Размышления о Subarashiki Hibi

Попытка окинуть взглядом идеи одной необычной новеллы, что словно вместила в себя весь мир.

Размышления о Subarashiki Hibi

«Что я только что прочитал?» — именно эта мысль первой возникла в моей голове во время просмотра титров после финальной концовки. Шутка ли, но привыкшему к комфортным и односложным сюжетам романтических новелл разуму было откровенно непросто вместить в себя ту лавину мыслей, которые на него обрушила Subarashiki Hibi ~Furenzoku Sonzai~. Она же Wonderful Everyday ~Diskontinuierliches Dasein~ или, на православный манер, Чудесные Дни: Пунктирная Жизнь. Эта новелла затрагивает настолько огромное количество тем, от возвышенно-философских до низменно-запретных, что невольно задаёшься вопросом: «Неужели эта ядерная смесь способна сработать?» И, как показало время, ответ на этот вопрос действительно неоднозначен.

Одни превозносят Subarashiki Hibi (далее сокращённо SubaHibi), делая заявления формата, что её прочтение способно не только изменить жизнь читателя к лучшему, но и заставить посмотреть на эту самую жизнь по-новому. Другие же считают новеллу растянутым претенциозным набором из отсылок ради отсылок, безудержного треша и псевдофилософских суждений, не способных раскрыть всю глубину заявленных идей. Однако каждый раз, когда какое-либо произведение собирает вокруг себя настолько противоположные мнения, становится ясно: в нём точно найдётся что обсудить.

Поэтому здесь мне хочется выйти за рамки привычного формата с обсуждением разных элементов любимых нами PowerPoint презентаций, начиная с сюжета и заканчивая той же музыкой. Вместо этого я попробую ответить на свой же вопрос из начала поста, в меру собственного понимания разобрав те идеи, из которых состоит Subahibi. Заодно постараюсь обойтись без спойлеров, ведь кто знает, возможно даже после такого текста кто-то заинтересуется новеллой?

И помните, что мир каждого человека уникален. Мы можем смотреть на одни и те же вещи, но видеть принципиально разное. Те, кто уже знаком с Subahibi, могут посчитать, что я упустил нечто критически важное или, наоборот, приписываю ей те идеи, которых в ней никогда не было. Всё это возможно и я буду искренне рад узнать ваши мнения в комментариях. Здесь же описан мой взгляд на историю, что разворачивается в новелле.

И всё же, что это за новелла? На самом деле всё просто и в сути своей это...

История о простых мгновениях

Размышления о Subarashiki Hibi

Пожалуй, главным для меня открытием стало то, насколько Subahibi богата на повседневные моменты. Словно стремясь оправдать каждую букву своего названия, новелла демонстрирует пресловутые чудесные дни во всей их незамысловатой красе. Для меня это, разумеется, не стало проблемой, ведь за прошедшие несколько лет истории о рутинной жизни школьников стали неотъемлемой частью этого блога. Что же касается многих других... Здесь я всё-таки соглашусь с теми, кто считает данный элемент своего рода проверкой на прочность для наивных читателей, что решили погрузиться в историю сразу после изучения тегов на vndb (где заветный тег Slice of Life, она же повседневность, отсутствует в принципе).

Однако если вы ненароком подумаете, что здесь всё ограничится лишь изображением скучной рутины, которую мы видели во множестве других представителей жанра, то спешу вас расстроить (или обрадовать?). Subahibi не стесняется быть смешной, иногда в своих попытках рассмешить доходя до той опасной грани, где комедия превращается в фарс. Более того, она является почти хрестоматийным представителем внезапного юмора, когда ты чисто физически не способен угадать, каким броским перлом разразится персонаж в следующую секунду. Казавшийся серьёзным разговор может легко прерваться внезапным панчлайном, что в миг сведёт всё напряжение к нулю и оставит читателя в недоумении.

Спасибо за информацию, Аяна<br />
Спасибо за информацию, Аяна

Для кого-то это станет серьёзным минусом, мешающим как следует погрузиться в историю. Доля правды в этом определённо есть, однако со своей колокольни я скажу так: Wonderful Everyday это первая новелла, где я научился по-настоящему ценить эти простые моменты, в которых герои живут своей жизнью, общаются и шутят. Пусть их будущее неизвестно, но зачем думать о нём, если есть здесь и сейчас, которым можно насладиться сполна. Быть может, в этом и кроется главный смысл?

