Современные ресурсы с узкой или смежной тематикой

Игровая журналистика также коснулась ресурсов, посвящённых IT-индустрии, компьютерному железу и программному обеспечению. С начала нулевых про игры пишут сайты Overclockers и 3DNews, а c 2007 года iXBT.games (бывший Gametech)— дочерний игровой проект сайта iXBT, старейшего портала о компьютерной технике в рунете (стоит отметить, что до появления подсайта про игры регулярно писали в отдельном разделе iXBT). Контент всех трёх сайтов в основном ограничивается новостями, обзорами и тестами производительности в новых играх.

Похожая история у порталов Zone of Games и 4PDA. Первый изначально занимался русификацией компьютерных игр и постепенно превратился в крупнейшую библиотеку неофициальных переводов для ПК. C 2008 года на сайте начали появляться новости, обзоры, прохождения и прочие текстовые материалы. Сегодня ZoG по-прежнему занимается русификацией игр, но приоритетным направлением ресурса стали редакционные тексты.

4PDA долгое время писал только о мобильной электронике. Чаще всего на сайт заходили ради форума, на котором пользователи могли обсудить мобильные телефоны и планшеты, а также скачать как бесплатные, так и уже взломанные приложения. После редизайна в 2014 года портал начал рассказывать об игровой индустрии, под которую отвели специальный раздел на сайте. Хочется отметить колоритные материалы, в которых авторы исследуют животрепещущие темы из игр. Например, интервью с реальным киллером, или материал о том, как показывают шизофрению в играх и кино (с комментариями больного).

4PDA в 2020 году
4PDA в 2020 году

Больше всего не повезло любителям консольных игр. Многие «консольные» сайты занимались нелегальным распространением игровых образов и не имели никакого отношения к традиционной журналистике. Но были и исключения. Первым крупным «консольным» сайтом страны до сих пор считается GameMag. До 2002 года он назывался Russian Gaming World и выглядел как блог с прикрученным разделом чит-кодов.

В 2002 году произошло объединение RGW и украинского сайта Gamer.com.ua (сейчас по этому адресу находится другой сайт). Итогом этого симбиоза стал сайт Gamemag, который долгое время был чуть ли не главным убежищем консольных игроков рунета. В момент основания здесь обсуждали новинки для Nintendo GameCube, первого Xbox и PlayStation 2. Сегодня Gamemag — это популярный игровой портал со свежими новостями, обзорами и активным игровым форумом (что большая редкость для современных игровых сайтов).

GameMag в 2013 году
GameMag в 2013 году

Stratege — второй чисто консольный сайт рунета. Он начинал с гайдов о том, как получить трофеи в играх для PlayStation 3. С 2012 года на портале регулярно публикуются свежие игровые новости и обзоры консольных новинок. Тем не менее основная тематика Stratege осталась прежней: на сайт заходят прежде всего ради советов по получению трофеев и синхронизации учётных записей PlayStation Network и Xbox Live.

Закрытие журнала Cybersport не поставило крест на этой узкой отрасли игровой журналистики. Сейчас в России существует три медиа о киберспорте. Сайт Cybersport с 2000 года принадлежал «Федерации компьютерного спорта России». В 2010 году он стал независимым и был преобразован в информационный ресурс о кибеспортивных соревнованиях и игроках. Позже появились сайты схожей тематики Goodgame и GlassCannon (портал об играх компании Blizzard Entertainment).

Stratege.ru в 2020 году
Stratege.ru в 2020 году

Компания Mail.ru в 2010 году превратила свой дочерний сайт «Игры@Mail.ru» в нечто среднее между информационным ресурсом и игровой платформой с обширной библиотекой многопользовательских игр. В редакции «Игры@Mail.ru» обосновались многие известные личности игровой журналистики.

