Десять лет разработки Final Fantasy XV: от анонса до релиза

Final Fantasy XV вышла. Нет, правда — вышла. А сейчас мы расскажем, сколько драмы кроется в этих словах. Игра прошла долгий и тернистый путь, на котором успела умереть и переродиться.

2006

Эта история началась на E3 2006, когда Square Enix обозначила будущее всей серии Final Fantasy сразу тремя анонсами: Final Fantasy XIII, портативная Final Fantasy Agito XIII (позднее переименована в Type-0) и спин-офф Final Fantasy Versus XIII, эксклюзивный для PS3.

Эти игры объединяла общая мифологическая концепция вселенной, Fabula Nova Crystallis Final Fantasy, но прямой связи между ними не было: каждая игра должна была рассказать свою историю и могла интерпретировать мифологию по своему усмотрению.

Для многих анонс Versus XIII был самым интригующим. Однако если показ XIII сопровождался трейлером на движке игры, Versus предложила только CG-трейлер от Visual Works, аниматоров Final Fantasy VII: Advent Children.

Спин-офф взяли на себя создатели Kingdom Hearts, а разработку возглавил Тэцуя Номура. Он стал режиссёром, отвечал за дизайн персонажей и всю концепцию игры. Как он объяснил на конференции, слово versus отсылало к латинскому значению «смена направления». И трейлер это прекрасно иллюстрировал: удивительно близкий к современному реальному миру дизайн и в целом на удивление мрачный тон выделял Versus XIII из всей серии.

В интервью Номура сказал, что статус спин-оффа развязывает ему руки. Лейтмотив «вымысел, основанный на реальности», подразумевал не только натуралистичный образ мира и уклон в магический реализм, но и более мрачную, трагичную историю. И цитата из «Гамлета» в трейлере, по его словам, идеально отражала настрой игры:

...Сами по себе вещи не бывают хорошими и дурными, а только в нашей оценке.


Уильям Шекспир

Это позволяет сделать вывод, что концепция истории не только черпала вдохновение из шекспировских трагедий, но и должна была размыть границу между добром и злом — что в перспективе делало её более сложной, ориентированной на взрослую аудиторию.

В то же время, Versus 13 была заявлена, как полная экшена история об узах. После анонса Номура также сделал важную оговорку. По его словам, сюжетные наработки для игры он вынашивал уже давно, однако работа над реальным сценарием даже не началась: он ещё только обсуждал идеи с коллегами, и написание сценария было только впереди.

2007

Год спустя на Dengeki Cloud DVD была выпущена расширенная версия трейлера со сценой в автомобиле и более подробной схваткой. Её открывал тот самый лейтмотив «это вымысел, основанный на реальности».

Сцены было достаточно, чтобы сделать некоторые выводы о способностях героя. Он мог создавать кристаллизированное оружие и барьер, телепортироваться и управлять оружием силой воли. Все эти способности герой сохранил вплоть до выхода игры.

Изначальный дизайн принадлежит Номуре, но впоследствии костюмы для героев Versus делал бренд Roen
Изначальный дизайн принадлежит Номуре, но впоследствии костюмы для героев Versus делал бренд Roen

Также Номура заявил, что Versus XIII будет каким-то особенным образом использовать возможности геймпада Sixaxis, но без деталей.

2008

Игровой журнал Famitsu опубликовал отчёт о слухе, который предположительно просочился из интервью Номуры. Согласно ему, разработка Versus XIII отложена, и команда привлечена к разработке Final Fantasy XIII. Однако Square Enix опровергли это заявление, сказав, что часть персонала лишь помогала в работе над XIII в свободное время.

Так или иначе, работа над Final Fantasy XIII была явно приоритетной — да и началась значительно раньше. Несмотря на первые звоночки, Versus XIII таки посетила мероприятие Square Enix, показав новый маленький трейлер. Снова CG.

В нём впервые был показан женский персонаж игры — блондинка с рапирой. Судя по видео, она не только знакома с главным героем, но и отношения у них... противоречивые.

В том же году на TGS стали известны имена главных героев. Принца зовут Ноктис, а девушку — Стелла.

Было показано первое видео на движке игры, Crystal Tools.

В нем Стелла и Ноктис, судя по всему, познакомились. Предположительно — на рауте. Примечательно, что беседа затрагивает легенду об Этро — богине смерти из FF XIII, а общий тон беседы все такой же меланхоличный — под стать прошлым трейлерам.

Дизайном костюмов отныне занимался бренд Roen, и игра стала ещё сильнее отражать реальный мир. В разговоре Ноктис описывает увиденный Стеллой свет как околосмертные переживания, а из общего контекста напрашивается вывод, что Этро даровала героям их способности.

2009

На выставке TGS 2009 в маленькой будке и не для широкой публики была показана первая геймплейная демка. В ней Ноктис исследовал локации в разное время суток. Номура сказал, что они хотели показать контраст, которого добиваются в сценах дня и ночи.

Вся эта демка была создана просто чтобы доказать, что игра всё еще в разработке, и ничто из её материалов не попадет в финальную версию. NPC в показанном городе были позаимствованы из FF XIII, сама локация построена за несколько недель, а на показанном монстре не было текстур. Единственным завершенным элементом был сам Ноктис — ему укоротили стрижку, и Номура не планировал дальше изменять дизайн.

Десять лет разработки Final Fantasy XV: от анонса до релиза

Номура также заявил, что с завершением разработки FF XIII из её команды все больше персонала переходит к работе над Versus XIII, и разработка должна вот-вот набрать обороты.

2010

В марте Номура написал в твиттере, что мир Versus XIII можно будет исследовать на воздушном корабле.

Игра снова не попала на E3. Виной тому стали технические проблемы. В частности, движок FF XIII изначально планировался как универсальный — что изначально стало одной из причин позднего старта разработки Versus XIII. Однако сложности, возникшие в ходе его разработки, заставили ограничиться интересами FF XIII — выход которой и так затянулся по его вине. В итоге движок был заточен под её дизайнерские нужды, игнорируя спин-офф.

Если FF XIII обходилась печально известными узкими коридорами, то в Versus XIII планировались большие открытые уровни. Движок не справлялся с её замыслом. Это отодвинуло разработку игры еще дальше, а также пополнило повестку Square Enix вопросом: не слишком ли Versus XIII разрослась, чтобы оставаться просто спин-оффом XIII?

Однако Номура в интервью журналу Dengeki PlayStation заявил, что сценарий, дизайн персонажей и одежды завершены, а в августе начался кастинг актеров озвучки. Ёсинори Китасэ заявил, что игра едва ли появится раньше 2011 года.

Десять лет разработки Final Fantasy XV: от анонса до релиза

Разработка Versus XIII не сильно продвинулась, но случилось два других важных события: выход Final Fantasy XIV и начало разработки XIII-2.

Final Fantasy XIV вышла на PC в сентябре — и никому не понравилась. Президент Square Enix Ёити Вада открыто признал, что игра серьезно навредила репутации всей серии, и было принято неожиданное решение — переделать её как можно скорее и как можно сильнее. Позже, в 2012 году в отчете Square Enix было указано, что проблемный выпуск FF XIV и необходимость привлекать ресурсы для переработки игры навредили другим проектам.

Однако уже в 2010 году началась разработка Final Fantasy XIII-2, и полтора года спустя игра уже легла на прилавки. Неизвестно, повторился ли случай с XIII, когда разработчиков Versus привлекали к ее созданию, но весьма вероятно, что именно проект Номуры пострадал от проблем FF XIV.

Но на TGS 2010 был показан новый маленький трейлер. Широкая аудитория впервые увидела немного геймплея.

В трейлере показаны локации, которые ранее были освещены на скриншотах. Сделать какие-то выводы об игровом процессе из этого трейлера нельзя, но обильные кровавые брызги от каждого удара Ноктиса по монстру приковывали глаз.

2011

В этом году Final Fantasy Versus XIII спела свою лебединую песнь.

В январе на Fabula Nova Crystallis Conference показали самый большой и содержательный трейлер игры. Он демонстрировал геймплей, напарников и новые детали сюжета.

Стал понятен замысел игры: обилие экшена, щедрая динамичная массовка и высокий темп схваток. Боевая система больше напоминала Kingdom Hearts, чем Final Fantasy. В бою можно было использовать военную технику, а стрельба выглядела как шутер от третьего лица — что из пушек, что из ручного оружия. Подразумевались различия при игре за разных героев: один из напарников Ноктиса пользовался именно огнестрелом, и игра за него превращалась в шутер.

А ещё уже тогда стали заметны сдвиги в тональности. Новые кадры (особенно CG-вставки) выглядели более насыщенно, меланхоличность первых трейлеров сменилась напряжением. Хлещущая из раненых врагов кровь исчезла.
К июню 2011-го Versus XIII еще не вышла из пре-продакшна. Активная разработка началась только в сентябре.

В период с 2008 по 2011 год Номура работал над 10 играми, что также могло повлиять на темп разработки
В период с 2008 по 2011 год Номура работал над 10 играми, что также могло повлиять на темп разработки

2012

Молчание затянулось. Versus XIII (уже традиционно) не появилась на E3, а все комментарии сводились к «подождите, пожалуйста, анонса». Мысли о том, что игра попала в ад разработки, уже нечем было отгонять.

Тогда же на Kotaku опубликовали слух, что разработку Versus XIII решили тихо прекратить без официальных анонсов, а ресурсы на её разработку идут на новый проект — Final Fantasy XV. В своем твиттере Вада опроверг этот слух и заявил, что разработка продолжается, а городские виды в игре восхитительны.

Однако на E3 было показано видео Agni's Philosophy — FINAL FANTASY REALTIME TECH DEMO, демонстрирующее возможности нового графического движка: Luminous Engine.

Первого сентября на мероприятии Final Fantasy 25th Anniversary Номура сделал скетч Ноктиса, а в октябре заверил, что игра не сгинула, и скоро поклонников ждут новые подробности.

«Поздравляю с 25-й годовщиной. Прошу, дождитесь его очереди»
«Поздравляю с 25-й годовщиной. Прошу, дождитесь его очереди»

В декабре команду Versus XIII пополнил персонал, работавший над Type-0. Ключевым стало появление Хадзимэ Табаты: он стал коллегой Номуры на посту руководителя проекта, однако раскроется это уже в будущем.

2013

В феврале Синдзи Хасимото анонсировал новый проект во вселенной Final Fantasy для PlayStation 4. Все сразу посмотрели в сторону Agni's Philosophy, вспомнили слухи об FF XV и отмене Versus XIII.

Номура во время подкаста назвал ситуацию с Versus XIII «деликатной» и добавил, что уже назначена дата для нового большого анонса.

Тем временем, на VG Leaks всплыла утечка. Говорили, что Versus XIII пострадала не только от ада разработки, но и от проблем с FF XIV. Но она жива, переделывается под PS4 и называется Final Fantasy XV. Комментировать слух издатель отказался, однако это лишнее подтверждение: дыру в FF XIV заделывали за счет проекта Номуры, поэтому сиквелы XIII продолжали стабильно выходить.

E3 все расставила по местам. Перед смертью Versus XIII таки посетила выставку: там ее логотип появился в последний раз.

Игра стала официально называться Final Fantasy XV и перешла на новый движок под следующее поколение консолей. Качественный технологический прыжок бросался в глаза: она походила на аттракцион мечты.

Также с этого момента стали преобладать дневные локации: в центре внимания трейлера был город в итальянском стиле вместо сугубо японского ночного мегаполиса. А общий дизайн стал выглядеть более фантастично, чем когда-либо раньше.

После просмотра «Отверженных» Номура в сердцах загорелся желанием сделать FF XV мюзиклом. Но руководство SE сказало ему, что не стоит «отклоняться от курса»
После просмотра «Отверженных» Номура в сердцах загорелся желанием сделать FF XV мюзиклом. Но руководство SE сказало ему, что не стоит «отклоняться от курса»

Позднее выяснилось, что в трейлере игра была на прототипе, но после E3 команду Luminous Studio совместили с разработчиками игры, и FF XV окончательно перешла на Luminous Engine. Тогда же впервые проявилась инициативность Табаты: он настаивал на перенос игры в бесшовный открытый мир, несмотря на опаску создателей движка. Табата заявил, что в случае провала возьмет ответственность на себя.

Что интересно, в одном из последующих интервью Табата заверил, что Versus в изначальном названии означал противопоставление XIII в ином смысле: если там были показаны разрозненные миры с разным уровнем развития, спин-офф стремился отражать связанный, целостный мир.
Табата много что заявил в том году — и в дальнейшем. Например, что к смене названия игра была готова на 20-25%, и наработки Номуры не приняли толковую форму. Поэтому игру фактически начали переделывать.

В одном из интервью Famitsu Табата рассказал, что взяв бразды правления, он сразу поставил команду перед фактом: многое изменится. Поэтому он разрешал несогласным покинуть проект. Среди оставшегося персонала он изменил цепочку иерархии, переназначил многих сотрудников в соответствии с их запросами и навыками, а также прислушался к идеям сотрудников. Коммуникации между отделами были ускорены, и в целом у людей были развязаны руки. Проект впервые с самого анонса не только перешел к активной разработке, но и стал приоритетным для Square Enix.

Но перестав быть спин-оффом, FF XV потеряла право на вольности. Со сменой названия и переходом в новое поколение игра, по словам Табаты, не могла остаться прежней. Только само ядро сохранила — и тут Табата заверял, что все изменения согласует с Номурой. Скажем, что характер Ноктиса останется нетронут.