И всё же, значит это обычная slice of life новелла? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о разных взглядах на мир

Hmmm, today I will google Subahibi narrative explanation<br />
Hmmm, today I will google Subahibi narrative explanation

Шестерёнки сюжета закрутятся с новой силой после смерти. Смерти, что случилась всего лишь вчера... или же много лет назад? Была ли она ужасным недоразумением или провозвестником грядущих страшных событий? Ясно одно: у всех действующих лиц этой истории найдётся немало скелетов в шкафу.

Стоит сразу оговориться, что Subahibi полна загадок. С первой и до самой последней минуты вопросы о происходящем будут верным спутником читателя. Для развития же собственно детективной составляющей здесь используется не самый частый, но всё же знакомый фанатам жанра прием — возможность взглянуть на одни и те же события глазами разных персонажей. Каждая глава будет открывать читателю новую перспективу, из-за чего казавшиеся непонятными события станут очевидными. Вместе с этим, как и подобает таким произведениям — каждый ответ будет нести за собой десяток новых вопросов. Формула известная и давно отработанная, так что же выделяет Subahibi среди других представителей симуляторов Шерлока Холмса?

Я не эксперт в детективном жанре и вряд ли стану им в обозримом будущем, однако даже я не смог пройти мимо того количества намёков, которыми новелла бросается в ничего не подозревающего читателя. Просмотрев сделанные ранее заметки и скриншоты, я заявляю со всей ответственностью — foreshadowing (aka умные спойлеры) здесь выкручен на максимум. До самой последней главы, новелла будет давать читателю ответы на вопросы, которые задаст намного позже. Причём скрыты они в якобы незначительных и брошенных между делом фразах. Пиком подобного сокрытия я считаю применение в сюжете двух видов текстовых окон: стандартного внизу экрана и кинетического, этот самый экран полностью закрывающего. Смысл этого, казалось бы, чисто косметического различия будет упомянут по ходу истории. Однако сделано всё будет настолько незаметно, что многие и не обратят внимания на эту действительно важную деталь.

Размышления о Subarashiki Hibi

И даже когда покажется, что все тайны этой истории уже раскрыты, где-то в подсознании невольно всплывёт одинокий вопрос, оставшийся без ответа. Именно этот вопрос и побудит читателя продолжить своё погружение в надежде, что новая перспектива, наконец, расставит всё на свои места. Однако что делать, если сам рассказчик окажется ненадёжным и начнёт сомневаться в осмысленности происходящего? И всё же, стоит отдать Subahibi должное — в конечном счёте, она логически отвечает на все возникшие у игрока вопросы, оставляя место для различных трактовок произошедшего, но обходясь без явных дыр в повествовании.

Но всё ли так просто? Ведь что может быть лучше, чем в тот самый момент, когда читатель окончательно поверил в прочность своей картины восприятия происходящего, взять и эту самую картину перевернуть вверх ногами? Смести казавшийся цельным паззл сюжета, оставив читателя с чувством искреннего недоумения. Так будет рождена последняя тайна этой истории, дающая выбор не персонажу, но уже лично вам.

Одни в погоне за разгадкой посчитают, что таким образом история обрела новый слой глубины, и начнут переосмыслять все те события, что случились с персонажами за десятки часов. Другие же останутся разочарованы и заявят, что это обесценивает вполне законченную историю. Третьи же не станут гнаться за ответом и не придадут случившемуся особого значения. Такие люди поймут, что главная истина этой истории уже была произнесена, а всё остальное не имеет значения.

И всё же, значит это очередной детектив среднего пошиба? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о безумии

Размышления о Subarashiki Hibi

Жанр денпа до сих пор остаётся одним из самых размытых, без чётких границ и определений. Этот термин буквально переводится как «электромагнитная волна» и обязан своим появлением серии убийств в японском городе Фукугава в 1981. Виновник тех событий оправдывал свои действия именно влиянием электромагнитных волн от радиовышек. С тех пор термин «денпа» надежно закрепился за людьми, которые оторваны от общества и самой реальности. Их речь кажется странной, а разум поглощен странными фантазиями и верой в нечто невообразимое.

