Большое сравнение Steam Deck и ASUS ROG Ally

Разбираем две главные портативные приставки, которые называются не Nintendo Switch.

Предисловие

Steam Deck у меня появился летом 2022 года, устройство сразу стало для меня определяющим из-за универсальности, портативности и очень классного экспириенса использования. Строго говоря, после покупки Дэка для меня перестал иметь смысл настольный гейминг, в связи с чем декстопный компьютер с RTX 3060 на 12 гигабайт оперативной памяти был продан.

После того как на рынок как из ручья стали течь китайские хэндхелды похожего формата от Ayaneo, OneX и старожила - GPD, я стал искать устройство, которое смогло бы быть хотя бы наполовину таким же качественным как Дэк, и предлагать что-то иное, либо более адаптивное нежели сам Дэк. Ну и ASUS Rog Ally показался очевидным вариантом для покупки. Несколько кликов в Амазоне, и через две недели консоль была у меня.

Для полного понимания картины - Дэк у меня не на стоковой SSD, а на SSD от компании Sabrent на 1 терабайт. Почему это важно - стоковая SSD медленнее, хоть и незначительно. Шейдеры, хранящиеся на ссд подгружаются быстрее, вследствие чего имеем чуть лучшую производительность в играх. ASUS ROG Ally стоковый, в нем я не менял ничего. В данном сравнении я буду использовать Аллай с процессором Z1 Extreme, а не обрезанную версию, которую выпустили непонятно для кого.

В качестве критериев для оценки в данном сравнении я затрону:

  • Комплектацию
  • Внешний вид и сборку
  • Использование в декстопном режиме
  • Proton vs. Windows 11
  • Автономность
  • Сухое сравнение железа и производительности

За каждую из критериев буду выдавать баллы и заранее предупрежу - дальше будет много текста, поэтому берите что-нибудь покушать и приятного чтения.

Комплектация

Брал я обе консоли на американском Амазоне, в данный момент там их можно найти по цене от 600 до 800 долларов. На официальном сайте Стим Дэка, его можно взять за 650 долларов за максимальную комплектацию. В России Аллай можно найти в ДНС за 95 тысяч, а дэк за 57 тысяч соответственно. Ну и на Авито всё это добро можно найти с ценником в минус 10-20 процентов от вышеуказанных цифр.

Собственно, что нам предлагают из коробки за эти деньги? В случае с Дэком все очень прагматично - картонная коробка, зарядка и большой, увесистый чехол. По современным меркам - это очень даже богатая комплектация, в которой есть всё необходимое. Единственное, что можно было бы добавить в комплект это стекло для дэка, которое приходится докупать отдельно.

Комплектация Дэка, пикча любезно спизжена у IGN Africa<br />
Комплектация Дэка, пикча любезно спизжена у IGN Africa

В случае с Аллай - всё довольно грустно. Много бумаги, бесполезных инструкций и одна КАРТОННАЯ подставка для самой консоли. Учитывая что АСУС не чурается вкладывать чехлы для своих премиальных игровых ноутбуков (серии Zephyrus, Flow), я не понимаю - почему нельзя было добавить что-то ещё. Пользователь вынужден покупать всё сам, а учитывая что на белом пластике пыль, пятна и любые другие следы активной жизнедеятельности видны сильнее - надевать на него чехол строго рекомендуется.

Всё что есть в этой белой, непримечательной коробке помимо бумажной макулатуры<br />
Всё что есть в этой белой, непримечательной коробке помимо бумажной макулатуры

Беря во внимание ценники устройств - тут ASUS пожадничали. Даже самая дешёвая версия дека которая стоит почти вдвое дешевле Аллая поставляется с чехлом. Жадные азиаты из Тайваня решили откупиться дешёвым оригами. Балл Дэку.

Внешний вид и сборка

Отец, сын и святой дух. Кто-где выбирайте сами.<br />
Отец, сын и святой дух. Кто-где выбирайте сами.

