Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Когда название игры говорит само за себя.

Независимые хоррор-игры от первого лица редко удивляют антуражем: если действие не происходит в лесу или заброшенной больнице — уже хорошо. Польские разработчики Madmind Studio зашли намного дальше — они решили показать Ад. Без оговорок и компромиссов.

Стены с кирпичами из уродливых младенцев, обнажённые суккубы, насаженные на колья мученики и безобразные «мясные» локации, напоминающие о Гансе Гигере, а порой даже и Здзиславе Бексиньском. Игра решила переплюнуть Dante's Inferno в откровенности сеттинга — и зашла настолько далеко, что самый жёсткий контент пришлось вырезать.

Madmind сумели вызвать ажиотаж, поэтому Agony интриговала. В каком-то смысле, разработчики даже оправдали ожидания: после прохождения игры ощущаешь себя так, будто побывал в Аду. Но это не комплимент.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Паутинка

Игра начинается загадочно: некая душа попадает в Ад, лишённая воспоминаний о своих грехах. Героя манит Красная Королева, которая повелевает суккубами и обещает спасение через муки. Всю игру мы следуем за ней и попутно узнаём всё больше о происходящем. Поначалу — через разбросанные по Преисподней жуткие записки и загадочные фразы других грешников.

На загрузочных экранах Agony цитирует Откровение Иоанна Богослова, и вскоре понимаешь, что местный Ад — не просто собирательный образ, а вольная интерпретация вполне конкретных сюжетов и персонажей Библии.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

В игре семь концовок, и некоторые дополняют друг друга, а порой могут изменить восприятие некоторых сцен. Но история Agony не претендует на глубину проработки и мудрёный символизм: она минималистична, прямолинейна и служит скорее поводом посмотреть на Ад. Многие подробности нужно узнавать через исследование локаций, но и они зачастую добавляют мало интересного.

Главное достоинство игры — эстетика. Графика у Agony откровенно дешёвая и устаревшая, картинка часто размытая, а локации плохо сочетаются с низкополигональными моделями людей и монстров. Но Madmind явно старались сделать Ад изобретательным, и во многом у них получилось.

Лабиринты из мяса и костей, леса из рук и кровавые реки, горящие деревья и жуткие статуи. В Agony время от времени хочется остановиться и выбрать ракурс для очередного скриншота: периодически встречаются яркие пейзажи и отдельные сцены. А по локациям разбросаны картины, которые можно изучать — и коллекционировать в разделе галереи.

Эстетика нишевая: мрачная и нарочито отвратительная. Не всем придётся по вкусу вид насаженных на колья, но ещё живых иссохших людей с обнажёнными гениталиями. Или злосчастные младенцы с огромными старческими головами. Их тут не щадят: то используют в качестве кирпичей, то вытирают ими пол.

В Agony есть по-своему зрелищные и изобретательные моменты. Из-за явной дешевизны проекта они не настолько эффектны, как хотелось бы, но их смелость и провокационность по-своему самоценны.

К сожалению, в перерывах между любованием пейзажами и смакованием ужасов Преисподней в Agony нужно играть. И здесь начинаются истинные страдания.

Муки ада

Madmind Studio сделала ставку на эффектность Ада, вызывающий эротизм и садистскую жестокость: вырезанные сцены это особенно хорошо иллюстрируют. Игра могла бы стать своеобразным и атмосферным «симулятором ходьбы». Будь у Agony ставка на VR, получилось бы здорово: порой кажется, что её для этого и делали. Но разработчики решили не ограничиваться адвенчурой — и попытались превратить Agony в хоррор, завязанный на скрытности. Нечто в духе Outlast или Amnesia.

Поэтому Ад населили не только мучениками, но и монстрами. По локациям бродят женоподобные демоны Оноскелис, готовые разорвать вас одним ударом. А также насекомые и гротескные змеи, паукообразные чёрные монстры, летающие огненные призраки, шарообразные переплетения тел и рогатые демоны-верзилы. От многих можно убежать, но зачастую приходится прятаться: в Agony у вас очень скромный запас выносливости, поэтому шансов убежать от демона мало. Особенно это касается Оноскелис: в первую очередь, прятаться заставляют именно они.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Стелс в Agony отвратительный. Как только встречаешь первую Оноскелис, игру хочется, без преувеличений, удалить. В перерывах между зрелищными пейзажами локации Agony состоят из однообразных непримечательных лабиринтов, а многие из них настолько тёмные, что ориентироваться почти невозможно.

Из-за слабого освещения алые демоны сливаются с кроваво-красными стенами, и ориентироваться приходится зачастую на цокот их копыт. В игре есть специальные места, в которых можно спрятаться, но их мало, а расставлены они неграмотно. В кострах можно подбирать факелы — и бросать, чтобы отвлечь внимание, но из-за тесных локаций пользы от этого мало.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Искусственный интеллект примитивен до одури. Главный герой может задерживать дыхание: если демон слишком близко, это помогает избежать обнаружения. Пока вы не дышите, Оноскелис может хоть вплотную подойти.

