Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Рассказываем, что изменится, а что останется прежним. Релиз игры намечен на 1 сентября.

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Crusader Kings — серия глобальных стратегических игр от Paradox Interactive. Эта студия известна масштабными стратегиями, вроде «исторических» серий Europa Universalis о раннем новом времени, или Hearts of Iron, отправляющих игрока во времена Второй мировой войны, а также космической 4Х-стратегией Stellaris, недавно отметившей четвёртую годовщину со дня выхода.

Конкретно Crusader Kings посвящена Средневековью. Грядущая третья часть охватывает временной период от эпохи викингов до начала Возрождения. Кроме Европы в мир игры включили Азию вплоть до западных границ современного Китая и Таиланда, Северную и Центральную Африку. Возможно, в дальнейшем как временные, так и географические рамки расширят дополнительно.

Мы поучаствовали в онлайн-ивенте для прессы, пообщались с разработчиками и поиграли в пресс-версию игры. Рассказываем, какой будет Crusader Kings III, что должна выйти 1 сентября.

Посвящение

Формально, Crusader Kings — глобальная стратегия в реальном времени. Игрок собирает войска и ведёт войны, исследует технологии, заключает союзы, развивает территорию, реформирует законодательство. Но у игры есть уникальная особенность: фокус не на странах, а на персонажах и династиях.

В каждый конкретный момент игрок управляет главой аристократического рода, постепенно расширяющего свою власть и влияние. Если династия прерывается — игра заканчивается, какое бы могущественное государство вы ни создали, хотя в новой части разработчики позволят продолжить прохождение за персонажа из другой семьи.

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Это внимание к персонажам окрашивает все остальные системы. Армия зависит от лояльности конкретных вассалов. Для принятия закона необходимо подкупать или очаровывать придворных, входящих в совет. Союзы неразрывно связаны с династическими браками. А то, насколько территория процветает, зависит не только от технологий и зданий, но и от личных показателей её правителя. При этом у каждого персонажа есть свои параметры и характер, цели, друзья, враги, любовники и любовницы.

Из-за этого Crusader Kings иногда сравнивают с The Sims, и между сериями действительно есть одно важное сходство — они обе прекрасно генерируют истории. В случае с CK эти истории бывают героическими, комичными или даже абсурдными, вроде знаменитого заселения мира разумного конями.

У игры несколько возможных стартовых дат, в каждой из которых есть несколько рекомендуемых персонажей, хорошо подходящих новичкам. Но теоретически играть можно за любого правителя вообще
У игры несколько возможных стартовых дат, в каждой из которых есть несколько рекомендуемых персонажей, хорошо подходящих новичкам. Но теоретически играть можно за любого правителя вообще

Управляемый феодализм

Нужно оговориться сразу: в целом, новая часть сохраняет верность серии. Те же показатели, те же основные механики. Ведущий дизайнер Crusader Kings III Александр Ольтнер признался, что студия хотела выпустить «наследника» старой игры: в определённые моменты только трёхмерные модельки персонажей, сменившие портреты, напоминали, что передо мной продолжение. Ветеранам серии не составит большого труда разобраться в новой игре, хотя некоторые важные отличия нужно отметить.

Самое главное — улучшился интерфейс. Многочисленные меню, использующиеся для сбора войск, интриг и религиозных реформ, организованы лучше и удобнее расположены на экране.

Кроме того, в игре появились советы: стоит навести курсор на объект или термин, и возникнет подсказка с подсвеченными ключевыми словами. Для игр от Paradox, известных недружелюбностью к новичкам, это большой шаг в правильном направлении: теперь гораздо быстрее запоминаешь важные термины и понимаешь, что с чем связано.

Карту вашего королевства игра демонстрирует, раздробив на герцогства. Иногда это удобно, а иногда раздражает
Карту вашего королевства игра демонстрирует, раздробив на герцогства. Иногда это удобно, а иногда раздражает

Кроме того, CK3 берёт на себя заметную часть стратегической рутины и скучных интриг. Например, игра самостоятельно напоминает о возможностях для завоевательных войн. А также постоянно показывает все титулы, в очереди на наследование которых основной персонаж игрока занимает одно из первых мест, и предлагает удобный список остальных наследников, безвременная кончина которых приблизит к вожделенному земельному наделу.

Впрочем, традиционные для Paradox сомнительные решения вроде информации о значимых вещах (системы наследования в созданном вами королевстве, например), запрятанной в меню, на которое получается наткнуться разве что случайно, никуда не делись. Остаётся надеяться, что студия наведёт порядок в управлении к моменту релиза. Но даже если этого не случится, подсказки существенно облегчат жизнь как новичкам, так и опытным игрокам.

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Новые системы

Есть и изменения в геймплее. Так, поменялась роль династии. Теперь на протяжении игры семья «прокачивается», набирая династические достоинства, переходящие из поколения в поколение. Появилась система побочных ветвей рода, которые признают власть общего «патриарха», но существуют сами по себе, используя уникальный герб и девиз. Порой, лидер побочной ветви захватывает власть над всем кланом.

