Чем мог бы закончиться Ведьмак?
Путем аппроксимации границ прямыми линиями и представления площади фигур как комбинации правильных многоугольников можно оценить примерную площадь северной пятерки:
Темерия ~ 471350 кв. км
Редания ~ 375750 кв. км
Каэдвен ~ 748433 кв. км
Аэдирн ~ 438630 кв. км
Лирия и Ривия ~ 135065 кв. км
Суммарную площадь Северных королевств, не захваченных Нильгаардом перед 1271-м годом равняется около 3.5 млн. кв. км. Для оценки размера Нильфгаарда воспользуемся картой от CD Projekt Red:
По ней видно, что площадь Империи примерно в 2.5-3 раза больше Севера и может быть оценена в ~8.5 млн. кв. км. Теперь задача стоит в определении численности населения. В качестве мерной величины возьмем население и площадь Франции на конец 13-го века. К сожалению, однозначно точных и верных цифр в ходе гугления я не нашел (надеюсь среди читателей будут исторические демографы, которые меня поправят), но зато известно, что на 1200 год население составляло около 7 млн человек, тогда как в первой половине 14 века уже порядка 20 млн. человек. Тогда возьмем среднюю величину для населения в 13 млн. человек, при оцениваемой площади Средневековой Франции примерно в 450 тыс. кв. км.
Определившись с мерной величиной, можно вывести численности участвующих сторон конфликта:
- Темерия ~ 14 млн. человек
- Редания ~ 11 млн. человек
Аэдирн ~ 12.6 млн. человек
Каэдвен* ~ 21 млн. человек
Лирия и Ривия ~ 3.9 млн. человек
Нильфгаардская империя* ~ 245 млн. человек.
*По численности Каэдвена и Нильфов чуть позже будет корректировка.
Оценка вооруженных сил
Для оценки численности вооруженных сил обратимся к конфликту между Англией и Францией в 1294-1298 гг. (неожиданно, но этот конфликт носит название Англо-Французская война), который хронологически наиболее близок к Третьей Северной Войне.
Интересный факт: есть мнение, что историческим прототипом Фольтеста был король Франции Филипп IV Красивый.
Так, по данным Вики, на одном из этапов англичане смогли собрать эскадру, в которой было 20 тыс. пехотинцев и 500 всадников. При населении Англии около 4 млн. человек можно предположить, что средняя численность армий на тот период составляет примерно 5 тыс. воинов на 1 млн человек. В таком случае наконец можно вывести общее соотношение сил противников: Северная коалиция – 312 тыс. человек, Нильфгаардская империя – 1 млн. 225. тыс. человек. Цифра, конечно, колоссальная, но учитывая размер и население империи (площадь почти равна площади Китая) кажется вполне разумной. Нужно понимать, что вряд ли все вооруженные силы были задействованы на Севере, поэтому ограничим нильфгаардский контингент до 600 тыс. человек. Однако это по-прежнему колоссальная цифра, которая не оставляет никаких шансов Северу. Очевидно, что стоит выбрать другую оценку.
В период позднего Средневековья наиболее крупной империей была Османская. Так, на 1520 год её население составляло 11.7 млн. человек при площади 4-5 млн. кв. км. В 1529 году во время осады Вены турки выставили около 120 тыс. человек, в то время как в 1453 году при осаде Константинополя было задействовано 80 тыс. воинов (стоит учитывать, что и сама Османская империя на тот момент была гораздо меньше). В таком случае, если принять Османскую Империю за прототип для Нильфгаардской, то можно сделать вывод, что армия черных вряд ли насчитывала более 200-250 тыс. человек.
Помимо Нильфгаарда стоит скорректировать население Каэдвена с учетом его географических особенностей. Это крупнейшее северное королевство находится в крае лесов, гор и холода. Очевидно, что прототипом может служить средневековая Русь/Великое Княжество Литовское. По оценкам историков, до периода татаро-монгольского нашествия численность населения Киевской Руси была порядка 6.5 млн человек. Тогда примем эту цифру в качестве опорной для Каэдвена.
С учетом корректировок в итоге получаем, что большую северную пятерку населяло 47 млн человек с общей численностью вооруженных сил 235 тыс. Население Нильфгаарда в силу природно-географических особенностей (пустыни, горы) вряд ли могло превышать 100 млн человек с общей численности вооруженных сил около 500 тыс.