Но запаса кислорода обычно не хватает, и начинается самое абсурдное: стоит демонессе отойти, вам приходится отдышаться. Это привлекает её внимание. Вы снова задерживаете дыхание. И так до тех пор, пока вы не ошибётесь и не обнаружите себя.

Довольно скоро смерти начинают раздражать, а других способов запугать игрока в игре почти нет: Agony вообще не стоит воспринимать как хоррор

Однако после уничтожения тела герой не умирает: разработчики добавили в Agony до обидного редкую механику переселения сознания и даже попытались усложнить её разными нюансами. По локациям бродят другие грешники, поэтому после смерти у вас есть время, чтобы захватить тело одного из них. Но большинство грешников бродят с мешками на голове, и чтобы вселиться в их тело, мешок сначала нужно снять, пока вы «живы».

Сохранение в Agony сделано через чекпоинты в форме зеркал, которые встречаются редко и не всегда в очевидных местах, поэтому рассредоточенные по уровням мученики служат аналогом дополнительных жизней.

Чтобы овладеть телом, нужно настроить курсор по центру, пока жертва пытается бить себя по голове. Эффектно, но со временем надоедает
Чтобы овладеть телом, нужно настроить курсор по центру, пока жертва пытается бить себя по голове. Эффектно, но со временем надоедает

Механика интересная, но всё не так радужно. В режиме духа вы видите мир чёрно-белым, дальность обзора ничтожна, а ближайшего мученика найти бывает непросто. Иногда их просто нет поблизости.

Однотипность дизайна локаций мешает ориентироваться, поэтому даже если вы запомнили, где стоит запасная оболочка, найти её далеко не всегда удастся. В небе летают призрачные осьминоги, которые готовы сожрать вашу душу, а любое движение расходует запас «времени», которое у вас осталось до окончательной смерти.

Разработчики решили добавить в Agony прокачку. Собирая по уровню мерзкие яблоки с дырами в форме влагалища, вы получаете очки навыков, которые можно распределить по трём веткам: увеличить выносливость, сделать героя тише или позволить ему переживать лёгкие атаки
Разработчики решили добавить в Agony прокачку. Собирая по уровню мерзкие яблоки с дырами в форме влагалища, вы получаете очки навыков, которые можно распределить по трём веткам: увеличить выносливость, сделать героя тише или позволить ему переживать лёгкие атаки

Умереть в Agony намного проще, чем кажется, а чекпоинты встречаются редко, порой в неочевидных местах, и требуют активации. А из-за неотзывчивого «ватного» управления вы то и дело будете падать в пропасть — и моментально умирать. А иногда умирать и вовсе по неясным причинам, ведь в местной Преисподней всё работает по непонятным правилам, которые разработчики не спешат объяснять. Словом, страдайте. Вы в Аду.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Но идею с переселением решили разнообразить. По мере прохождения вы научитесь вселяться не только в людей, но и в демонов. Причём, с каждым разом — во всё более могущественных. И геймплей за каждого из них постарались сделать уникальным.

Стоит вселиться в Оноскелис, мир меняет палитру, тела мучеников подсвечиваются сквозь стены. Вы получаете две атаки: одной пускаете сгусток энергии, другой можете телекинетически зажарить врага заживо. А, скажем, огромный рогатый демон умеет разгоняться и таранить препятствия.

Это привносит в игру какое-никакое разнообразие, но страдает из-за всё того же неотзывчивого управления и контринтуитивного геймдизайна. Например, в теле демона вы можете находиться лишь ограниченное количество времени: на экране появляется индикатор со шкалой. Если убить человека, шкала пополнится.

Поначалу приходишь к выводу, что это необходимо для продвижения в теле демона. Хочется бежать дальше, перебиваясь встречными людьми, чтобы продвинуться по сюжету. Но стоит шкале иссякнуть, герой без всяких проблем заново вселяется в того же самого демона. На самом деле, шкала нужна, чтобы у вас была возможность покинуть демоническое тело: отдельной кнопки выхода в игре не предусмотрено.

Людей можно убивать обычными атаками или специальными садистскими фаталити. Добавлено всё это просто так. И ради получения плохой концовки
Людей можно убивать обычными атаками или специальными садистскими фаталити. Добавлено всё это просто так. И ради получения плохой концовки

Всё это вы узнаёте исключительно опытным путём. А если предварительно успели убить всех людей поблизости, с продвижением по сюжету возникнут проблемы: остаётся либо бродить в поисках мучеников без мешков на голове, либо загружать сохранение.

В шкуре каждого из демонов придётся побывать как минимум один раз за игру — чтобы избавиться от препятствия, преграждающего путь. В остальное время это своеобразный способ зачистить локацию от других монстров, чтобы потом переселиться в человека. На механике смены тел можно было бы создать интересные головоломки и ситуации, но — увы.

