Лавкрафт - отец ужасов

Лавкрафт - отец ужасов

Жрут монстры, сходишь с ума, приносят в жертву культисты? Может быть, утягивают под воду, засасывают в параллельную реальность или просто устраивают бесследное исчезновение? Знакомься, это Говард Филлипс Лавкрафт, человек, который проявил недюжинную фантазию, чтобы с твоими персонажами в играх всё это случилось. Сейчас узнаешь о нём больше.

Для тех, кто любит видео формат — есть видео.

Говард Филлипс Лавкрафт
Говард Филлипс Лавкрафт

Сегодня рассказываем про настольные игры по вселенной, созданной Г.Ф. Лавкрафтом. Не важно, только ли ты познакомился с настолками или уже опытный игрок, ты наверняка заметил, что немало настольных игр...

Немало... посвящены вселенной «Мифов Ктулху», созданной Лавкрафтом. Мрачная атмосфера хтонических ужасов, в которой человек – крохотная песчинка перед непостижимыми космическими монстрами – очень, знаете ли, удобный сеттинг для игр, где всё плохо и надо превозмогать. В статье расскажем о мрачной судьбе Лавкрафта и о том, как она отразилась на его вселенной, и, конечно, настольных играх. И на всякий случай – статья не претендует на серьёзную биографию или всесторонний анализ творчества – но если хочешь за несколько минут понять, связываться ли тебе с Лавкрафтом – самое оно.

Обо всём по порядку. Родился маленький Говард в 1890-ом году, и как все дети, в юности не выглядел зловеще, ну вот совсем.

Г.Ф. Лавкрафт в годовалом возрасте
Г.Ф. Лавкрафт в годовалом возрасте

А между тем, испытания в его жизни начались с младых лет. Уже в 1893 году его отца, Уинфилда Лавкрафта, поместят в психиатрическую клинику, а спустя 5 лет, в 1898, вскоре после своего оcвобождения, тот скоропостижно скончается. Забегая вперёд, в то же медицинское учреждение в 1919 году попадёт и мать, Сара Лавкрафт, где тоже закончит свои дни после неудачной операции.

Говард с семьей
Говард с семьей

Безумие и психологические травмы – вещь достаточно обыденная для произведений Лавкрафта, а уж пугающий образ психиатрической больницы – вообще находка для его вселенной. Неудивительно, что вымышленным героем некоторых игр сделали Кэролин Ферн – психиатра из городка Провиденс, родного города Лавкрафта. Её можно встретить, например, в цикле "Нарушенный круг" карточного "Ужаса Аркхэма".

Кэролин Ферн
Кэролин Ферн

Ранняя потеря отца не могла не сказаться на юном Лавкрафте, но ещё сильнее на его творчество окажет влияние его дедушки, Уиппла Филлипс. Именно к нему в семейное гнездо в Провиденсе они с матерью переехали после того, как главы семейства не стало.

Уиппл Филлипс, дед Лавкрафта
Уиппл Филлипс, дед Лавкрафта

Дедушка частенько рассказывал юному Говарду сказки собственного сочинения, в которых нередко фигурировали крылатые ужасы, потусторонние звуки, необъяснимые явления. А ещё маленького Лавкрафта познакомили с библиотекой, в которой, помимо прочего, он читал немало книг, посвященных мифологии, сказкам, религии различных народов. Поэтому нередко в его произведениях и в играх по ним есть какие-то этнические мотивы, культурные отсылки и заимствования. Если ты играл в "Древний ужас" и мотался по всему миру, сражаясь с Древними – ты наверняка это заметил. В каком-нибудь рассказе вроде "Белого корабля" есть яркие древнегреческие, египетские, арабские нотки. Ещё одна характерная особенность игр по "Мифам Ктулху", что настольных, что компьютерных – гнетущая атмосфера безысходности. Древнее зло не то чтобы прям злое зло, оно скорее космических масштабов, всемогущее, и на какое-то там человечество ему просто наплевать по большому счёту. Подобными депрессивными настроениями творчество Лавкрафта, особенно раннее, обязано Эдгару Алану По, которым Говард зачитывался с детства. Готическая литература и присущая ей мрачная романтика регулярно находили отражение в рассказах Лавкрафта – страх, навязчивые мысли, преследование.

Эдгар Алан По
Эдгар Алан По

Надо отметить, что как у Лавкрафта был вдохновитель, так и сам он впоследствии вдохновил немало творцов. Хоть при жизни творчество Лавкрафта не получило популярности, в 70-ые годы прошлого столетия пошла резкая волна интереса к его книгам, и многие считают, что вдохновил он кого, как бы вы думали? Стивена Кинга! Ну, знаете, сверхъестественные сущности, живущие за гранью реальности. Не считая прямых отсылок к именам, географическим названиям или вещам вроде Некрономикона. Если что, Некрономикон – запретная книга знаний - придуман Лавкрафтом, упоминался другими писателями при его жизни и после, а вымышленный автор вымышленной книги безумный араб Абдул Альхазред – один из псевдонимов писателя. Так что не надо думать, что это у нас тут эпоха постмодернизма и отсылочек. А некоторые, кстати, до сих пор считают, что Некрономикон имеет реальный исторический прообраз – настолько плотно он вошёл в массовую культуру.

