Как я провёл лето с Elden Ring

Да, очередной пост "признания в любви", но с особенностями

Как я провёл лето с Elden Ring

Привет!

Идеологически я выступаю против текстов об видеоиграх, основанных на ощущениях. Если пишешь обзор, то дай контекст всей индустрии/большой культуры, говори о тенденциях, бэкграунде разработчиков, либо представь достаточный уровень экспертизы - левел дизайн, core loop, фишки, механики, весь профессиональный фарш, да еще понятный языком.

А этот текст о личном опыте, а что мой личный опыт? Нас таких больше 16 миллионов.

Более того, этот текст о моей практически первой игре от FromSoftware. Была древняя попытка в Dark Souls на Xbox 360 (я упорно пытался свалиться на босса, ударив его в падении - где-то прочитал, что это не баг, а фича), ну, и пару часов в Bloodborne за компанию (это были прям приятные часы), но это частности.

Да и саму игру я пока не прошел и непонятно, когда это сделаю. Сейчас в землях великанов, а там какой-то туман, снег, обрывы, новой биом и опять высокоуровневые враги, т.е. опять начинай "заново", привыкай, приспосабливайся … а я в России живу - я устал приспосабливаться.

По законам жанра здесь я должен написать, что Elden Ring - игра особенная и уникальная или рассказать пространную историю, как она поменяла смысл моей жизни, вселенной и всего такого. Так тоже нет - ну, хорошая, ну, прям приятно время проводить, много где удивляет, много где расстраивает, игра как игра. Даже больше скажу: не планирую через годы под каждым постом ей посвященным писать: “великая, как вообще GOTY мог в 2022 году God of War получить?”

Тогда зачем я пишу этот текст?

Потому что об Elden Ring НЕ говорить НЕВОЗМОЖНО. Может виной непрекращающийся инфошум из-за отсутствия других крупных релизов или благодаря огромному преданному комьюнити, экспроприирующему любой мем, повод, новость во славу соулов или потому, что сами соулсы в универсальный мем превратились.

Этот мой любимый - какой-то запредельный уровень ханжеской буквальности и контекстуальной многослойности, в общем идеальный мем

А может дело в дьявольском приеме миядзаковского нарратива? Тебя держат в полном неведении, лор зарывают в описание предметов, сюжет падают по чайной ложечке цитатами из пацанских пабликов: “Они будут сражаться. И умирать. Это — их вечное проклятие”… предательство, смерть, хаос, человеческие жертвоприношения, апокалипсис, безумие и главное тонны часов молчания

Знание на что похож миядзаковский нарратив? на это диалог из фильма “Рок-волна”:

- Скажи, Марк, нам всё равно конец, в чём твой секрет? Чем ты берешь всех этих девчонок?

- Всё просто: главное ничего не говорить… Тогда напряжение возрастает до предела и вот тут остаётся только сказать: «А может того?..»”

Итак о чем это я? Ну так о том, что ….

…Elden Ring ценит твое время

Бытует довольно популярное мнение (да, для примера я беру статью автора DTF, потому что авторы DTF уважаемые люди), что игры от FromSoftware просто тратят твое время, скрывая за своеобразной подачей, сложностью и прочим, неумение в геймдизайн.

Не знаю, че там с геймдизайном, но для меня в Elden Ring идеальная “экономика” времени - я точно знаю, на что потратил каждую секунду (а у меня их достаточно набралось за 70 + часов). Я инвестирую время в: фарм рун, исследование мира, повышение собственного скилла и обучение игровым механикам (котики, как вы вообще жили без удара в прыжке?) и тут же получаю дивиденды: уровень, убийство босса, новую локацию/подземелье, предмет или расходник, гриб, кусочек лора или сюжета (все расставлено в соответствии с моими приоритетами).

В общем, повторю сентенцию одного из самых значимых русских философов 21 века: “Я трачу и не плачу” (ну не Дугина же цитировать в самом деле?).

…Elden Ring объединяет

Мы живем в обществе…

Хм, мы живем в обществе, где каждый пытается доказать исключительность и правильность своего опыта или мнения: не получается парировать в Kena: Bridge of Spirits, значит там сломаны тайминги (объективно говоря, там действительно хер спарируешь, хотя, я, конечно, знатный парировщик); схлестнулись по поводу "повестки", значит ты либо фашист, либо куколд (если что я куколд); любое обсуждение игровых платформ заканчивается чем-нибудь типа: “абсолютное превосходство над конкурентами, просто факты”; нравится RDR 2, следовательно GoW (2018) гавно; там еще сюжет TLoU II, который настолько посредственный, что о нем спорят три года без остановки.

