"Ты есть робот. Ты - Хайку." Обзор на Haiku, the Robot

Наверняка многим попадалась такая новость, что какой-то человек в ожидании Hollow Knight:Silksong решился сделать свою собственную игру. И нет, речь сейчас будет не о Crowsworn. Так что же это за очередная метроидвания такая, что возможно хоть немного скоротит наши столь длительные ожидания? Очередная бездушная копирка?

А я вот что скажу - это достойный последователь геймдизайна HK, с учётом разработки в соло.

"Ты есть робот. Ты - Хайку." Обзор на Haiku, the Robot

Моё первое впечатление

Впервые узнал об этой игре как раз из новостей про всеми ожидаемый Силксонг. Уже не помню, в какую дату это было. И вот, на летней распродаже 2023 года я её приобрёл и решил сразу же попробовать. Начало у игры шаблонное - небольшая катсцена с прологом, обращение к ГГ и его пробуждение. А старт... ну, во многом похож на НК. Также ломаем стену клинком, убиваем своего первого врага... хотя подождите-ка - нас ещё учат тому, что можно избегать живые препятствия наземным слайдом и замечаем другую систему местной маны. Это меня уже порадовало, что в игре есть свои оригинальные идеи. Конечно, в первый час было немного скучно проходить, но потом... как в случае с НК, я не мог оторваться.

Наша стартовая локация - типичная свалка для металлолома. Не самое приятное место, если так подумать.
Наша стартовая локация - типичная свалка для металлолома. Не самое приятное место, если так подумать.

Про аспекты игры в целом и конечно же сравнения их с Полым Рыцарем.

Для начала - сюжет и сеттинг. Пролог повествует нам о том, что за 200 лет до действия игры произошёл ядерный взрыв, человеческий род вымер, а роботизированные существа построили свою цивилизацию, имя которой - Аркадия. Однако в самый её расцвет произошёл крах из-за искажающего вируса, и трём местным Создателям пришлось его изолировать. В какой-то момент кто-то пробуждает нашего Хайку, и собственно наше предназначение - разобраться с этим самым вирусом. Да, тут уже стало понятно, что сюжет во многом походит на НК. Однако и тут он тоже со своими деталями - как минимум, мотивы всё же разные, да и настоящая концовка тут весомо отличимая.

+ усложнённый режим также немного дополняет сюжет, хоть это и по сути альтернативный тайм-лайн.

Что можно сказать в плане персонажей? Большинство ярко отличаются - как и дизайном, так и натурой. По их назначению конечно же есть просто жители поселений, различные торговцы, квестодаватели и сопровождающие. Если как-то связывать с НК - тут можно найти местных торговцев "амулетов", кузнеца, "отца гусенечек", наставника и даже Квиррела, которых тут двое - детектив Лимерик и скиталец Расти, оба из других земель. Ещё одна приятная деталь про персонажей - для некоторой части из них дизайн был создан бакерами Кикстартера. Кстати, много ещё интересностей можно найти на нём.

В честь этого милого тостера кто-то даже придумал категорию для спидрана Splunk%, где ему нужно помочь добраться до Последнего бункера.
В честь этого милого тостера кто-то даже придумал категорию для спидрана Splunk%, где ему нужно помочь добраться до Последнего бункера.

А теперь про сам игровой мир. Он не такой огромный (по размеру я бы сопоставил его с Axiom Verge, а возможно даже больше). Основных локаций тут около 10, и по принципу любой хорошей метроидвании - они совершенно разные и уникальные, и как в НК, вплоть до цветовой гаммы. Ну и наверно неудивительно, что среди этих локаций можно увидеть местную Зелёную тропу, Кристальный пик, Королевские стоки и конечно же Глубинное Гнездо, однако тут можно встретить совсем уникальные локации. Хоть и мир не такой большой, но возможность быстрого перемещения тут есть. Кстати о нём - почти в каждой локации есть вокзал, где мы дожидаемся скоростного поезда. Сам же поезд я бы назвал передвижным мини-хабом - тут есть вагон с ремонтной станцией, с магазином, с кузницей и конечно же пассажирский вагон, где иногда можем встретить знакомого НИПа.

