PlayStation Mouse

Сегодня хочу рассказать о действительно игровой мыши (потому что, она не может выполнить другую функцию) для консоли Sony Playstation. Она же Playstation Mouse. Попробуем разобраться как она работает, с какими играми совместима, а с какими нет.

PlayStation Mouse

Для начала немного энциклопедической информации, которая нам сегодня реально пригодится. Итак, мышь была продемонстрирована вместо с консолью PlayStation в 1994 году, её работу продемонстрировали на простенькой аркаде Prism Land Story. Всего было выпущено около 50 игр, которые поддерживают мышь. Учитывая объем библиотеки консоли, это звучит как капля в море. Официального списка, вроде бы, нет, поэтому итоговое количество игр может меняться:

Лично мне, было странно наблюдать такое маленькое количество игр, которые могут использовать этот редкий аксессуар. Впоследствии мы вернемся к этому моменту и подумаем, как это случилось. А теперь давайте поближе посмотрим на мой экземпляр.

Как можно заметить моя мышь внешне существенно отличается от оригинальной от Sony.

PlayStation Mouse

Последняя визуально ничем не отличалась от офисного грызуна образца середины 90-х. Моя же мышь имеет каплевидную форму и выступающие "ушки" кнопок как у японо-европейской Mega Mouse от Sega.

PlayStation Mouse
PlayStation Mouse

Цвет корпуса приближен к фатке, а толщина пластика придает уверенности в тактильных ощущениях. К сожалению, даты производства найти нигде не удалось.

Все сделано довольно добротно и не топорно, как в случае дешевых китайских контроллеров 
Все сделано довольно добротно и не топорно, как в случае дешевых китайских контроллеров 

Мышь реально приятно лежит в руке, кнопки нажимаются упруго, с небольшим усилием. Длина шнура нормальная и позволяет не сидеть возле консоли. Поскольку мышь с шариком, то нам нужна твердая поверхность. К оригинальной мыши шел вот такой фирменный белый коврик.

PlayStation Mouse

У меня все немного иначе: нашелся вот такой видавший виды коврик, для придания жесткости был подложен твердый лист картона. Теперь можно положить на быльце кресла или на пузо и спокойно играть.

В целом это какой-то феномен, ведь мышь явно неофициального происхождения, но сделана качественно и добротно. Логотип на верхней части не дает никакой информации, как и наклейка внизу.

PlayStation Mouse
Обратите внимание на заголовок, в котором упоминается PS2, хотя эта консоль не имеет поддержки мыши (разве что, по обратной совместимости с PS1).
Обратите внимание на заголовок, в котором упоминается PS2, хотя эта консоль не имеет поддержки мыши (разве что, по обратной совместимости с PS1).

О том, что у неё внутри мы посмотрим чуть позже, а сейчас пришло время игр. Для каких игр мышь нужна больше всего? Для тех, которые были портированы с компьютеров: RTS, квесты и FPS. Представителей этих жанров на первой плойке более чем достаточно.

PlayStation Mouse

Начнем с наследия великой Westwood studios, которая подарила одни из лучших своих детищ на эту консоль: Dune 2000, Red Alert, C&C. Все игры (кроме обычной C&C) с ходу распознают мышь и меняют интерфейс: появляется пухлый курсор, а некоторые кнопки в меню увеличиваются в своем размере. В геймплейном плане - все как на ПК, область строительства и найма становится полупрозрачной. Если бы не технические анахронизмы с сохранением прогресса (и графические отличия), то я бы сказал, что мышь сровняла консольные и ПК версии этих игр. В процессе первых тестов нового оборудования, заметил некоторые особенности. Мой опыт общения с шариковыми грызунами крайне скуден и ограничивался несколькими уроками информатики, когда своего компьютера еще не было. Я вообще не помню как оно ощущалось, ведь было в новинку. Производитель заявляет 400 dpi, что неплохо. Однако стоит посмотреть в настройках пункт про скорость курсора. Где-то его нужно ускорить, а в некоторых играх он оптимальный по умолчанию. В Dune 2000 скорость нельзя настроить, а предложенная разработчиком, на мой вкус, немного тормозная. В целом, широкое перемещение курсора от края до края происходит быстро и удобно. От этого появляется чувство свободы, которое отсутствовало при игре с геймпада, где каждое перемещение я старался делать максимально четким, без лишних движений. Куда хуже с перемещением курсора по диагонали, иногда проще и быстрее сделать "квадратный крюк", чем вылавливать диагональ. С мелкими движениями на пару пикселей тоже есть небольшие проблемы в виде подергивания курсора. Тем не менее, сказанное выше стоит отнести к мелким придиркам, которые проявляются при сравнении с современными оптическими мышами.