Лавкрафт - отец ужасов

Вообще, совмещать вымышленные вещи и какие-то реальные, для придания правдоподобности – фирменный приём Лавкрафта. Писать непризнанный гений начал рано, но практически все его работы уходили в стол или публиковались в не очень известных журналах. Первая более-менее растиражированная публикация – это рассказ "Дагон" в журнале Weird Tales – Таинственные истории. Дагон, кстати, пожалуй, второй по популярности и известности древний бог, после Ктулху. Неудивительно, что Дагон или культисты, поклоняющиеся Дагону, часто выступают в качестве протагонистов - главных героев в различных книгах и играх, достаточно вспомнить то же "Непостижимое", где вы мчитесь на пароходе сквозь толпы глубоководных монстров во главе с Дагоном и Гидрой. Кстати, сами персонажи в "Непостижимом" – все придуманы с нуля, прототипов в произведениях Лавкрафта у них нет. Зато атмосфера паранойи есть, игра-то с предателем.

Гидра и Дагон
Гидра и Дагон

Логично, конечно, за вековой срок (а самые известные произведения выходили в основном в 20-ые и 30-ые годы прошлого столетия) мифология разрослась, и лафкрафтианские ужасы – это скорее жанр, чем прямое следование его рассказам. Хотя монстры и их образы остались почти неизменными и утекли в массовую культуру — не узнать упомянутого Ктулху сложно. Утекли настолько успешно, что, например, к настолке "Ктулху. Смерть может умереть" выпускалась «миниатюра» размером, примерно, полметра во всех измерениях. Фигурка настолько здоровая, что партия происходит подле его ног – тематичное отображение ничтожности людишек.

Лавкрафт - отец ужасов

Но мы отвлеклись от Лавкрафта, да и перескочили чуть ли не 15 лет его биографии – от детства к зрелости. Как так? Юность у нашего героя тоже не очень задалась. Он сменил несколько школ и, в итоге, так и не закончил среднее образование, хотя ему очень нравились астрономия, химия и физика. Смена школ и переезды были связаны с разорением семьи (в частности, его деда-предпринимателя), и, конечно, не добавляло радости состояние самого Говарда – он страдал от болей, бессонницы и кошмаров. Очевидцы говорят, что он был подвержен нервным тикам и припадкам. Разумеется, Лавкрафта осматривали врачи, но однозначного диагноза ему так и не поставили.

Лавкрафт - отец ужасов

Болезненный, впечатлительный юноша, который рано потерял отца, жил с убитой горем матерью, был воспитан на страшилках и практически не видел в жизни стабильности. Мрачная картина, но если широкими мазками – так выглядело начало жизни Говарда Филипса Лавкрафта. Конечно, несмотря на общую замкнутость, он нашёл приятелей, публиковался по мелочам в разных журналах, в общем, в его жизни были и светлые моменты.

Но всё же судьба продолжала подкидывать Лавкрафту испытания. Началась Первая Мировая Война, которая сильно потрясла общество и молодого Говарда. Он даже пытался вступить в армию, но его остановила мать. Которой, увы, не станет через несколько лет. Во время этих и других перипетий Лавкрафт работал журналистом, редактором, председателем Департамента общественной критики. Это период, когда его творчество приобретало те черты, которые потом назовут характерными для его произведений. Лавкрафт пишет сотни писем, общаясь, вдохновляясь и ссорясь с коллегами по цеху, которые заняты литературной деятельностью. Для биографии и становления маэстро его юность – важный период, но именно с масштабных переписок и создания литературного кружка начинается известный большинству Лавкрафт.

"Картина в доме"
"Картина в доме"

"Картина в доме" 1920-го года – первое произведение, где будет упомянута Мискатоникская долина Аркхэма. Аркхэм, Мискатоникский университет, Данвич, Иннсмут – все эти места вымышлены, хоть и вдохновлены историей жизни самого писателя, его англофилией, родным штатом Массачусетс. Они причудливо искажены и некоторые вещи в них гипертрофированы, хотя, конечно, Лавкрафт остаётся писателем своего времени: в его произведениях и вдохновившихся ими играх есть место и Первой Мировой Войне с последствиями, и сухому закону вкупе с подпольными казино, и массовому распространению автомобилей, Великой депрессии, остросоциальным вопросам общества – расы, пола, социального положения, национальных культур. Лавкрафта часто критикуют за эти темы, потому что он придерживался достаточно радикальных взглядов, хоть к концу своей жизни и частично изменил свою позицию.

Вообще, если тебе интересно творчество Лавкрафта, обрати внимание: мы не зря упоминаем игры – во многих из них отлично передана не только атмосфера, но и обстановка Америки 20-30-х годов. Причём это выражается не только в иллюстрациях, но и в художественных текстах и игровых механиках.

Соня Грин
Соня Грин

Тем временем в жизни Лавкрафта в 1921 году наступает небольшое облегчение. Спустя несколько недель после утраты матери на одном из съездов журналистов-любителей он встречает свою будущую жену, Соню Грин. Соня, кстати, была из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи. В 1924-ом году сыграли свадьбу и чета Лавкрафтов переезжает в Нью-Йорк. Нью-йорком Лавкрафт был весьма очарован, в браке счастлив, и даже прибавил 15 килограмм. Здесь же, в Нью-Йорке, Лавкрафт влюбляется в "Калем Клуб" – в этом заведении тусовалась литературная интеллигенция.

Там он заводит множество полезных знакомств, в частности, именно здесь будет развиваться его сотрудничество с журналом Weird Tales. Любопытный факт, в этом же журнале публиковали впервые рассказ "Погребённый с фараонами", который Лавкрафт написал по заказу для Гарри Гудини, с которым дружил. Ещё немножечко египетской мифологии, повлиявшей на творчество Лавкрафта.

Лавкрафт - отец ужасов

Впрочем, светлая полоса закончилась так же стремительно, как и началась – уже спустя несколько месяцев его жена Соня, которая его сильно финансово поддерживала, теряет свой магазин шляп из-за банкротства банка. Супруги разъезжаются, отношения между ними слабеют. Спустя несколько лет они договорятся о разводе, но на самом деле документы Лавкрафт так и не подпишет до самой своей смерти. Из-за отсутствия финансов живущему одному Говарду вновь пришлось несколько раз переезжать в не самые благополучные районы. В одном из таких его квартиру даже ограбили. Прожив в Нью-Йорке ещё некоторое время, Лавкрафт возвращается в родной городок Провиденс, Массачусетс.

Последний дом Г.Ф. Лавкрафта
Последний дом Г.Ф. Лавкрафта

Здесь, впрочем, вновь работает присказка "творец должен быть голодным". Лавкрафт съезжает от тетушек из семейного дома и живёт очень скромно в отдельном небольшом домике. Этот период его творчества станет самым продуктивным – будут написаны такие рассказы как "Зов Ктулху", "Тень над Иннсмутом", "Хребты безумия", "Случай Чарльза Декстера Варда", "Крылатая смерть". Тогда же Лавкрафт заводит немногочисленных друзей, в том числе Роберта Говарда, чьё трагическое самоубийство позднее станет очередным испытанием для психики писателя.

Тени над Иннсмутом
Тени над Иннсмутом

В 1936-ом году Лавкрафт застаёт выход своей книги "Тени над Иннсмутом". Книга вышла крошечным тиражом в 400 экземпляров, причём продалась только половина, а вторую половину уничтожили, когда закрылось издательство. Несмотря на этот приятный успех, Лавкрафт был очень измучен, болезненно воспринимая критику всех своих произведений, которой он часто подвергался на протяжении жизни. Его здоровье опять сильно пошатнулось. Как оказалось, этот недуг в жизни великого писателя стал последним – ему диагностировали рак кишечника в последней стадии. С присущей ему страстью к науке, Лавкрафт до последнего вёл записи о своей болезни, пока мог держать ручку.

Эта статья не претендует на исчерпывающую биографию. Есть огромное количество интересных аспектов его жизненного пути, которые мы советуем изучить, если вам интересно. Литература, которую Лавкрафт читал, та, которую он правил, будучи редактором, его увлечение науками, его интерес к культурам, религии и мифам, философия космизма в его рассказах и так далее — перечислять можно очень много. В конце концов, нельзя стать родоначальником целого поджанра, если твоя история умещается в статью на несколько минут. Ну и конечно, играйте в настолки по Лавкрафту. Там полным-полно всякого интересного, если не отвлекаться на толпы монстров и культистов, что пытаются вас прибить.

Пишите в комментариях – что в играх вселенной Мифов Ктулху вам нравится.

Ролик для любителей видео формата тут.

2929
19 комментариев

Лавкрафт недооценён

12

Лавкрафт переоценен

8

Согласен в какой-то мере
Но мне просто нравятся большие страшные ебаки

2

Лавкрафт - отец ужасов

3

А так, заебли, если честно. Идёте в библиотеку, покупаете этнические сказки любых народов, а лучше северных, читаете того же лафкрафта только с разницей в века и без больших монстров.

1

благодаря его произведениям получилась вот такая игра - спасибо за кирпичный завод в детстве

3

Комментарий недоступен

1