Период 1272-года
Теперь обратимся к 1272-му году. Темерия, Лирия и Ривия, Аэдирн и половина Каэдвена уже были захвачены. Таким образом, реально боеспособных частей у Севера осталось чуть больше чем на 80 тыс. человек с учетом реданской и остатков каэдвенской армии. Даже учитывая потенциальную мобилизацию с освобожденных королевств, этого кмало, чтобы перерубить нильфгаардцев. Дополнительной проблемой была сильная военная организованность и экономическая мощь империи. Однако, населения и армия большой пятерки составляет лишь половину северной части Континента. Если взять в расчет обычно нейтральные Ковир и Повисс, Хэнгфорскую Лигу, то Север мог бы получить почти 100 тыс. готовых к бою. Но что могло бы побудить их вступить в войну?
Одним из вариантов может быть Скеллиге. Став реданским союзником, островитяне могли бы быть потенциальной угрозой для морской торговли, являющейся основой для Ковира и Повисса. Помимо этого, островитяне били бы по морским путям снабжения нильфгаардской армии.
Также не стоит забывать про тактический и дипломатический гений Дийкстры. Став лорд-протектором Редании и Каэдвена, он вполне мог склонить к союзу Северную Лигу, пообещав ей часть спорных территорий с Каэдвеном. И вот, на момент контрнаступления, свободный Север мог иметь армию порядка 200 тыс. человек. Дополнительную помощь в тылу нильфгаардцев оказывает Вернон Роше, выживший после разборок с Дийкстрой и объединивший партизанские темерские отряды вокруг бастардов-наследников Фольтеста.
При соотношении сил 1 к 2 рассчитывать на победу в контрнаступе очень трудно. Понимая это, северные владыки прекращают преследования чародеев в обмен на их помощь. Напомню, что чародеи являются крайне мощной боевой единицей. В битве на Содденском Холму в ходе Первой Северной Войны 22 волшебника с незначительной помощью регулярных частей смогли остановить многочисленную нильфгаардскую рать. И хотя численность чёрных не приводится, можно для примера взять 47 тыс. нильфов, бившихся при Бренне 5-ю годами позднее.
В этом разборе я позволил себе смешать свою фантазию и щепотку исторической достоверности. Конечно же все эти оценки являются лишь приблизительными. Авторы фэнтезийных циклов зачастую специально оставляют множество белых пятен для возможности множества интерпретаций. Отвечая на вопрос, как Север мог бы победить Нильфгаард, я могу сказать, что только с помощью своеобразного бога из машины - волшебников. Пожалуй именно такой мощный козырь в рукаве, как чародеи, позволил бы Северу нивелировать военное превосходство имперцев и отбросить Нильфгаард сначала за Понтар, а затем за Яругу.
Спасибо сообществу Якорь за проведение конкурса "Идеальный финал", ведь именно благодаря ему я наконец-то вышел из ридонли и попробовал что-то написать
Вроде как отличная статья, но ощущается оборванной на полуслове. Ну и как-то странно игнорируется факт, что чародеи - не уникальные силы северян, у нильфов их тоже хватает, где они, кстати, прижаты к ногтю и гораздо лучше контролируются государством.
В гвинте от CD Project упоминается о том, что в состав почти любого подразделения имперской армии входят чародеи в роли некоей ауксилии такой. Выполняют массу обязанностей, от быстрой передачи информации на большие расстояния до прямой военной помощи на поле боя.
Я просто хотел чтобы Север победил а Темерия была независима ахах. Ну а так, в 1263 году Север выиграл Содден с помощью чародеев, ничто не мешало нильфам также юзать чародеев, может быть и юзали, но эффект не такой мощный как у Севера, поэтому о взаимной компенсации южной и северной магических школ говорить нельзя. Вряд ли можно представить что с 63 по 71 год нильфы смогли бы настругать несколько магов, равных по силе двадцатке с холма
в Цири
В целом хорошо написано. Но кроме чародеев Северу могла бы помочь природа и санитария. Часто в книгах забывают это упоминать, но от дизентерии раньше умирало куда больше людей, чем в сражениях.
Да и покормить многотысячные группировки Нильфгарду было бы крайне тяжело.
Спасибо. Где-то видел что 2/3 наполеоновской армии - небоевые потери, а при средневековых осадах процент достигал под 80 и у осаждающих, и у атакующих
Как будто бы у Самого севера таких проблем бы не было.