{ "author_name": "Тимур Сафаров", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 36, "likes": 95, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12637", "is_wide": "" }
Тимур Сафаров
13 717

Ностальгия в квадрате: что такое демейки

Для чего вообще «состаривают» современные игры.

Поделиться

В избранное

В избранном

Последние десять лет массовую культуру захватила мода на ретро: пиксель-арт, синтвейв, чиптюн — всё настолько известно, что даже немного утомило. Но иной раз ретромания доходит до абсурда. Демейки — крайняя её степень, сродни съёмке фильмов или записи музыки на антикварное оборудование.

Увы, это всего лишь фан-арт. Однако двухмерных игр, заимствующих идеи Dark Souls, довольно много. Самые любопытные — Eitr, Salt and Sanctuary и Blasphemous

Настоящий демейк — это не просто противоположность ремейка, а скрупулёзная и творчески исполненная адаптация игры под старое железо. Ну или хотя бы грамотная стилизация.

Автор клянётся, что нашёл восьмибитный прототип StarCraft в шкафу у дедушки. Шутит, конечно

При желании, даже FIFA 14 для PS2 можно считать демейком (одним из немногих официальных). Однако сегодня мы говорим об играх, основные концепции и визуальный стиль которых будто бы переносят в прошлое.

Вы никогда не задумывались как было бы здорово поиграть в Hotline Miami на Sega Mega Drive? Ну или хотя бы на первой PlayStation. Уж она-то точно должна её потянуть, сохранив все особенности.

К сожалению, демейка HM под старые консоли пока нет (но зачем-то есть порт Flappy Bird для Commodore 64). Зато существует множество фанатских фантазий, как выглядели бы те или иные игры, выйди они на старых платформах.

Фанатских работ в сети столько, что сложно найти современную игру, которую бы не «состарили» (пусть даже и в формате видеоролика).

«Перенос» Outlast на PS One

Несмотря на то, что большинство «состаренных» версий — всего лишь талантливые фальсификации, некоторые игры действительно получили демейки. Иногда даже официально.

Зачастую разработчики крупных тайтлов не ждут фанатского отклика и сами создают демейки своих игр. Кто-то чтобы приукрасить историю разработки основного продукта, кто-то лишь в качестве промо-материала, а кто-то так пытается шутить.

Ностальгия и маркетинг

Использовать юмор для продвижения игр Bethesda начала отнюдь не в этом году (речь о блестящей рекламной кампании Wolfenstein II: The New Colossus). Ещё во времена Fallout: New Vegas им пришла отличная идея для рекламы игры в Японии, где концепция западных ролевых школ всегда чуть уступала по популярности играм вроде Final Fantasy и Dragon Quest.

К сожалению, фирменную боевую систему (с выбором, в какую часть тела противника наносить урон) не включили в демейк. По ощущениям «боёвка» — классический Dragon Quest

Именно в стиле Dragon Quest компания и решила сделать 8-битную «флешку». Игра была доступна только на японском и представляла собой интерактивный путеводитель по вселенной и механикам Fallout.

Было очень смело включить в японский демейк квест с атомной бомбой

Непонятно, правда, почему Bethesda решила оставить классическую боевую систему Fallout за бортом. Возможно из-за того, что похожая система была в японской Last Rebellion, которая получилась такой кошмарной, что издатель Nippon Ichi сразу же разорвал отношения со студией-разработчиком Hit Maker.

Поиграть в 8-битный Fallout, к сожалению, уже нельзя (хотя его осмысленное прохождение без знания японского и так было бы весьма затруднительным), — игра была доступна только в браузере на официальном сайте Bethesda.

А вот официальный демейк Dark Void (2010) от Capcom до сих пор доступен в Steam. Capcom, очевидно, понимала, что оригинальная игра получилась не самой лучшей (неоригинальный и весьма скучный шутер от третьего лица). Потому и принялась наводить мистерию вокруг франшизы, обнаружив якобы утерянную в восьмидесятых Dark Void Zero. По легенде, её ремейком как раз является Dark Void 2010 года.

По словам самих Capcom, идея пришла к ним, когда они слушали чиптюн-ремикс главной темы игры, сделанный композитором Бером Макрири. Тогда кто-то пошутил, что можно было бы и всю игру сделать в таком стиле, смешав идеи Bionic Commando (1987) и Section Z (1985).

