ZanZarah — The Hidden Gem моего детства

Затеял я генеральную уборку. Протирал полку с пыльными коробками и нашёл диск игры двадцатилетней давности. Игры вроде забытой, но знакомой многим. Игры будто детской, но с глубоким геймплеем и потной сложностью. Я прошёл её. Не пожалел. И хочу поделиться впечатлениями!

ZanZarah — The Hidden Gem моего детства

ZanZarah: The Hidden Portal — приключение девушки Эми, из Лондона попадающей в волшебный мир, где обитают гоблины, эльфы, гномы и феи. И даже один друид.

Путешествуя по Занзаре, Эми собирает и тренирует фей, участвует в боях между ними, знакомится с местными жителями и помогает победить нашествие тёмных эльфов из Царства Тьмы.

Обложка американского издания — в США издателем выступили Xicat Interactive.
Обложка американского издания — в США издателем выступили Xicat Interactive.

ZanZarah разработана немецкой студией Funatics Development в 2002 году. В России издана в 2003 компанией «Руссобит-М» под названием: «ZanZarah. В поисках затерянной страны».

Funatics Development затем поменяли название, выпустили ещё 18 игр — последнюю, если верить официальному сайту, на мобилки в 2015 году, — и прекратили существование.

<p>Найденный диск. У меня во дворе девчонок росло больше, чем пацанов. Да и я был младше, поэтому тенденций не задавал, а играл во что дадут друзья, ну, или купят родители. Подозреваю, диск с ZanZarah кто-то из девочек мне и подогнал. Простите, что не вернул.</p>

Найденный диск. У меня во дворе девчонок росло больше, чем пацанов. Да и я был младше, поэтому тенденций не задавал, а играл во что дадут друзья, ну, или купят родители. Подозреваю, диск с ZanZarah кто-то из девочек мне и подогнал. Простите, что не вернул.

Зато не издание Фаргус. А то лечись потом от рыбов...
Зато не издание Фаргус. А то лечись потом от рыбов...

ZanZarah одновременно похожа и на Gothic, и на позже вышедшие Fable и SpellForce. Сказочной атмосферой и яркими локациями напоминает первые части Гарри Поттера и Morrowind, и дарит ощущения, что испытываешь, когда играешь в WOW Classic.

А очаровательной музыкой, переработанной из библиотеки Complete Celt, и звуками, кочующими из игры в игру, — металлическая калитка открывается со скрипом деревянной двери из Ведьмака или Heroes of Might and Magic, — возвращают во времена, когда на пузатом мониторе ещё висел защитный экран.

Вы точно где-нибудь это слышали.
Вы точно где-нибудь это слышали.

ZanZarah не стала популярной ни в США, ни в Европе, но России, где в нулевые никто и не видел игры о Покемонах или о Зельде; где свет вообще преломляется немного иначе, обрела тёплое сообщество, оставшись для многих игрой детства.

У игры проблемы с запуском на современных компьютерах — ZanZarah отказывается видеть мою видеокарту и нормально работать на широком мониторе. Играть в маленьком разрешении терпимо, аутентично даже, но в меню у меня тормозил курсор. Неприятно.

Не получилось сделать и скрины, потому что игра сразу сворачивалась. Поэтому некоторые иллюстрации для статьи я взял из фанатской группы в ВК и из обсуждений к Steam-версии, где предлагается воспользоваться программой dgVoodoo для эмуляции, но я проходил с диска — не сработало. Забил. Тем более черные полосы по бокам никак мне не мешали.

По скриншотам отменённая часть ZanZarah напоминает первую игру, кажется, что контент создавался во время основной разработки, и, вероятно, просто не влез в оригинал из-за денег или времени.
По скриншотам отменённая часть ZanZarah напоминает первую игру, кажется, что контент создавался во время основной разработки, и, вероятно, просто не влез в оригинал из-за денег или времени.

В ZanZarah простой и понятный сюжет. Когда-то человеческий мир и Занзара были едины, но их разделил Белый друид и при помощи вождя гномов создал Стража — могучее магическое существо, которое держит закрытым проход между мирами.

