"Ужасный век" за авторством Андрея Миллера

Любите ли вы фэнтези? Я вот не очень. Потому что прочитав десяток книг жанра, можно считать, что прочитал все: один и тот же псевдосредневековый сеттинг, основанный на одних и тех же западноевропейских мифах и истории, с уже набившими оскомину типажами и сюжетом, вращающимся вокруг одних и тех же тем. Скууука.

"Ужасный век" за авторством Андрея Миллера

Тем интереснее, когда авторы пытаются расширить пределы жанра, уйти от некогда заданного Профессором шаблона, в новый, куда менее привычный сеттинг. И всего-то нужно чуть чуть сдвинуть временные рамки с эпохи рыцарей на... ну положим начало 16 века: эпоху перелома, когда на полях сражений встречались рыцарская конница и аркебузиры выстроенные в терции. Средневековье ещё не до конца отступило, «эпоха кружев» ещё не полностью вступила в свои права. Вот в такую эпоху и переносит нас действие романа «Ужасный век» за авторством Андрея Миллера, также известного многим под псевдонимом Blas Ruis (далее позволю себе называть его Бласом).

Сразу оговорюсь, что речь идёт лишь о первом томе из трёх, заявленных автором, но пока не написанных. Действие «Ужасного века» разворачивается в мире похожем и одновременно не похожем на наш 16 век. 20 лет назад закончилась большая война, которая началась с амбиций одной из держав на гегемонию на континенте, она же их и похоронила. Победитель (Стирлинг) и побеждённый (Болеария) понесли огромные потери, но если в Стирлинге живут памятью о победе, то вот в Болеарии мечтой о реванше. История старая, как мир. Автор, явно намеренно, избрал путь помещения уже знакомых и адекватных эпохе вещей и явлений в новое окружение. Прототипы отдельных государств или организаций узнаются довольно легко, позволяя не уделять много времени их описанию, и сосредоточившись скорее на подчёркивании их особенностей и отличий.

Но эта похожесть мира «Ужасного века» на наш лишь видимость: копни глубже и поймёшь, что автор лишь вдохновлялся реальным миром. Вот например Болеария, явно внешне и географически похожая на Испанию, столь любимую Бласом, внутренне больше похожа на Англию после реставрации Стюартов. В то время, как извечный враг Болеарии — Стирлинг, в большей степени напоминает Испанию 16 века, нежели старушку Англию. И так во всём. 40 летняя война, которая стал отправной точкой для всего сюжета, отгремевшая 20 лет назад, но заложившая основы для нового конфликта (как знакомо-то, а!), несёт в себе черты как Тридцатилетки, так и Итальянских войн. Вудленд, где происходит значительная часть истории — это Ирландия и Шотландия помещённые в Великий лес. И т. д. и т. п. Исторических отсылок в книге не счесть, уверен, что многие из них сможет считать только знаток истории 16-17 века, но это лишь один слой повествования, интересный, подталкивающий к определённым размышлениям, но не главный.

Всё же в центре почти любого произведения находятся люди, а тут разных интересных персонажей автор придумал немало и на действия книги мы смотрим именно их глазами. А смотреть есть на что и чьим взглядом. Это не Мартин или Камша, где мы наблюдаем за конфликтом свысока — с точки зрения благородных господ, которые если даже творят злодейство, то зачастую в белых перчатках. Блас же позволяет взглянуть на мир глазами тех, чьими судьбами эти люди с прекрасными лицами играют — простых наёмников, потрёпанных жизнью, ветерана, стремящегося забыть войну, шпиона или даже бандита. Причём все эти персонажи не плохие, и не хорошие — у каждого своя мораль, и свои критерии плохо или хорошо. Здесь нет откровенных злодеев, так как у каждого персонажа есть своя мотивация, в рамках которой добро и зло могут сильно отличаться от общепринятых. Это очень сильно отличает героев Бласа от недавно мною прочитанных произведений Камши, у Бласа они что ли злее, циничнее, даже те, кто пытается быть рыцарем без страха и упрёка. И это прям хорошо.

Но обилие персонажей на первый взгляд никак не связанных в начале сбивает с толку: первая половина книги фактически большая прелюдия к событиям (при том, что сама книга это прелюдия к следующим томам), где автор представляет нам героев и основы сеттинга, резко перескакивая с одного сюжета на другой. Да, это затянувшееся вступление насыщено событиями, а сами отдельные сюжеты небезынтересны, но пока они начнут складываться в единую картину, можно было не раз и не два испытать недоумение – при чём тут всё это? Тем не менее не могу записать такой подход в однозначные минусы, так как уже во второй половине книги он полностью себя оправдывает, когда между сюжетными ветками начнут возникать мостики взаимосвязей. Тогда даже на первый взгляд малозначимые факты внезапно могут обрести куда большее значение.

Сюжет же прямо скажу хорош. Классический конфликт добра со злом тут деконструируется, а на его месте возводится конфликт хаоса и порядка. Причём зло и добро в этом конфликте не обязательно по разные стороны: идея, что добро и зло могут быть равно заинтересованы в сохранении статуса-кво не нова, но подана автором интригующе, ведь кто тут зло и добро ещё надо разобраться, как и в их реальных мотивах. Да и вообще интригу Блас нагоняет мастерски — к концу книги фигуры на шахматной доске расставлены, планы частично озвучены, а частично на них даются намёки, но кто чего добивается и добьётся ли пока скрыто туманом войны. Так что с нетерпением жду второй том, чтобы подтвердить, а лучше опровергнуть некоторые мои догадки — люблю, когда автор может без роялей в кустах удивлять.

Ещё один плюс книги это отсылки и имя им легион. Тут и знакомые всем мемы, и цитаты из фильмов, косвенные отсылки на различные художественные произведения. Вместе с отсылками на реальные исторические события, все они создают великолепное и, что самое главное, неразрывное полотно. Отсылки настолько органично встроены в повествование, что без них текст бы потерял свою прелесть. Каждая из них на месте, об неё не спотыкаешься при чтении, а это показатель мастерства.

А вот об построение некоторых фраз я спотыкался. Уж не знаю это случайно или намеренно сделано, но в некоторых предложениях с уточнением через дефис или двоеточие, часть с уточнением рассогласована с основным предложением из-за чего спотыкаешься при чтении и вынужден перечитывать несколько раз, чтобы понять сказанное.

Но куда серьёзнее проблема с кучей специализированных терминов, в основном связанных с военным делом эпохи. Многие из них нужно гуглить, чтобы фантазия при чтении рисовала правильные картинки, а не чёрте что. Наверное было бы хорошо иметь хотя бы в виде сносок описание предметов, которые автор представлял себе.

В остальном книга прекрасна и настоятельно рекомендуется к ознакомлению. Обилие отсылок к истории и современной и не очень культуре сделает книгу приятным упражнением на внимательность для одних, и источником для интересных рассуждений для других. Кстати, отдельный плюс за локальный мем с отношением к творчеству Николо Макиавелли. Блас обещает, что весь сюжет уместится в три книги, так что ждать 10 лет конца цикла и так и не дождаться, надеюсь не придётся. Книга доступна бесплатно, за что автору отдельная благодарность.

Автор Владимир Герасименко. Сообщество CatGeek
Автор Владимир Герасименко. Сообщество CatGeek
2323
12 комментариев

Любим ли мы фэнтези - да, но только хорошее. Один и тот же сюжет в унылой псевдомедиевистской хуйне, который крутится вокруг тупорылых наёмников с парочкой беспринципных блядей - это не есть короший фэнтаси, нет! Хорошее фэнтези неопределимо - именно поэтому оно хорошее. Можно привести примеры, но не сформулировать правила.

Берем "Ужасный век"... (надежда пока жива, гм-гм..), читаем... стилистически напоминает плохой перевод и без того слабого автора. "Стилистически" - это значит, что у нас сплошь и рядом слишком современные слова - слишком современные для того самого сеттинга, который всем надоел. Диалоги у нас ужасны... сюжет смутно проглядывает. Если вы сначала возьметесь перечитывать "Молот и крест" (там тоже широкий географический охват средневековья) Гаррисонна с Хольмом, а потом отложите и начнете ЭТО - то вас, скорее всего, попросту стошнит.

Короче говоря, опять галимая мартиновщина, опять все плохо.
А нам бы фэнтези... душевного, но без лишних соплей. Чернуха за последние тридцать лет подзадолбала уже.

10

Ты не понял, это реклама, ЭТО надо продать!

1

Я то думал и правду будет что-то новое, ан нет, есть та же Камша, с похожим сетингом, есть Аберкромби, да и много кого. В общем вводите заблуждение. Да и вообще толком и не понял о чём книга. Не смогли убедить почему это стоит читать.

2

Для произведения, достоинством которого позиционируется "нестандартность", - слишком вторично. Многие идеи и образы использовались уже неоднократно: при чтении мне, например, регулярно было ощущение "а это уже было у Глена Кука/Тэда Уильямса/Майкла Муркока/Кентаро Миуры и тех же Дж. Мартина и В. Камши". Поведение персонажей также местами отличается некоторой театральностью, что, имхо, плохо сочетается с "реалистическим" подходом автора.
В целом, однако, произведение довольно интересно читать: основная интрига вызывает любопытство, атмосфера "эпохи" передана неплохо (хотя некоторые речевые маркеры, в частности - "современная" обсценая лексика, ей имхо вредят), слог не отталкивает.

1

Список можно продолжать - я всех не помню, но - в точку. Именно это я имел в виду. Да, раз такое пишут (ох, лет тридцать пишут уже!) - значит, это кому-нибудь нужно. Точно не мне - я пас. Раньше фэнтези ваяли филологи, это было забавно, в чем-то беспомощно (они ведь нихуя не шарили в исторической реконструкции!), но душевно. Потом за жанр взялись бывшие историки... и, на мой взгляд, сразу же стало хуже.

Я, как представитель вторых, скажу: знание эпохи и региона не дает писателю каких-либо значимых преимуществ. А вот знакомство (близкое) с литературными памятниками (как бы мало их ни было) - обязательно. Потому что "атмосфера эпохи" берется именно оттуда.

2

Открыл, прочитал первую страницу, закрыл. Миллер неплохой историк, хороший популяризатор, но читать это просто неинтересно - текст никакой.

1