Разница во внешних чертах у этих устройств довольно очевидна. Больший размер у дэка аргументирован двумя тач-падами, и второй парой задних клавиш. У Аллая нет ничего из этого, зато у него есть RGB-подсветка, пожирающая батарею. Благо, её можно отключить, но я не понимаю почему АСУС так сильно вкладывается в такие мало практичные фичи как кастомные подсветки, светящиеся стики, задние меняющиеся светодиды на крышке ноутбуков. Раз они ещё продаются (и продаются судя по всему хорошо) - кому-то это видимо нужно.

Обе консоли выглядят массивно в сравнении с традиционными портативками. Если у вас есть возможность потрогать, поиграть на каждой из консолей перед покупкой - я рекомендую это сделать. Субъективно, Аллай для меня является более эргономичным устройством в силу своего меньшего размера и веса. Его легче держать в руках, расположение стиков не вызывает дискомфорта, кнопки расположены хорошо. Не то чтобы, всё тоже самое нельзя было сказать о Дэке, но он значительно больше и тяжелее (в рюкзак засунуть будет труднее, особенно если они будут в пластиковых/силиконовых чехлах, всё еще легче Свича для некоторых игроков).Также у него нет сканера отпечатка пальцев на кнопке включения.

По сборке ни у одного из устройств проблем не обнаружилось. Все выглядит стабильно, нигде не чувствуется дешевизны, всё легко разбирается и собирается. Если уж совсем придираться - R2 и L2 на Дэке имеют большую широту движения и выглядят менее стабильными, чем на Аллае. Также сделаю ремарку о том, что Валв предупреждает о более слабой устойчивости к падению и повреждениям у хотя бы разово разобранного Дэка. Не знаю насколько это правдивая информация, так как свой я не ронял, но разбирал. С Аллаем я уверен, такая же история, так как корпус у обоих устройств из пластика.

Большое сравнение Steam Deck и ASUS ROG Ally

Еще одна малоактуальная для многих фишка Аллая - это разъем xGM для подключения eGPU. Подключаем мобильную видеокарту от Асуса и наслаждаемся производительностью уровня декстопного пк на RTX 4090. В теории это так, на практике - я этим никогда не пользовался, поэтому свой опыт описать не могу.

Один аспект который однозначно лучше у Аллая - это экран. Он ярче, современнее (120 герц), с лучшей цветопередачей но при этом непонятно, зачем сюда добавили Full HD разрешение, которое в большинстве "больших" игр приходится сбавлять до 720p.

В целом у обоих устройств нет проблем по сборке, а внешний вид с эргономикой - дело каждого отдельного человека. Для меня Аллай нивелирует меньшим весом и размером отсутствие тачпадов и второй пары макро-кнопок на задней части устройства. Обоим по баллу.

Использование в декстопном режиме

Оба устройства являются полноценными компьютерами, которые легко подключаются к монитору с клавиатурой, но каждый из них имеет свой пользовательский опыт использования декстопного режима.

Главный экран со всеми доступными для скачивания играми<br />
Главный экран со всеми доступными для скачивания играми

Дэк изначально задумывался инженерами Валв как игровое устройство, поэтому по умолчанию мы находимся в ограниченном игровом режиме, из которого можно покупать игры, запускать их, настраивать основные настройки консоли, смотреть скриншоты из игр и общаться с друзьями. Вся мощь Дэка как мультизадачного устройства раскрывается в декстопном режиме, в который пользователь может перейти буквально по нажатию двух кнопок.

Подменю в игровом режиме<br />
Подменю в игровом режиме

Линукс, как основное пространство для работы многим может показаться неинтуитивным. Есть один магазин приложений, куча кастомных настроек и непонятный терминал, который иногда приходится использовать для настройки некоторых параметров Дэка. Сам я не являюсь линуксоидом, но опыт работы в Linux Mint, Ubuntu, Elementary и некоторых других дистрибутивах у меня имеется. Для меня всё довольно понятно и легко, хотя опять же - использовать LibreOffice в качестве офисного пакета сильно менее приятно, нежели базовый Microsoft Office.

Рабочий стол в декстопном режиме Дэка<br />
Рабочий стол в декстопном режиме Дэка

На этой мысли, предлагаю перейти к Аллаю, который делался с несколько другим подходом. Аллай работает на обычной версии Windows 11, которая довольно неплохо заточена под тач управление, но довольно слабо заточена под управление физическими кнопками. Единственное софтверное напоминание о том, что вы руках держите игровое устройство - это две физические кнопки на консоли - кнопка вызова командного центра и кнопка вызова программы-оболочки Armoury Crate.

Главный экран Armoury Crate<br />
Главный экран Armoury Crate

Каждая из этих программ очень важна для Аллая, ведь это по факту единственное, что может отличать его от других ноу-нэймных игровых портативных приставок на Windows. Armoury Crate это "лаунчер для лаунчеров" всей вашей библиотеки игр, стима, Xbox, EA Games и прочих программ. Он автоматически находит игры на устройстве, но пользователь может их добавить сам вручную. В дополнении к этому, Armoury Crate позволяет кастомизировать практически каждый аспект Аллая. От режима работы RGB подсветок до раскладки клавиш в декстопном и игровых режимах.

Командный же центр это, по факту, самое часто используемое меню. Здесь есть всё - кнопка вызова рабочего стола, смены режимов производительности, вызова клавиатуры, мониторинг игровых счётчиков производительности и много чего другого. В целом, это меню получилось сильно удобнее аналогичного в дэке.

Экран настройки Аллая вместе с настройкой командного центра<br />
Экран настройки Аллая вместе с настройкой командного центра

Собственно, различный подход к созданию пользовательского опыта и решает, насколько лично для вас Аллай будет лучше Стим Дэка или наоборот. Многие пользователи жаловались на забагованность Аллая, на проблемы со сгоранием карт памяти, торможение и присутствие лагов в Armoury Crate, но спешу заявить что АСУС не прячет голову в песок и не кладёт хуй на покупателей. Уже выпущено обновление BIOS, которое решает проблему перегрева карт памяти, путем искуственного замедления скорости записи. Это кстати одновременно и плюс, и минус, так как на Дэке этого замедления нет и игры ставятся значительно быстрее, но зато вы получаете живую карту памяти в долгосрочной перспективе. Касательно забагованности системы - Стим Дэк также не идеален, иногда он зависает при переходе из декстопного режима в игровой, иногда интерфейс подлагивает, но ничего криминального в этом нет, поэтому каждое устройство получает по баллу. Разные подходы к созданию пользовательского опыта отражаются наиболее сильно в следующем пункте.

Proton vs. Windows 11

Как-то раз, я захотел установить на свой Стим Дэк довольно говёную игру про Человека Паука (Web of Shadows) 2008 года выпуска. У каждого обладателя Стим Дэка наверное было непреодолимое желание скачать какую-нибудь старую игру и проверить насколько хорошо она идёт на нем.

По итогу, после того как я скачал раздачу с рутрекера, получив в своё распоряжение копию образа игры, я обнаружил что нихуя не работает. Протон - эмулятор, позволяющий комфортно запускать игровые файлы предназначенные для винды - попросту не имел нужные файлы, для запуска. Для того чтобы всё заработало, мне нужно было:

  • скачать патч 1.1 для самой игры (он шёл вместе с образом)
  • установить в свойствах игры в лаунчере стима разрешение 1280х720 и экспериментальную совместимость с протоном
  • скачать protontricks и выбрать лаунчер игры в качестве программы для "лечения"
  • выбрать в protontricks файлы, которые я хочу скачать для добавления в папку с игрой
  • перезагрузить дэк в игровой режим

Собственно, такой набор действий придется совершить с любой мало-мальски старой игрой, требующей конкретные файлы Microsoft Visual Studio, DirectX и Microsoft Visual C++.

Знаете какой набор действий нужно совершить в Аллае для запуска той же игры?

  • запустить экзешник с установкой игры
  • запустить лаунчер

Это в целом показывает насколько разный опыт будет у пользователей Дэка и Аллая. Причём, Протон - это невероятно крутая программа. Шутка ли, практически любую игру из 2010ых без говёного анти-чита или лаунчера от Юбисофт и EA он запускает без каких-либо проблем. На ProtonDB уже больше 11 000 тайтлов, которые можно запустить на Дэке. Но опять же, не все из них можно запустить простым добавлением игры в список игр в стиме или её покупкой там же.

