"С нуля до тимлида за 2 месяца"

Привет! Меня зовут Максим, мне 19 лет; последние 2 месяца я проходил курс по созданию синематиков в Unreal Engine 5. За это время я успел окунуться в программу, сделать свой первый синематик, перебороть неуверенность в себе и примерить на себя роль тимлида — командой из 8 человек мы сделали третий синематик (будет в конце). В этом посте я расскажу, с какими проблемами я сталкивался и как их решал. И покажу новый синематик)

Какая роль в командной работе тебе ближе?
Управленца
Исполнителя
"Сам себе на уме"

Как я тут оказался?

Кризис — это лакмусовая бумажка, говорящая о необходимости изменений

Максимка420

На курсе по 3д графике я оказался т. к. совпало множество факторов.
А именно:
1) Летом 2022 я бросил свой первый вуз (геологоразведочный) т. к. там было душно. А учиться я хотел, поэтому активно искал где бы себя приложить.
2) После февральских и сентябрьских событий я начал много думать о переезде в другую страну, соответственно у меня появилась необходимость научиться зарабатывать удаленно.
3) Любовная драма (расставание) выявили для меня личностные проблемы, которые я хотел решить. Захотелось проявить себя, стать более активным, ответственным, независимым.

Через инсту и разговоры об NFT я познакомился с 3д и словил восторг: "такую красоту можно сделать в 3д? тип, можно смоделировать все, что угодно? сделать это с помощью компа, и не надо ходить в художку, реально?".
Ютуб подкидывал мне туториалы по блендеру и дополнительную инфу о CG через рекомендации. Я наткнулся сначала на CG Новости, а потом на трансляцию, где девушки рассказывали о своем опыте в 3д графике.

ПоCGим. CG VFX Художницы. Предпродакшн, проблемы новичков в CG и путь в 3D

Тут сработало: раз у них получилось, чем я хуже? Они ведь по сути такие же, как я. Я хочу попробовать.

Что я хотел сделать?

- Я хотел попробовать себя как художник (в моей голове столько образов, которые хочется воплотить)
- Получить хард-скиллы (т. к. это высокооплачиваемо)
- Познакомиться с людьми, найти единомышленников, друзей, полезные связи

И я решился купить курс «С разбега в синематик». Стартанул курс в конце января 2023.

С какими проблемами я столкнулся?

Первым вызовом стало общение. Я себя считал немного социофобом. Когда курс стартанул, нас раскидали в чатики в телеграме и в дискорде. Мне действительно было страшно писать что либо — вдруг я покажусь глупым, неуместным, одна неудачная шутка создаст мне отрицательный авторитет навсегда? Еще страшнее — разговаривать с людьми в дискорде. Короче, мой мозг был мастером накручивать себя.

"да прекрати ты себя накручивать"
"да прекрати ты себя накручивать"

В этот момент я говорил себе: черт, Макс, ты нах сюда пришел? Ты пришел познакомиться с людьми и продвинуться по жизни. Если так и будешь сидеть молча, никто о тебе не узнает, не услышит, и ни-че-го не произойдет.
Важно то, как ты себя ведешь. Можешь как угодно чувствовать себя внутри, но окружающие люди увидят только твое поведение, только твои действия.

Не важно как ты себя представляешь в своей голове. Все твоё взаимодействие с окружающим миром осуществляется исключительно с помощью поведения. Не важно насколько ты внутри никчемный или тревожный человек. Если ты действуешь так, будто ты хороший и бесстрашный, то ты и ЕСТЬ человек хороший и бесстрашный. Для окружающих важно только поведение. Внутреннее самоощущение имеет значение только для себя самого.

Ася Казанцева, мой любимый нейробиолог

Более того, я стал замечать, что другие чувствуют себя точно так же: так же стесняются начать диалог, так же боятся высказать свое мнение или поделиться своей работой. То есть… я никак не ниже, не хуже других людей. Мы тут все одинаковые.
А раз так, уже не страшно взять на себя инициативу)
Я стал знакомиться, узнавать кто чем занимается, спрашивать что мне интересно и рассказывать о себе. Так я стал постоянным обитателем сервера в дискорде и очень быстро стал узнавать подробности об устройстве CG сферы.
Оказалось, что никакой я не социофоб. Просто был зажат и боялся проявляться.

