и злодейства бывают прекрасно совместимы!

​Михаил Иосифович прекрасен в любом возрасте. Даже когда он заблуждается и заходится в своих суждениях, это неподражаемо. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"
​Михаил Иосифович прекрасен в любом возрасте. Даже когда он заблуждается и заходится в своих суждениях, это неподражаемо. Взято из сервиса "Яндекс Картинки"

Возвращаюсь к мироустройству Психопаспорта, можно сказать, что такую сложную систему управления страной, разветвленной оценки способностей и жизненных показателей человека, могли организовать и развивать те, кто изначально эту систему превосходит. Если уйти от этически окрашенных эпитетов в отношении коллектива Сивиллы (традиционно российской власти), нельзя не признать, что те индивидуумы обладают повышенной самоорганизацией, высокими творческими способностями, могущие в некоторых критических моментах развития подвергать сомнению собственные действия, находить решение в стрессовых условиях. Братья Стругацкие назвали бы их люденами.

Таким образом, Сивилла – это коллектив живых бывших преступников, обладающих высоким творческим потенциалом, а вместе тысячекратно увеличивающий свой потенциал. Это – тот самый гранит из «Медного всадника» Пушкина, а большинство людей добровольно «народ безмолвствует» из «Бориса Годунова». Но людей никто не принуждает, как можно было бы подумать, они просто ни о чем не догадываются, не хотят задумываться и подвергать сомнению правоту Сивиллы, которая уже более двадцати лет считается неоспоримой. Но зато, когда в середине 1 сезона одним гениальным провокатором (как Пугачев) был спровоцирован бунт, когда устраивались погромы, разжигались потасовки, простым людям выдавалось оружие, как вы думаете, что многие из них сделали? Бессмысленно и беспощадно колошматили друг друга и особенно сотрудников Бюро, потому что всегда во время бунтов и революции силовые органы оказываются между двух огней.

Где-то в середине 1 сезона Сивилла по своей инициативе открывает истинное лицо Акане, именно ей, а не другим более взрослым участникам событий, что очень наглядно показывает мудрость и проницательность инспектора Цунемори. Быков правильно в той же лекции заметил, что Пушкин не шибко надеется на совесть, а верен чести защищать Отечество. И Петр Гринев, хоть и симпатизирует Пугачеву, но вынужден служить государству и Екатерине. Акане все прекрасно знает и понимает про Сивиллу и общество, которое уже настолько привыкло к диктату системы, что если отпустить вожжи, то ситуация обострится до предела. Причем все эти люди при применении к ним правительственной силы нередко теряются и не готовы ретироваться, ведь у них нет никаких идей, за которые они готовы были бы отдать свои жизни. Как в начале «Бориса Годунова» народ пытается разными способами вызвать искусственно слезы, чтобы сподвигнуть Бориса занять престол и взять на себя ответственность за то, в чем повинен не он один, а много бояр. На самом деле многим людям все равно, что твориться вне зоны их досягаемости. И в конце после усмирения горожан в Токио, многие стали заниматься своими делами, будто и не произошло ничего страшного.

Стоит отметить, что Акане является для меня почти безусловным кумиром. Она похожа на меня и внешне, и по характеру, хотя мне нередко не хватает ее выдержки и самообладания. Через 2 сезона и фильм она проходит через множество препятствий: ее близкую подругу жестоко убивают у нее на глазах; ее подчиненные, к которым она успела привязаться, гибнут по непринятию мер Сивиллой; ее бабушку, с которой она особенно близка с детства, жестоко пытают и убивают, о чем позже в красках описывают. И, несмотря на все это, она не отказывается от принципов гуманизма, ее коэффициент психопаспорта практически не колеблется (35 из допустимых 100) из-за многократно пережитого стресса, и самое главное, она все равно стоит на страже общества и системы «Сивилла».

Что очень важно, ей даже не с кем разделить свой секрет, о чем пронзительно поется в первом же опенинг «abnormalize», которую исполняет группа Ling Tosite Sigure. Ее прекрасно адаптировал на русский язык известный певец и фандаббер множества саундтреков - Jackie-O.

Очень харизматичный чувак, который любит красить волосы в разные цвета. Как бы к нему не относились, он первый в России стал переводить музыку из аниме-индустрии для широкой аудитории. Как ни крути, он уже вошел в историю.​ Взято из сервиса "Яндекс Картинки"
Очень харизматичный чувак, который любит красить волосы в разные цвета. Как бы к нему не относились, он первый в России стал переводить музыку из аниме-индустрии для широкой аудитории. Как ни крути, он уже вошел в историю.​ Взято из сервиса "Яндекс Картинки"

Есть что-то важное, о чём не рассказать,
Что в мыслях кроется, не объяснить.
Я потерялся в мире том, что не понять,
Его не изменить.
Твой секрет с тобой (всегда с тобой).
Твой мир красив, но он чужой.
Всё, что можешь мне ответить
Сохрани в секрете. (Сохрани в секрете.)