Магия в Страже иссякла, что принесло вред жителям Занзары: дикие феи стали атаковать каждого встречного, на дорогах выросли колючие кусты и гигантские валуны, а из из-под земли выползли вонючие тёмные эльфы.

Воспользовавшись магической руной, Эми попадает из Лондона в Занзару, и теперь обязана помочь обитателям магического королевства.

Я влюблён в дизайн героини. Даже в 2022 году Эми чувствует модерновой. Словно девочка только-только попала из мегаполиса в заколдованный мир, где кажется чужой, но не лишней. Как современная Элли из Изумрудного города или Алиса из Страны Чудес. 
Я влюблён в дизайн героини. Даже в 2022 году Эми чувствует модерновой. Словно девочка только-только попала из мегаполиса в заколдованный мир, где кажется чужой, но не лишней. Как современная Элли из Изумрудного города или Алиса из Страны Чудес. 

Через разговоры с персонажами и летающие книги можно узнать больше о мире и причинах конфликта: в историю вплетено и предательство, и неоднозначные персонажи и даже, осмелюсь сказать, заговор.

Вскользь упоминается ксенофобия между расами, населяющими земли Занзары. Встречаются и смешные диалоги. Юмор которых, скорее, в переводе. Во фразах неожиданных для доброго сказочного сеттинга.

На арене в воздушном мире на фею-бабочку налетела уродливая фея хаоса, и бабочка попросила меня ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТОЙ ТВАРИ. А депрессивный гоблин на болоте подозревает, что в мире людей уж точно не так уныло, и хочет там оказаться. Спойлер: у него появится шанс.

Существует теория, что всё происходящее в игре — лишь сон или мечта Эми, которая читает фэнтезийную книгу в начале игры.
Существует теория, что всё происходящее в игре — лишь сон или мечта Эми, которая читает фэнтезийную книгу в начале игры.

Сюжет ZanZarah переплетается с двухчастным геймплеем. В одной части — Эми путешествует по миру, продвигается по главному квесту, собирает фей, заключает их в магические, как в Покемонах, шары, и изредка исполняет побочные задания. В другой — феи участвуют в гладиаторских сражениях в стиле шутера на специальных аренах. Я не видел такого ни до, ни после.

Каждая фея принадлежит одной из двенадцати стихий: природе, воздуху, воде, свету, энергии, пси, камню, льду, огню, тьме, хаосу или металлу. Внутри диска на обратной стороне обложки — таблица эффективности — то, как феи разных стихий взаимодействуют между собой.

Вкладыш полезный, хотя и не совсем правдивый, но я заглядывал в него, пока привыкал к системе. Хотя корреляции понятны: вода сильнее огня, а энергия — металла, в таком духе.
Вкладыш полезный, хотя и не совсем правдивый, но я заглядывал в него, пока привыкал к системе. Хотя корреляции понятны: вода сильнее огня, а энергия — металла, в таком духе.

Получив одну из трёх фей на выбор: каменную, я пронёс её через всю игру, раскачал до последнего уровня и не испытывал сложностей. Только "камни" жирные и неповоротливые, и чтобы нанести сокрушающий удар, приходится нудно кастовать заклинание секунд восемь.

С повышением уровня фея становится мощнее, меняет облик, имя и даже стихию при помощи соответствующих магических камней. Дизайн у фей богатый. Каждую разглядываешь с интересом — они все оригинальные.

Одни — монструозные и пугающие.
Одни — монструозные и пугающие.
Другие — милые и забавные. Как плюшевая игрушка.
Другие — милые и забавные. Как плюшевая игрушка.
И ещё Гупс. Он лох.
И ещё Гупс. Он лох.

Феи живут в камнях и горах, в деревьях и ручьях, в пещерах и подземельях и могут не встречаться в дикой природе вообще, а металлических фей создали гномы в кузнице-фабрике.

После сражения надо снабжать фей маной и эликсирами, лекарственными травами оживлять павших в бою, кормить золотыми морковками для повышения опыта и быстрой прокачки. К слову, в Занзаре две валюты — монеты и кристаллы, конвертируемые по неравному курсу.