Результатом шутки стал ретро-платформер, гораздо более увлекательный, чем оригинальный Dark Void. Графика и управление максимально аутентичны, даже сюжет здесь старательно «косит» под несерьёзную игровую фантастику восьмидесятых: мы мешаем пришельцам строить портал на Землю, летая на джетпаке Николы Теслы.

Похожая история у Capcom уже была с Bionic Commando. Только в том случае почти дословный двухмерный ремейк классики, который делали «на сдачу» от основной игры, игрался и продавался лучше ремейка трёхмерного.

Иногда забавы ради разработчики прячут демейки внутри самих игр. Так, например, поступил Эдмунд Макмиллен, поместив внутрь Super Meat Boy уровни, стилизованные под игры со старых приставок. Особенно мило смотрится монохромный уровень сделанный под Game Boy. А Терри Кавана, автор VVVVVV, специально для Super Meat Boy создал уровень будто из игры для ZX Spectrum.

К слову, сам VVVVVV, как это ни смешно, тоже подвергался демейкингу — существуют версии игры с ASCII-графикой.

Восьмибитный HAWX 2 (не самый плохой европейский конкурент Ace Combat) до сих пор доступен на сайте Ubisoft. В нём даже предлагалось выбивать дополнительный контент для оригинальной игры — вот что значит «связь между поколениями».

Куда интереснее смотрится демейк Borderlands, который курировали лично Gearbox. Выход The Border Lands приурочили к релизу второй части кооперативного шутера.

Арт-дирекшен оригинала вполне располагает к подобным экспериментам, однако две главные черты Borderlands в демейке всё же обошли стороной. Миллионы разновидностей лута отсутствуют по понятным причинам (с врагов может упасть один из чётырех видов оружия), а вот что мешало сделать кооператив хотя бы на двоих — непонятно.

А это — всего лишь фанарт. Но даже тут предусмотрели кооператив

Всё что нужно делать в The Border Lands — отстреливать волны врагов (даже полоски жизней над головами на месте) на арене. Занятная 16-битная безделушка, по ощущениями напоминающая Rambo III для Sega Genesis.

Ностальгия для народа

А вот где про фирменный кооператив не забыли, так это в неофициальном демейке Left 4 Dead за авторством Эрика Рута (у него подобных творений целая серия). Если увидите название известной игры с приставкой Pixel Force, значит над игрой поработал Рут, превратив её в артефакт с восьмибитной приставки.

Количество фанатских демейков исчисляется сотнями, а добрая половина из них сделана без малейшего намёка на здравый смысл.

Лучшие же из них давным давно стали известны среди игроков — тут и довольно живучий Counter-Strike 2D, и Gang Garrison 2, демейк Team Fortress 2, и двухмерный Portal. Первые две игры — с мультиплеером.

Демейк есть y SIlent Hill 2, даже у DayZ. Что интересно, Mini DayZ был создан Михаилом Азовских, разработчиком из Перми. Упрощённая версия симулятора выживания настолько понравилась Bohemia Interactive, что те пригласили Михаила работать у себя.

Помимо качественных, полноценных разработок, существует много откровенного мусора и шуточных экспериментов, которые само слово «демейк» трактуют чересчур радикально.

Все знают Wolfenstein 3D. Казалось бы, идея сделать 2D-версию напрашивается сама собой. Однако человеческая фантазия не знает границ. Встречайте — Wolfenstein 1-D.

Зачем нужны демейки Minecraft, если уже есть прекрасная Terraria? Однако у главного творения Нотча есть не только десятки пиратских клонов, но и эпический даунгрейд, созданный в PowerPoint.

Minecraft PowerPoint Edition

Кое-кто видит демейкинг иначе — в превращении игр в текстовые квесты. Существуют не только очевидные варианты, вроде переноса King`s Quest в текстовый формат, но и даже текстовое приключение по мотивам God of War.

Нельзя не упомянуть и «кислотный» демейк American McGee`s Alice, превращающий её в пропагандистский русский квест. Наверное, здесь слово «демейк» следует переводить уже немного иначе. Скорее, «отуплённая версия». Фанатам мультфильма «Атомный лес» и нестандартного юмора точно будет интересно.

Из-под полы

Отдельной категорией идут так называемые игровые «бутлеги». По аналогии с музыкальной индустрией, название подчёркивает неофициальность таких релизов. Но если демейки, о которых мы писали выше, никто не пытается продавать, то выпуск бутлегов нацелен на получение прибыли.