Как бы вы рассуждали, если б шли на курс?
Я хочу сам по себе впитать информацию из уроков и уйти, мне нужны только навыки
Общение решает - благодаря нему я не только получу навыки, но вырасту как личность

Вторым вызовом стало само создание синематика. Важно было внедрить себе в мозг понимание: есть то, что нужно сделать, и есть конкретно отведенное для этого время.
Ещё раз, железно: есть конечный результат и есть время. Итог и срок.

Почему я так акцентирую на этом внимание?
Потому что многие их тех, кто хотел создать свой синематик (включая меня) в начале очень размахнулись фантазией и запланировали большие работы. С надеждой на что? На то, что уделив бОльшее количество времени и усилий, получится достигнуть результата.
(не получится)
Ещё в конце обнаружилась такая проблема: человек шикарно реализует какую то одну часть проекта, но в срок не успевает довести его целиком. Кто-то рассуждает здесь так: «мы сделали прекрасно, просто еще не успели доделать". Я научился рассуждать так: "не сделали. и все.» Есть срок, и за этот срок нужно сделать конечный продукт. Т.к. в нашем случае создание синематика коммерческим заказом не являлось; это было полностью самостоятельным, вольным действием, проработать можно было любые детали. Проработать так, чтобы сделать. Ограничений тут не было. Продумай свою работу как угодно, но продумай так чтобы получить результат.

Такое мышление пришло не сразу. Я, по сути, провалил свой первый синематик и пошел по скверной логике. Для начала, посмотрите его:

Тот самый, самый первый синематик. 

ТЗ звучало примерно так: изобразить драку одного героя с миньонами, показать конфликт и его развязку.
В момент, когда я закончил делать этот синематик по тз, я был по-настоящему горд собой. Я не спал но ночам, т.к. сидел за прогой и расставлял ключики для анимации. Всё делал с максимальной отдачей от себя. Смотрел, как устроены кадры и монтаж в фильмах, в мультиках. Анализировал раскадровки, изучал как работают с камерой, что такое фокусные точки и правило третей. Все было новым. С нуля придумал очередность кадров, что и как должно быть расставлено, в какой последовательности, как должна двигаться камера. Думал как изобразить конфликт — придумал раскрасить манекены и поставить их у разных символов.

Сейчас это кажется элементарным. Чтобы повторить подобное, мне понадобится несколько часов, а не 2 недели. Но на тот момент это был прорыв. И я считал свои действия правильными.

Однако. Здесь я следовал по логике: сейчас не важно какое будет окружение, освещение, сами герои. Я хочу поработать с самым для меня необходимым — с камерой и с анимациями, хочу чтобы они были плавные, приятные, корректные. Так и получилось. Но назвать это полноценным первым синематиком не получается. Это скорее получение технических навыков.

Сейчас я бы посоветовал самому себе идти по другой логике, а именно: постарайся сделать конечный синематик. С полноценным окружением, героями, и действиями. Думаешь, что не успеешь? Правильно думаешь. Поэтому, чтобы успеть сделать все +- качественно, возьми стилизованное окружение, готовых стилизованных персонажей и сообрази так, чтобы собрать из этого красивую картинку. Т.е. понизь общее качество всего (пусть анимации будут простыми, окружение будет простым, и действия будут легкими), но сделай конечный продукт — расскажи историю, покажи картинку, пусть всё будет органично. Продумай эти вещи. Упрощай работу в общем, а не исключай из нее важные элементы (как сделал я с окружением).

Продумай свою работу как угодно, но продумай так чтобы получить результат

О создании второго синематика, о том какие проблемы возникали я рассказывал в других своих постах. Там, правда, старая версия. После тех постов я улучшил работу. Вот так она выглядит на ютубе:

Второй синематик

Это тоже была революция. И сразу во многом.
В том, как переработать идею, но довести её до конца.
В том, как рассказать полноценную историю с помощью (как мне кажется) более искусных, нестандартных, театральных методов.
В том, как довести свою работу до финала.
В том, чтобы не бояться выложить её, не бояться говорить о ней, не стесняться, а гордиться: да, это моя работа; да, я прилагал усилия; да, на тот момент это было лучшее, что я делал.
И именно в процессе создания второго синематика я учился другим навыкам: как презентовать свою работу, как говорить о ней так, чтобы получить фидбек, как доносить свои мысли и своё видение до окружающих. Именно в это время я сблизился с другими студентами курса и с преподавателями. Начал понимать как мыслят другие люди в своей работе, как они для себя объясняют свои действия, стал видеть как психологические особенности каждого влияют на работу, на её содержание, на её презентацию, на доведение её до конца.
Например, кто-то не уверен в себе и относится к своей работе с негативом. Во время презентации это чувствуется по интонации, по тому как человек отзывается о своих огрехах (говорит не "спасибо, я не знал, что это ошибка! исправлю", а "да, это ошибка появилась потому что я невнимательный и плохо потрудился" — негативное отношение к своему труду чувствуется окружающими и они сами начинают относиться к этой работе негативно).
Я стал очень много думать о том, как важно психологическое восприятие своего труда, своего развития, как важно понимание самого себя (и для работы, и для жизни в целом) . Как важно видеть результат своей работы. Как важно эмоционально вкладываться в неё. И чтобы результат был, важно правильно всё распланировать (уделить время пред-продакшему, а потом ещё раз пред-продакшену) . Важно и потому, что получение или не получение результата влияет на дальнейшую мотивацию.
Хорошо законченный проект — корм для мотивации на следующем проекте.
Проваленный проект — отсутствие мотивации приступать к новому.

важно психологическое восприятие своего труда

Вызов третий — командная работа.

Это было финальной частью курса. Нам заявили: вы должны образовать команды и выполнить большую работу совместно. Тренируйте навыки коммуникации, т. к. в реальном проекте, с реальным заказом происходит именно так.
Проблема здесь в контактах. Те, кто не проявлялись в дискорде и не подружились, искали людей в команду в процессе, и уже после знакомились.
Я же сдружился со многими ребятами, и мы в числе 8-ми человек образовали свою команду. Образовали её по принципу дружбы, а не по принципу отбора нужных нам тех. спецов. . Мы хорошо общались, разговаривали на личные темы и были близки друг другу по духу, по стилю общения.
Что касалось технических навыков — все новички. Не было у нас специалистов по саунд-дизайну или лвл-дизайну, знатоков композитинга. Всему учились в процессе.
Знакомьтесь:
Я — @maksimka420
Гоша — @geocherk
Саша — @artalize
Даша — @darmilsh
Дима — @deepak_ashoka
Айгуль — @Kogtenog_3D
Ксюша — @azzazzelll
Макс — @momotmr
ТЗ нам выдали следующее: сделать тизер для какого-либо продукта.
Проблема здесь — не уйти в лес. Когда мы получили задание, мозг направил все силы на придумывание идеи, сюжета, локации и проч.
Тут было важно остановиться и спросить "а что такое тизер?". Википедия в помощь. Важно было провести исследование, как устроена реклама, как устроены трейлеры и тизеры, что именно мы должны сделать?

фрагмент с общей доски Miro
фрагмент с общей доски Miro

Почти сразу возникла мысль: надо создать тизер для самого курса «С разбега в синематик», на котором мы обучаемся. Но как именно он должен выглядеть?
На доске мы создали «дерево хаоса» и добавляли туда разные идеи/образы, которые возникали в голове.
Я заметил такую проблему: человек думает о чем-то, но понимает что не может завершить мысль, не может придать ей форму; и поэтому решает оставить её в своей голове (на практике это означает забвение) .
Тогда я стал говорить: не бойтесь кидать в дерево хаоса все, что приходит в голову. Что бы там ни было, не надо бояться или стыдиться, просто накидайте идей и образов, и потом мы что-то из этого возьмем. Или не возьмем ничего, не страшно.
Идеи добавлялись, накидывались разные шоты (трейлеры игр, отрезки из фильма «все везде и сразу», разная музыка и описание действий).
На этапе пред-продакшена я очень активный, и написание сценария было на мне. Командой мы сошлись на том, что будем делать тизер для курса. Мы хотим рассказать жизненную (наполненную смыслом) историю; мы знаем о чем говорим; мы знаем продукт, о котором говорим.
По сценарию главный герой — человек, чья жизнь скучная и серая, а кубик (отсылка к логотипу компании) — его проводник в сказку. Более того, сказка (миры, в которые человек попадает) будет составлена из синематиков, которые участники команды делали до этого. То есть это и реклама курса, и реклама самих себя как создателей рекламы перед компанией, и реклама своих работ внутри рекламы курса. (!!!)

так был написан сценарий
так был написан сценарий

Важным моментом был выбор музыки. Я выбрал трек полналюбви «Источник". Он мне нравился, он прекрасно подходил под мое видение "картины со смыслом», текст песни шикарно вписывался в сюжет. Пришлось потренировать навык убеждения, чтобы согласовать трек со всеми)

Дальнейшая работа помчалась стремительно. Вначале мы словно в синергии вместе с Сашей придумывали раскадровку. Он моментально накидывал свое видение в Майе и выкладывал на миро. Я объяснял свое видение и поправлял.
Вообще, все вносили своё видение и комментировали работу. Каждую часть проекта мы объясняли друг другу. И каждый участник в процессе показывал, что он делает.

Однако, объяснять друг другу — хорошо. Но без четкой навигации такая работа превращается в хаос. Потому что каждый начинает думать обо всем и сразу, распыляет свое внимание на десять задач, и в результате все бурно что-то обсуждают, делают, но результата не получают. Важно было решить эту проблему и привязать действие к результату. Для этого я писал планы работы, выглядели они так:

"С нуля до тимлида за 2 месяца"
красные стрелки вели к расширенному описанию задачи, к правкам
красные стрелки вели к расширенному описанию задачи, к правкам
часть плана от 29 марта* 
часть плана от 29 марта* 

И писал правки:

правки по камере на этапе аниматика
правки по камере на этапе аниматика
рекомендации по созданию локации
рекомендации по созданию локации

Важно отметить, что изначально были сведены на минимум проблемы с подчинением и мотивацией.
Во-первых, все изначально были настроены сделать синематик и поработать в команде, был настрой на получение такого опыта.
Во-вторых, задачи распределялись не по указке, а в ходе активного обсуждения в дискорде, при присутствии всех. Каждый брал на себя столько, сколько был готов взять. То, с чем был готов работать. В-третьих, все в команде — осознанные и неконфликтные люди. Если бы я или кто-то другой начал тиранить остальных, это немедленно бы пресекли.
То есть все строилось на принципе открытого обсуждения.
И основные проблемы были две: понимание задачи и фокус внимания.

Что я имею ввиду? Выяснилось, что очень, очень легко попасть в ситуацию недопонимания. То есть ты обрисовываешь человеку свое видение локации или анимации, на словах все вроде как друг друга поняли; проходит день-два, мне показывают результат и я осознаю, что это совершенно не то, что нужно.
Чтобы не оказываться в неприятной ситуации, когда другой человек потратил свое время, а я недоволен результатом, пришлось научиться четче, яснее, на примерах обрисовывать видение; с приложение референсов, с четкими пояснения что и сколько процентов в кадре должно занимать, с абсолютно исчерпывающим объяснением.
И это прямо связано с фокусом внимания. Я учился четко обозначать то, на чем именно следует фокусировать внимание. Проработку каких моментов можно опустить, а на каких следует сконцентрировать внимание. В каком моменте сделать по референсу, а в каком смело применять фантазию.
Что первоочередно, а что второстепенно. Какой приоритет задач по времени.
Все это нуждалось в четком описании.
Были моменты конфликтов. Но конфликты, по сути, возникали из-за недопонимания — и их надо было разрулить более подробным описанием. И из-за стресса/усталости — в эти моменты важно было отследить суть конфликта и понять "здесь претензия не по делу, человек просто устал" — и отправить отдыхать и/или вернуть все вопросы к сути дела. (можно задать вопрос "а в чем именно была проблема?; проблемы, оказывается, не было. просто эмоции накопились")
В целом — работа кипела. Все работали одновременно и слаженно. А самое главное — все смогли раскрыться в работе, сделать усилие над собой и внести такой вклад, которым можно гордиться.