PlayStation Mouse

Среди стратегий с поддержкой мыши положительно выделяется XCOM UFO Defence и её аддон. Глядя на неё понимаешь, что идея полностью перенести компьютерную игру на консоль удалась без всяких оговорок. Посудите сами: мышь есть, полноценные сейвы тоже (и не важно, что они могут занять большую часть карты памяти). С геймпада в целом можно играть, чего-то ужасного в управлении нет. Однако стоит заметить, что интерфейс для такого метода управления не перерабатывали, из-за чего некоторые простые вещи требуют выучки и не всегда интуитивно понятны. С мышью ты чувствуешь себя консольщиком, внутри которого сидит маленький пк-боярин. И это довольно любопытный момент, над которым можно порассуждать. На той же Sega Dreamcast (к слову, все консоли Sega, кроме 8-битных и портативных имели свои мыши) помимо мыши была и полноценная клавиатура, которая позволяла играть в ПК шутер Soldiers of Fortune на консоли, но как на компьютере. Вот странные мы люди, сначала делаем две разные вещи, а потом хотим впихнуть невпихуемое и очень радуемся, когда это выходит. Вечно пытаемся сколхозить компьютер из консоли: прикрутить линукс, монитор и браузер. В это же время не оставляем попытки сделать полную совместимость ПК с консолями... Мда... Так о чем это я? Ах, да, мышь для первой уфошки на PS1 работает классно, рекомендую попробовать.

PlayStation Mouse

Другим приятным сюрпризом, лично для меня, стала Syndicate Wars. Бытует мнение, что дважды познакомиться нельзя, но бывают исключения. Так сталось, что когда я делал историю серии Syndicate, то версия для PS1 меня крайне смутила. Увидев её в списке совместимых игр, решил дать второй шанс и она его использовала сполна. Комбинация из RGB Scart и мыши развеяли всё мое предыдущее негодование. Игра реально заиграла новыми красками, стало все красиво и удобно. Теперь можно спокойно и удобно осмотреть карту и проложить оптимальный маршрут, а отсутствие необходимости заучивать комбинации кнопок для простых действий курсором так и вообще радуют. Тем не менее откладывать геймпад не стоит, он нужен для некоторых операций. Тут стоит поговорить о том, как подключать нашу мышь к консоли.

Так, в Syndicate Wars геймпад должен быть подключен только во второй порт, а для всех FPS - только в первый. Вообще тема подключения геймпада отдает каким-то "Поле Чудес" с двумя шкатулками-портами, а вместо Якубовича вы сами можете громко сказать "Неправильно, вращайте барабан". Иногда нам может помочь мануал от игры. Например, мануал к уфошке или монополии нам скажет, что игра полностью совместима с мышью и укажет опции управления, но совершенно не уточнит в какой порт вставлять мышь.

Скан мануала Syndicate Wars по каким-то неведомым причинам лишен страницы с пояснениями об управлении, поэтому метод ненаучного тыка и гуглеж помогают найти решение. Если у кого-то есть недостающая страница, то покажите её в комментариях, ради академического интереса. Полезную информацию нам расскажет мануал к Red Alert:

PlayStation Mouse

В шутерах от первого лица нам категорически нужен контроллер, в то время как в квестах - нет.

Из хитовых стратегий, которые поддерживают мышь есть Warzone 2100 и Z, но с ними я пока не особо знаком, поэтому рассказать что-то толковое не смогу. Двигаемся дальше, на очереди у нас шутеры, раз уже мы их затронули. Есть всего три FPS, которые делались с учетом мыши. Поскольку в этом жанре я крайне некомпетентный рассказчик, то рекомендую посмотреть вот этот ролик. Даже без знания английского это крайне информативное видео.

В этом месте нельзя не затронуть вопрос, который прямо таки рвется наружу. А именно несовместимость игр, которые по логике должны были её иметь. Например, Final Doom, как вы видели, спокойно работает с мышью, а обычный Doom - нет. Еще более странно то, что такие аксакалы жанра стратегий как Panzer General и Civilization также лишены такой возможности. Это же касается игр от Blizzard: Diablo и WarCraft 2. Это крайне странно, ведь мышь была доступным аксессуаром с самого старта консоли, её видел каждый покупатель на коробке с консолью.