При обсуждении новелл всё становится не столь однозначно. Денпой принято считать поджанр хоррор-новелл, ключевой элемент которых — ментальная нестабильность и безумие персонажей. Причём, как правило, это относится и к главному герою. Постепенно мир собственных иллюзий затмевает сознание персонажей, и всё труднее становится отличить реальность от вымысла. Или всё с самого начала было ложью?

Родоначальниками денпы считаются три новеллы: Shizuku от легендарной студии Leaf, Tsui no Sora и Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~, по которой совсем недавно вышла отличная статья. И если первая и последняя новеллы в списке нас мало интересуют, то на Tsui no Sora стоит остановиться подробнее. Первая работа таинственного творца под псевдонимом SCA-JI вышла в далёком 1999 году и не снискала особой популярности, однако навсегда закрепилась в истории как один из первых представителей самого загадочного жанра. И ладно, это всё здорово, но причём здесь наш сегодняшний подопытный?

Единственная имеющаяся в сети фотография SCA-JI. Предупреждаю, даже не думайте лезть в его твиттер.<br />
Единственная имеющаяся в сети фотография SCA-JI. Предупреждаю, даже не думайте лезть в его твиттер.

А дело всё в том, что Subahibi это ничто иное, как ремейк-переосмысление Tsui no Sora от всё того же SCA-JI! Изначально задумываясь как простой ремейк с обновлённым сценарием, вскоре Subahibi настолько сильно отдалилась от первоисточника, что SCA-JI принял решение сделать его отдельным произведением, пусть и с огромным числом отсылок к своей первой работе. Ремейк Tsui no Sora, к слову, также увидел свет, но лишь в 2020 году, спустя 21 год после выхода оригинала. Однако это тема уже для отдельной статьи, которая непременно увидит свет в будущем. Наверное.

Что же до главных особенностей денп, то для разговора о них будет достаточно упомянуть самых популярных представителей жанра — Saya no Uta и серия Higurashi. Да, вы правильно поняли. Это тот самый жанр, что вовсю изобилует шок-контентом, будь то явное и особо изощрённое изображение кровавых убийств и жестокости или же с трудом выносимые сексуальные сцены. И Subahibi отнюдь не является исключением из этого правила.

Полноценными представителями денпы в Subahibi считаются две главы, но особенно в этом плане показательна глава It's My Own Invention. Количество шок-контента на квадратный метр, особенно во второй половине в ней достаточное, чтобы в лучшем случае вызвать у читателя желание сделать перерыв от новеллы на час/день/год/всю жизнь, а в худшем — заставить серьёзно задуматься о том, в какой момент человечество свернуло не туда. Лично для меня не все из этих моментов были ужасны сами по себе, но раскрывались сполна при осознании контекста происходящего. Как говорится, кто знает, тот знает.

Moment before disaster<br />
Moment before disaster

В интернете я видел различные мнения о том, что SCA-JI намеренно сделал многие хентайные сцены в новелле отталкивающими, чтобы повысить градус безумия. И этому заявлению легко поверить, ведь в итоге автор впихнул в своё «изобретение» огромное множество спорных тегов с известных всем нам сайтов. С теми же, кто сможет назвать теги, которым в новелле места не нашлось, я бы точно не захотел оказаться в темном переулке ночью.

Пожалуй, я даже возьму на себя смелость заявить, что именно эта глава служит настоящим Рубиконом, пройдя который вы, скорее всего, осилите Subahibi до самого конца. Кто-то считает эту главу едва ли не олицетворением всего плохого, что есть в новелле, для других же она стала чуть ли не лучшей её частью, но переоценить значимость It's My Own Invention для общей истории сложно. Шутка ли, её прохождение способно занять треть от всего времени на прохождение новеллы! Да и за пределами этой главы сюжет активно развивает темы медленного, но верного безумия, заставляя сомневаться в том, где правда, а где вымысел. Кто знает, возможно, что казавшаяся столь очевидной истина также была не более чем плодом больной фантазии?