Долгое время проектом руководил Александр Кузьменко, бывший главный редактор журнала «Игромания». В конце 2019 году он ушёл из Mail, а его место занял Антон Городецкий, бывший издатель «Канобу». В редакторах числится Наталья Одинцова (бывший заместитель главного редактора в «Стране Игр») и Андрей Александров (восемь лет работал в «Игромании»).

В мае 2020 года медиапроект объявил о перезапуске. Поменялся дизайн, а название сменилось на Player One. Команда планирует сделать Player One «номером один в плане качества текстов, оперативности подачи информации и удобства для пользователей».

«Игры@Mail.ru» в 2020 году
«Игры@Mail.ru» в 2020 году

В истории сетевой игровой журналистики встречались и уникальные случаи. Например, сайт GoHa начинал свой путь как популярный любительский форум поклонников многопользовательских игр. Спустя годы он трансформировался в ресурс с игровыми новостями и обзорами. Однако в век социальных сетей форумы GoHa никуда не исчезли, и по вечерам на них одновременно сидит до 800 человек.

В период с 2009 по 2013 год появились сайты, которые в чём-то были первыми. Например, развлекательный портал Shazoo начал рассказывать обо всех направлениях geek-культуры задолго до «Канобу» и обновлённого DTF. Основные тематики сайта: игры, наука, кино, комиксы, искусство и повседневная жизнь.

Shazoo в 2020 году
Shazoo в 2020 году

Портал Gmbox был одним из первых игровых сайтов, который на постоянной основе начал стримить игры. В 2011 году проект был запущен по решению ВГРТК, что также сделало его первым российским игровым СМИ, которое фактически принадлежит государству.

Сайт был основан Ильей Овчаренко, бывшим PR-менеджером «Игромании» и «Акеллы» (подробнее о карьере Овчаренко вы можете прочесть в нашем интервью). Он хотел сделать новый игровой ресурс для более широкой аудитории, который также выгодно бы отличался от всех аналогов.

Ребята, которые сделали Sportbox.ru, с подачи моей старой коллеги по «Игромании» зовут меня делать игровое направление на ВГТРК. История получает название Gmbox.ru, достаточно быстро набирает свою качественную аудиторию, по-настоящему богоизбранную команду людей, становится пионером в прямых трансляциях игр, полыхает ярким пламенем, выжигая глаза конкурентам. И до сих пор мирно идёт ко дну, начиная с 2016 года, когда ВГТРК поменяли всех людей, которые работали на портале, на новых.

Илья Овчаренко, основатель Gmbox.ru

Впоследствии Овчаренко вспоминал, что хоть ресурс и не был самым популярным, но зато — самым зарабатывающим в 2012 и 2013 году. Только за 2013 год Gmbox заработал более 80 миллионов рублей.

На момент запуска сайта в игровой журналистике ещё мало кто верил в формат стримов, многие игровые СМИ не видели в нём перспективное направление, но в Gmbox так не считали. По словам Петра Сальникова (видеопродюсер, а позже и руководитель сайта), Gmbox был одним из первопроходцев в сфере российских игровых стримов. Он отметил, что проект получился удачным, потому что над ним трудилась очень маленькая, но при этом слаженная команда журналистов, в том числе весь состав бывшей «Адовой кухни» «Канобу». В стримах Gmbox также регулярно снимался известный видеоблогер Илья Мэддисон.

Сегодня почти каждый российской игровой сайт ежедневно стримит как новинки, так и проверенные временем хиты, но тогда это была сложная и неизведанная форма медиа.

Это дало сайту известность, обожание и аудиторию. Особенно Hotline Gmbox, как возможность выходить в прямом эфире каждую неделю и общаться с аудиторией. Практически настоящая журналистика!

Но в большей мере, конечно, это все прокачало нас: умение собираться, работать с аудиторией и с собой на ежедневной основе.