На той же E3 была анонсирована Kingdom Hearts III, во главе которой также встал Номура.

2014

В феврале геймдизайнер Ёсинори Китасэ сказал, что игра сильно продвинулась в разработке, а в августе Табата заверил, что для Square Enix это приоритетный проект, и ничто не повлияет на его разработку.

На TGS стало известно, что Номура окончательно ушел в работу над Kingdom Hearts III, оставив бразды правления Табате. Игра не посетила E3, но на Jump Festa показали новый трейлер, который закрепил акценты Final Fantasy XV, показал новый город, героев и боевую механику.

Тогда же была анонсирована демоверсия игры, Episode Duscae.

Идея дорожного приключения, напарники и дружба как важный мотив перешли еще со времен Versus. Однако Табата начал сильнее заострять внимание именно на этом: Final Fantasy XV стала меньше походить на меланхоличную трагедию и больше — на Final Fantasy. Если Номура и планировал объединить мрачную историю с легким юмором, он это не особо афишировал.

Табата же отвернулся от того образа, который Versus XIII выстроила у игроков. Поэтому даже гамма в FF XV намного насыщеннее и светлее. Впрочем, дальнейшие трейлеры оставляют игре коридор для драмы — и только после прохождения можно будет оценить, насколько далеко игра на самом деле ушла от своего первообраза.

Начиная с этого года Табата охотно делился все новыми подробностями о мире игры, смене погоды, боевой системе и возможностях призыва существ.

2015

В марте вышла Final Fantasy Type-0 HD, в комплекте к которой шла та самая демоверсия FF XV. Несколько месяцев спустя его дополняют щедрым обновлением с новыми квестами и механиками.

Тогда же Табата открыл, что замелькавший в новых трейлерах женский персонаж, Луна, не просто так похож на Стеллу: когда Versus XIII легла под нож, сюжет тоже был изменен. В новом видении Табата не нашел места для Стеллы. Разработчики уже полюбили её, да и игрокам она примелькалась. Поэтому Табата решил не менять Стеллу, а просто заменить на новую героиню.

Тогда же он раскрыл карты: Стелла стала не единственным серьезным изменением в сюжете. Фактически все события, раскрытые с первых трейлеров, были вырезаны либо изменены. Часть из них впоследствии попала в CG-фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV.

Более того, разорвалась связь с Fabula Nova Crystallis. Прежняя мифология была вырезана из сюжета
Более того, разорвалась связь с Fabula Nova Crystallis. Прежняя мифология была вырезана из сюжета

Gamescom принес новый трейлер, сосредоточенный на отношениях Ноктиса и его отца, дополнительно закрепляя мотив уз, анонсированный Номурой еще в интервью 2006 года.

Многих разочаровало, что у игры все еще нет конкретной даты выхода. Ответ не заставил себя ждать: на PAX Prime подтвердили выход в 2016 году и закрепили новой версией прошлого трейлера.

2016

Много нового Square Enix заготовили для мероприятия Uncovered. Были анонсированы Kingsglaive и аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, мобильная игра, новая демоверсия и точная дата релиза: 30 сентября. Демо и первый эпизод аниме вышли сразу же. А отметили событие новым трейлером игры.

Будто извиняясь за пропуск почти каждой выставки E3 со времен анонса, в 2016 году Final Fantasy XV расщедрилась: посетители увидели новый трейлер и демо.

Игра не брала передышку, и на TGS тоже заглянула с очередным трейлером.

Отдельного внимания заслуживает CG-трейлер Omen, выпущенный Digic Pictures и навеянный Final Fantasy XV.

1313 показов
8.8K8.8K открытий
4 комментария

Надеюсь не повторится инцидент как с Final Fantasy: The Spirits Within.

Ответить

Меня такой исход очень бы удивил. Versus XIII сама по себе нагнала хайпа, а потом FF XV очень щедро пиарилась и прям по учебнику сделала всё, чтобы угодить всем. Ну, или большинству.

А Spirits Within в принципе была очень дорогим шагом в новом направлении - и по пути наделала ошибок. Одно дело, что она равнялась не на игры, но совсем другое - что равнялась неправильно. Если они хотели конкурировать с большим серьезным кинематографом, надо было и фильм делать по стандартам кино. А получилась большая и грустная во всех отношениях катсцена, которую очень хочется, но нельзя скипнуть. В итоге не попали ни в кого.

Ответить

Прощу прошения, а что за инцидент? Провал в прокате?

Ответить