«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

Режиссёр Райан Джонсон ломает фанатские теории и ожидания. Это может быть как больно, так и весело. Зависит только от вас.

«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

На днях знаменитого геймдизайнера Хидео Кодзиму спросили, почему главный герой его игры Death Stranding в одном из трейлеров плачет. Что значат эти слёзы? Могут ли они быть отсылкой?

На что Кодзима ответил: «Ну... он плачет, потому что ему грустно».

Эта история в точности описывает ситуацию, которая неизбежно развернётся вокруг фильма «Последние джедаи».

Любое популярное медиа порождает настолько одержимых фанатов, что они, в конце концов, вступают с этим медиа в борьбу. Они настолько любят вселенную, придуманную кем-то другим, что рано или поздно пытаются захватить над ней власть, подчинить себе. И когда авторское видение не совпадает с их фантазиями, они тут же изливают своё недовольство во все возможные информационные каналы.

Но Disney не собирается идти у них на поводу.

Вы пришли в кинотеатр с генеалогическим древом Рей, распечатанным на листе A3? Вы последние три месяца изучали фанатские теории на Reddit? Тогда «Последние джедаи» не для вас.

«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

Нет, фильм Джонсона отвечает почти на все важные вопросы, которые подняло «Пробуждение силы». Просто ответы эти оказываются совсем не сложными. Они простые, искренние и жизненные — как слёзы Нормана Ридуса под дождём.

Более того, если говорить о канонах, то фильм Джонсона похож на настоящее объявление войны фанатам, цепляющимся за прошлое.

«Последние джедаи» — дерзкое кино, в котором всё, что мы любим в «Звёздных войнах», используется для того, чтобы разорвать в клочья всё, что мы о них знаем.

Ещё два года назад мы в недоумении выходили с сеансов «Пробуждения силы», не понимая, зачем Disney на новый лад пересняла старый фильм. «Последние джедаи» дают этому исчерпывающее объяснение.

Джей Джей Абрамс напомнил миллионам людей, что есть ученик и есть учитель, что есть Сила, что есть бравый пилот, который может в одиночку спасти целый флот, и что у любой «Звезды смерти» есть своя ахиллесова пята. И всё это было сделано только с одной целью — чтобы Райан Джонсон каждый из этих штампов с хрустом сломал об колено.

«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

Требовать от «Последних джедаев» соблюдения канонов — всё равно что просить Солнце стать Луной. Специально для особо непонятливых Джонсон даже снял сцену, где каноны буквально предают огню. Толще намёка и не придумаешь.

И всё для того, чтобы показать, что «здесь и сейчас» всегда важнее, чем «давным давно в далёкой Галактике», что интуиция и собственное чутьё всегда важнее следования писаным принципам.

Благодаря такому подходу, «Последние джедаи» получились по-настоящему непредсказуемыми.

Я не могу вспомнить ни одного дорогого голливудского блокбастера последних лет, который было бы так сложно просчитывать на двадцать минут вперёд. За сеанс вам как минимум десяток раз захочется прокричать в экран: «ЧТОООООООО!?»

«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

Не вдаваясь в сюжетные подробности, обсуждать это свойство фильма трудно. Но можно сказать, что Disney и Джонсон делают всё для того, чтобы не просто перевернуть сложившийся штамп, а поспорить с самой его сутью.

Например, в «Джедаях» есть целая сюжетная линия о том, что повстанцы уже привыкли быть пушечным мясом — «Надо погибнуть за правое дело? Куда лететь?» И тут вдруг девятый фильм в сорокалетней серии задаётся вопросом: «А действительно надо ли? А можно ли поступить иначе?»

В такие моменты картина кажется новаторской и смелой. Это всё та же сказка о победе добра над злом, но теперь почти все её герои думают, задают вопросы и неожиданно начинают осознавать своё место в мире.

«Последние джедаи» — это первые за много лет «Звёздные войны» с самоиронией и самосознательностью. Здесь джедаи заново придумывают суть джедайства, герои — суть геройства, злодеи — суть злодейства, а повстанцы — суть повстанчества.

«Последние джедаи» — канон умер, да здравствует канон

Я бы мог ещё долго писать о том, насколько в этом фильме прекрасен монтаж, насколько хороши шутки, как безупречно поставлены экшен-сцены и насколько здорово сценаристы потрудились над проработкой линий каждого из персонажей, но это вы и сами увидите. Этот текст — не столько рецензия, сколько попытка скорректировать ваши ожидания.

После фильма Джонсона мне трудно представить, о чём будет девятый эпизод. Но одно я знаю точно: если «Последние джедаи» — это эффектная попытка снять фанатов с ностальгической иглы, то финал трилогии должен стать полноценным шагом вперёд. И, если цитировать саму принцессу Лею, «для этого у нас всё необходимое уже есть».

21K21K открытий
141 комментарий

Недели и месяцы войны Елистратова с читателями, твиттером и всем человечеством обьявляется открытой.

Ответить

Да не должно быть никакой борьбы.

Западные журналисты хором пишут, что это лучший фильм со времён V эпизода. Я думаю, у зрителей будет такой же консенсус.

У меня не было цели плыть против течения ради того, чтобы плыть против течения. Фильм восхитительный. Фильм точно лучше седьмого эпизода.

В последний раз меня так сильно плющило на «Безумном Максе». Я вчера пришёл домой и часа четыре не мог ничего читать и смотреть. Был эмоционально выжат.

Ответить

Я не могу вспомнить ни одного дорогого голливудского блокбастера последних лет, который было бы так сложно просчитывать на двадцать минут вперёд.

А как же Blade Runner 2049?

Ответить

Сложно объяснить без спойлеров.

«Последние джедаи» ломают даже микро-ожидания. Ты уверен, что сцена закончится вот так, а фильм такой — ХУЙ ТЕБЕ.

«Бегущий» крутой, но «Джедаи» весь последний час держали меня в состоянии приятного дискомфорта. Я волновался за всех героев и не знал, что с ними будет дальше.

Ответить

Вау, не я один похоже тут смотю Half in the Bag.

Ответить

Когда г-н Елистратов входит в раж - это конечно нечто. Статья написана так, что хочется сорваться с места и бегать по потолку от переизбытка эмоций до самого завтрашнего сеанса)

Я вообще и так очень ждал 8 эпизод и не сомневался, что будет нечто. А теперь даже аналогии привести не могу, насколько этот фильм мною ожидаем.

Ответить