Гигачад (Гигарекс). У фей металла, пожалуй, самый интересный дизайн, хотя и не сказать, что стихия сильная. Для их эволюции требуются особые гномьи инструменты.
Гигачад (Гигарекс). У фей металла, пожалуй, самый интересный дизайн, хотя и не сказать, что стихия сильная. Для их эволюции требуются особые гномьи инструменты.

В игре узнаваемый, классический набор биомов, но живописный и запоминающийся. И сад, и лес, и горы, и болота, и мрачные подземелья, — вся Занзара — условно открытый лабиринт, пути в котором преграждают кусты, камни и воздушные вихри — замки, открываемые специальными магическими картами.

Не надеешься в игре 2002 года на приятные мелочи, а они есть. Птички, стрекозы, бабочки, болотные светлячки. Разводы на глади, если Эми заходит в ручей. Колышущаяся трава. Даже следы на снегу.
Не надеешься в игре 2002 года на приятные мелочи, а они есть. Птички, стрекозы, бабочки, болотные светлячки. Разводы на глади, если Эми заходит в ручей. Колышущаяся трава. Даже следы на снегу.

В детстве никогда не проходил ZanZarah до конца, хотя эльфийская деревня, первый город и болотные топи при новом прохождении всплывали в памяти: будто я уже знал, куда идти и что меня ждёт.

Из-за приятной палитры и звуков, декоративных насекомых и атмосферной дымки, мой любимчик — Зачарованный Лес. Здесь я решил собрать грибных фей. Позже станет ясно, что держать больше одной феи одинаковой стихии — бессмысленно, но кто ж знал.

В GTA 3 я, например, просто катался на машинах, сам себе придумывая сюжеты и миссии — большего-то мне и не надо. В Занзаре тоже самое: сюжет поощряет детское воображение, а контекстуализация окружением позволяет легко ассоциировать себя с героиней.
В GTA 3 я, например, просто катался на машинах, сам себе придумывая сюжеты и миссии — большего-то мне и не надо. В Занзаре тоже самое: сюжет поощряет детское воображение, а контекстуализация окружением позволяет легко ассоциировать себя с героиней.

В ZanZarah много фарма. Что неплохо. Игрок исследует уровни, собирает собственную коллекцию, изучает возможности, виды фей. Благодаря чему, думаю, в эпоху до интернета достигался эффект первооткрывателя. Ведь интересно обсудить с друзьями, кто какую колоду собрал, где какой бонус нашёл. Лампово при прохождении, особенно когда заблудился, находить WEB 1.0 форумы, где лежит ответ, оставленный фанатом в 2003 году. Лучше порой и не найти.

Конечно, через несколько часов уже ясно, что феи, в сущности, не очень-то отличаются, а сражения, которые занимают до 80% времени, однообразны. И в много них приходится ждать. Искусственный интеллект у фей слабый. В игре предполагался мультиплеер, но с ископаемого диска сервер у меня не нашёлся. Для меня ZanZarah — одиночный опыт.

Сложно поверить, но горный пейзаж для ростовского ребёнка, кроме степи и двух терриконов ничего не видевшего, смотрелся умопомрачительным.
Сложно поверить, но горный пейзаж для ростовского ребёнка, кроме степи и двух терриконов ничего не видевшего, смотрелся умопомрачительным.

Битва выглядит так: агрессивная фея вылетает из убежища, можно её спугнуть, но ты ждёшь, твоя фея залетает в дупло или камушек, тебя переносят в пре-батл экран, где изучаешь вражескую фею и узнаёшь, с кем предстоит сразиться, чёрный экран, феи приземляются на арену, и затем наступает битва.

В сражениях камера переключает на вид от первого лица. 
В сражениях камера переключает на вид от первого лица. 

А ещё по карте бегают пикси — голые монстрики — Эми ловит их, чтобы за награду отдать охотнику Люциусу, который безжалостно хранит их в клетках, что, мне показалось, жестоким.

