Rainbow Six Siege: тогда и сейчас

Как изменилась игра с момента релиза.

Сетевые игры Ubisoft на старте нередко сталкиваются с проблемами. The Division обросла нужным количеством контента лишь спустя полтора-два года, а For Honor до сих пор борется с низким онлайном. У Rainbow Six Siege после выхода тоже были проблемы, и весьма серьёзные.

Зато сейчас «Осада» считается одной из самых популярных соревновательных игр: в начале июня количество игроков перешло отметку в 35 миллионов человек. Ещё немного и шутер догонит Overwatch и CS:GO с показателями в 40 миллионов.

Чтобы достичь такого успеха, игре понадобилось немало времени и стараний разработчиков. Рассказываем, что произошло с Siege за неполных три года, и какие меры приняли в Ubisoft, чтобы сделать игру популярной.

Rainbow Six Siege: тогда и сейчас

Тактический геймплей

Однако прежде чем переходить к теме, стоит немного рассказать о самой игре. Tom Clancy’s Rainbow Six Siege на релизе называли «клоном Counter-Strike». Игроки делятся на две команды по пять человек: защитников и атакующих. Первые должны подготовить точку к обороне, укрепив стены и расставив по локации ловушки, вторые — разведать карту и, выбрав наиболее подходящую стратегию, выполнить свою цель. Она разнится в зависимости от режима: захват позиции, деактивация заряда или спасение заложника.

Правильное укрепление комнат для обороны — жизненная необходимость для защитников. Весь геймплей в Siege строится вокруг разрушаемости: многие перекрытия и стены (кроме несущих) можно проломить, взорвать или расстрелять из оружия. Одна граната, взорвавшаяся у неукреплённого места, вполне может переломить ход матча.

Впрочем, полностью стены ломаются только там, где это позволено дизайном карты — в целях поддержания баланса
Впрочем, полностью стены ломаются только там, где это позволено дизайном карты — в целях поддержания баланса

Не менее важная особенность Siege — это реалистичность. Те же стены деформируются по-разному в зависимости от типа оружия: обычные карабины или пистолеты-пулемёты могут лишь прострелить стену, в то время как дробовики позволяют с лёгкостью создать отверстие, через которое игрок может пролезть. Урон от оружия наносится честно: зачастую перестрелки длятся лишь доли секунды. Так что умение прицеливаться — одно из важнейших для игрока в Siege.

Вместо создания собственного персонажа Siege предлагает на выбор уже готовых оперативников, каждый со своими уникальными способностями и гаджетами. Так, например, Thermite умеет с помощью своих зарядов подрывать даже укреплённые стены, а Jäger — ставить специальные устройства, которые уничтожают любые гранаты, залетающие в комнату.

У оперативника Blackbeard есть щит с ограниченным запасом прочности. С его помощью игрок нередко спасается от попаданий в голову
У оперативника Blackbeard есть щит с ограниченным запасом прочности. С его помощью игрок нередко спасается от попаданий в голову

Можно сказать, что Rainbow Six: Siege чем-то напоминает шахматы. В игре важно предугадывать действия врага, знать, что он может предпринять, и всегда быть готовым к неожиданному повороту событий.

Раунды редко проходят по одному сценарию: каждая из сторон может выбирать точки возрождения. Особенно это важно для защитников: все локации многоуровневые (до трёх этажей), и поэтому никогда не выйдет укрепить какую-то одну точку полностью. Где-то не хватит укреплений для стен, а где-то противник может зайти, скажем, через дыру в потолке — придётся выбирать, с какой стороны сконцентрировать оборону.

Неудивительно, что Siege требует глубокой слаженности команды. Карты в игре большие, и полностью их контролировать порой крайне тяжело. Даже мёртвый член отряда приносит пользу: после смерти игрок может управлять камерами и сообщать полезную информацию.

Информация в Siege очень важна. Если вас ни с того ни с сего убили через стену, это значит, что вы где-то пропустили камеру, а противник этим воспользовался
Информация в Siege очень важна. Если вас ни с того ни с сего убили через стену, это значит, что вы где-то пропустили камеру, а противник этим воспользовался

На грани провала

Релиз игры состоялся в декабре 2015 года. Шутер понравился как критикам, так и игрокам, но их мнения сошлись в одном: несмотря на то, что в чём-то Siege была прорывной — в ней был уникальный тактический геймплей, ранее нигде не реализованный, — впечатление от игры смазывалось багами и плохой оптимизацией.

На ваше удовольствие от Siege влияет всё: начиная от скорости интернет-соединения и заканчивая экипировкой вашей команды.

из рецензии GameSpot за 2015 год

Основные претензии касались проблем с соединением. Siege вылетала посреди раунда, друзей из одного лобби раскидывало по разным матчам, а uPlay зачастую отказывался принимать приглашения в игру. Из-за плохого сетевого кода вскоре после выхода начался отток игроков.

Забудьте про время ожидания: иногда даже присоединиться к матчу — уже подвиг.

из статьи arstechnica.com

Плохое соединение явно не отвечало тем стандартам, которые требуются любому сетевому шутеру. В то время, когда в CS:GO тикрейт (частота передачи пакетов с информацией) достигал 64 и даже 128 герц, в Siege этот показатель оставался на 30. С патчами его всё-таки повысили до 60.

На релизе Siege многих отпугнула ещё и тем, что кроме мультиплеера больше ничего не предлагала — а ведь раньше серия Rainbow Six славилась именно одиночными миссиями. К тому же, во время рекламной кампании Ubisoft почему-то слишком много внимания уделяла PvE-режиму «Антитеррор» (на Е3 2015 даже представили отдельный CGI-ролик про него), хотя Siege изначально по сути своей соревновательная игра.

Ситуацию усугубляло то, что с игрой произошёл даунгрейд: она явно отличалась от тех роликов, которые показывали при анонсе в 2014 году
Ситуацию усугубляло то, что с игрой произошёл даунгрейд: она явно отличалась от тех роликов, которые показывали при анонсе в 2014 году

Статистика была неутешительной: в первые полгода в Steam количество игроков онлайн едва достигало десяти тысяч. В некоторых регионах по утрам матчи искались по пять, а то и десять минут. Игре пророчили быструю смерть и сравнивали её с Titanfall, которой также не везло на релизе.

Слева — среднее количество игроков, справа — максимальное
Слева — среднее количество игроков, справа — максимальное

Для Ubisoft «Осада» была своего рода экспериментом — ведь тогда издатель специализировался только на одиночных играх с минимумом мультиплеера. Скорее всего, разработчикам попросту не хватило опыта для того, чтобы заставить корректно работать сетевой движок.

Ubisoft не бросила Siege, хоть и некоторые издания уже нарекли её провалом: планы издателя на реализацию 7 миллионов копий казались невыполнимыми. Игру усиленно чинили и наполняли новым контентом.

Сезонные обновления

Одной из вещей, которые удерживали игроков, были и остаются крупные сезонные обновления. Они выходят четыре раза в год и привносят немало нового в игру.

Каждый из таких апдейтов разработчики называют «Операциями»: в них традиционно входят новые оперативники и карты. С момента релиза в игре прошло десять «операций» — и за это время Siege увеличилась практически в два раза.

20

новых оперативников появилось в игре. Столько же их было на релизе

8

новых карт, доступных как в PvP, так и в PvE

Из-за такого обилия нового контента может сложиться впечатление, что в игре шаткий баланс, но это не так: с каждым патчем Ubisoft в том числе регулирует характеристики оружия и бойцов. Разработчики не забывают о старых оперативниках, которыми игроки начинают пренебрегать после появления новых: так снайпер Glaz научился видеть сквозь дымовую завесу, а Blitz — держать щит перед собой во время спринта.

Ubisoft продолжает экспериментировать с MOBA-механиками. Оперативники создаются таким образом, чтобы на них всегда находился «противовес» со стороны врага — так что ни одного из бойцов не назовёшь однозначной «имбой». К тому же, за многих из них приходится долго учиться играть — иначе весь потенциал персонажа попросту не раскрывается.

Valkyrie умеет устанавливать собственные портативные камеры. Но недостаточно просто раскидать их по всей карте — важно уметь ими пользоваться
Valkyrie умеет устанавливать собственные портативные камеры. Но недостаточно просто раскидать их по всей карте — важно уметь ими пользоваться

И если игроки встречают оперативников из апдейтов тепло, то карты оттуда же вызывают одобрение реже. Дело далеко не в балансе: очень часто новые локации представляют собой жуткие лабиринты, которые удаётся выучить в лучшем случае спустя несколько недель, а то и месяц.

С другой стороны, Ubisoft обращает внимание на фидбэк: одни карты в итоге уходят из пула мультиплеера, другие — отправляются на переработку. В последнем крупном апдейте, операции Para Bellum, обновили локацию «Бар», которая была в Siege с самого релиза — в неё добавили множество новых комнат и проходов.

«Луна-парк» многие до сих пор недолюбливают из-за запутанной планировки. Но к ней быстро привыкаешь
«Луна-парк» многие до сих пор недолюбливают из-за запутанной планировки. Но к ней быстро привыкаешь

Помимо нового контента, Ubisoft не забывает работать над оптимизацией и сетевым соединением. Одним из самых масштабных мероприятий по устранению проблем стала операция «Оздоровление», прошедшая летом прошлого года. В ней не было новых оперативников: все силы разработчики бросили на «лечение» сетевого кода.

Операция не исправила все проблемы, но соединение Siege стало намного стабильнее. Тогда же начался большой приток новых пользователей: после «Оздоровления» база игроков стала расти в разы быстрее.

Рост аудитории и микротранзакции

Одной из проблем Siege раньше называли микротранзакции. Однако игра их не навязывает: донат помогает «сэкономить время», как это обычно заведено у Ubisoft.

За каждый матч в награду игроку даётся определённая сумма местной валюты, которая разнится от 200 до 500 в зависимости от результата игры и режима мультиплеера. На эти деньги можно купить как новых оперативников, так и некоторые косметические предметы. Вся прогрессия в Siege сводится к тому, чтобы накопить на нового бойца.

До недавнего времени все модификации на оружие, включая прицелы, глушители и компенсаторы, приходилось докупать отдельно. Бесплатными их сделали для того, чтобы новички могли сразу концентрироваться на покупке оперативников.

Вместо того, чтобы брать пример с Premium из Battlefield, разработчики выпускают весь новый контент, помимо косметических предметов, бесплатно. Хоть новые оперативники во внутриигровой валюте стоят немало (25000 единиц против 500-2000 для старых персонажей), накопить на них не составляет труда — потребуется около недели плодотворной игры.

Новые оперативники не нарушают баланс (почти), поэтому те, кто купил их за вложенные в игру деньги, не получают преимуществ
Новые оперативники не нарушают баланс (почти), поэтому те, кто купил их за вложенные в игру деньги, не получают преимуществ

Для тех же, кто ждать не хочет, издатель предусмотрел годовые пропуски. Они выпускаются раз в год и уже заранее включают в себя всех оперативников, которые выйдут в течение этого времени, а также уникальные косметические предметы. Ubisoft считает, что таким образом она нашла золотую середину в построении системы микротранзакций.

Мы чувствуем, что добились нужного баланса между теми, кто хочет получить контент прямо сейчас по приемлемой цене, и теми, кто не хочет тратить такие деньги — на гринд не тратится много времени.

Александр Реми
, брэнд-директор Rainbow Six: Siege

Такой подход позволил Ubisoft сохранить и игроков, и прибыль от микротранзакций, которая занимает весомую долю в доходной части Siege.

Приносит деньги издателю и набирающее популярность киберспортивное направление. Официальный чемпионат Pro League проходит раз в сезон, и каждый раз растёт как призовой фонд, так и количество зрителей — сейчас матчи в среднем смотрят вплоть до 150 тысяч человек. Siege уже близка к тому, чтобы стать одной из ведущих киберспортивных дисциплин — наряду с CS:GO и Dota 2.

Rainbow Six Siege: тогда и сейчас

Для привлечения новичков Ubisoft стабильно устраивает «бесплатные выходные». Более того, в прошлом году подешевело стандартное издание, а также появилось «начальное», которое дешевле обычного в три раза и даёт на старте шесть бесплатных персонажей. Конечно, не без нюансов: остальных оперативников придётся докупать не за 500-2000 единиц валюты, а за 12500.

В 2017 году политика осторожных микротранзакций и активное привлечение игроков дали свои результаты. В августе того же года база игроков достигла 20 миллионов пользователей, а спустя полгода, в апреле 2018 года — 30 миллионов. Сейчас это число превышает 35 миллионов.

4

место Siege занимает в топе игр Steam по показателю онлайна

Будущее

Ещё в 2016 году Ubisoft заявила, что не собирается делать сиквел Siege: в планы издателя входит долговременная поддержка игры вплоть до десяти лет. И если тогда такие обещания казались забавными, то сейчас уже почти нет сомнений в том, что издатель сдержит своё слово.

Весной этого года в Siege прошёл первый с момента релиза ивент — Outbreak. Помимо двух новых персонажей, Lion и Finka, разработчики представили полноценный PvE-режим в необычном сеттинге: оперативники противодействовали распространению неизвестной заразы, превращающей людей в зомби.

Rainbow Six Siege: тогда и сейчас

Для мероприятия, которое длилось всего один месяц, Ubisoft проделала колоссальную работу: создала три новые карты и разработала сам PvE-режим, где все элементы, в том числе и уникальных врагов, пришлось создавать с нуля. Это не говоря о нескольких сюжетных CGI-роликах, связывающих миссии, и тоннах новой косметики, часть из которой раздавалась бесплатно.

Начиная с июня в Siege действует новая операция — Para Bellum. Традиционно добавили двух новых оперативников — Alibi и Maestro, а также карту «Вилла», расположенную в Италии.

Конечно же, не обошлось без отсылок к другим проектам издателя
Конечно же, не обошлось без отсылок к другим проектам издателя

Все операции выходят по плану, который Ubisoft показала игрокам ещё в феврале. Таким образом, к концу года разработчики выпустят четырёх оперативников, полностью переработают одну из старых карт, а также выпустят новую — в Марокко.

Rainbow Six Siege: тогда и сейчас

Сложно сказать, находится ли сейчас «Осада» на пике своего развития. С одной стороны, в декабре игре исполнится три года, а с другой — ажиотаж вокруг проекта приобретает всё большие и большие масштабы. Количество игроков и размеры коммьюнити продолжают расти.

Siege пережила многое — проблемы на старте, падение и взлёт онлайна, скандалы с микротранзакциями, — но это не помешало ей остаться на плаву. За два с половиной года игра стала больше, насыщеннее и, в целом, лучше.

164164
158 комментариев

Главное НЕ ПОКУПАЙТЕ СТАРТЕР ПАК!
Его потом не отмоешь, а размеры фарма, нужного для оперов увеличится в разы. Ну и лучше купите пак первого года, там очень много важных ребят, но это так, на любителя.

33

О, как раз сегодня опять эту тему поднимал. Копирну даже

"Ну для начала там сейчас дают 6 оперов и они не совсем рандомные. Мне в атаке вообще выпали фьюз, тащер и эш. Все, это мастхев пак из ванилы. Ну ок, еще неплохо иметь термита и, например, щитовика для веселья.

В защите мастхев ванила героев нет вообще, кроме бандита да мьюта (и они могут выпасть).

И тут вылазят два таких нюанса.

1) Все самое вкусное и нужное в длц. Все эти крутые роумеры в защите, лучеметные финки, хибаны, кореянки, бородачи и любители сигар с пулеметами и акогами. Один хрен ты будешь копить по 25к на каждого из них, если не отвалил 5,500 за ультимейт.

2) Герои, в принципе, одинаковые. Оружие, в принципе, одинаковое. Есть парочка исключений, но в целом игра за Эш, элу или там, фрост мало чем отличается. Бегай, делай пиупиу с ттк в две наносекунды. Разве что оружие с виду разное.

Хз, я наиграл сотню часов и игра мне надоела отнюдь не потому что у меня нет ненужого доктора следжа. Ну и от мейнинга тоже никуда не деться. Вон в овере 30 абсолютно разных героев, а играю я все равно тремя :)"

6

Купил в ноябре стартер, наиграл около четырёх сотен часов, открыто около половины оперативников, теперь все спускаю на скин для дигла)

2

Золотая середина - адвансед эдишн. Там все опера дефолтные открыты сразу + немного валюты на новых

1

К сожалению уже поздно

1

Комментарий недоступен

1

я купил и норм. парочку открыл оперов и забил на игру, ушёл в пабг.

1