Видно, что Paradox пыталась превратить династию из простого «древа наследования» в динамичную систему с собственными конфликтами, хотя пока что разница с предыдущей частью не очень заметна.

Экран выбора перков династии
Экран выбора перков династии

Зато в сфере религии изменения налицо. Для начала, количество вероисповеданий существенно возросло. Больше двух десятков вариаций христианства, почти столько же версий ислама, языческие традиции от скандинавской религии до пяти разных африканских, восточные учения вроде буддизма, зороастризм и его ответвления, китайские народные верования.

Каждая религия выстраивается вокруг Доктрины и Догматов. Доктрина — «ответы» религии на ряд ключевых вопросов. Например, какого пола должны быть священнослужители, подчиняются ли они светским властям, как религия относится к добрачному сексу, гомосексуальности, колдовству, как воспринимает другие учения.

Экран религии. В данном случае, католицизма. Сверху — три Доктрины, справа — неполный список возможных вариаций христианства, в которые можно перейти
Экран религии. В данном случае, католицизма. Сверху — три Доктрины, справа — неполный список возможных вариаций христианства, в которые можно перейти

Догматы — «частные» черты религии, дающие её последователям стабильные возможности или бонусы. Например, католикам доступно «вооружённое паломничество» — проще говоря, крестовый поход. А в православии есть традиция покаяния и причащения перед смертью, что даёт династии умирающего определённые преимущества.

Догматов у каждой религии три, и они выбираются из обширного списка. Это, в сочетании с разнообразием доктрин, существенно отличает стили игры за те или иные традиции. Воинственные язычники легко захватывают территории, но также легко их теряют. В католической Европе многое зависит от отношений с Папой и локальной церковной властью. А в Индии последователи разных учений гораздо терпимее, что снижает риск восстаний, но затрудняет ведение войн — нельзя напасть на соседей, просто объявив их язычниками или неверными.

Экран выбора догматов. Хотите христианство с каннибализмом и человеческими жертвоприношениями? Пожалуйста
Экран выбора догматов. Хотите христианство с каннибализмом и человеческими жертвоприношениями? Пожалуйста

А самое главное, «модульный» подход к религии позволяет создать собственное учение. Достаточно переставить пункты в доктринах, выбрать новые догматы, придумать название, и пожалуйста, вы — ересиарх. Уже мой третий персонаж, обыкновенный испанский герцог, скопил достаточное количество необходимых ресурсов, чтобы основать собственную ветвь христианства.

Карта религий
Карта религий

Третье большое изменение — система жизненного пути (lifestyles). Получив под руководство нового героя, игрок выбирает ему стиль жизни. Всего их 15, по три на каждый из пяти атрибутов (учёность, дипломатия, интриги, управление, война). Жизненные пути открывают доступ к цепочкам перков, развивающим персонажа в ту или иную сторону.

Выбор фокуса, например, войны или управления, делается один раз и на всю жизнь. Но перки можно брать из любой ветки, а один раз на протяжении жизни правитель может полностью их перераспределить ценой стресса  
Выбор фокуса, например, войны или управления, делается один раз и на всю жизнь. Но перки можно брать из любой ветки, а один раз на протяжении жизни правитель может полностью их перераспределить ценой стресса  

Некоторые перки дают пассивные бонусы, например, удешевляют строительство или усиливают отдельные рода войск. Другие открывают дополнительные механики, вроде шантажа, или меняют показатели так, что это трансформирует всю игру. Благодаря своевременно взятому перку мой проповедник обратил население захваченной мусульманской провинции в христианство не за 50 лет, как обещали поначалу, а за четыре, предотвратив немало восстаний.

Наконец, последняя система, заслуживающая отдельного упоминания — стресс. Как и в предыдущих частях, у любого персонажа в Crusader Kings III есть черты характера, например «гордый», «добрый» или «развратный». Каждая из них даёт набор модификаций к характеристикам и отношению других героев, а также проявляется в случайных событиях. Игра часто просит принять решение по таким животрепещущим вопросам, как «чему научить своего ребёнка», «какое домашнее животное завести» или «как поступить с арестованной ведьмой».

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Как и в предыдущей части, некоторые черты характера открывают уникальные варианты ответов. Но, кроме того, выбор, противоречащий чертам характера персонажа, генерирует стресс. Когда он накапливается, у героя случается срыв, который, в свою очередь, создаёт новые черты характера, вроде алкоголизма.

Эта механика вводит в игру элементы отыгрыша и заставляет уделять большее внимание воспитанию наследников, чтобы обеспечить их чертами, сочетающимися с предполагаемым стилем игры. Но окончательный выбор, что делать, всегда остаётся за игроком.

Многие решения убирают стресс. Например, можно погладить собаку
Многие решения убирают стресс. Например, можно погладить собаку

Большие перемены

Кроме больших изменений, характеризующих игру в целом, ветераны старых частей отметят несколько частных новшеств. Так, технологии теперь связаны не с государством и не с провинциями, а с конкретной культурой, что создаёт дополнительный стимул консолидировать собственный этнос в одном королевстве и распространять его в развитых территориях.

