Свой среди чужих: как работают инди-издатели

Компании, разрушающие стереотип о «плохих издателях».

С развитием инди-индустрии и ростом количества независимых студий на рынке появилась потребность в «инди-издателях». Это кажется оксюмороном, ведь суть инди как раз в отсутствии «больших боссов», надзирателей, которые вмешиваются в творческий процесс.

Но на деле это логичная ступень развития: инди-издатели — это чаще всего такие же разработчики, которые помогают студиям деньгами, а также решают их организаторские и финансовые вопросы, не пытаясь влиять на разработку. Издание The Verge пообщалось с инди-студиями и издателями и узнало, как устроена эта сфера индустрии.

Talos Principle
Talos Principle

В 2008 году компания Vivendi объединилась с издателем Activision в Activision Blizzard. Одним из результатов этого слияния стало то, что принадлежащий Vivendi издатель Sierra отменил выход нескольких игр от разных студий — в том числе и Brutal Legend от Double Fine Тима Шейфера.

Double Fine пришлось срочно искать нового издателя, и в конце концов она заключила контракт с EA. В ответ на это Activision подала иск на разработчиков, и в последние, самые важные месяцы перед релизом игры команде Шейфера пришлось отвлекаться на судебные разбирательства вместо того, чтобы посвящать всё время своему произведению.

В 2009 году Brutal Legend всё-таки вышла, а её разработчики хорошо запомнили этот опыт сотрудничества с издателями. Чтобы больше не проходить через подобное, Шейфер основал компанию-издателя Double Fine Presents, которая выпускает игры Double Fine и других студий. Например, сейчас компания готовит к релизу гибрид Animal Crossing и Pokemon под названием Ooblets и кооперативное приключение Knights & Bikes.

Ooblets
Ooblets

Мы хотели взять все хорошие вещи из нашего опыта взаимодействия с издателями и сделать всё возможное, чтобы избежать плохих.

Грэг Райс, вице-президент финансового отдела Double Fine

Одним из первых инди-издателей стал Devolver Digital, известный по таким тайтлам, как Hotline Miami, Shadow Warrior и Talos Principle. Компания помогала разработчикам выпускать игры, не требуя больших процентов с продаж или прав на интеллектуальную собственность.

Вскоре появились и другие компании с похожими принципами: например, Annapurna Interactive, подразделение одноимённой кинопроизводственной компании. Также недавно Skybound, студия создателя «Ходячих мертвецов» Роберта Киркмана, объявила, что начнёт выпускать игры.

Shadow Warrior 2
Shadow Warrior 2

Подходы этих компаний различаются в деталях, но в целом похожи: они позволяют разработчикам сконцентрироваться на создании игр и перестать заботиться о формальных и финансовых вопросах.

Когда ведущий дизайнер Monument Valley Кен Вонг основал свою студию, он быстро понял, что без помощи издателей ему не справиться: денег на разработку игры не хватало. Но обращаться к крупным компаниям он не хотел, хоть они и предлагали сотрудничество. В конце концов он заключил сделку с Annapurna и не прогадал.

Я думал, они будут пытаться контролировать процесс разработки. Но на деле всё было совсем не так. Это наша игра, а они просто помогают её выпустить.

Кен Вонг, разработчик
What Remains of Edith Finch
What Remains of Edith Finch

В феврале Вонг выпустил игру Florence на iOS и Android. Annapurna профинансировала разработку, помогла в общении с Apple, появлением на выставках и создании трейлера. Помимо Florence, издатель также выпустил «симулятор ходьбы» What Remains of Edith Finch и головоломку Gorogoa.

Издатели упрощают разработчикам работу по популяризации игры на переполненном рынке, но при этом многие студии не спешат заключать контракты с издателями. По словам сооснователя Devolver Digital Майка Уилсона (Mike Wilson), в последнее время инди-разработчики больше сотрудничают, нежели конкурируют. Они открыто обсуждают свои отношения с издателями, поэтому издателям приходится относиться к студиям как можно лучше.

Они стремятся помогать друг другу и болеют за других. Когда мы только начинали, никто не мог отличить плохую сделку от хорошей.

Майк Уилсон, сооснователь Devolver Digital
Florence
Florence

Некоторые инди-издатели предлагают разработчикам уникальные условия. Например, Skybound Games сосредоточена на мультимедиа: студии могут выпустить игру, а затем создать комикс или сериал по её мотивам.

Первые тайтлы, которые подписала Skybound, — The Long Dark и Slime Rancher. Обе игры вышли уже давно, но издатель выпустит их в рознице и поможет разработчикам расширить франшизы книгами, комиксами, сериалами или фильмами.

Исторически отношения между разработчиками и издателями воспринимались как враждебные: студии хотят делать игры, а издатели думают только о деньгах. Новая волна инди-издателей ломает этот стереотип. Эти компании помогают разработчикам, а не требуют исполнения своих желаний.

Сначала мы боялись издателя. Мы не знали, зачем он нужен, кроме как для финансирования. Но теперь я понимаю, что издатель — это творческий партнёр.

Кен Вонг, разработчик
7575
12 комментариев

Devolver Digital вообще молодцы. А уж какое шоу они на E3-2017 устроили, простебав всю индустрию.

34
Ответить

К слову, создатели компании, приходятся почти что отцами современного игрового инди-издательства - в прошлом, благодаря их компании Gathering of Devellpers, множество великих игр увидели свет. Devolver это продолжение этой идеи.

5
Ответить

И издают семыча, на которого чуть ли не постоянные скидки

Ответить

Инди-издатели это супер круто и благодаря им мы получили огромное количество качественного инди. Но мне интересно что бывает если игра не окупается. Даже самые добрые издатели не могут раздавать деньги всем подряд. Неужели они так хорошо отбирают игры что из них проваливаются только единицы?

4
Ответить

Естественно фильтр есть. Например тот же фактор, что компания которая занимается шутерами не может издавать визуальную новеллу. Так же при отборе проекта, издатель проверит бизнес план и возможную прибыль. Посчитав самые плохие прогнозы и самые лучшие в данном сегменты, выведет среднее и будет отталкиваться от подобной цифры в выделении бюджета. Так что разрабы не получат столько, сколько не смогут отбить.

6
Ответить

https://youtu.be/5pYXy6Mx48A
вот здесь рассказывают, как отбирают игры

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить