Panty & Stocking и искусство дразнить. Как монтаж и стилизация подогревают интерес к сериалу
В преддверии продолжения разбираем приёмы, которыми удерживал внимание оригинальный сериал.
Panty & Stocking with Garterbelt (в неофициальном переводе: «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз») — анимэ-сериал студии Gainax, вышедший в 2010 году. Сериал запомнился нетипичной для анимэ стилизацией, близкой американской анимации, непристойными темами и героинями, тонной пародий, экшена, абсурда и саундтреком из клубной музыки.
Несмотря на вводные данные, которые могут оттолкнуть многих зрителей, благодаря формату (каждая серия по 23 минуты разбита на 2 законченные истории по 10-12 минут) PSG удается балансировать прекрасное и ужасное и сохранять своеобразный шарм, множество раз вознаграждая зрителя за просмотр.
Они ангелы, буквально
Пэнти (Труська) и Стокинг (Чулка) Анархия, сёстры-ангелы, изганные из Рая борются с демонами, попутно развлекаясь на Земле, как только могут — и десертов, и мужчин они находят в избытке. Их приключения сопровождает изобретательная анимация: упрощенный стиль позволяет добиваться большей динамики сцен и с легкостью менять цветовые палитры, подчёркивающие настроение происходящего.
Следить за сюжетом интересно уже за счёт уровня анимации и харизматичных героинь, однако однообразие туалетного юмора может утомить: у разных людей разные серии вызовут наибольший дискомфорт — в сериале уделили время, наверное, всем биологическим жидкостям человеческого организма. Но благодаря тому, что серии короткие, неприятные эпизоды не успевают затянуться, и их легче переждать, а возможные награды за продолжение просмотра велики.
Искусство неразрешения
Одна из ключевых особенностей сериала — переход между более карикатурным и более реалистичным стилями. Сериал нарисован упрощённо, и благодаря этому он воспринимается несерьёзно: город превращается в руины из-за разборок сестёр, но никто не переживает из-за разрушенных зданий и пострадавших; Труська сражается с врагами без трусов, но это смущает не больше, чем два кружка и овальчик, нарисованные на заборе. Поэтому, когда стилистику нарушают более реалистичные фрагменты, внимание зрителя приковывается к экрану.
Впервые стиль сменяется во время битвы Труськи и Чулки с первым боссом — Дерьмодемоном. Из 11-минутной серии почти одна минута (50 секунд) посвящена сцене трансформации: сёстры надевают ангельские платья и снимают соответствующие предметы одежды, которые превращаются в оружие. Всё это сопровождает танцевальный трек Fly Away от TeddyLoid, который будет звучать в каждой сцене превращения сестёр.
Сцена превращения поражает не только прорисованностью деталей, но и скоростью монтажа и движением камеры. За счёт динамичности самих движений девушек в совокупности со сменой позиции камеры (изображение буквально поворачивается на 90, 180°) и довольно частой смены кадров — 10 склеек за 50 секунд, для сравнения, в первой сцене превращения Сэйлор Мун 1992 года за это же время их 5 — зрителю не удаётся рассмотреть детали нарисованного художниками, получается только уловить общее движение и происходящее.
Однажды увидев эту сцену и не успев её рассмотреть, зритель будет ожидать её в следующих сериях. Но и в них это сделать не получится: сцена становится короче, часть кадров вырезается, часть — объединяется. Как не будет и времени, чтобы расслушать музыку и насладиться ей достаточно.
Этот приём PSG использует на протяжении всего сериала. PSG подкидывает что-то интересное: красивую реалистичную сцену или новую музыкальную тему, которую хочется распробовать. Но увы! Сцена промелькнёт перед глазами за пару секунд, так же быстро прозвучит музыка.
Вы можете лицезреть Чулку крупным планом целую секунду.
Всё это заставляет продолжать смотреть Panty & Stocking with Garterbelt и ожидать новых серий и новых объектов интереса. Даже если в некоторые моменты становится скучно или некомфортно, через совсем небольшое из-за миниатюрности серий время появится что-то, чему захочется уделить внимание — сцена превращения, которую никак не успеешь разглядеть, мелькнувший 25-м кадром портрет или приятная музыкальная тема.
Казалось бы, если более реалистичная стилизация так привлекает внимание, почему весь сериал не анимирован в ней?
Сотрудники Gainax, очевидно, ожидали этот вопрос, и так появился один из эпизодов 5 серии — Vomiting point («Точка тошноты»). Город нарисован реалистично, и единственный раз за весь сериал сюжет посвящен не приключениям Труськи и Чулки, а обыденной жизни жителей города. Внезапный переход от сахарной беззаботности пугает и вызывает беспокойство. Жизнь, оказывается, вполне реальная и полная унижений. А люди, массовка, на которую никто не обращает внимание, страдают.
Какой бы дискомфорт ни вызывали остальные серии PSG, будь это серия о ковырянии в носу или путешествиях по школьной канализации, он не сравнится с ужасом обыденной жизни, в которой тебе ближе клерк с проблемами на работе, чем бессмертная и прекрасная супергероиня. И реалистичная стилизация отлично передаёт этот ужас.
Наверное, если бы PSG был нарисован иначе, это не был бы настолько весёлый сериал. Разрушенный город и разбросанные конечности смущают намного сильнее, когда это не несколько схематичных начертаний, — сериал вполне сошел бы за фильм ужасов, а не комедию.
Так что PSG следует фразе «хорошего помаленьку», и сцены реалистичной анимации служат акцентами. В противном случае никто не ожидал бы моментов, когда Труська или Чулка снова промелькнут в полноценной форме. Эти акценты поддразнивают и никогда не длятся достаточно, чтобы пресытить.
К тому же, если бы PSG был нарисован реалистично, он легко перешел бы границы порнографии, чего не происходит из-за условности рисунка. Но и более откровенные реалистичные сцены не успевают ощутиться возмутительно неприличными из-за скорости монтажа. Для примера можно сравнить монтаж в клипах виртуальной ютьюберки Houshou Marine. В I’m Your Treasure Box сцены длиннее, и они менее динамичные (например, сцена на 1:49 — 2:06), из-за чего эффект становится обратным. Где PSG дразнит и подогревает интерес, вызывая желание пересмотреть, I’m Your Treasure Box раскрывает все карты. Разница восприятия создается исключительно за счёт монтажа.
Этот приём используется не только в реалистичных акцентах, но и во всем сериале в целом. Чтобы рассмотреть все иллюстрации в опенинге (41 склейка на 30 секунд) или клипе на D City Rock (12 склеек c 3:22 по 3:42) понадобится ставить на паузу, что означает дополнительное вложение времени и для 2010-го скорее всего покупку Blu-ray.
Но в PSG есть еще один момент перемены стиля, который также всегда ожидается зрителем и служит комическим разрешением конфликта. После победы героинь над демоном, он красочно взрывается в стиле токусацу.
Токусацу («специальные эффекты») — жанр преимущественно японского кино о супергероях, монстрах и роботах, которое снимают с применением костюмов, кукол и макетов объектов инфраструктуры. К примеру, оригинальная «Годзилла» 1954 года относится к жанру токусацу, так как при съёмке были использованы миниатюрные модели города, по которому ходил актёр в костюме Годзиллы (причём костюм весил около 100 килограмм).
На заре существования студии в 1980-е Gainax в дополнение к основной работе снимали пародии на популярные токусацу-франшизы того времени — Taiyo Sentai Sun Vulcan, Kaiketsu Zubat, Ультрамена. По-видимому, опыт студии в токусацу проявился в PSG в сценах уничтожения демонов, добавив им комичности и сделав их запоминающимися.
Возвращение Ультрамена (Анно Хидэаки, 1983)
В итоге у Gainax получился позитивный сериал, в котором не слишком приличное добро всегда побеждает такое же не слишком приличное зло. Стилистическое разнообразие с реалистичными акцентами удерживает внимание, а быстрый монтаж оставляет ощущение неудовлетворенности. Благодаря ему с Panty & Stocking with Garterbelt хочется побыть подольше и ожидать новых сюжетных поворотов, вопреки возможному дискомфорту от содержания сериала. Интересные моменты хочется пересмотреть, а саундтрек — переслушать (в моём плейлисте плотно обосновались Theme for Scanty & Knee Socks и CHOCOLAT). Всё это работает на вовлечение во франшизу даже после окончания просмотра.
В преддверии продолженияВсё ещё не верю. Дождались
Мимо меня как-то прошёл, когда выходил, только музыка понравилась, а потом я повзрослела, и стало весело)
Хорошие мысли.
Смотрела ультра давно, и вот даже по туалетным названиям не уверена, что зашло бы сейчас. Так что, наверное, пропущу второй сезон
Спасибо!
Мне очень понравились экспериментальные приёмы и использование монтажа) Мне с таким интересно знакомиться, даже если я обычно не смотрю фильмы/сериалы с такими сюжетами. Не могла представить, что сяду писать о PSG, но слишком понравилось, как гладко всё срабатывает. Очень редко встречаю такие изящные ходы.
По этой же причине было безумно интересно смотреть «Любовное откровение» Соно Сиона, хотя фильм не менее специфичный, и в нём тоже много намешано. Но еще и проблематизируется современная автору Япония.
Комментарий недоступен