И всё же, значит это очередная новелла, пытающаяся выделиться жуткими трипами? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о непонимании

Размышления о Subarashiki Hibi

Стоит отдать должное SCA-JI — настолько явного и реалистичного изображения жестокости людей я не видел очень давно. Издевательства и самые настоящие пытки, погружающие обычных людей в пучину депрессии и безумия, представлены в Subahibi во всей своей красе. Дошло даже до того, что многие называют именно этот элемент новеллы бессмысленным, добавленным лишь для того, чтобы повысить градус шок контента и продемонстрировать читателю безотказно работающий torture porn. Однако так ли далека показанная здесь жестокость от реальности?

Причём к изучению этой темы автор Subahibi подошёл с максимальной ответственностью, проведя множество бесед с жертвами школьного насилия. Нерешительность жертв и изощрённая находчивость «охотников» — всему нашлось место в этой истории. Как итог — при прочтении я испытывал самую настоящую злость, плавно переходящую в гнев к, казалось бы, бездушным 2д пикселям на экране, с ехидной улыбкой совершающим свои злодеяния над другими бездушным 2д пикселям. А ведь мне в своё время повезло избежать подобного отношения! Страшно представить, какой эмоциональный отклик возникнет у человека, испытавшего схожий опыт. Возможно даже, что таким людям стоит пройти мимо новеллы от греха подальше.

Размышления о Subarashiki Hibi

Впрочем, Subahibi не ограничивается раскрытием лишь темы школьного буллинга. SCA-JI проецирует проблемы дискриминации на всё общество в целом, считая именно их источником тех проблем, что царят в мире. Он даёт нам понять, что за каждым актом насилия скрываются внутренние проблемы людей, что предстают перед нами жестокими и бессердечными. Была ли это банальная зависть или же не менее банальный страх — свой мотив найдётся у каждого. Вопрос лишь в том, можно ли если не простить, то хотя бы понять того, кто причинил тебе столько страданий? Возможно, именно в ответе на этот вопрос и кроется та главная истина, ради которой стоит пройти через самый настоящий Ад.

И всё же, значит это очередная новелла, пытающаяся выделиться бессмысленной жестокостью? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о поиске себя

Размышления о Subarashiki Hibi

Тему самоидентификации и поиска себя в этом бескрайнем мире можно смело назвать одной из ключевых в Subahibi. Для чего мы живём и есть ли во всём этом смысл? На протяжении тысячелетий люди ищут оправдание своего существование в этом мире. Кто-то тратит на эти поиски всю свою жизнь, а кто-то выбирает наиболее удобное лично для него определение, искренне надеясь, что именно оно служит ответом на так давно мучивший всё человечество вопрос. Однако так ли на самом деле прочна картина того мира, что мы выстраиваем для себя?

Жизнь то и дело проверяет нас на прочность, подвергая множеству катаклизмов, от природных и до экономико-политических. Как итог, множество людей, переживших страшные потрясения, цепляются за любую, даже самую малейшую надежду на обретение смысла. Даже если в глубине души они прекрасно понимают, что этот путь ведёт в никуда.

Размышления о Subarashiki Hibi

Именно отсюда и произрастают всевозможные культы, возвещающие о неизбежном конце света, столь отчётливо показанные в новелле. И пусть они скрываются за религиозными лозунгами о расплате за свершённые деяния, на деле все их члены ищут лишь одного — спасения. Не спасения души и попадания в лучший мир, но спасения от необходимости делать выбор и искать смысл, которого нет.

Ведь жизнь — это скучная, но вместе с тем бесконечно изменяющаяся череда постоянных страданий, так зачем что-то решать в ней? Можно доверить свою судьбу воле Великого Рока, который пусть и не уничтожит весь мир целиком, но, по крайней мере, облегчит мои страдания. Однако SCA-JI уверен, что все мы способны отыскать нечто, для чего стоит жить. В то время как одни персонажи Subahibi падают в пучину собственноручно созданной лжи, меняя своё восприятие мира, другие с самого начала рождаются с твёрдой верой в ложное предназначение. Спасение для каждого из них возможно и лежит в простой, но от этого не менее важной истине. Истине, что отрицает любой смысл, но вместе с тем легко заменяет его.