Вот отрывки из заглавной песни всего тайтла, но уже и их хватает, чтобы понять в каком мире живет Акане Цунемори, и в какой среде жил и творил Пушкин, что он и отражал в своих самых разных произведениях с несколькими сквозными темами.

Классическая русская литература и современное аниме – совершенно разные вещи. Также как и Пушкин, Петр Гринев, Акане, Российская власть и система «Сивилла» - совсем различные персонажи. И все-таки разные формы в искусстве с разрывом в столетия отражают одни и те же проблемы, а разные персонажи и герои разных государств каждый по-своему разрешает проблемы и переживает личные трагедии. Чтобы не случалось, это еще не повод опускать руки, ведь «человеческая жизнь всегда имеет смысл», как сказал один мой любимый персонаж из другого аниме, но об этом я поразмышляю как-нибудь в другой раз…

P.S. Не могу в конце статьи не сказать о том, что во многом на выбор второй специальности и глубокого анализа Психопаспорта повлиял период его первого просмотра. Это было начало второго семестра последнего 4 курса бакалавриата юридического факультета. Состояние полурасслабленности, когда нет итоговых сессионных работ, высокая готовность воспринимать новые объекты для размышления. Случилось то, что я увидела Психо-пасс в крайне удачное время: последний семестр последнего курса, завершение базового уровня обучения, при этом не самый его конец, приходящийся на защиту дипломной работы, аккурат время после новогодних праздников, «предрубежный отрезок привычной жизни», как я это называю. Могу предположить, что аниме не возымело бы настолько глубокого и всеохватывающего эффекта, посмотри я его раньше или позже. Я не очень верю в судьбу и знаки, но думаю, что некоторые вещи попадаются нам в необходимой форме и нужном отрезке времени, чтобы мы смогли понять самих себя и решиться на важный шаг в жизни.

4242
20 комментариев

Быков, Борис Годунов, Психопаспорт... Смешались в кучу пони, кони и ядрам пролетать мешала...

Если найдутся те, кто смотрит аниме, пускай посмотрят хотя бы 1 сезон Психопаспорта

Зачем, ты же уже все проспойлерила

Формально они равны по званию, но так как он работает в Бюро почти 10 лет, он все-таки часто отдает ей распоряжения так, как считает правильным.

Стандартная азиатская дедовщина. Семпай-кохай и все такое.

Тут вообще неправильное понимание Сивиллы. Это по сути один разум. У него много аспектов но это один организм. Пересмотри поведение главгада в конце первого сезона. Плюс если ты строишь систему нейтрализующую пороки - тебе надо понимать что это за пороки. А сравнивать нашу власть с Deus Ex Machina - чем по факту и является Сивилла, это очень сильно натягивать сову на глобус.

15

Комментарий недоступен

8

Стандартная азиатская дедовщина. Семпай-кохай и все такое.Ну да, ты сейчас такую хрень сморозил... В любой стране тип, работавший 10 лет, всегда авторитетнее нуба.
Семпай-кохайНе присваивай этот момент конкретно азиатам просто потому, что у них есть четкие термины для этой ситуации.

Статья похожа на прошлую от человека, который писал про братьев Стругацких. Пока пытаюсь понять.

Все что описано, есть на русском фан сайте Психопаспорта

3

Прекрасно, я очень рада, что у всех есть свое мнение и вы взялись спорить.

У меня как у автора есть также своя позиция, и если с ней не согласны, я ее не изменю так просто.

Просто я всегда смотрю на вещи шире. Очень просто хвалить какой-то тайтл или ругать его. А сравнивать разные произведения  и тем более пласты культуры умеет очень и очень немногие.

Правда, спасибо большое за критику, вы стимулируете меня мыслить еще дальше.

1

У меня как у автора есть также своя позиция, и если с ней не согласны, я ее не изменю так просто.

Просто я всегда смотрю на вещи шире. Очень просто хвалить какой-то тайтл или ругать его. А сравнивать разные произведения  и тем более пласты культуры умеет очень и очень немногие.

Немногие могут видеть в завтрашний день.

А если серьёзно, то вам ещё учиться и учиться грамотно формулировать свои мысли в тексте. Стиль в вашем лонгриде совершенно не выдержан. То вы почти целиком описываете сюжет, то приплетаете Пушкина, то делаете вообще неуместную вставку с исполнителем русских каверов. Из-за этого текст выглядит ужасно рваным и не получается уловить основную мысль, которую вы, надеюсь, пытались в него вложить. Поэтому ваш лонгрид больше похож на потуги школьника написать свое первое сочинение. Именно это вызвало критику в ваш адрес, а не ваша позиция касательно произведения.

6