Это наверное главная причина, почему кто-то может предпочесть Аллай Стим Дэку. Windows 11 не только позволяет комфортно пользоваться любым декстопным приложением к которому ты привык, но и запустить любую игру. Для меня это важно, ведь например мой любимый (единственный) симулятор казино для умственно-отсталых (фифа) не идёт на Стим Дэке, так как он работает только в комплекте с проприетарным анти-читом.

Учитывая всё это, я мог бы сказать что по данному пункту выигрывает Аллай. Однако, талантливейшая команда разработчиков Валв использует мощь, находящуюся в Стим Дэке гораздо лучше, нежели Windows 11 использует камень Ryzen Z1 Extreme. В данной категории каждое устройство получает по баллу.

Автономность

Начнём с того, что ни одну из приставок я не считаю автономной. "Из коробки", без каких-либо настроек со стороны пользователя, Стим Дэк может проработать до 1,5-3 часов с простыми 2D/инди играми. В случае с AAA проектами по типу Киберпанка или Балдурс Гейта 3, он проработает максимум полтора часа. Если настроить количество ватт, используемое системой, ограничить количество кадров, герцовку экрана, поиграться с настройками графики этот показатель можно улучшить (+-час игры).

В случае с Аллай всё еще хуже. Аккумулятора хватит на час игры в фифу, и максимум двух часов игры в проекты по типу Blasphemous, Cuphead и Dead Cells.

Благодаря усилиям разработчиков Валв, они смогли выжать все что возможно из процессора AMD Zen 2 так, чтобы каждому второму пользователю не приходилось прибегать к овервольтингу и чтоб Дэк не умирал в течение часа (как Аллай).

Тем не менее, на обеих устройствах я обычно играю с подключенной зарядкой. В этом режиме производительность Дэка не меняется (что похвально, так как система работает равномерно вне зависимости на зарядке он или работает от батареи). В случае с Аллаем, можно включать максимальный режим производительности не боясь разрядить аккумулятор за полчаса. Между режимом Performance (15 ватт) и Turbo (25 ватт) разница значительная, но вцелом в требовательные игры вполне комфортно играть и на 15ти ваттах.

Постоянные обновления системы прилетающие на Стим Дэк (в частности обновление 3.5, которое вышло недавно) значительно увеличивают производительность Протона. Одновременно с этим увеличивается и эффективность расходования ресурсов консоли, в связи с чем увеличивается автономность. Тут однозначно балл забирает Стим Дэк.

Сравнение железа и производительности

На мой взгляд - самая скучная часть этого сравнения, так как интернет заполнен видео, демонстрирующими производительность различных проектов на обих консолях. Однако тут нужно заметить, что в большинстве своем такие видео демонстрируют производительность игры на максимальном режиме производительности на ССД. Давайте приблизим условия теста к более "бытовым". Игра установлена на карте памяти, профиль производительности 15, либо 25 ватт (в случае с Дэком еще и 10).

Раз уж один раз уже вспомнили о Человеке-Пауке, предлагаю глянуть на производительность игры 2018 года на высоких настройках в HD и Full HD режимах на 15 и 25 ватт на Аллай.

Обрезал 2 минуты катсцен

На высоких настройках игра идёт плавно в обоих режимах, если включить Турбо производительность ФПС стабильно держится между 50-60. Прошу обратить внимание на процент батареи вначале видео и в конце. За 10 минут игры ушло 15 процентов заряда батареи. 120 герц увеличивают плавность изображения, даже в случаях когда фпс ощутимо падает.

Тоже самое на Стим Дэке без включенного FSR и в разрешении 720p.

Тут уже ФПС проседает до 30, хотя держится в районе 40-50 кадров в секунду. За тот же отрезок ушло на треть меньше заряда батареи. Разница в графике не настолько ощутима, как остаточный процент заряда батарейки.