И всё же, значит это не более чем очередной социальный комментарий в обёртке новеллы? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о любви

Размышления о Subarashiki Hibi

Любовь в Subahibi необычна. Казалось бы, романтическими историями в школьном сеттинге в наше время не удивить никого, особенно матёрых виабушников, познавших все тонкости этого ужасно популярного жанра. И новелла действительно не открывает Америку в этом плане, но делает кое-что более хитрое.

Словно насмехаясь над давно переставшим функционировать обществом, Скаджи изображает любовь, что своим существованием нарушает все принятые в этом самом обществе устои. Здесь стоит напомнить, что Subahibi была выпущена более десяти лет назад, а потому в нынешнем обществе некоторые «прогрессивные» идеи уже не воспринимаются столь остро. Возможно, это лишь свидетельствует о ещё большей дисфункциональности современного общества?

Но кажется, что всё так и задумано. Безумная любовь подстать безумному миру. Словно не желая оставить пространство для трактовок, SCA-JI прямым текстом называет все до единой романтические линии странными. И как будто ему этого мало, он делает именно любовь первостепенной целью, мотивацией и главной наградой для многих персонажей, во имя которой и разворачиваются все прекрасные и ужасающие события. Так стоит ли нам судить героев, пусть их любовь и действительно необычна?

Одна из самых мощных сцен в новелле лично для меня<br />
Одна из самых мощных сцен в новелле лично для меня

Вопрос открытый, однако сам SCA-JI всё же склоняется к тому, что настоящая любовь не знает помех. Заявление это как минимум спорное, а как максимум ещё один повод пройти мимо игры тем, кто привык к чему-то более «традиционному». Я же за свой откровенно небольшой путь изучения визуальных новелл повидал всякого, и пусть с отдельными решениями автора я не согласен, но это не мешает мне полностью осознавать важность заложенного посыла. Любовь это великая сила, способная спасти даже упавшего на самое дно человека и приблизить его к осознанию главной истины.

И всё же, значит это не более чем романтическая история для подростков? Лишь отчасти, ведь в сути своей это...

История о мире внешнем и мире внутреннем

Размышления о Subarashiki Hibi

Теме обсуждения всех отсылок, которые используются в Subahibi, можно посвятить отдельный текст, размером гораздо внушительнее этого. Начиная от аниме и манги (привет Gundam и Lucky Star), и заканчивая мировой классикой в лице приключений Алисы Льюиса Кэролла и стихов Эмили Дикинсон, SCA-JI вплетает множество произведений в свой нарратив. Иногда это происходит мимоходом и почти незаметно, а иногда значительную часть времени новелла проводит в переосмыслении идей, заложенных самыми разными авторами.

Впрочем художественные тексты являются лишь вершиной айсберга, а всё становится по-настоящему интересно в моменты, когда Subahibi заходит на скользкую тропу философии. Будь то Николай Кузанский с его идеей об учёном незнании или Иммануил Кант и его «Критика Чистого Разума». Однако я позволю себе немыслимую дерзость и не стану размышлять, насколько заложенные в этих работах идеи применимы в контексте новеллы. Вместо этого я обращусь к другому труду, на анализе которого и выстроена вся новелла. Речь идёт о Tractatus Logico-Philosophicus Людвига Витгенштейна.

В своей основе, в Логико-философском Трактате изучаются проблемы языка, поскольку Витгенштейн считает, что все проблемы философии проистекают из невозможности чётко донести мысли. В качестве решения этой проблемы он рассматривает свойства некоего идеального языка, который должен стать тем самым пределом, при стремлении к которому мы сможем всё более чётко выражать свои мысли. При этом в ходе, казалось бы, сугубо лингвистического обсуждения осмысляются вопросы реальности и взгляда на окружающий нас мир.

5.632. Субъект не принадлежит миру, но он есть граница мира.


6.41. Смысл мира должен находиться за пределами мира. В мире все есть, как оно есть, и случается все, как случается; в нем не существует ценности — а если бы она и была, то не имела бы ценности. Если есть ценность, которая имеет ценность, она должна пребывать вне области того, что происходит и имеет место. Ибо все, что происходит и имеет место, случайно. То, что делает его не случайным, не может находиться в границах мира, потому что иначе оно само было бы случайным. Оно должно пребывать вне мира.

Идеи внутреннего и внешнего мира высказываются в Subahibi едва ли не с самого начала, намекая на то, что всё происходит по воле неизвестной, но при этом необходимой сущности. Сама новелла при этом активно продвигает идею того самого Tsui no Sora, Финального Неба, которое и является пределом этого мира. Для осознания этой концепции легче всего будет использовать аналогию с воображаемым миром. В тот момент когда ты, субъект реального мира, создаешь в свой голове воображаемый мир, ты становишься его смыслом. Каждая сущность в этом мире есть суть твоя проекция. Ведь в конечном счёте всё сводится к простой идее — для того, чтобы мир мог существовать, он должен быть создан кем-то за пределами этого самого мира. Однако возникает закономерный вопрос — кто же является смыслом любого произведения?

Здесь новелла вступает на опасную территорию метафизики, а я на не менее опасную территорию спойлеров. Поэтому поделюсь лишь своими мыслями по этому поводу. Главная мысль, которую до нас пытаются донести как Витгенштейн, так и с его подачи SCA-JI — смысл нашего мира находится за его пределами и за гранью нашего понимания. Даже если смысл нашего мира изменится, то мы не почувствуем этого, ведь мы банально не способны его осознать.

Можно провести всю свою жизнь в погоне за бесконечно недостижимой идеей, но можно избрать и другой путь. Возможно, что смысл и в самом деле очерчивает границы нашего мира, но в этих незримых рамках ты волен творить, что пожелаешь. Избрать путь простой жизни, без глубоких рассуждений о границах и смыслах.

Познать ту самую главную истину, которая способна изменить жить каждого. Всего два слова, отрицающие любой смысл и вместе с тем дающие нечто более важное:

Размышления о Subarashiki Hibi

Заключение?

И всё-таки, что же такое Subarashiki Hibi? История о смысле бытия? Безудержная треш-комедия? Суровая драма о жестокости нашего мира? Размышление о важности чистой и искренней любви? Графомания одного японца с весьма сомнительными фетишами? Возможных трактовок бессчисленное множество, и в этом посте я осветил лишь некоторые из них. Как факт по Витгенштейну является совокупностью неделимых атомарных фактов, так и эта новелла является совокупностью всего того каскада идей, что были заложены в ней. Это самые настоящие американские горки, способные восхищать и вызывать отвращение, заставить смеяться и испытать искреннее сожаление.

Стоит ли вам обратить на неё внимание? Сложный вопрос, ведь это именно тот самый случай, когда мне одновременно хочется посоветовать каждому как прикоснуться к ней, так и обойти её стороной. Нет, отнюдь не из-за мнимой элитарности формата «поймёт не каждый, а только умные и образованные люди)))». Скорее проблема в том, что Subahibi обращается к личному опыту каждого человека, в надежде, что если не все, то хотя бы часть затронутых тем найдут отклик в его душе.

Лично я смог проникнуться этой историей, хоть наверняка и не осознал многих вещей, что пытался донести автор. Однако эти отнюдь не означает, что Subahibi понравится и вам, ведь мир каждого человека уникален. Мы можем смотреть на одни и те же вещи, но видеть принципиально разное. Но независимо от восприятия, в одном я уверен на все сто — эта кроличья нора бесконечно глубока и погружение в неё станет поистине незабываемым.

Если же вы решите выбрать для ознакомления версию в Steam, то без патча вам не обойтись. Видимо из-за наличия шок-контента, издатель принял решение выпустить в магазине Гейба всего лишь одну главу из семи. Как раз для восстановления остальных шести глав вам и понадобится патч. Достаточно распаковать архив Wonderful Everyday в папку с игрой и запустить exe файл.

Кроме того, даже так стимовская версия будет лишена некоторых голосов озвучки, а также пары особо суровых 18+ сцен. Стоит ли оно того — решать вам. Полная версия новеллы, как и версия с пусть и не идеальным, но приемлемым переводом на русский язык легко находятся в Интернете, думаю вы справитесь.

НЕ ОТКРЫВАТЬ, ИСТИННЫЙ СМЫСЛ SUBARASHIKI HIBI

Yuki is the best girl
Yuki is the best girl
184184
144 комментария