В общем все вокруг нас разъединяет, а Elden Ring объединяет, потому что она для всех.

Elden Ring объединяет, потому что она для всех

Elden Ring подходит каждому: казуальному геймеру, как я (каждый раз удивляюсь - ”и этого противника можно убить через микростан от мощного удара в прыжке”); античному герою с горшком на голове; еще более героическому персонажу - подпивасу, решившему заполнить вечер трудного дня; гению деконструкции лора и тайных посланий Кодзимы (т.е. Миядзаки, проклятый Т9). Хочешь стать суперзлодеем - пиши перед каждой пропастью “дальше прыжок”, вторгайся в чужие игры и срезай мясо с костей новичков; хочешь "улучшать комьюнити" и стать легендой - “впереди лжец” и помощь с убийством боссов.

Elden Ring для каждого, и для каждого это своя, но, при этом, одна и та же игра.

Elden Ring для каждого, и для каждого это своя, но, при этом, одна и та же игра.

Сейчас всё объясню, используя свой улиточный уровень понимая геймдизайна (считаю, что если к названию чего-то добавить слово "улитка", получится как минимум неплохо, а как максимум гениально (спасибо, романам “Улитка на склоне” и “Дневники улитки” и естественно мадам Улитке-призывательнице).

Так вот, я люблю открытые миры от Sony, но, кажется, они сбалансированы для тех, кто хочет, не очень утруждаясь, посмотреть основной сюжет. Меня всегда смущал этот парадокс: вы тратите миллионы человеко-часов на то, чтобы создать полноценный открытый мир для всех, а потом балансируете для тех, кто хочет пробежать игру за 25 часов, увидев пару техно-динозавров. Я ем техно-динозавров на завтрак, выполняю побочные квесты, трачу пару десятков часов (не скрою очень приятных часов) на исследование мира, но вы не предлагаете дополнительный "уникальный" контент или новые вызовы. Наоборот изначально простоя игра становится еще проще.

изначально простоя игра становится еще проще

И это проблема не только Sony, сорри, но кульминация ведьмачей трилогии, битва с ультимативным супрезлодеем Эридрином оставляет после себя разочарование, сравнимое с фрустрацией от количества вопросов на карте Скеллиге, а победить начальника Дикой охоты в миллион раз проще, чем запомнить его полное имя.

Elden Ring, напротив, сбалансирована для богов, проходящих его вслепую на танцевальном коврике без урона, но и о нас, простых смертных FromSoftware, не забывают, подставляя для помощи бесчисленное количество костылей: можно призвать союзника, обратиться за помощью к комьюнити, подкачаться и задавить уровнем, догадаться использовать уязвимости к видам урона, можно не лезть в это подземелье, а можно вовсе научиться чуть-чуть играть (Мог Знамение - мое почтение).

Elden Ring не идет по стандартному пути - усложнения дефолтной средней сложности для хардкорных игроков, напротив, она дает тебе возможность использовать механики снижения сложности, чтобы мы, головастики, могли выжить в этом мире для избранных полубогов.

…Elden Ring дарит чувство причастности

Одиночество - одна из главных проблем современности (каждый 5-й россиянин чувствует себя одиноким) - ему посвящены серьезные научные исследования, художественные произведения, об одиночестве говорят политики и философы, для борьбы с одиночеством создаются государственные программы и используются современные технологии.

Elden Ring тоже, в некотором смысле, прививка от одиночества, потому что ты ощущаешь свою причастность к сообществу, к чему-то большему, чем ты сам - нас связывают общие эмоции, опыт, достижение и неудачи, боль и победы, мы вместе открываем и меняем этот мир.

Возможно, схожие чувства испытывали первые исследователи пещеры Альтамира, когда увидели палеолитическую наскальную живопись - это сделали люди, несмотря на десятки тысяч лет разницы, они одни из нас - так же жили, творили, любили и умирали.

Поразительное и священное чувство единства и причастности.

Как я провёл лето с Elden Ring

Откуда я могу это знать? Я испытал схожие чувства в академии Райи Лукарии: после орд зомби я увидел предмет рядом с обгоревшим трупом, там оказался гриб (кто бы сомневался), тут же была надпись: “Почему опять гриб?”. В этот момент я, возможно, впервые полностью понял чувства абсолютно незнакомого мне человека - разочарование, удивление и иронию.