PlayStation Mouse

А из интервью в книге "Кровь, пот и пиксели" разработчики Blizzard очень плакались над тем, что им было сложно переделать управление под геймпад и совершенно не вспомнили про официальную мышь. Это же не пиратская Movie Card для Vidoe CD, которую можно не брать во внимание. Из этого напрашивается вывод: либо продажи мыши были провальными настолько, что не было смысла морочиться с кодингом управления для неё, либо это слишком запарно с технической точки зрения (отсутствие необходимой документации или еще что-то) и опять таки не стоило потраченных сил и средств.

До того, как я потестил этот аксессуар, у меня было заблуждение по поводу того, как эта девайсина работает. Для разъяснение заглянем во внутрь. Я не папкин инженер, скорее любитель, который иногда понимает общие закономерности, поэтому могут быть неточности.

У контроллеров к PS1 есть 9 контактов, разбитых на три группы. Два отвечают за питание (3,3 - 7,5 V, разница есть у обычного контроллера и DualShock), а один - земля, остается еще 6. Однако контроллер не задействует их все, даже DualShock. Для примера посмотрим на это чудо инженерной мысли:

PlayStation Mouse
PlayStation Mouse

Как видите, на плате распаяно 8 контактов, а в штекере не хватает одного пина (ну, логично, если не нужно значит можно сэкономить). К слову по количеству пинов можно визуально отличить оригинальный и китайский контроллер. Sony ставила все 9 пинов, даже если один был ненужен. А теперь заглянем в мышь:

Если верить Интернету, то так выглядит оригинальная мышь
Если верить Интернету, то так выглядит оригинальная мышь

Она использует все 9 контактов, что уже удивительно само по себе. Одно время, думал, что можно сделать мышь для плойки самому, но это не совсем так. В домашних условиях изготовить такой аксессуар крайне маловероятно, как раз из-за этих контактов и некоторых особенностей передачи сигналов.

Нюансом, который не даст сделать такую мышь легко - драйвер. Поспрашивав людей, я узнал, что почти каждый провод (цвет) отвечает за группу функций: нажатие кнопки или направление движения. И нужна программная прослойка, которая соберет правильно данные и не менее правильно передаст их консоли. Обратите внимание на широкую микросхему на плате. Если я правильно понял, то она выполняет две функции: является контроллером оборудования самой мыши и несет в себе, условно говоря, прошивку, которая делает две вещи: 1) сообщает консоли, что подключена именно мышь (об этом надо уточнить) и 2) передает консоли сигналы, которые распознает игра с помощью своего драйвера. Поначалу была версия, что мышь будет имитировать аналоговый стик с двумя кнопками, но это не так. Например, когда мы подключаем мышь к Diablo, то игра никак не реагирует на неё. Начав игру с геймпадом мы вынимаем его и игра становится на паузу. Если мы вставим контроллер назад, то игра продолжится. В случае подключения мыши этого не происходит. Клон Diablo в лице Darkstone вообще в меню настроек скажет, что ничего в порт не было подключено. Другими словами, игре говорят, что подключена мышь, но она не знает такое оборудование, поэтому никак не реагирует на него. Подозреваю, что аркадные панели работают по этому же принципу:

PlayStation Mouse

А вот с твин штурвалом может быть иначе, ведь у него есть полный набор кнопок геймпада, а штурвалы могут быть распознаны как аналоговые стики. К сожалению, не владею данной девайсиной, но если кто-то пробовал - расскажите в комментариях.

PlayStation Mouse

Раз уж начали разбирать мыши, то для сравнения можно глянуть на обычную USB и PS/2 мышь. У обоих почти одинаковое количество контактов для работы, но функции они несут немного разные.

Примечательно, что PS/2 мышь имеет микросхему на борту, как и консольная коллега.

