Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

Фанатские теории против юридических фактов.

Death Stranding порождает теории одна за одной. Новые трейлеры лишь частично отвечают на возникшие ранее вопросы и подбрасывают ещё столько же новых. На то это и игра от Хидео Кодзимы: он — мастер обмана, разработчик-трикстер.

Больше всего интригуют фанатские теории о том, что Death Stranding может быть связана с прошлыми проектами геймдизайнера — Metal Gear и даже Silent Hills. Мол, на самом деле Кодзима не уходил из Konami, и всё это — лишь уловка. Рассказываем, почему это вряд ли так: всё дело в юридической составляющей.

Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

Не Konami

Начнём с очевидных вещей. Франшизы Metal Gear и Silent Hill принадлежат Konami: соответственно, для того, чтобы напрямую использовать персонажей или сюжет из серий, необходимо разрешение издателя.

В Японии торговая марка METAL GEAR зарегистрирована на пятнадцать классификаций. Под этим названием Konami может производить даже мебель или стекло
В Японии торговая марка METAL GEAR зарегистрирована на пятнадцать классификаций. Под этим названием Konami может производить даже мебель или стекло
Pending означает «На рассмотрении». То есть, Konami сейчас никак не использует торговую марку и скорее всего ничего не разрабатывает
Pending означает «На рассмотрении». То есть, Konami сейчас никак не использует торговую марку и скорее всего ничего не разрабатывает

Долгое время Kojima Productions была внутренней студией компании и не имела никакой самостоятельности. В 2015 году, после конфликта Кодзимы с Konami, студию переименовали в Number 8 Production Department — по слухам, позже именно она занималась созданием Metal Gear Survive. Самого же геймдизайнера, согласно утечкам, перевели в статус наёмного рабочего, контракт которого заканчивался в декабре.

Никаких прав на авторство Metal Gear или Silent Hills Кодзима за собой не сохранил. Сразу же после ухода он зарегистрировал собственную компанию со схожим названием — Kojima Productions Co., Ltd.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww3.j-platpat.inpit.go.jp%2Fcgi-bin%2FET%2FTM_DETAIL_E.cgi%3FITEM01%3D106%26amp%3BKEY01%3Dkojima%26amp%3BOPT01%3D01%26amp%3BITEM02%3D702%26amp%3BKEY02%3D%26amp%3BOPT02%3D01%26amp%3BITEM03%3D402%26amp%3BKEY03%3D%26amp%3BOPT03%3D01%26amp%3BITEM04%3D705%26amp%3BKEY04%3D%26amp%3BOPT04%3D01%26amp%3BSTIME%3D153120161281778539518248%26amp%3BHITCNT%3D30%26amp%3BHITCNT3%3D30%26amp%3BS_FLAG%3D00%26amp%3BTERMOPT%3D02%26amp%3BPAGE%3D01%26amp%3BLISTNO%3D30%26amp%3BDISP%3D1&postId=22974" rel="nofollow noopener" target="_blank">Данные</a> о регистрации торговой марки для компании. Владелец — Kojima Productions Co., Ltd.
Данные о регистрации торговой марки для компании. Владелец — Kojima Productions Co., Ltd.

Тем не менее, Konami всё ещё владеет своей торговой маркой, которая называется практически так же — Kojima Productions. Она появлялась в последних играх Metal Gear Solid, а также некоторое время присутствовала на обложке Phantom Pain: логотип студии убрали за полтора месяца до релиза из-за конфликта.

Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

И даже после того, как исходную студию переименовали, а Кодзима создал свою, за Konami всё ещё остаются права на эту торговую марку. Сторонники теории считают это одним из аргументов в пользу того, что издатель каким-то образом всё ещё стоит за нынешней Kojima Productions. Это не так.

Владение торговой маркой не означает владение студией. В данном случае торговая марка — это прежде всего право на использование дизайна, сочетаний цветов, шрифта и логотипа в целом. Konami не может владеть словосочетанием Kojima Productions, потому что, с юридической точки зрения, Kojima — это фамилия (патентовать фамилию — экстраординарно с точки зрения закона), а Productions — обычное слово в обиходе.

Кодзима имел полное право не только создать собственную студию, но и зарегистрировать торговую марку с идентичной надписью. И марки, и сами студии абсолютно разные формирования по закону: прошлая Kojima Productions сейчас существует внутри Konami, а нынешняя зарегистрирована Кодзимой. Юридически это новая студия, а не изменившая статус или реформированная старая.

Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

Права на торговую марку Death Stranding согласно контракту принадлежат Sony. Кодзиме, как известно, дали почти что карт-бланш в разработке, но все основные решения по поводу бренда всё ещё остаются за корпорацией. В том числе и гипотетическое решение о коллаборации с MGS или SH.

Возможность связи с этими проектами выглядела бы реальней, будь Death Stranding во владении студии. Ситуация была бы схожей с таковой у Bungie: разработчики владеют брендом Destiny, в то время как Activision выступает в роли издателя.

Справа — японское название Sony Interactive Entertainment Inc.
Справа — японское название Sony Interactive Entertainment Inc.
Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

За Konami сохраняются все авторские права на Metal Gear и Silent Hill. Если точнее, то эти права распространяются по отдельности на каждый из следующих элементов: сюжет игры (лор, персонажи, сценарий), художественное оформление, музыка и системный код.

Ранее с Konami уже не раз устраивали коллаборации. В Assassin’s Creed: Brotherhood среди бонусных скинов есть костюм Райдена, а в файтингах Super Smash Bros: Brawl и Ultimate присутствует Солид Снейк. Для этого как Ubisoft, так и Nintendo приходилось договариваться с издателем — персонажи находятся в собственности Konami.

Для прямого использования сюжета также необходимо заключать договоры. Это вполне можно сделать тайно, но вряд ли в случае с корпорацией вроде Sony. Не раскрывать такую деталь попросту неэффективно с точки зрения маркетинга — особенно для такого издателя-гиганта, да и вряд ли компании захочется нарываться на скандал. Усугубляется это тем, что Konami активно «прессует» всех своими юристами, тем более бывших сотрудников

Про дизайн говорить сложно: у Metal Gear он значительно менялся с каждой новой игрой. А с музыкой выходит проще: даже сам факт того, что у Phantom Pain и Death Stranding один композитор, не позволит разработчикам использовать хотя бы похожие мотивы, так как саундтреком владеет Konami.

Одна из самых странных коллабораций MGS — с энергетическим напитком Regain 24. На японском телевидении его рекламировал Солид Снейк, а сам энергетик в итоге появился в четвёртой части серии

Иначе говоря, для того, чтобы игры действительно оказались связаны, необходимо взаимное согласие компаний. Это важно: иначе за несоблюдение авторских прав следуют разбирательства и юридическая ответственность.

С другой стороны, Кодзима вполне может реализовать эту связь иначе — неявно, на уровне отсылок и пасхалок. Однако они должны быть настолько размытыми и неоднозначными, чтобы за них нельзя было зацепиться юридически. Но, опять же, сверять каждую из них на предмет юридической «чистоты» — лишний и неоправданный труд для Sony.

Например, под права Konami не попадает музыка, которую издатель лицензировал для своих игр. Те же Nuclear или The Man Who Sold The World спокойно могут появиться и в Death Stranding — тем более, что с первой песней связывают некоторые теории.

«Standing on the edge of the crater»
«Standing on the edge of the crater»

Проблема в том, что полной ясности не будет, действительно ли это связь или просто набор отсылок, которые в контексте сюжета не имеют никакого смысла. В этом случае все догадки уж точно останутся в рамках теорий и домыслов.

Здравый смысл

Но вряд ли Кодзима решится даже на такой шаг: достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах геймдизайнер ушёл из Konami.

Компания едва ли захочет вновь с ним сотрудничать — уж слишком серьёзный произошёл тогда скандал. На последних этапах разработки MGS V Kojima Productions создавала издателю много проблем: срывала сроки и дедлайны, а Кодзима запрашивал всё больше финансирования. По слухам, геймдизайнер часто метался от разработки Phantom Pain к Silent Hills, из-за чего оба проекта пострадали.

Konami это не нравилось. Доходило до того, что вся команда работала в спартанских условиях: с пропускной системой и камерами, без интернета и даже мобильной связи. В конце концов компания выставила геймдизайнеру ультиматум — Metal Gear Solid V должна была выйти в сентябре 2015 года и никак иначе. Как итог, игра не имеет даже настоящей концовки.

Кроме того, в 2017 года бизнес-журнал Nikkei Asian Review опубликовал статью The Konami Exodus, где особое внимание уделялось ссоре Konami с Кодзимой. По информации издания, автору задерживали выплаты денежной компенсации и отказывали в получении медицинской страховки. А за то, что Кодзима открестился от Metal Gear Survive, Konami выслала ему предупреждение.

Студия получила очевидный репутационный ущерб от ссоры с Кодзимой, и теперь хардкорные игроки её ненавидят.

Ссора с издателем была настолько серьёзной, что имя автора пропало с обложки игры за полтора месяца до релиза
Ссора с издателем была настолько серьёзной, что имя автора пропало с обложки игры за полтора месяца до релиза

Хоть пятая часть и принесла хорошую прибыль компании, после релиза Konami сфокусировалась на мобильных играх. В сравнении с крупнобюджетными ААА-проектами их разработка практически ничего не стоит, а доход местами даже больше. Death Stranding менее выгодна издателю с точки зрения бизнеса.

А сам Кодзима ещё с Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty говорил, что хотел бы закончить работать над серией. Так было и после третьей, и после четвёртой части — и лишь три года назад франшиза его наконец отпустила.

Вряд ли он действительно бы захотел в сотый раз вернуться к истории, в которой всё уже давным-давно разложили по полочкам. Та же Metal Gear Solid V: The Phantom Pain казалась вымученной: уж слишком слаб в ней сюжет по меркам серии.

Почему Death Stranding — это наверняка не MGS или Silent Hills

Поэтому сама мысль об абстрактном Metal Gear Zero, как игру называют в теориях, абсурдна. Может, когда-то геймдизайнер и желал сделать историю про отряд «Кобр» из Snake Eater, где действие разворачивалось бы во время высадки в Нормандии — но это было десять лет назад.

Для Sony же подобное решение бы неизбежно стало провалом. В этом нет никакого смысла: приглашать именитого геймдизайнера для создания франшизы, рекламировать игру как нечто принципиально новое, звать голливудских актёров — и только ради того, чтобы игра оказалась связанной с Metal Gear или Silent Hill.

Тот же Мадс Миккельсен присоединился к Death Stranding, даже не имея на руках полноценный сценарий — а такое доверие к проекту дорогого стоит.

Фанатские теории о связи Death Stranding с Silent Hill и MGS очень интересно читать, но, к сожалению, ни одна из них не может оказаться правдой. Мистификации просто не работают в правовом поле, а провернуть подобный хитрый трюк незаметно просто невозможно.

Ситуация осложняется репутационным уроном у целевой аудитории хардкорных игр, который Konami получила в результате жуткой ссоры с Хидео Кодзимой — ни одна корпорация бы не пошла на такое ради желания когда-то в будущем удивить игроков. Впрочем, это никак не повредило компании в финансовом плане: цена акций с 2015 года выросла примерно в три раза. Зачем компании нужен Death Stranding, когда есть прибыльные мобильные игры, патинко и фитнес-клубы?

Пора отпустить Metal Gear и Silent Hill в прошлое и двигаться дальше. Без подвоха с Death Stranding наверняка не обойдётся, — всё-таки её автор Хидео Кодзима, — но вряд ли он будет хоть как-то связан с Konami. Юристы не позволят.

159159
75 комментариев

Грамотный текст разбивающий розовые фантазии особо впечатлительных игроков. Спасибо!

52

Комментарий недоступен

25

А лучше больше тегов, сортировку и поиск. Как на прочих ресурсах типа джойреактора. "Подсайты" в идеальном мире должны быть хабами, а не тем, чем они являются сейчас - непойми чем, фильтром по тегам, которых крайне мало.

19

Проще сделать скрытие постов по тегам. И ебашить дубинкой тех, кто теги игнорирует

2

Спасибо за статью, она классная!
(Death Stranding будет про аниме ( ͡° ͜ʖ ͡°))

11

Давно подозревал что Коджима на пол ставки привратник рая, но не было пруфов ( ͡ᵔ ͜ʖ ͡ᵔ ).

10

Notice me genius sempai.

2