Послания других игроков - это не просто какой-то дополнительный социальный аспект или заигрывание с мультиплеером (потому что в любой современной ААА игре должен быть мультиплеер!) - это отдельный слой игры, уникальный язык, это наш способ обуздать, изменить, “исправить” Elden Ring.

Послания наш способ обуздать, изменить, “исправить” Elden Ring.

Да, что там говорить, игроки готовы дизайнить квесты вместо FromSoftware.

Продолжаем рубрику улиточный геймдизайн: квест на попадания в Миражную башню. Чтобы башня проявилась нужно коснуться 3 фантомных эмблем - для навигации тебе дают карту, где условно обозначено их расположение. Первая (по всем правилам обучения через геймплей) расположена тут же, в паре метров. Вторая - чуть дальше и ее обнаружение не вызывает проблем, а вот третья, согласно древним бурятским традициям, скрыта в огромном валуне, по которому нужно ударить (Первое правило Elden Ring: видишь что-то - ударь по нему).

В принципе, можно догадаться, что эмблема именно в этом валуне - рядом спавнятся враги, “привязанные” к эмблеме, первое правило Elden Ring ты уже давно выучил, но, вообще-то, она с таким же успехом могла бы быть спрятана в дереве (привет, Бок!), или ее появление могло быть связано с определенным триггером - временем суток, жестом, предметом и т.д. (слышите вой?).

Так что это немного ленивый геймдизайн - тут либо бегай по округе и бей все деревья (а мы, вообще-то, в лесу), либо разрушай погружение и лезь в гайды, НО игроки сами исправили этот квест - они оставили вокруг этого конкретного камня надписи, которые прямо указывают, что нужно делать….

Спасибо за этот квест, а также за сотни найденных предметов, скрытых проходов и раскрытых лжецов, указаний куда падать и где помогут ягодицы, вы все “Сначала Молодец!

Как я провёл лето с Elden Ring

…Elden Ring отличный повод завести друзей

Я серьезно, если у вас нет друзей, то прежде, чем соберетесь проходить Elden Ring, обязательно их заведите (можно конечно девушку/парня, но тут как повезет). У меня вот двое шарящих друзей, и на время прохождения - это лучшие люди на земле, соратники, практически семья. Они пояснят за скалирование и объяснят, почему пепел войны не работает, когда у тебя в левой руке щит с активной способностью (это точно современная ААА игра?). И, главное, они готовы слушать и говорить об Elden Ring часами, потому что что? Потому что об Elden Ring не говорить невозможно.

Моя девушка (вот это поворот!) в какой-то момент даже ввела мораторий на своё участие в наших совместных с ребятами прогулках, потому что “Ты Саша, только и делаешь, что разговариваешь об Elden Ring”. Ну а что делать? Раз о ней невозможно не говорить.

Но, вообще, этот пост не мог обойтись без маленького каминг аута (уверен, моя девушка, читая эту строчку, шутит про себя - “как твой пенис”): с одним из двух моих Elden Ring товарищей у меня последнее время не складываются отношения. Нам сложно найти общий язык, у нас какие-то странные обиды и полное непонимание друг друга, хотя мы и общаемся тысячу лет и нас многое связывает, но сейчас наш статус Вконтакте - “все сложно”.

И получается, что Elden Ring - это сейчас единственное, что нас связывает, тема, о которой мы можем говорить друг с другом, не испытывая дискомфорт… Цените Elden Ring когда-нибудь она поможет вам сохранить дружбу.

…Elden Ring идеальная игра для “подпивасного” игрока

Поразительно, насколько игра “не для всех” подходит для полуосознанного времяпровождения после долгого рабочего дня. Как у самурая есть только путь, так и в Elden Ring: куда бы ты не направился, ты достигнешь цели. Просто не думай, отдайся Потоку, перед глазами всегда возникнет что-нибудь интересное.

Есть средневековый способ борьбы с вампирами (наконец-то, полезный контент!) - рассыпать зерно рядом со склепом. По поверью вампир не успокоится, пока не соберёт все зерна.

Процесс игры в Elden Ring практически идентичен - ты движешься от зёрнышка к зёрнышку - вон толпа мобов - форт/развалины - место благодати - храм - загадка - караван - малое древо - босс - какая-нибудь шагающая ебала - и так до бесконечности - повторить, но не смешивать.

Поэтому мой внутренний “подпивас” максимально доволен - тебе не только можно играть, не включая мозг, тебя еще постоянно за это награждают.