Теперь можно посмотреть на несколько любопытных игрушек и закругляться, но перед этим посмотрим на меню. В моей чипованной 9002 в меню без диска по умолчанию по пунктам бегает курсор. Однако, если подключить мышь, курсор превращается в перекрестие. Вот уж пойми логику такого превращения штанов в шорты. В музыкальном плеере курсор остается и можно свободно его перемещать, а не строго по пунктам. Ну и ладно, давайте посмотрим на квесты. Их на консоли довольно много и они по праву считаются классикой своего жанра: Amerzone из под пера Бенуа Сакаля, легендарные Myst и Riven, замечательные игры по книгам Терри Пратчетта Discworld. Все они поддерживают мышь и с ними не грех познакомится даже спустя двадцать лет. Другой примечательной парой являются игры небезизвестного Хидео Кодзимы: Snatcher и Policenauts. Первая нас на этой платформе почти не интересует в виду того, что не переведена на английский. По этой же причине мимо нас проходит Wizardry, которая не покинула территорию Японии. К сожалению ни одна из частей Eye of the Beholder не посетила консоль от Sony (хотя на Sega CD была первая часть и поддерживала мышь). Плюс к этому для Snatcher не очень нужна мышь, поскольку игра еще с Sega CD и отлично адаптирована под управление с геймпада. А вот Policenauts нас больше заинтересует. Не так давно она была переведена на английский и появление курсора, а-ля Point-and-Click, по умолчанию дает ясные намеки. К чести разработчиков, стоит сказать, что они классно адаптировали управление как для геймпада, так и мыши. Тут я хотел бы обратить внимание на две вещи: геймпад нам нужен, а в окошках меню курсор отсутствует и мы выбираем их путем перемещения мыши вверх и вниз. Отдельного упоминания заслуживает управление в эпизодах для светового пистолета. Эти эпизоды мы можем пройти как с помощью геймпада (и это не какой-то ужас с ружьем), так и, собственно, светового пистолета, а также мыши. Вот такое многообразие и забота. При управлении мышью разработчики почему-то не назначили на правую кнопку мыши перезарядку, вместо этого она дублирует левую. Из-за этого нам нужно держать геймпад рядом, чтобы треугольником сделать перезарядку.

Еще одной игрой, в которой мышь поможет вам пройти LightGun эпизоды - Die Hard Trilogy. Раз уж мы затронули тир на рельсах, то стоит показать еще один занимательный пример:

PlayStation Mouse

Это Time Crisis без подзаголовка для Namco GunCon. Не смотря на то, что на обложке нет указание на поддержку мыши, она имеет место быть.

PlayStation Mouse

Обратите внимание на вот это прохождение игры:

Синяя точка и есть мышь, которую игра поддерживает. В вопросе тира на рельсах я также не могу похвастаться своими глубокими знаниями. Могу лишь дополнить, что есть Area 51, которая также является тиром, но на некоторых (не на всех, что странно) обложках имеется значок о поддержке мыши.

PlayStation Mouse

На этом можно поставить точку. Надеюсь, что эта статья была интересно и познавательной.

145145
50 комментариев

Играл в Red Alert с мышью на PSOne. Непередвавемые ощущения (даже после Dune на Mega Drive).

Diablo на PS1 не застал, но почему разработчики не добавили поддержку мыши - неясно.

14
Ответить

Diablo на PS1 не застал, но почему разработчики не добавили поддержку мыши - неясно.

Прямое управление персонажем в наличии, что для Action RPG стандарт, мышиный костыль совершенно не требовался - да и мышь была у мизерного количества людей, ради неё корячиться смысла не было.

3
Ответить

Играл в Red Alert с мышью на PSOne. Непередвавемые ощущения (даже после Dune на Mega Drive).

Если учесть что как я понимаю, на Mega Drive ты играл без мыши, то подозреваю что "непередаваемые ощущения" это просто ощущения от юзанья мыши.

1
Ответить

Diablo на PS1 не застал, но почему разработчики не добавили поддержку мыши - неясно.Играл и с мышью на ПК, и с джоя на PS, так вот на соньке играть было гораздо комфортнее: не приходилось мышью выцеливать каждый пиксель в поисках выпавшего из монстра колечка - на приставке персонаж по нажатию одной кнопки пылесосил всё вокруг себя, ещё и автоматически брал в прицел ближайшего противника, оставалось только кнопку атаки/магии задрачивать; короче мне нравилось.

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Не только в Плойке. Вон, для Супер Нинтендо мышь была. Мне родители абсолютно случайно купили коробочную версию Mario Paint, там как раз в комплекте она шла. Картридж причем был американский, к европейке подключался через адаптер, который и глючил еще вдобавок иногда. Но рисовать было весело.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышь_для_SNES

2
Ответить

Ага, но другие консоли от большой N, вроде бы, не имели мышь. 

Ответить