Вот так выглядит карта, без кое-какого DLC
Вот так выглядит карта, без кое-какого DLC

И наконец-то, начнём рассматривать главную и важную составляющую любой игры - геймплея. Думаю, нет смысла пояснять, что это обычная 2D-метроидвания в духе Полого. Да, сразу на старте понимаем, что у ГГ есть меч, с помощью которого можно бить во все 4 стороны, что у нас масляные ячейки выступают в роли "масок" и показатель температуры в роли... стоп, это уже явно не совсем как хранилище маны. Каждый раз, когда мы используем способность (за исключением парочки штук) - повышается температура, и если стрелка выйдет за свой максимум - Хайку станет дымиться и не сможет использовать большинство способностей, пока стрелка не опустится до жёлтого диапазона. Первой получаемой способностью у нас является саморемонт с помощью гаечного ключа (да, при желании можно не получать эту способность). И тут снова оригинальная идея - мы ремонтируемся за счёт запчастей, которые выпадают с врагов или монументов, и эти же запчасти являются местной валютой. Среди остальных способностей есть и канонические (отскок от стен, двойной прыжок), и позаимствованные из вдохновителей (сворачивание в шар, как в серии игр Metroid; светильник и горизонтальный полёт по прямой, как в НК), и свои собственные (рывок с телепортацией, возможность делать взрыв своим телом, термо- и гидроизоляция).

Вот так примерно выглядит инвентарь к концу игры
Вот так примерно выглядит инвентарь к концу игры

Что можно сказать про работу с картой? Она доступна сразу, есть кнопка для быстрого открытия, дорисовывается при заходе в комнату, однако практически в каждой локации есть генераторы помех, которые нужно сломать, чтобы отобразилась карта этой области. Также по мере прохождения мы будем встречать одного путешественника, что будет нам периодически дарить автоматические метки для карты. Единственное, чего по мне не хватает - так это возможности ставить личные метки. Хотя тут игра вместо этого предлагает в использовании специальный чип, который автоматически помечает точки интереса вопросиками.

Слева видно тёмное пространство - там ещё не найден генератор помех. Что примечательно - иногда на одной локации бывает далеко не один экземпляр.
Слева видно тёмное пространство - там ещё не найден генератор помех. Что примечательно - иногда на одной локации бывает далеко не один экземпляр.

Как тут работает система апгрейдов наших показателей? Для увеличения местной маны мы просто находим охладительный раствор, который прибавляет на одно использование способности больше. Для увеличения же здоровья на одну ячейку нужно найти 3 фрагмента капсулы, которые мы потом отдаём местному кузнецу. А вот для увеличения урона клинка необходимо

сразиться с каждым Создателем и освободить их от вируса.

А каких противников мы тут встретим? Самых разных роботов. Хоть и половина врагов по поведению напоминают НК, но даже они всё-таки не совсем похожи. Ну а другая половина - таких уж точно не встретите в НК: скачущие колёса, падающие буры, прыгающие полыхающие духовки, взрывающиеся огненные сгустки, удильщики с лампочкой, летающие котлы с лавой и т.д.

Концепты врагов из начальных локаций. Но почему-то не все попали в релиз...
Концепты врагов из начальных локаций. Но почему-то не все попали в релиз...

Что же тут представляют из себя босс-файты? Тут уже большая часть - а всего их примерно 17 штук - действительно походят на НК (по большей части своим поведением). Боссы в целом нетрудные, но опять же со своими идеями. Здесь будет проще самому увидеть, чем всё мне описывать. Просто оставлю этот видос для примера.

Чел примерно за 5 минут прошёл босс-раш с обычными боссами

Насколько игра сложная? Старт в чём-то немного будет потруднее, чем в НК: у вас всего 4 ячейки НР, а хилиться может быть проблемно из-за нехватки запчастей. Хотя если вы проходили НК не раз, то всё будет легко. Ближе к середине игры вам начнут уже встречаться непростые паркур-сегменты. После же привыкания к игре таких сложностей уже не будет, особенно если будете тщательно исследовать локации. А если этого не делать - финальный босс может стать для вас большой проблемой. Однако если вы прям лютый хардкорщик и хотите стоящих испытаний - DLC вас не разочаруют. Скоро я расскажу о них.

Кстати, как тут с механикой смерти? Единственное наказание за неё - вы теряете половину своего запаса собранных запчастей. И чтобы не терять свои накопления, в игре существуют точки с местным банком и парочка чипов. И да, про банк - он представляет собой деревянный насест с нацепленными запчастями, где вы с помощью свистка зовёте Goldcrest bird (такая вот интересная метафора) и отдаёте свои накопления. Банк также удобен тем, что можно спокойно тратить запчасти из него в магазинах, даже если в кармане у вас ничего нет. Однако у него есть пара неудобств, о которых расскажу позже.

Первое место, где вы можете найти этот насест, находится в стартовой локации. А этот робот в цилиндре подарит вам птичий свисток.
Первое место, где вы можете найти этот насест, находится в стартовой локации. А этот робот в цилиндре подарит вам птичий свисток.

Ах да, ещё же нужно рассказать про чипы. Это местные "амулеты", коих всего 28, но их можно экипировать конечно же только на ремонтной станции (вот кто-то явно будет недоволен тем, что пересобираться можно только на точке сохранения, но как вы себе представляете перепайку чипов на ходу?). Однако тут вместо стоимости за ячейки используется другая система - чипы и сокеты под них делятся на 3 цвета: красные - боевые, зелёные - для исследования мира, синие - вспомогательные утилиты. Всего изначально у нас имеется по одному сокету на каждый цвет, а в конце суммарно будем иметь всего 8 сокетов. И такого набора вполне хватает для билдостроительства. Так, из боевых чипов можно собраться в мечника, электрика или бомбера; из вспомогательных чипов можно собраться для живучести, для смягчения смерти или, мой фаворит, вовсе в опасную ездящую циркулярку; из чипов для исследования можно собраться в фарм запчастей, в скоростной шар или для более безопасного перемещения в опасных локациях. По-моему, очень даже недурное разнообразие - есть с чем поэкспериментировать.

Мой самый часто-используемый билд в конце игры: A2, A7, B6, C2, C3, C6, D1, D3.
Мой самый часто-используемый билд в конце игры: A2, A7, B6, C2, C3, C6, D1, D3.

Итак, какие достоинства я могу выделить?

🟢Наполненность игрового мира. Он не чувствуется уж совсем пустым и мёртвым. Плюс тут большое количество секреток - в них можно найти и монументы с запчастям, и чипы, и боссов, и лорные записки, и даже кое-какие визуальные интересности. На удивление, секреты кроются даже на вполне видных местах в виде зашифрованных посланий. Также игра позаимствовала одну идею у НК - тут можно найти кладбище с посланиями от бакеров Кикстартера, где один из них задаётся жизненным вопросом про Силксонг.

"Тем, кто находится в далеком будущем, если вы найдете мою могилу, я спрошу следующее: Silksong уже вышел?"
"Тем, кто находится в далеком будущем, если вы найдете мою могилу, я спрошу следующее: Silksong уже вышел?"

🟢Вариативность геймплея. Система чипов, разнообразный набор способностей и нормальный левел-дизайн здесь делает каждое прохождение в чем-то уникальным. И тут мне внезапно хочется рассказать про то, как тут можно абузить/cheese'ть механики игры - тут есть пого-удар, с помощью которого можно отскакивать от врагов (но не от ловушек); с помощью способности бомбить возможно совершать дополнительные прыжки; слайд или шар придают небольшой импульс для прыжка; и ещё можно заабузить некоторых боссов. Благодаря такой вариативности, вытекает ещё один плюс.

🟢Реиграбельность. Когда я начал прохождение без гаечного ключа, решил пойти другими маршрутами, попадая в поздние локации совсем на раннем этапе. В этом был некий экстаз, и даже узнавал что-то новое для себя. А ещё как минимум раскрыл для себя новый потенциал некоторых чипов, которые сначала не хотелось использовать.

Помимо данного испытания, есть новый режим для хардкорщиков - Corrupted Mode. И в отличие от типичного усложнения в виде "no death", тут игра предлагает пройти что-то похожее на "no hit", однако без удаления сохранения. Тем более, у этого режима есть свои фишки.

Для начала - тут альтернативный сюжет с ещё более апокалиптическим настроем, где некоторые НИПы скончались от вируса, а магазинов, банков, кузнеца и учёного Кватерна больше нет. Из-за этого в мире вы больше не встретите фрагменты капсулы и энергоячеек, однако на их месте иногда будут находиться товары от продавцов и... непонятные тёмные сферы в роли единоразового HP. Ещё одно отличие тут - отсутствие пост-гейм контента - здесь нет кое-какой финальной битвы и DLC со старой Аркадией. Ах да...

🟢Наличие бесплатного вшитого DLC. Всего их два, первый из которых добавляет тот самый усложнённый режим. А второе чувствуется как крупный апдейт. Он добавляет двух новых боссов и целую новую локацию, в которой мы можем узнать ещё немного лора, и открыть доступ к местным пантеонам. Да, вы не ослышались - тут реально целых 3 боссраша: в 1-м вы сражаетесь со всеми обычными боссами, во 2-м со всеми ключевыми, а в 3-м вообще со всеми. Так и ещё тут можно выбрать режим прохождения: стандартный без осложнений; режим без саморемонта; режим без способностей и чипов; и секретный режим, по сути объединяющий предыдущие два (и благо он не учитывается в достижениях). И да, тут также есть возможность потренить каждого босса. В общем, это как DLC с Богоискательницей из НК на минималках, и возможно кто-то обрадуется такому.

Вот он, вход в босс-раш. Сверху визуально показаны 9 вариаций прохождения
Вот он, вход в босс-раш. Сверху визуально показаны 9 вариаций прохождения

🟢Звуковое сопровождение. Пусть оно и немного тут с меньшей битностью, но механизированные звуки тут приятные, разнообразные и атмосферные. Так и ещё каждый НИП имеет свою роботизированную озвучку для диалогов, хотя и не полную (прислушавшись, можно даже разобрать несколько английских слов).

🟢Графическая стилистика. Дизайн локаций, персонажей и анимаций здесь более-менее хороший, местами игра ощущается такой "ламповой". Да, здесь нет такой красивой графики, как в Dead Cells, но всё-таки тоже сойдет.

🟢Наличие пасхалок. Их немного, но встретить их очень приятно. Я покажу всего лишь одну - самого Рыцаря из НК.

Можно ли это считать данью уважения к вдохновителю?
Можно ли это считать данью уважения к вдохновителю?

🟢Наличие "стимовских побрекушек". Тут в наличии 40 ачивок (но их немного больше на самом деле) и набор из 5 карточек, что приемлемо для небольшой по размерам метроидвании.

Конечно, в игре есть и то, что у меня вызывает сомнения

🟡Монотонность цветовой гаммы. Это я про вид локаций в целом, и всё же хотелось бы большего цветового разнообразия. Но ладно, спишем это на условие разработки в соло, либо же это акцент на стиль GameBoy Color.

🟡Бедное музыкальное сопровождение. К сожалению, саундтрек здесь не великолепный и треков очень мало, да и то большинство представляют собой сплошной эмбиент. Но, несмотря на это, с точки зрения игры ост хорошо вписывается в атмосферу происходящего. И опять же не забываем, что игра разрабатывалась в соло.

🟡Неудобства при взаимодействии с банком. Возможно положить лишь всю имеющуюся при себе валюту, а не часть, дабы оставить немного на ремонт. А чтобы уже забрать из банка, надо делать удары клинком по самому насесту. Кстати, об этом можно легко не догадаться. Но в любом случае, я думаю, что звать этого королька вы будете намного чаще, чем посещать банкиршу Миллибель из HK.