Рандомная картинка из интернета, на которой я немного порисовал
Рандомная картинка из интернета, на которой я немного порисовал

…Elden Ring похожа на Fall Guys

Моя девушка любит Fall Guys во многом потому, что каждый забег ставит тебя в новую, неожиданную и, часто, максимально комичную ситуацию. Fall Guys - это генератор фана - твоя главная цель не взять первое место, а просто получить удовольствие. Джесси Шелл в своей книге “Геймдизайн: Как создать игру, в которую будут играть все” ( я отлично подготовился к статье!) пишет, что создание фана неотъемлемая часть любой игры: “Обычно вещи, в которых есть фан, подразумевают под собой наличие сюрпризов. Поэтому определение фана может быть следующим: Фан – это удовольствие с сюрпризами”.

Вот взрослая, постапокалиптическая сверхсложная Elden Ring - это такой же генератор бесконечного фана, как и цветастая "детская" Fall Guys, потому что цель обеих игр - удивить тебя.

Посмотрите, какие похожие эмоции вызывают обе игры:

Я понял, что в Elden Ring, “что-то есть” в конце первой сессии - в целом, это был мучительный опыт, ты ничего не понимаешь, геймплей однообразен, размеры карты фрустрируют… Вот я скачу по озеру в сторону развалин, в которых меня до этого убили (Первое правило Elden Ring: вначале подбери руны со своего трупа) и вижу толпу мертвецов, словно созданную чтобы их зафармить (Первое правило Elden Ring: фарми при любой возможности), но стоило мне повернуть в их сторону, как с неба немецким бомбардировщиком спикировал дракон, убив меня и разогнав толпу мертвецов. И это было прям круто - неожиданно, постановочно, нечестно, но весело и круто. И в Elden Ring все такое же - бесконечный конвейер прикольчиков, кеков и сюрпризов - шагающие замки с колоколами между ног, Ласкутик, предающий тебя в очередной раз (да мне про это рассказывали), гигантские и маленькие антропоморфные горшки, босс олень из мультиков Миядзаки, тут даже на роль тайного кукловода, запустившего все события, претендует анимешная девочка-кукла (ну поняли кукла претендует на роль кукловода) ….

Кажется FromSoftware идеально понимают, что популярность в современном мире невозможна без умения генерировать “забавный” контент, создавать игровые ситуации, которые могут превратиться в мемы, вызвать комичную (для аудитории) реакцию стримера, потому что в современном мире это важные каналы распространения и потребления информации: раньше мы “узнавали мир из книг”, то сейчас у нас есть стримеры.

… в Elden Ring нарратив и геймплей идентичны

Соскучились по улиточному геймдизайну? Как человек некомпетентный, не могу обойти стороной первое и, часто, единственное, что обсуждают те, кто посредственно разбирается в искусстве - сюжет (спасибо Бэду за понятийный аппарат для "профессионального" разбора), точнее нарратив, точнее подачу, точнее….

В общем, сюжет в Elden Ring есть и он даже довольно…комплексный и очень мартиновский, а лор к тому же интересный и проработанный - множество персонажей, предательство, семейно-дворцовые интриги, загадки, кровь, смерть, секс, религия, в общем, не хватает только персонажа, который, улыбаясь, скажет: “Хаос - это лестница…а ветра зимы скоро выйдут”.

Как я провёл лето с Elden Ring

Другой вопрос: а нужен ли этой игре такой сюжет? И я не знаю! Я не уверен, что ей вообще нужен сюжет… ну т.е. при такой подаче он меня (тут очень важно личное восприятие) не мотивирует к прохождению, не дарит интригу, не создает дополнительный контекст, не вызывает эмпатию к персонажам. Мне очень нравится старая мысль Зулина, о том, что миядзаковская подача сюжета хорошо работает лишь в случае, когда она очень талантливо, практически, гениально сделана.

миядзаковская подача сюжета хорошо работает лишь в случае, когда она очень талантливо, практически, гениально сделана.

При этом, у меня нет никаких претензий к сюжету и нарративу Elden Ring, это просто не моё, меня он не цепляет.

Но меня восхищает, насколько нарратив Elden Ring похож на его геймплей, насколько “форма и содержания” идентичны, насколько коррелирует, то как “ты играешь” с тем, как ты получаешь информацию о мире. Помните начало нолановского “Престижа”? Майкл Кейн, что “престиж” самый важный элемент номера иллюзиониста: “В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не всё, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная, часть, которую мы называем «престиж»

И только в конце фильма ты понимаешь, что Майкл Кейн на самом деле рассказал тебе и синопсис, и структуру сюжета, что сам фильм задумался и был реализован как фокус, а ты был тем самым зрителем, желающим, чтобы его обманули.