Если опустить режим производительности Аллая до 10 ватт - играть станет некомфортно, картинка будет дёрганной. В Стим Дэке же играть все ещё комфортно и жор батареи станет еще меньше. Это заметно ещё сильнее в такой игре как Red Dead Redemption 2, которая при 10 ватной нагрузке на камень умудряется выдавать гораздо лучший фреймрейт, чем Аллай.

Видео авторства Benchmark Bros

В итоге мы можем подытожить, что софтверная оптимизация и синергия железа с софтом у Валв дают больше фпс для игрока, даже при меньшей номинальной мощности камня. Однако, если нужен хэндхелд без компромиссов с максимальной мощностью, который можно подключить к телеку и иметь меньшую потерю качества изображения - Аллай выигрывает. Балл обоим.

Итоги

По итогам критериев, выставленных в начале этого текста победу со счётом 6-4 одерживает Стим Дэк.

Неожиданно, неправда ли?

А если серьёзно, ни один из этих девайсов не является плохим. Как декстопный компьютер+игровая консоль ASUS ROG Ally на мой взгляд лучше, чем Steam Deck. Если рассматривать их как сугубо игровые устройства (чем в основном они и являются), Стим Дэк экономичнее и лучше. Очень большую роль играет коммьюнити, которое образовалось вокруг Стим Дэка. Благодаря ему, мы имеем невероятно удобную эмуляцию старых игр, плагины, упрощающие жизнь игрока и дающие возможность кастомизировать приставку и огромное количество Реддит тредов, в которых люди делятся опытом, рассказывают как запускать незапускаемое и помогают другим.Очень импонирует стратегия развития платформы которую выбрали Валв. Покупая Дэк, пользователь может быть уверен, что его консоль будут поддерживать, обновлять и дорабатывать как минимум до 2025 года. В целом опыт использования продуктов Валв, будь то сам Дэк или магазин Steam мне очень нравится. Плюс, у меня ПТСД после ситуации которую создали Сони с PS Vita и видеть такой путь развития консоли - только в радость.

Подводя итог, можно сказать следующее: пока Microsoft сами не создадут ОС специально для таких устройств или не доработают уже существующую Windows 11, Valve будет выигрывать по соотношению цены/качества в 8 из 10 случаев. А учитывая то, как быстро появляются всякие инструменты для запуска старых игр на Дэке, то и в 9 из 10.

П.С. Всем полностью прочитавшим данный текст - спасибо. Добавляйтесь в друзья в стиме (shamug1a), возможно среди моего скромного списка игр состоящего из 800+ наименований найдутся те в которые можно будет сыграть вместе.

359359
179 комментариев

Стим Дэк может проработать до 1,5-3 часов с простыми 2D/инди играми. В случае с AAA проектами по типу Киберпанка или Балдурс Гейта 3, он проработает максимум полтора часа.

Сразу видно человека, который реально Стим Деку трогал. Мне никто блять не верит, что заряд на хую вертится. О мифических 5 - 4 часах чот заливают.

45
Ответить

На 100% сам досчитай сколько часов будет.

27
Ответить

О мифических 5 - 4 часах чот заливаютЛитералли в любой 2D индюшатине или древнем дерьме держит столько.
Я хуй знает, как надо "потрогать Deck'у" так, чтобы она не соответствовала этим показателям. Разве что быть упёртым бараном, который не хочет ограничивать энергопотребление и частоту кадров по какой-то только ему ведомой причине.

17
Ответить

У меня на деке Бласфемус 4 часа например игрался. Холлоу найт ~3-4 часа. Я вообще ничего не меняла в деке, не настраивала дополнительно

7
Ответить

А как я тогда в prey по 4 часа на одном заряде играл, если дек так не может?)
Про новые ААА-да, правда. Ибо там уже особо не скрутишь тдп. Так что 1:15-1:30 для новых ААА действительно норма.

7
Ответить

Есть такое, хотя вот есть уникумы которые умудряются выжимать 3.5 часа на Assassins Creed: Unity

https://youtu.be/WHOkL4fkwVM?si=A48BgOtRQvSM286O

5
Ответить

Можно выжать больше 4 часов в отдельных играх (как правило старых), если снизить ТДП и сделать фпс кап на 30. Ну и потенциально с настройками графония позаморачиваться.

3
Ответить