🟡Проблема с зелёными чипами на старте. В начальной локации вы получаете такой чип, который автоматически помечает места, к которым чаще всего нужно вернуться попозже. И возможно тут можно дать такую же предъяву, как Капризному компасу из НК - такое должно быть включено по-умолчанию. Он несомненно полезен новичку, но когда вы получаете, например, чип для притягивания запчастей, то тут уже возникает сложный выбор. Тем более, ведь зелёный сокет всего один, а найти можно лишь ещё один в одной из последних локациях.

🟡Недожатый потенциал в системе чипов. У некоторых чипов почему-то нет синергий, а эмерджентностей (это когда возникает какой-то новый эффект) тут и вроде вообще никаких нет. Так, вот пример недостающей синергии: совместное использование чипа на пассивный авторемонт и чипа на уменьшение требуемых запчастей для ремонта должно делать так, чтобы авторемонт также требовал меньше запчастей. И, вот пример идеи для одной эмерджентности - чип на на электрические искры при совмещении с чипом на электрическую ауру добавлял бы ещё одну искру или ускорял бы их появление.

🟡Проблема лечения во время босс-файтов. Оно тут реально медленное - примерно как в НК с надетым Глубоким фокусом. Да, тут есть такая подмеханика, что если прервать ремонт, то ячейка здоровья будет полузаполненной и её ремонт пройдет быстрее, но чаще всего через пару секунд она сама по себе становится пустой. Да, есть полезный чип, что позволяет ускорить ремонт, только вот он получается в неочевидном месте. Но вообще если так подумать, то скорее всего чтобы как-то исправить проблему с лечением в босс-файтах, разраб заставил боссов в начале битвы и между фазами вопить в течении 4-5 секунд, чтобы можно было отхилить парочку хп. Однако вследствие этого выявилось такое явление - из-за этого многие игроки в основном придерживаются лишь одной тактики, чтобы "рашить" босса и хилиться только в правильный момент, и вроде как с одной стороны это делает файты стабильнее, но с другой стороны - однообразнее.

🟡Трудный финальный босс. Сразу скажу, речь не о финальном сражении на истинную концовку. Тут проблема в том, что прогрессия сложности на этот момент резкая. Попробуйте представить себе, что вы для последней сюжетной задачи более-менее одолели Мастера душ, а в финале вас ждёт эдакий Маэстро Гримм. Но что интересно - ведь к финальному боссу мы в любом случае идём с максимальным уроном меча, поэтому тут для облегчения остаётся лишь повышать своё хп и ману, да и подбирать билд. И с другой стороны, такое взбудораживание полезно для поднятия скилла.

🟡Отсутствие локализации. Да, официального перевода пока что нет, однако в руководствах Steam можно найти этот замечательный фанатский перевод. Про него даже здесь есть пост, так что можете поблагодарить автора за его работу.

Какие есть недостатки?

Ну, в основном мне нечего выделить прям такого отрицательного, но могу рассказать о некоторых вещах:

🔴Кое-какие недочёты в управлении. 1) Когда вы получаете урон от ловушек и вас телепортирует на безопасное место - управление на секунду не отзывается, из-за чего можно случайно пойти не туда и снова получить такой же урон; 2) Иногда после совершения взрыва прыжок может получиться не полным, что плохо сказывается во время босс-файтов; 3) Иногда во время отскоков с помощью пого-удара вас может плохо откинуть вверх, из-за чего можно получить контактный урон от врага.

🔴Небольшие баги с миром игры. 1) Если один раз ударить по монументу с запчастями, а потом выйти из комнаты, то монумент уже окажется пустым; 2) Наверно это уже скорее тянет на весомый недостаток, но когда вы открываете возможность использовать поезд, то вы не сможете поехать в стартовую локацию, даже если вы там ранее нашли вокзал - из-за этого придётся пешком вернуться на тот вокзал для дальнейшей возможности поездки туда.