Поменялась система отношений с вассалами. Теперь в христианских странах процент доходов и войск, которые вассал отправляет сюзерену, определяется чётким контрактом, изменение которого требует специальных усилий. А старая система, при которой поддержка правителя вассалами зависит от их отношения, получила название «кланового государства» и характерна для мусульманских стран.

Трёхмерные модельки персонажей меняются в зависимости от того, что происходит с героями
Трёхмерные модельки персонажей меняются в зависимости от того, что происходит с героями

Это задаёт христианам и мусульманам разную динамику игры. Христианские державы стабильнее, в то время как у мусульман молодые и не успевшие проявить себя правители находятся в уязвимом положении. Зато мусульманский владыка, управлявший страной долгое время и заручившийся симпатией подданных, легко собирает огромные армии и несметные сокровища. Сложно сказать, насколько это соответствует реальной истории, но игру разнообразит точно.

Систему интриг расширили. Старая механика заговоров и убийств никуда не делась, но теперь к ней добавились соблазнения, ранее доступные только определённым персонажам, а также выяснение секретов. Постыдные и преступные поступки персонажей дают им скрытый показатель «тайны», которую можно выяснять и использовать для шантажа и дискредитации.

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

Во второй части, несмотря на обилие механик, исходы битв часто решались численным превосходством — этот момент разработчики постарались исправить. Теперь атака в горах или через реку накладывает ещё большие штрафы, а хорошие командиры дают ещё больше преимуществ.

Кроме того, в новой части появились рыцари — особые солдаты-придворные, которых правитель добавляет к войскам, существенно повышая силу армии, и отряды профессиональных солдат разных специализаций, блокирующих друг друга по принципу «камень-ножницы-бумага».

Теоретически, все эти нововведения направлены на то, чтобы меньшее, но лучше подготовленное к войне государство имело шанс на победу над крупным, но излишне расслабившимся соседом. И на первый взгляд, поставленную цель удалось достигнуть

Экран сбора войск. Армия состоит из ополчения, рыцарей, профессиональных солдат, а в случае нужды доступны ещё и наёмники
Экран сбора войск. Армия состоит из ополчения, рыцарей, профессиональных солдат, а в случае нужды доступны ещё и наёмники

Также бросается в глаза отсутствие нескольких привычных механик из второй части, появившихся в DLC. Больше нет случайно возникающих эпидемий — только глобальная вспышка Чёрной смерти, одно из немногих «исторических» событий, которые случатся вне зависимости от действий игрока.

Исчезли тайные общества и особая механика отношений с Китаем. Наконец, в игре нет отдельной «кочевой» формы правления: степные народы живут племенами, как и остальные язычники, а уникальность им придают догматы тенгрианства.

Новая система флота существенно облегчает логистику при игре за островные державы
Новая система флота существенно облегчает логистику при игре за островные державы

В то же время нельзя не отметить, что в Crusader Kings III не включили две механики, о которых разработчиков много просили игроки. Так и не добавили морские сражения, и, более того, из игры убрали сами корабли. Теперь войска, получившие приказ выйти в море, самостоятельно переходят на автоматически возникающие суда и плывут, куда велено. Всё, что требуется от игрока — доплатить за каждую морскую локацию, которую они преодолевают.

Кроме того, не появилось никакой торговли. Фактически, её роль даже уменьшилась по сравнению с предыдущей частью: разработчики убрали Шёлковый путь и запретили играть за торговые республики, хотя сама по себе эта форма правления есть. Скорее всего, их откроют в одном из DLC.

Наследник благородного рода: первые впечатления от Crusader Kings III

В целом, Crusader Kings III оставляет положительное впечатление, особенно на фоне спорного Imperator: Rome. Это честное продолжение предыдущей части, взявшее у неё много хорошего, и добавившее ряд нововведений, вроде системы религии и выбора жизненного пути, которые, как минимум, не дадут заскучать.

Самое главное — не возникает ощущения, что перед нами просто «контур» игры, который планируют заполнять через патчи и DLC уже после релиза. А изменение интерфейса и многочисленные подсказки дарят надежду, что порог вхождения для новых игроков существенно понизится по сравнению с другими проектами от Paradox Interactive. Сработает ли это — узнаём уже осенью.

187187
141 комментарий

 не возникает ощущения, что перед нами просто «контур» игры, который планируют заполнять через патчи и DLC уже после релизану да, ага, 10-20 штук запилят, как ни крути

19
Ответить

Комментарий недоступен

99
Ответить

Заебали, блять. Ты играешь в эти игры? Нет? А я играю постоянно. И благодаря этим длс, игры которым 4 - 7 - 9 лет остаются актуальными и интересными. Так что спасибо за длс.

28
Ответить

минусаторы, вы со мной не согласны, что запилят 10-20 длц?

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

 Самое главное — не возникает ощущения, что перед нами просто «контур» игры, который планируют заполнять через патчи и DLC уже после релиза.

Peace da ball. 

18
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить