Command & Conquer | Летописец 📝

Время примкнути к корням. К корням тиберия, что дал первые ростки на экваторе славных игровых 90-х. Золотые годы Command & Conquer позади, но даже если следующий С&C будет хорош, ему будет трудно тягаться в подвигах ратных со своим прапрадедушкой.
COMMAND & CONQUER
1995, Westwood Studios

В 1995 году в Италии в долине реки Тибр падает метеорит. Он содержит споры минерала, тут нет ошибки, что вскоре распространится по огромной части суши. Экспансируя, минерал быстро вытягивает из недр Земли ценнейшие ресурсы, заключая их в кристаллическую форму. В короткой перспективе Тиберий — спасение для цивилизации, балансирующей на грани энергетической катастрофы. В долгой — тот еще сорняк: губитель флоры и фауны, новый всемирный потоп, ползучий Апокалипсис.

В середине девяностых сюжетный зачин Command & Conquer не только задал координаты новой игровой вселенной, но и предсказал судьбу всей C&C саги. На короткой дистанции стратегии от Westwood Studios ждал оглушительный успех. На длинной — превращение в главное проклятие разработчиков, их гордость, но в тоже время дорогое ярмо, стянувшее авторов к полной зависимости от Electronic Arts. Ценность C&C-минерала оказалась временной, а эффект проходящим. Вершина, сходу взятая в Tiberian Dawn (ретроним оригинала), была покорена повторно в Red Alert, однако все следующие попытки высоко поднять флаг серии оказались половинчатыми.

Подвергнув ревизии механики Dune 2, Westwood решается опопсить RTS жанр: энергичный куплет (быстрое возведение базы) и прилипчивый рефрен (мамаев поход пачкой танков) заставляет геймера прокручивать мелодию геймплея снова и снова. Вплоть до дней сегодняшних, когда игру отряхнул от пыли официальный ремастер. И вот уже экран главного меню вновь озаряют два ядерных гриба — в Command & Conquer всего с избытком, всего больше, чем нужно. Это признак эпохи: в годы становления индустрия не знала чувства меры. Компьютерным стратегам девяностых ничуть не надоедают многочисленные CG заставки, а брифинги с живыми актерами засматриваются до трещин на CD диске. Генералы сверлят глазами прямо в камеру — читай, в игрока — и создают настроение сопричастности к мировой закулисе.

В самой интересной роли лицедействует штатный работник студии Джозеф Дэвид Кукан, ушедший в Westwood прямо с театральных подмостков. Его Кейн, Лидер Братства Nod, по праву считается мистификатором номер один по ту сторону монитора. Недаром за все последующие годы игроки не узнают даже его фамилии. Обаятельный, жестокий и коварный, Кейн является бессмертным пророком и бессменным лидером Nod. Уже в Tiberian Dawn он раскрывается во всей харизме: врывается в кадр, неся с собой как великие откровения для последователей, так и суровую кару для врагов — и явных, и мнимых. Философия Братства не терпит сантиментов, ее отличительная архитектурная особенность — рука на казармах, твердо сжимающая в кулаке изъеденную токсичным минералом планету.

Воющая с Nod коалиция GDI (Global Defence Initiative) списана, несомненно, с НАТО и пропагандирует свободу, демократию и консервативные западные устои, видя в тиберии исключительно сыпь на теле человечества. В свете религиозных замашек Братства мотивация GDI выглядит пресно. Зато реалистично: просматривается аналогия с реально существовавшим проектом SDI — принятой при Рейгане американской оборонительной программой, искавший пути защитить дядю Сэма от советских ядерных ракет.

Два полюса силы, один беспощадный Мессия и глобальная проблема — одна на всех. За первый год продаж «командовать и завоевывать» берутся свыше миллиона игроков, но реальная популярность C&C куда выше — так, в странах бывшего соцлагеря творение Westwood расходится многими тысячами пиратских копий. Еще до конца десятилетия к Command & Conquer сложится почтенное отношение как к верстовому столбу жанра и первой RTS, требовавшей компакт-диск в приводе — с полным, надо сказать, правом.

Ваши подписки и комментарии согреют меня пуще всех свечей монастырских 🌟 Пишите, что любо вам, а что нет в заметках сих, поправляйте ошибки досадные да предлагайте идеи смелые. Будем сочиняти повесть игровых лет вместе 🙏

1616
9 комментариев

однако все следующие попытки высоко поднять флаг серии оказались половинчатыми.Ну хз - с огромным удовольствием играл в C&C3 и Kane's wrath, а также RA2 и RA3 - и все эти игры были прекрасны)

5
Ответить

Бесспорно сие, но все-таки жанр вперед уже двигали игры Blizzard, а суперхитами C&C3 и RA2/3 не стали.

Ответить

— принятой при Рейгане американской оборонительной программой, защищавшей дядю Сэма от советских ядерных ракет.Только это была не реализованная фикция, призванная обанкротить СССР.

Ответить

Не реализованная до конца, да, но не фикция. Программа много в чем продвинулась, на нее работали буквально все, от Боинга до MIT. И нынешние американские ПРО решения они из SDI произрастают так или иначе.

Ответить