🔴Перепрохождение только ради одной ачивки. Тут на самом деле очень интересная ситуация. В Steam на данный момент не отображаются внутриигровые ачивки, которые связаны с DLC, и если бы они входили в его прогресс, то тогда получение ачивки "без гаечного ключа" попутно бы проходилось просто завершением усложнённого режима. Хотя я могу ошибаться, ибо не проверял.

Что у нас по итогу?

Мы получили пусть и небольшую, но в действительности хорошую метроидванию, вдохновлённой культовым Hollow Knight. И тем, кому не терпится дождаться Силксонга, определённо советую поиграть в данную игрушку - вы точно не пожалеете. В этой игре я с наслаждением провел почти 25 часов:

  • 11 часов на первое полноценное прохождение. Сюда также входят где-то 2 часа на пробу местных "пантеонов"
  • 9 часов на повторное с упором на ачивку без местного фокуса. Чисто для большего интереса в этом прохождении я ещё старался пройти вообще без трат запчастей, но всё обломалось в обязательной локации Blazing Furnace - без покупки термоизоляции её невозможно пройти
  • 5 часов на прохождение Corrupt Mode. Хз сколько бы ушло часов, если бы начал его сразу после 1-го прохождения

Чего бы мне ещё хотелось от этой игры? Очевидно, чтобы в рунете она стала известнее и конечно же поддержки модов - тем более игра сделана на Unity. Да, было бы интересно посмотреть на какой-нибудь рандомайзер, новые босс-файты, паркурные испытания и т.д.

Моя оценка: 8 с половиной хлебных тостов Спланка из 10

Ничего удивительного, просто кто-то сделал арт
Ничего удивительного, просто кто-то сделал арт

Это был мой первый обзор на что-то. Пишите, интересна ли вам данная игрушка и поделитесь своими мнениями по поводу неё 👀

P. S. изначально я писал весь этот текст для отзыва в Steam, но по итогу я так разошёлся, что он не поместился в символьные рамки, и решил поделиться им здесь, расширив до эдакого обзора.

3.5K3.5K показов
1.1K1.1K открытий
5 комментариев

человек в ожидании Hollow Knight:Silksong решился сделать свою собственную игрутак вот почему на полого так похоже

Ответить

Неудивительно, что когда чем-то вдохновляешь, то обязательно что-то да будет похоже на вдохновителя. Главное - в наглую не копипастить, а придавать этому ещё что-то своё

Ответить

Классно конечно что проект кому то понравится, даже нашлись его фанаты.

Мне проект не понравился вообще, играя я просто говорил себе "я это все уже видел". Сами комнаты, местами детали, возможно даже враги, все это я видел в HK.

Побегал побегал, убил несколько боссов, наскучила и удалил. Возможно, игра дальше бы себя раскрыла как то, или это просто полный клон HK, проверять честно, сил просто нет. Так что, если вы прям вылизали HK до блеска, приключения робота вряд ли зацепят.

Ответить

Это нормальная практика, когда разраб при разработке своей игры заимствует некоторые элементы из своих вдохновителей. А то основываясь на вашем принципе, можно также сказать про, например, Stardew Valley - "я всё это уже видел в Harvest Moon". Как я уже однажды сказал, для такого нужен грамотный подход, чтобы не обвиняли в копировании. И всё же, данная игра не прямо уж клон и всяко лучше, чем многие копирки по типу Gleamlight или недавнего Deviator. Имхо, но она даже геймплейно приятнее, чем Ori and Will of the Wisps - такое чувство, что там позаимствовали некоторые элементы из HK чисто ради хайпа и профита, но это её только испортило (в общем, проще глянуть обзор у Того Самого Келина).
И не согласен, что тем, кто затёр HK до дыр, не зайдёт данная игра - такие популярные иностранные ютуберы-спецы по НК, как fireb0rn, Skurry, Releya и Mossbag положительно оценили её.

Ответить