Точно также нарратив Elden Ring аналогичен геймплею: хочешь научиться играть - ищи, пробуй, экспериментируй; хочешь понять лор и сюжет - спамь диалоги, слушай других персонажей, читай описания предметов, записывай, дешифруй, деконструируй, додумывай, обходи всех персонажей по новой, исследуй карту. Весь сюжет зашит в саму игру, просто тебе не рассказывают его напрямую - от тебя требуют достаточно усилий.

И ровно как от степени твоих усилий зависит процент прохождения игры, точно также ты должен прикладывать усилия для понимания сюжета.

Впрочем можно поступить как планирую я - после прохождения посмотреть лорный ролик, почитать профильный вики портал и восхититься красотой местного сюжета.

…Elden Ring игровой аналог “Паразитов” Пон Джун-хо

Больше, чем сборную Бразилии по футболу, я не не люблю дискурс - “есть искусство для всех, а есть искусство не для всех”. Безусловно, есть искусство, которое требует дополнительной “подготовки”, культурного и интеллектуального бэкграунда, но это скорее исключение. Хорошее кино/книга/музыка (не важно фестивальное, независимое или коммерческое) в 9 случаях из 10 - это просто хорошее кино/книга/музыка. Уверен, что практически любой зритель получит от “8 с половиной” Феллини больше удовольствия, фана и радости, чем от какой-нибудь “Очень плохой училки”.

К сожалению, слишком редко появляются произведения, у которых получается совместить коммерческий успех и настоящее, большое искусство. Elden Ring и Паразиты, как раз удачные примеры этого.

“Паразиты” Пон Джун Хо доказывают, что можно сделать популярный и успешный в прокате (266 млн в мире при бюджете в 11 млн) фильм, при этом, делая сложное, фестивальное (Каннская пальмовая ветвь) и небанальное кино.

Elden Ring - это пример того, как можно стать одним из главных финансовых блокбастеров года с инди-нарративом и высокой сложностью, без лутбоксов, NFT и заигрываний с казуальными геймерами.

…и наконец, Elden Ring просто игра.

Я адепт концепции "игры - это гораздо больше, чем весело нажимать на кнопочки" - игры как искусство, игры как культурный феномен и прочее...

Но, давайте честно, - даже меня затрахали разговоры об играх, в которых ни слова не говорится о самих играх. А там, где не остается места играм, начинаются бесконечные скандалы: о правильных цветах флагов: от радужного до звездно-полосатого; количестве феминисток, работающихв Sony; приоритетных анальных карах для тестировщиков ЕА; насколько плевать на фанатов издателям очередного ремейка или реместара.

Elden Ring удивительным образом получается быть вне скандалов, о ней продолжают говорить просто как о игре: разбирая лор, восхищаясь разнообразием или, ругая за постоянные самоповторы; превознося эстетику мира и указывая на ассеты прямиком, чуть ли не из бухгалтерии, в которой работал молодой Миядзаки; поражаясь широте возможностей и сетуя на отсутствие глубины, и ещё миллион тем для споров.

И я, на самом деле, не знаю, как Elden Ring получилось избежать такой участи, ведь нет ничего проще, чем найти повод для скандала. Могли же все возмутиться, что в игре не выбор пола, а выбор типа телосложения (у меня кстати высокая накачанная чернокожая тип В).

В общем, когда-нибудь действие оберега закончится, и игры от Миядзаки станут "видны" всем, превратятся в очередной повод для скандалов.

А пока цените, что Elden Ring плохая/средняя/хорошая/гениальная, но, всего лишь, игра.

цените, что Elden Ring плохая/средняя/хорошая/гениальная, но, всего лишь, игра.

9696
88 комментариев
222 ₽
23
Ответить

Так-так-так. У автора есть друзья и девушка. Возмутительно! Выписан из геймеров!

24
Ответить

Но она играет в игры, а с ними я только и делаю, что обсуждаю Элден ринг)

4
Ответить

…Elden Ring ценит твое времяПосмеялся. Дальше не читал.
ЕР - самая затянутая и копипастеая игра от фромов, нодискас.

17
Ответить

Так чел признается что не играл в другие фромовские игры, копипаст не замечен.
А дрочильни с тысячей вышек людям нравятся, так что все логично

4
Ответить