Функция диалога в произведении. Отзыв на "Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях"

Думаю, многим хотя бы раз приходила идея написать книгу. В начальной школе я с энтузиазмом писала свою детскую приключенческую повесть, будучи полностью уверенной в том, что для художественного произведения главное — это действие и его описание.

Сейчас же я понимаю, что будь то роман, повесть или рассказ, — главных составляющих такого текста несколько. Одно из них — диалог. В книге «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях» Джеймс Скотт Белл выделяет 5 ключевых функций, которые и выполняет диалог в литературе:

  1. Изложение фактов
  2. Раскрытие характера
  3. Создание стиля
  4. Создание обстановки
  5. Раскрытие тем

Например, читая новый роман Дж. Франзена «Перекрестки» я только благодаря диалогу смогла полностью понять и представить холодные отношения между Бекки и Перри (братом и сетсрой). Колкости, циничность, гордыню, etc можно изображать посредством диалога, а не простого изложения событий.
За обменом фразами между персонажами должна стоять определенная цель, иначе диалог будет скучным, натянутым и тупым.

А еще важно помнить, что

диалог – это не разговор, взятый из реальной жизни, а стилизованная речь, с помощью которой автор, через своих героев, достигает определенной цели.

Джеймс Скотт Белл

Удивительно, но именно этой мысли мне не хватало, чтобы окончательно понять, почему так часто в литературе и кино диалоги больше напоминают нелепость и недоразумение, чем внятную беседу героев.

Функция диалога в произведении. Отзыв на "Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях"
3232
11 комментариев

диалог – это не разговор, взятый из реальной жизни, а стилизованная речь, с помощью которой автор, через своих героев, достигает определенной цели.

Не полностью соглашусь. Читаю Уотса сейчас, его маленькие рассказы. Дошел до Непогрешимых. Там весь рассказ - почти один диалог довольно умных людей. Давно такой живости не чувствовал от происходящего. Да и сам автор любит такие диалоги и описательные образы вокруг них. Он не боится нелепостей и жаргонавтики, от того довольно тяжелая литература превращается в красивое путешествие.
Опять же, смотря какие цели преследует автор - такой и диалог должен получаться.

4

Диалог может (и даже должен) быть живым; диалекты, жаргонизмы и прочее очень даже приветствуется. Просто все реплики должны быть «в тему»

Так это и есть "стилизованная речь" as is.

Для начала надо научится говорить с живыми людьми. Желательно разными

3

В особенности научиться слышать, что и как говорят другие.

1

Цитата про диалог не туда заводит. Неслучайной должна быть вся сцена. Диалог должен быть как раз живым, но в рамках поставленной сцены складываться в очередной пакет данных об истории. Если в сцене есть ненужные реплики, значит, сама сцена сделана плохо.

3