По лабиринтам, пещерам и пустошам Agony разбросаны коллекционные предметы, а на пути периодически встречаются головоломки. Одни требуют нарисовать на табличке нужный знак, другие — искать куски тел. Всё это можно делать только в облике человека, поэтому игра то и дело превращается в монотонное блуждание по однотипным мрачным коридорам в надежде не попасться в лапы очередной Оноскелис.

Логика головоломок иногда меняется, но Agony не спешит подсказывать, что с этим делать: новые условия для получения сигилов и частей тела вводятся сами собой, а игрок уже пусть сам как-нибудь разберётся
Логика головоломок иногда меняется, но Agony не спешит подсказывать, что с этим делать: новые условия для получения сигилов и частей тела вводятся сами собой, а игрок уже пусть сам как-нибудь разберётся

Но из-за местного стелса и дизайна уровней исследовать локации хочется меньше всего: играть в Agony физически неприятно, поэтому хочется пройти дальше как можно быстрее, к следующему красивому пейзажу или эффектной сцене. Но вместо этого приходится тратить время на бэктрекинг. Например, чтобы подобрать нужный элемент сигила, приходится искать изображения на стенах, а потом перебирать их в поисках нужного.

В игре можно запускать особые «линии судьбы», которые указывают путь, но они не помогают со сбором предметов, а порой и вовсе растворяются в стене. Если вы играете не на лёгкой сложности, их запас ещё и строго ограничен. Ведь игра хочет, чтобы вы страдали.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Но последний кошмар Agony приберегает на потом. Чем дальше продвигаешься по сюжету, тем скучнее становится. Большинство вызывающих сцен и выразительных локаций приходятся на первую половину игры. После же Agony перестаёт подбрасывать новый шок-контент, а делать скриншоты хочется всё меньше: смотреть особо не на что.

Начинаешь понимать, почему в Agony большую часть времени настолько темно: стоит попасть в хорошо освещённую локацию, слабая графика берёт своё. У игры Madmind было два достоинства, но и с теми они обошлись непоследовательно.

Даже демоны в общей массе здесь выглядят неизобретательно: кроме Оноскелис никто интересный и сколь-нибудь жуткий вам не встретится
Даже демоны в общей массе здесь выглядят неизобретательно: кроме Оноскелис никто интересный и сколь-нибудь жуткий вам не встретится

После завершения сюжетной кампании открывается «режим суккуба». Вы можете пройти все те же уровни, но уже в теле одной из слуг Красной Королевы. Она ловка, быстро бегает и убивает демонов без капли усилий. В её режиме открываются новые сцены и особо мерзкая концовка.

Но к тому времени, как режим откроется, исследовать Agony мало кто захочет. То же касается и режима «Агонии», в котором нужно просто выживать как можно дольше: агонизирует в этом аду только сам игрок.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

На выходе у Agony было ещё больше проблем, включая фатальные баги, из-за которых нужно было перезагружать сохранение: душа героя зачастую просто прилипала к телу или ближайшей стене, и переселиться было невозможно. Причём чекпоинты на нормальном уровне сложности сгорали после трёх смертей.

Но после релиза разработчики выпустили уже несколько гигабайт патчей. Некоторые изменения в игре особенно показательны. Стало меньше врагов. Некоторые головоломки исчезли, либо стали необязательными. На локации добавлены новые грешники. Упрощены маршруты демонов. Список корректировок длинный, но смысл понятен. Геймплей пытаются упростить, а где-то и вовсе упразднить.

Agony сложна не потому, что так задумана, а из-за геймдизайнерских ошибок. Игру можно пробежать за четыре-пять часов, но на деле у вас может уйти вдвое, если не втрое больше. Agony не объясняет свои правила, жестоко карает за ошибки и почти никак не мотивирует продолжать играть. Madmind не тестировали игру как следует и явно поспешили с релизом.

Для тех, кто любит страдать: обзор Agony

Но Agony — любопытный случай. Как продукт она откровенно не удалась: мрачные красоты Ада и интересные идеи похоронены откровенно плохой реализацией и ворохом геймдизайнерских просчётов. Игра подразумевает исследование мира, но в ней физически неприятно находиться.

Однако как путешествие в Ад Agony по-своему хороша. Будь она страшной, меланхоличной или до конца шокирующей, игра бы приносила своеобразное удовольствие. Но каждый её элемент реализован так, что в итоге остаётся лишь разочарование и раздражение — вот самые яркие эмоции, которые дарит Agony. И самые мучительные для игрока.

7979
52 комментария

мерзкие яблоки с дырами в форме влагалищаЕсли честно и в реальной жизни это дырки достаточно мерзкие, мокрые и слизкие. Добавить по бокам маленькие резцы, клыки то на маленького сарлакка похожа было бы)))

8
Ответить

У тебя проблемы с яблоками или влагалищами?

53
Ответить

зато они сладенькие и вкусные, ммм

2
Ответить

И пахнут рыбой?

1
Ответить

*Влагалище - это целиком орган с конструкцией внутри, а то что снаружи и видно - это вагина.

5
Ответить

образовывайся вместе с ДТФ

20
Ответить

да что эти обзорщики понимают в гинекологии?

6
Ответить