Так, Саша делал раскадровку, анимации манекена (ручками!), собрал сцену с пёсиком (отсылка к его собственному синематику).
Айгуль работала с анимацией метахьюмана. (при том, что до курса вообще не было опыта!)
Ксюша сделала нам уникального метахьюмана (такого не найдешь в предложках!) Макс собрал сцену офиса и сделал кубик.
Даша с нуля, по своему видению собрала финальную сцену со скалой (и поняла, что лвл-дизайн может быть интересным). И после делала цветокоррекцию.
Дима совершил подвиг для нас и для себя самого — с нуля собрал сцену с рыбами. И сделал их яркими! А потом помогал с монтажем ролика.
Гоша ссоздал сцену с Гравити Фоллз (отсылка к собственному синематику), собрал все сцены у себя на компе, зарендерил финальный кусок и помогал мне тем, что иногда брал функции лида на себя (вообще, изначально мы именно его выбрали лидом, как более опытного; но... очень быстро эту роль перенял на себя я)
А я двигал идею, вдохновлял ребят, помогал понимать нашу задачу, просчитывал риски и менял подход в управлении (чтобы 100%) довести работу до конца, собрал уровень, отсылающий к моему синематику с сердцем; и защищал нашу команду на фидбеках у преподавателей.

Вот результат нашей работы (2 недели труда) :

Тизер курса "С разбега в синематик"

Последний вопрос: зачем?)

Зачем было делать это? Зачем задаваться вопросами, о которых я сегодня говорил, и решать описанные проблемы?

За тем, что через изучение чего-то нового, через коммуникацию с другими людьми, можно не только получить полезные навыки и связи. Можно неожиданным образом раскрыть в себе и в окружающих ТАКОЙ потенциал, о котором можно было только мечтать. Каждый человек, это сокровищница таланта, удовольствия, жизненной энергии. Грех её не открыть.
Это прекрасная возможность понять себя.
Я видел, как люди, получив результат, загорались. Как у них появлялся заряд делать что-то бОльшее, делать что-то новое. Я видел как студенты на лету схватывали информацию и хотели выразить себя в действии. Я видел как преподаватели учились все лучше и лучше доносить свои мысли до учеников, учились эффективней им помогать (и сами раскрывали свою энергию в этом действии, показывали свои знания) .
Мы работали бесплатно, только на энтузиазме. И за 2 месяца добились прекрасных результатов, сплотились как коллеги, как друзья.

Если хотите посотрудничать со мной, с кем то из команды или сразу со всеми — пишите в телеграмм, ники выше)
А ещё, вы можете поддержать мою работу и развитие этого блога донатом.
(это действительно мотивирует! когда мне задонатили сотку под прошлым постом, я поверил, что ведение блога имеет смысл)

кусочек вдохновения с доски miro 
кусочек вдохновения с доски miro 
3434
49 комментариев

Комментарий недоступен

56
Ответить

Я начал читать, 19летний тимлид - это в принципе ходячий анекдот уже. Любой менджемент - это, в первую очередь, решение сложных и конфликтных ситуаций, в противном случае всё может работать и без него) Просто фейспалм.

39
Ответить

О я таких артдиректоров видел
минуя стадию джуна сразу становились главными)

20
Ответить

О я таких коментаторов видел
минуя стадию чтения сразу становились токсичными)

12
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

...19 лет... тимлид... а при чем тут геймдев?

19
Ответить

Каждый раз при чтении таких трудов кажется, что и не 19 даже:)

Ответить