Илья Овчаренко, основатель Gmbox.ru

Сейчас ты просто берёшь вебку, микрофон, заводишь аккаунт на Twitch и поехали, а тогда Gmbox изобрёл «письменность». Были вещи, на которые мы с трудом влияли, ведь ВГРТК — это здоровый аппарат, который с трудом ворочается и что-то делает. Вместо того, чтобы работать, мы боролись, и по сотому разу объяснили, что нам нужно вот это и это. А ещё мы транслировали при помощи сучьего оборудования. Камеры за 120 тысяч воткнутые в непонятную хурму, которую каждый раз приходилось настраивать заново и кричать: «Володя, да сделай ты что-нибудь!».

Секрет успеха Gmbox — «каждый может». Знаете, есть такие мужики, которые находятся в режиме максимального зарабатывания бабла. Днём они работают где-то, вечером, допустим, кладут тёплый пол, а ночью бомбят на «Мерседесе». Брат, ты ведь хочешь лучшей жизни? Давай, ты можешь, сделай. Мы все придерживались похожих принципов.

Ты должен уметь делать всё. Мы все участвовали в рекламных креативах, «летучках», стримах и выездах. Каждый может взять ноутбук, камеру и ноут. Снять видео или сказать что-то на камеру, а потом быстро сверстать и залить на YouTube. Каждый может писать, говорить, ездить куда-нибудь и брать интервью. Наша политика была простой: не было такого, чтобы кто-то говорил: «Я нанимался писать обзоры!». Нихрена, брат, ты нанимался работать. Прямо сейчас мы все встаём и делаем трансляцию.

Пётр Сальников, бывший руководитель Gmbox
GmBox в 2013 году
GmBox в 2013 году

В 2015 году постоянная команда Gmbox начала разваливаться из-за перемен и «душной», как говорит Сальников, атмосферы в редакционной политике сайта. По его словам, все хотели сделать что-то менее стандартное, но было невероятно трудно работать из-за постоянной аппаратной борьбы. Команда упёрлась в «контентный потолок», нужно было расширять сферу деятельности. Ушёл Овчаренко, Ломакин и большая часть авторского коллектива.

Все хотели делать что-то менее стандартное, но потом прибегали SEO-шники и кричали, что нужно написать 30 прохождений новых игр. Напишем их, выполним план и вот тогда точно заживём. Руководство их слушало, потому что в специфике этого медиа не все разбирались. И люди, которые привыкли к объективным цифрам, говорили нам: «Ну вот SЕО-шники же сказали, что нужно 30 текстов, значит пишите 30 текстов». Началась душная история, после которой я ушёл на свой новый проект Disgusting Men.

Пётр Сальников, бывший руководитель Gmbox

Про игры в России сейчас также пишут порталы, которые можно лишь с оговорками отнести к игровой журналистике. Например, удачно подружить игры и мужское lifestyle-медиа наконец-то удалось изданию Disgusting Men («Отвратительные мужики»). Ресурс избежал всех ошибок позднего XS Magazine и не превратился в очередное «глянцевое» медиа про обнажённых девушек, секс или модную одежду.

Disgusting Men в 2015 году
Disgusting Men в 2015 году

В команде сайта собралась золотая троица времён старого «Канобу» и Gmbox — Пётр Сальников, Георгий Добродеев и Виктор Зуев. Сначала это был сайт, на котором команда выкладывала свои подкасты и писал об играх, хотя уже в самом начале они решили увеличить набор тематик.

Договорились сразу, что сайт будет не только про игры, потому что всем надоело. Мы хотели создать уникальное медиа, которого ещё не было и невозможно повторить. К моменту выхода из Gmbox я уже перегорел темой игровой журналистики. Хотел охватить много тем, тем более меня, моих коллег и слушателей всегда интересовали не только игры. Нас читали и слушали ради отдыха, а не новостной повестки.

Мы чувствовали, что настало время для того самого микса, ориентированного на мужскую и взрослую аудиторию (25-35 лет), которая читает книги, пашет на работе, любит баб, спорт, играет на выходных, интересуется индустрией и жизнью разработчиков. Когда вышел XS Magazine, то в России почти не было такой аудитории, потому-то всё и схлопнулось.