Интересно сначала изучать локации, знакомиться с новыми видами фей, узнавать заклинания, играя с одноруким бандитом — фиолетовым продавцом с крыльями. Но к середине повторяющаяся мелодия в битвах и раздражающее их количество надоедают. На прохождение у меня ушло 20 часов, последние 5 или 6 из них играл сквозь скуку.

В горной области игра растеряла шарм. Я отложил. Но вскоре почувствовал, что хочу ещё — собирание феечек оказалось аддиктивным занятием, да и сюжетные бои с множеством противников разных стихий довольно интересные.

Небесный замок в играх — тема для отдельной статьи. В реальности Занзары он выглядит так.
Небесный замок в играх — тема для отдельной статьи. В реальности Занзары он выглядит так.

Некоторые геймдизайнерские решения сегодня кажутся спорными. Чтобы получить редкую фею — фиолетовый грибочек Фигари — нужно прокачать внешне интересного, но медленного каменного Джамрока до 35 уровня, а взамен получить фею природы 1 уровня. Да, Фигари потом быстрее качается, но обмен-то нечестный.

Король всех Джамроков
Король всех Джамроков

Подбешивает неудобный, будто бы лишний платформинг. Приходится прыгать по воздушным вихрям. Иногда они скрыты, а чтобы их вызвать, нужно поговорить с гномом в другом конце локации. Если свалишься — беги и активируй снова.

А в последнем подземелье, если упасть, что неизбежно случится, — локация перезагрузится вместе с уже поверженными вражескими эльфами — придётся сражаться вновь.

Там же я полчаса пытался допрыгнуть до обсессивного скелета на каменной платформе, одержимого идеей увидеть фею Пикс. Не знаю, что мешало добавить хотя бы ещё одну платформу — словно никто не тестировал этот момент, но я падал и падал — и по-новой. Мазохизм.

И ещё душное болото. Просто. Душное. Болото. Злые феи нападают из каждого дерева. Хотя их и можно отпугнуть специальным чесночным зельем. Притом твои феи — низкого уровня. Эми тонет в трясине, если случайно забрести далеко. А три бонусных мешочка, витающих на острове, на который невозможно запрыгнуть, вообще превратились в мем.

Объявляю хейт болоту.
Объявляю хейт болоту.

Впрочем, добраться до некоторых наград и локаций можно и не совсем честным путём. Отчего появляется ощущение, словно ты обманул игру. Сложно сказать, было ли так задумано изначально. Думаю, нет.

Менять фей в колоде разрешено исключительно в Лондоне, что не занимает много времени, но сделано будто только для того, чтобы вообще была причина туда вернуться. Собранные феи зато мило летают по дому Эми.
Менять фей в колоде разрешено исключительно в Лондоне, что не занимает много времени, но сделано будто только для того, чтобы вообще была причина туда вернуться. Собранные феи зато мило летают по дому Эми.

Но кощунственно ругать игру двадцатилетней давности. Зато понятно, отчего ZanZarah не обрела массовой любви. Что не очевидно, удивительно даже, так это почему в 2022 году группа фанатов продолжает вести обсуждения, создавать глобальные моды и кастомизации, изменять баланс фей и искать секреты, до сих пор скрытые в Занзаре.

Совы — то, чем кажутся. И разговаривают с Эми. Бедные сидят в темных пещерах иногда:(
Совы — то, чем кажутся. И разговаривают с Эми. Бедные сидят в темных пещерах иногда:(

По ZanZarah вышло много нетипичного контента. Например, статья: «Gaming Technologies for Anatomy Education». Авторы решили исследовать возможности актуального для них 3D в изучении человеческой анатомии — сделали мод, в котором моделька Эми путешествует по ЖКТ человека. Выбор игры, согласитесь, забавный. На Old-Games лежит перевод статьи, кстати.

Встречается и эссе, в котором один из участников разработки, рассуждает об эргодической природе видеоигр, когнитивных картах и влиянии научной фантастики и фэнтези на сюжет. А ещё он говорит, что графика в ZanZarah почти неотличима от фотографии и кино. В 2002 году-то.