Особой популярностью этот вид деятельности пользуется в Китае, где и сегодня создаются десятки клонов известных игровых приставок и игр (книжек, мультиков, одежды и так далее до бесконечности).

Зрение вас не обманывает — это действительно клон PS4 с геймпадом, как у Xbox One. Чтобы было совсем смешно: работает это чудо на Android и называется OUYE («Oh yeah» или отсылка к консоли OUYA?)

В девяностых было полно случаев, когда пираты переделывали игры с более свежих консолей под слабенькие китайские копии или устаревшие системы, стоившие в десятки раз меньше. Что-то даже попадало в Россию. Подобный картридж был и в моей личной коллекции.

Подмен тогда особо никто не замечал, особенно если персонажи и общий дизайн были перенесены тщательно, как в случае с Tekken 3 Special. Разумеется, никакой Special-версии для 16-битных систем Namco не выпускала (в отличие от Sega с её неплохим портом Virtua Fighter для Genesis), но оригинальные персонажи были на месте, а игра числилась во многих книжках вроде «Коды и секреты для 1001 игры». Кого-то это могло сбить с толку.

В детстве покупка демейка Tekken 3 меня очень расстроила — во время игры пришло понимание, что Special не просто так можно перевести как «особенный».

По механике файтинг был похож на плохую игру из Google Play, слепленную на каком-то бесплатном движке (что почти правда, ведь Tekken 3 Special использовал Sega Fighting Engine, на котором пираты клепали много всего). И таких примеров было очень много. Концепция «выпустить для старых консолей клон игры с PlayStation One» особенно прижилась в Китае.

Знаменитый бутлег Mortal Kombat 2 для Dendy/NES, расстроивший не один десяток наивных мальчишек

Как уже говорилось, бутлеги живут и по сей день, но не все из них — попытка пиратов заработать на невнимательных игроках.

Например, к премьере второй части «Стражей галактики» команда энтузиастов во главе с американцем Дейвом Кларком превратила старенький платформер Bucky O'Hare в игру про Питера Квилла и его команду. Модели и текст в ROM-файле игры были заменены на аутентичные.

Что особенно примечательно, ROM-файл для эмулятора нельзя скачать. Игру можно приобрести только в виде картриджа за 45 долларов.

Сам Дейв уверяет, что оно того стоит, ведь этот хак уникален и к тому же на NES работает без проблем. Есть только одна проблема — лицензии на использование материалов у команды нет, так что, в теории, они в любой момент могут получить запрет от Konami или Marvel. Хотя сам Дейв признаётся, что с продажи демейков не получает почти ничего — все деньги уходят на покупку материалов для картриджей.

Ситуация с игрой по «Стражам» для NES отдалённо напоминает то, как некоторые разработчики целенаправленно создают игры для консолей, которых уже давно нет в свободной продаже. Один из последних подобных примеров — beat`em`up под названием Paprium для Sega Mega Drive 2. Трейлер выглядит необычно.

А несколько лет назад команда энтузиастов TDGMods и вовсе задумала отдать дань уважения Blood, культовому шутеру девяностых. Целевой платформой была выбрана Sega Dreamcast, консоль не просто устаревшая, а провалившаяся в продаже в конце девяностых.

Новую игру назвали Hypertension и решили делать её на модифицированном движке Doom. В 2015 году, спустя шесть лет после анонса, в сети наконец появилось геймплейное видео.

На сегодняшний день новой информации об игре почти нет, а разработчики, кажется, окончательно переключились на другой проект — SlaVE, тоже для Dreamcast.

Одни команды программистов пытаются выжать из старых консолей всё, что не получилось двадцать лет тому назад; другие пытаются перенести современные механики на старое железо; для кого-то это вызов, который иногда доходит до того, что даже приходится работать на аутентичном оборудовании тех лет. Ну а иногда это просто эксплуатация нашей ностальгии.

Как бы то ни было, для простого игрока демейки — хороший способ убедиться, какой огромный путь прошла индустрия за десятилетия своего существования.

#ретро #истории

Статьи по теме
Артефакты с балкона: о чём говорят забытые вещи
Магия технодемок: как компании хвастаются мощностями консолей
Очумелые ручки: феномен самодельных консолей
На вес золота: редкие и дорогие версии известных консолей
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]