«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Рецензируем классический ролевой фэнтези-стимпанк от Troika Games.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Оглавление

Восторг

Классические игры, защищённые культовым статусом, далеко не всегда на поверку оказываются идеальными, если, конечно, так можно выразиться. То изначально заявленный уровень проработки не выдерживают, то финал, в идеале подразумевающий сатисфакцию, сольют, или пространство для ролевого отыгрыша в полном объёме не предоставят. Болячек может быть много, но, благо, их есть чем крыть — не отрицаем сильные стороны, оправдывающие в какой-то мере (помимо исторических причин и слепой ностальгии) выстроенный вокруг игр культ.

Что касается Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001) от Troika Games — я в восторге. Ни дать ни взять. Конечно же, и тут найдутся спорные аспекты или сцены, которые можно было бы поругать, но если оборачиваться на полученный игровой опыт в целом, то он выдался а)полноценным б)нетривиальным в)интересным. А глобальных проблем в игре я так и не увидел.

Были заминки — всё-таки перед нами игра почтенного возраста, ещё и в жанре не самом простом для освоения. С этого предлагаю начать.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Преграды в освоении

Чтобы избежать самых очевидных преград, связанных с плохим техническим состоянием игры, рекомендую установить пропатченную версию. Я проходил Arcanum Multiverse Edition со всеми необходимыми фиксами, но без дополнительного, созданного руками фанатов, контента. Возможность играть в комфортном разрешении, с озвученными видеовставками и с полной текстовой русификацией — минимальный набор джентльмена, коим я и ограничился. Хотя в лаунчере сборки можно настроить много геймплейных особенностей: автоподгонку уровня сопартийцев, логику начисления опыта, возможность проходить игру после её финала, чит-режим, размер шрифтов и много чего ещё.

Багов, таким образом, в моём случае практически не было, и лишь финальные слайды, описывающие результат прохождения, работали некорректно — пропускали по какой-то причине львиную долю последствий моих решений. Надеюсь, ошибка не носит повсеместный характер.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Установили актуальную версию, выбрали наилучшее разрешение — FullHD, как по мне, является плохим выбором в играх со спрайтовой графикой из-за уменьшения картинки, — создали персонажа и можно начинать приключение! Немного пободаться придётся с интерфейсом. И не потому, что он какой-то неудобный — совсем нет. Дело в том, что описания предметов и характеристик представлены в слишком уж урезанном формате. На первые деньги я приобрёл малый пиджак, но не знал, что приписка «малый» означает принадлежность элемента гардероба к расам дворфов или гномам. А иных обозначений, что одёжка не подойдёт к твоему персонажу — нет.

То же касается и характеристик. СО, СУ, МС, ТП — сходу ведь и не скажешь, что всё это значит. А игра тоже не скажет. За ответами придётся идти в интернет или читать мануал. Только тогда поймёшь, что аббревиатуры, начинающиеся на «С», означают сопротивления чему-либо — урону, огню, магии, яду, — «ТП» это точность попадания, а «МС» — минимальная сила. Соответствующую плашку вы часто будете видеть в окне снаряжения, когда возьмёте пушку не по размеру.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Несколько сложное первое знакомство с «Arcanum» на этом не заканчивается. Обычно в подобных играх игровые локации и глобальная карта — это сущности никак не связанные. Открытым миром, конечно же, пространство таких cRPG не становится, однако здешняя топография отличается от аналогичной из Fallout или Planescape: Torment. Если персонаж выйдет за край игровой зоны, его не выкинут на глобальную. Он волен дальше исследовать пустые леса и поля, а также двигаться в сторону прочих населённых пунктов. Без переходов в чёрный экран, но с подзагрузками.

Подобная логика мира позволила разработчикам создать большие игровые зоны, и прежде чем вы научитесь ориентироваться в Таранте — центральном и поистине огромном городе континента, — пройдёт, поверьте, не один час. Тогда-то и понимаешь, почему игроку дают конкретные адреса, зачем в городе работает метро, между улочками расположились направляющие знаки, а дома промаркированы вывесками и названиями учреждений. Если честно — это ни разу не помогает, но отлично погружает в мир игры. Делает его взаимосвязанным.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Для людей с топографическим кретинизмом масштаб Таранта станет большой преградой, но временной. Спустя пару-тройку часов, когда в голове отпечатается приблизительное расположение районов и яркие ориентиры, проблемы с ориентацией в пространстве исчезнут. Почти... всё-таки границы игровой зоны не всегда очевидны и таким образом есть шанс пропустить какой-то контент на краю поселения. Со мной такое пару раз было.

Также стоит понимать, что Arcanum — игра большая и содержит множество неочевидных механик. Например, что магия лечения плохо работает на технологах. Это же касается и привычных для фэнтези-игр лечащих колбочек. Таким образом красные микстурки лучше давать магам, а всяческие мази и бинты — персонажам, не склонным к чародействам. Второй пример: опыт в Arcanum начисляется не только за убийство врагов, но и за нанесение урона. Соответственно, неприятеля желательно бить самому, а не сидеть на шее сопартийцев.

Напоследок упомяну, что игроку придётся часто следить за инвентарём, чтобы ни у кого из группы не было перегруза — в таком случае пострадает как скорость передвижения, так и атаки, — а также то, что магические бонусы от предметов не работают на персонажах-технологах. Подобные тонкости игрового процесса необходимо знать, но сама игра про них не скажет — либо ищи информацию на стороне, либо набивай синяки на практике. Впрочем, самое важное я уже описал. Приятной игры!

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Арканум

Действие Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura происходит в одноимённом мире, переживающем технологический ренессанс. Населяют его привычные для фэнтези расы: люди, эльфы, гномы, дворфы, орки, огры и всяческие полукровки. Бестиарий врагов тоже довольно традиционный. Кромсать придётся восставших из мёртвых скелетов и зомби, агрессивно настроенную живность, пауков, разнообразных монстров, големов и призраков. Такая приверженность к классике объясняется тем, что раньше мир Арканума таковым и был — обычным фэнтези с могучими магами, тёмными некромантами и величественными эльфами. Но всё изменилось, когда о технологии дворфов — паровом двигателе — узнали люди. Технология стала вытеснять магию.

Причём, «вытеснять» — не в фигуральном смысле. В местах, где явно доминирует технология, например, Ж/Д вокзалы или места производства, магия работает хуже. Это справедливо и в обратную сторону: в мире Арканума одно никак не может сосуществовать с другим, а баланс сил стремится к равновесию, что не единожды будет показано игрой. Уже в Туманных Холмах (первая комплексная локация) можно отметить, как работающий паровой двигатель мешает магу творить колдовство.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Сюжет, как это водится в фэнтезийных историях, начинается с того, как главного героя нарекают избранным. Будучи пассажиром дирижабля «Зефир», мы терпим крушение после атаки невиданных доселе летающих устройств. Выживших практически нет. То ли дворф, то ли гном, испуская дух, предупреждает нас о приходе древнего зла и вводит в курс важной миссии — надо найти хозяина некого кольца. Дальше — разберёмся. После нас встречает последователь религии Панарии по имени Вирджил и ведает о предназначении, о приходе Насрудина, могучего эльфа-божества. Мол, именно мы и являемся новой его реинкарнацией. С этого момента начинается грандиозное приключение по континенту!

Сила, ловкость, интеллект

Ролевая система Arcanum довольно классическая и выделяется среди прочих, пожалуй, только выбором направления прокачки: технология или магия. Соответственно, магические ветки навыков позволят вам читать всевозможное колдовство, всего школ двенадцать, а технологические — создавать научные предметы: огнестрельное оружие, вспомогательные устройства, лечебные мази и даже роботов. Впрочем, есть навыки более нейтральные: боевые, воровские и социальные. Возможность воровать, взламывать замки, убеждать, торговать, лечить — всё это вам, уверен, до боли знакомо по другим ролевым играм.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

При каждом левел-апе игрок будет получать очки умений. Ими можно распоряжаться как душе угодно: вкинуть в основные атрибуты вроде силы или ловкости, или в пассивные навыки, для прокачки которых, впрочем, тоже потребуются атрибуты. Таким образом, чтобы развить навык «Убеждение», необходимо, чтобы у игрока было неплохое обаяние. Чтобы метко стрелять — восприятие, а чтобы создавать огнестрельное оружие по чертежам — интеллект.

Помимо этого, в мире Арканума мы можем встретить специалистов различных профессий, чтобы прокачать уже имеющиеся навыки ещё больше. Определить наше мастерство категориями «Ученик», «Эксперт» и «Мастер». О получаемых бонусах игра предпочитает умалчивать (никогда такого не было). При желании ищем информацию в других источниках.

3.СКРЫТНОСТЬ (Наблюдательность) — способность прятаться и передвигаться бесшумно, избегая врагов. Ученик: возможность спрятаться не зависит от освещения, штраф от брони снижается в два раза, Эксперт: успешное применение умения не зависит от окружающей обстановки, герой бесшумно ходит(при активации умения), Мастер: герой имеет шанс спрятаться прямо во время боя, исчезнув из поля зрения врагов, также он бесшумно бегает(при активации умения).

Руководство по игре на сайте Vertigosn.ru

Ролевая система вырисовывается вполне себе стройная и комплексная. Но наличия таковой недостаточно — куда важнее дать пространство для её реализации. Тут то мы и подходим к самому главному. К той причине, почему Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura отлично играется даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Свобода

Начнём с того, что в Arcanum очень много квестов самых разных категорий и обстоятельств. Это может быть маленький квест, где вас попросят очистить поле от вредителей или принести лекарство от ликантропии, а может — большая детективная история, проливающая свет на подноготную политической арены. В один момент вам могут дать звание дипломата и отправить вести переговоры с соседним государством, а в другом — расследовать череду жестоких убийств. Классно написанных историй в игре много.

Так получилось, что «Vampire: The Masquerade — Bloodlines» я прошёл раньше Arcanum'а. Но уже тогда можно было отметить крайне изобретательные и вариативные сайд-квесты. Как оказалось, дебютный проект Troika Games (Fallout не считается по очевидным на то причинам) не уступает по насыщенности приключения культовому Маскараду.

Разберу на примере моего любимого квеста — переговоров с Каладоном.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Во-первых, данный квест вы можете пропустить, потому что на роль переговорщика абы кого не берут — требуется высокий уровень убеждения. Например, парочку подобных ему я не смог начать как раз-таки из-за отсутствия определённых навыков.

Во-вторых, после взятия квеста с вами свяжется персонаж, который не видит ничего хорошего в налаживании дипломатических отношений с Каладоном. Он предложит убить короля за круглую сумму, тем самым, по его мнению, укрепив политическое положение Таранта. У игрока появляется выбор, в какую сторону ему поддаться.

Окей. Мы отказываемся от убийства и отправляемся на дипломатический приём. Перед этим нам вручат толстенькую книжку, где описаны пожелания, рекомендации и советы по переговорам. С ней желательно ознакомиться, чтобы в конечном счёте получить много денег за отлично выполненную работу. Подобный геймплейный элемент, в-третьих, позволяет лучше погрузиться в происходящее через взаимодействие с окружением. Пример не единичный, кстати говоря. Мы то и дело будем читать записки, газеты, расспрашивать обычных жителей Арканума про что-нибудь интересное, участвовать в интеллектуальных играх, искать точные адреса, отвечать на тонну вопросов при покупке билета на поезд. Другими словами, активно взаимодействовать с миром игры.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Перед приёмом мы вольны переговорить с чиновниками Каладона из разных сфер. Они будут предлагать взятки, если игрок выдвинет выгодное для них предложение. Правда, и тут происходит проверка навыков — в случае, если ваш персонаж ничего не понимает, например, в торговле, то договориться о пособничестве не получится. И это уже четвёртый геймплейный этап, в котором игрок волен делать выбор.

Интересная предложенная роль — дипломат, — вариативность, требования по навыкам, многоступенчатость, необходимость вникать в контекст и взаимодействовать с миром игры. Подобных квестов в Arcanum предостаточно, хотя, безусловно, большая их часть всё-таки попроще. Но даже такие будут подразумевать свободу принятия решений и прописанные последствия.

Отдельным пунктом ещё раз упомяну, что квестов в игре много, поэтому Arcanum в целом получается крайне насыщенной и комплексной. Нет впечатления досадной незавершённости. Буквально на каждом сюжетном этапе, даже если игрок посещает маленькую деревушку, можно быть уверенным, что разработчики учтиво подготовили для него какие-нибудь приключения.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Пространство для отыгрыша

Теперь возвращаемся к ролевой системе. Мне понравилось, что в разные моменты времени игра подталкивала меня прокачать определённые навыки. Попал в сложную пещеру, где обитают активно портящие твои доспехи и оружие големы? Тут то ты и пожалел, что под рукой не оказалось персонажа с высоким навыком ремонта. Можно вернуться обратно к ближайшему кузнецу, но никто не даст гарантии, что тот справится с поломкой. Что уж тут поделать, придётся закупать мечи и кольчуги по новой.

Пару раз важный для истории персонаж не хотел со мной разговаривать. В таком случае неплохо было бы прокачать красоту — именно этот атрибут отвечает за первоначальное отношение окружающих к персонажу. Играете за стрелка, которому, соответственно, нужна хорошая пушка? А где её взять? В магазинах такие не продаются, но выход есть. Парочку агрегатов можно получить за квесты или честно скрафтить, предварительно прокачав интеллект и соответствующую технологическую ветку. Есть вариант своровать, но без нужного навыка — даже не пытайтесь. Воровство, к тому же, открывает доступ к одному из сайд-квестов и в принципе может облегчить местами прохождение.

И так во всём. Безусловно, игровой баланс склоняется к тому, чтобы игрок прокачал один боевой навык и парочку второстепенных (убеждение всё равно ультимативное), но по ходу игры ты то и дело сталкиваешься с надобностью отсутствующих. Это классно. Значит, что разработчики заготовили какой-то контент на разные пути прохождения, а вариативность при этом заметна невооружённым взглядом.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Отмечу ещё и то, что Arcanum практически не пытается играть в серую мораль. В лучших традициях классических ролевых приключений моральный компас персонажей способен склоняться лишь к двум крайностям: добро и зло. Мне такое нравится больше, нежели топтание на месте между серым и серым, потому что отыгрыш персонажа получается ярче, а выбор — осязаемым. В ином случае места для отыгрыша доброго паладина просто не остаётся. А я хочу вершить добро и нести свет! Спасать нуждающихся и карать преступников — это, между прочим, самая востребованная ролевая модель. Глупо от неё отказываться в пользу пресловутой реалистичности.

Из других особенностей

  • Разнообразие всего и вся, включая декорации. Есть густые джунгли, пустыня, ледяные равнины, промышленные города. Более мелких населённых пунктов, кстати, тоже немало, как и видов противников.
  • Красиво написанные диалоги и джентельменские пререкания! Оно и понятно, ведь оммажем сеттинга была Англия времён промышленной революции. Отсюда и крайне воспитанная, строгая речь, превалирующая над разговорным слэнгом у большинства обитателей Арканума. По крайней мере, в цивилизованной части общества.
  • Интересный детективный сюжет, постепенно набирающий в масштабах и затрагивающий множество занятных тем. Например, деструктивная сторона человека игрой объясняется малым сроком его жизни. Если у эльфов и дворфов есть время на принятие решений и самореализацию, то человек старается выжать из имеющегося максимум. Технология в его руках часто приводит к пагубным последствиям.
  • Напарники за редкими исключениями не имеют полноценных сюжетных арок, что немного разочаровывает.
  • Есть потенциал для исследования мира. На карте расположилось множество секретных локаций, но открыть их не так-то просто.
  • Arcanum — cRPG больше про диалоги, нежели бои, но не в преимущественном соотношении. Сражаться тоже придётся часто.
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Напоследок о боевой системе

О боевой системе Arcanum, как говорится, либо хорошо, либо ничего. Выдержим золотую середину. Из плюсов — игроку не надо управлять всей группой сразу. В зоне его ответственности лишь менеджмент инвентаря, когда как в бою напарники действуют самостоятельно. Уверен, многие такой подход сочтут за достоинство, как, собственно, и я. Ведь определять ход каждого болванчика уж слишком лениво.

Бои можно проводить в двух форматах: в реальном времени и пошаговом режиме. В первом хоть сколько-нибудь контролировать сражение вряд ли получится из-за аномально высокой скорости происходящего. Причём, как я понял, это не проблема современного железа, а особенность игры. Но несмотря на неудобство реалтайма, им я пользовался чаще, потому что необходимость сложных тактических выкладок появляется довольно редко. Надо лишь за снаряжением следить, да боевые навыки качать. Ничего сложного.

Но если прижмёт: включаем пошаговый режим, стараемся кайтить, хилиться расходниками, помогать напарникам и всё в подобном роде. Боевая система здесь просто функциональная, не более. Она есть, она работает, на исход сражения влияют преимущественно цифры и вероятности, как и должно быть в cRPG.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Заключение

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — выдающаяся ролевая игра, которая погружает в себя с головой. Радует разнообразием квестов и их количеством, проработанной ролевой системой и вариативностью, интересным миром, в котором игрок — первопроходец (в плане оригинального сеттинга фэнтези-стимпанка, а не сюжетно).

Игра потрясающе звучит, под стать английским мотивам — виолончель, скрипка, — красиво выглядит благодаря хорошему арту, и не менее отлично играется. Но самое главное, что удалось Troika Games — это пронести изначально заявленный высокий уровень качества через огромное приключение в пятьдесят часов, на протяжении которого игрока то и дело будут удивлять сменой обстоятельств, новыми открытиями и квестами.

Загадка в Тулле должна быть уничтожена.

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — Порох, магия и утончённый стиль

Отдельная благодарность за поддержку на Бусти: Get_name, Оби-Ван Кеноби, Балин, сын Фундина, Деrьмак, Андрей Апанасик, Чёрная смерть и Stikk. А также всем, кто поддерживает меня непосредственно на DTF.

602602
161 комментарий
2000 ₽
4
Ответить
300 ₽

Хз чё там кубики не кубики, надеюсь народ втянется в чтиво и попробует игру
Заебись короче
И вообще, пацаны, закиньте донатов, поддержите Тимура

34
Ответить
250 ₽
1
Ответить