<a href="https://dtf.ru/games/1284849-igroki-rasshifrovali-yazyk-robotov-iz-stray-i-prochli-vyveski-razrabotchiki-deystvitelno-zapolnili-ih-osmyslennym-tekstom" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Недавно</a> фанаты расшифровали надписи в Stray — в русском сообществе ZanZarah руны переводили ещё в середине десятых.
Недавно фанаты расшифровали надписи в Stray — в русском сообществе ZanZarah руны переводили ещё в середине десятых.

Девять лет готовится полноценный ремейк на Unreal Engine — ZanZarah by JW. Над ним работает одна разработчица и небольшая команда российских поклонников. Поддержать можно на Boosty. К чему я призываю! Выглядит потрясно и, по-моему, передаёт дух оригинала на 100%.

Есть ютуб-канал, где выкладывается прогресс.

Хотелось бы, чтобы ребята подписали контракт с Daedalic Entertainment, ну, или теми, кто держит права на игру, и выпустили полноценный ремейк, но в сегодняшней реальности представить подобное сложно.

Я сам делаю игры, и поверьте, даже за два года работы над чем-то одним начинает выворачивать. Но терпению и пылкости, с которыми создаётся ремейк, да и другие моды и расширения, формируя сообщество вокруг; только завидуешь.

В мире Занзары таится нечто уникальное, нечто знакомое, но и в подобной комбинации не встречающееся больше нигде: дух приключения, азарт, коллекционирование, почти книжная атмосфера сказки и увлекательный, пускай и однообразный геймплей. Игра очаровывает и затягивает. Хотя и сложно посоветовать её каждому современному игроку.

ZanZarah — сказочное, летнее и наивное впечатление, заслуживающее продолжения и переосмысления, однако, скорее всего, которое так и останется расплывчатым, но приятным воспоминанием из детства.

Первый визит в Тиралин — фан-арт художницы <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Ffantazyme&postId=1298393" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">fantazyme</a>.
Первый визит в Тиралин — фан-арт художницы fantazyme.
203203
55 комментариев

Блин, я до сих пор помню каждый кадр и фею тут показанных.
Ну и жопу с длиннющими ногами героини, конечно же.

Классная, всё же, была груша, по тем временам. Удивляет, что в сети её помнят и на DTF вспоминают сравнительно часто, так как в моём окружении никто о ней и слыхивал не слыхивал в те годы.

31
Ответить

ну раз все наслышены про нее, ну ка все скинулись на ремейк

14
Ответить

В детстве проходил в коопе с другом. Он бегал по миру, а я отвечал за бои.
А уж как мы обсуждали каких фей собирать и какой состав наиболее оптимальный по эффективности.
Действительно Hidden gem.

Музыка из меню до сих пор очаровывает.
https://www.youtube.com/watch?v=aDSch2-1Z54

8
Ответить

Короче, застал лет в 10 у сестры на компе, дядя все никак не мог с лифтом справиться на облака. В итоге пока гостил, всю неделю сидел в этой игре, прошел дальше чем он. А потом мечтал о диске лет до 14, думал какую лучшую пятерку фей собрать, даже снилось. Ещё долго просил у подруги про диск узнать.

В итоге купил - оказалась брак. На торрентах нашел лет в 17, с кайфом прошел и до сих пор вспоминаю раз в пару лет.

8
Ответить

Очень нравилась история, атмосфера, мир, разные феи в разных стихиях. Это все очень круто. Но предельно унылая боевка портила для меня все. Я просто терпел, когда она наконец закончится и можно будет вернуться в НАСТОЯЩУЮ игру. Воспоминания об игре скорее теплые, но как только вспоминаю сражения, хочется скрипеть зубами. Даже псевдотактика в духе покемонов - было бы намного лучше.

6
Ответить

боевка неплоха, но её было слишком много. когда каждый камень или пень с вероятностью 70% означает очередное сражение, то под конец игры хочется вообще никуда не отклоняться от дороги.

5
Ответить

Хех , "фаргус"... у меня вообще 7 волк)

7
Ответить