К моменту запуска Disgusting Men такая аудитория появилась. Нас читают разработчики игр, медики, водители-экспедиторы, преподаватели и прочие серьёзные люди. Бывшие заядлые геймеры выросли, возможно женились, получили образование, стабильную зарплату и уверенность в завтрашнем дне. При этом они не потеряли интерес к играм и обрели множество других увлечений.

Пётр Сальников, руководитель Disgusting Men

Напоследок стоит упомянуть проект Kitchen Riots («Кухонные бунты») — первый и единственный российский коллективный женский блог об играх и гик-культуре. Многие его основатели и постоянные авторы занимаются профессиональным косплеем или работают в игровой индустрии. Тематика блога охватывает игры, комиксы, кино, косплей и выставки.

Kitchen Riots в 2016 году
Kitchen Riots в 2016 году

«All Games — геймерская карта «Тинькофф» с повышенным кэшбеком на игры и развлечения. Расплачиваясь ею, можно получать бонусами:

  • 1.5% — за кино и концерты, если покупать через приложение банка (2%, если не через него).
  • 3% — за игры.
  • 1.5% — за электронику и технику, кафе и бары, такси и каршеринг.
  • 1% — за остальные покупки.

Один бонус равен одному рублю. А ещё на ней можно указать свой игровой никнейм и время от времени получать билеты на турниры и участвовать в розыгрышах.

6363
39 комментариев

По словам Петра Сальникова (видеопродюсер, а позже и руководитель сайта), Gmbox был первопроходцем в сфере российских игровых стримов.Ну да, конечно, гмбокс, появившийся на свет в конце 2011, был первопроходцем в игровом стриминге, а вовсе не стопгейм, где в 2010 Орешкин и Шалашов начали стримить бету старика второго, а потом и остальные авторы сайта подключились. И вроде как они сами говорили, что идею стримить старик подсмотрели у киберкотлет, первопроходцами себя не называли.

16
Ответить

Приятно, что кто-то тоже вспомнил такой факт

5
Ответить

Ну это не мои слова, а мнение человека, который к этому причастен. А речь тут скорее не о том, кто первым начал стримить (по факту это делали игровые каналы в 2008-2009), а кто поставил это на массовый и очень качественный поток.

3
Ответить

Тоже про это же думал, когда читал комментарии Петра и Ильи по поводу Gmbox. Стримы были до Gmbox ещё и на Канобу (правда записи потом ждать приходилось неделями, если вообще они появлялись).
Gmbox образца 2012 года - было отличное место с настоящей командой мечты (Зуев, Загудаев, Ломакин, Овчаренко, чуть позже и Сальников, только Курган должен гореть в аду:-) ), но все же что-то много на себя берут в плане достижений. Первыми в стримах все же были СГшники. В 10 или 11 году они стримили и с консолей (стримы Killzone 2 и Heavy Rain). У Gmbox были мощности ВГТРК (о чем Зуев говорил, представляя это как главную фичу сайта осенью 2011), делали по трансляции каждый будний день, но в плане качества это не было чем то новым и уникальным, особенно с их плеером, который оставлял желать (помню трансляцию MGS 3 с Логвиновым которую они так и не смогли провести). 
Да и про команду, которая типа занималась всем, и стримами, и репортажами, и обзорами - также не ново. Опять же на СГ команда делают все от обзоров игр до стримов, при этом без мощностей ВГТРК. 

1
Ответить

Вы слышите этот звук вдали? Это плачут котонавты о которых не сказали ни слова.

7
Ответить

@Семён Костин А как же старый-добрый МирФ?

3
Ответить

Про Мирф у меня есть совсем чуть чуть тут во вступление
https://dtf.ru/retro/124908-maloizvestnye-igrovye-zhurnaly-i-gazety-nulevyh
Я не стал подробно о нём рассказывать, потому что это всё-таки не игровой журнал. Хотя про игры в нём писали, конечно.

1
Ответить