Graveyard Keeper: руководство для новичков

Об экономике, готовке и том, как не запороть учётную запись.

Graveyard Keeper часто ошибочно путают с фермами наподобие Stardew Valley и серии Harvest Moon. Тем не менее, фермерство, крафт, готовка и квесты тут сделаны совершенно по-другому. Главная задача протагониста — развивать церковь и прилегающее к ней кладбище. Основной источник добычи денег — проповеди (пожертвования прихожан). Если вы надеетесь увидеть тут мега-ферму про выращивание овощей, их продажу, засадку сада и скотоводство — обратились не по адресу. Близких отношений с NPC как таковых нет.

Graveyard Keeper: руководство для новичков

Важные изменения (20 августа)

Всего за несколько дней разработчики Graveyard Keeper умудрились значительно подкорректировать баланс (версия 1.024). К примеру, теперь день длится в два раза дольше, так что напряжение снизилось и можно, наконец-то, вовремя добегать до NPC. Также в таверне продаётся портальный камень за два серебра, позволяющий телепортироваться между домом и таверной. С небольшим кулдауном, но очень удобная штука.

Среди прочего снизили требования некоторого крафта, увеличили скорость создания предметов и повысили эффективность инструментов. Игра стала чуть менее гриндовой на ранней стадии, но уже ближе к середине все изменения не так заметны.

Одно из главных новшеств — камень (ресурс) стал бесконечным. Правда, только если вы предварительно не выдолбили его под ноль, ведь новый не появится. Придётся начать игру заново, если хотите получить этот приятный бонус. Также стоить учесть, что в руководстве описана PC-версия, которая по патчам и контенту опережает версию для Xbox.

Как не запороть учётную запись

Начнём, пожалуй, с информации, которую нужно держать в голове с самого начала игры. Graveyard Keeper не будет водить вас за руку, не будет обучать азам и уж точно не будет давать оптимальное направление развития. Есть пять способов запороть свою учётную запись до такого состояния, что проще будет начать игру заново и впредь не допускать катастрофические ошибки.

Экономьте железо

Деревья, кусты, яблоки, ягоды и грибы являются восстанавливаемыми ресурсами — их не жалеем. Железо, с другой стороны, чрезвычайно редко встречается и быстро заканчивается. Оно расходуется на производство гвоздей и запчастей, а те тратятся на все виды крафта в огромных количествах. Если не держать при себе 5-10 кучек железной руды про запас, можно попасть в длинную яму гринда, теряя десятки часов впустую.

На севере карты находится небольшое скопление железа, прямо в болоте. В первую очередь его необходимо использовать для строительства моста через реку в западную часть мира. На западе находится ведьминское болото с куда большим запасом руды. С её помощью следует как можно раньше построить мост на северо-запад к железной шахте. Если этого не сделать и просто тратить ресурс на что попало, потом придётся закупать руду или гвозди и детали у кузнеца по огромной цене.

Вот и болото, днём тут встречаются слизни, а ночью летучие мыши (из них делается бумага)
Вот и болото, днём тут встречаются слизни, а ночью летучие мыши (из них делается бумага)

Не игнорируйте церковь и трупы

Основной источник дохода в Graveyard Keeper — проповеди. Прибыль напрямую зависит от благоустройства кладбища. Чем более опрятные трупы закопаны в землю, и чем более качественно украшены могилы, тем выше прибыль. Каждый раз, когда слышится звон колокольчика — осёл привозит свежий труп. Следует успеть разделать его до того, как «свежесть» упадёт до отметки 90% или ниже. Лучше начать скапливать рейтинг кладбища как можно раньше.

Также прибыль зависит от самой молитвы. Базовую выдадут бесплатно, а вот более продвинутые нужно создавать самому. Причём крафт хороших молитв требует прокачки мастерства письма. Без него получается тот же самый базовый вариант, просто с другим названием. Качество можно отслеживать по цвету звезды на луте (медная, серебряная и золотая). Чтобы создать что-то высококачественное, необходимы точно такие же крутые ингредиенты. Первые часов 20 доступа к подобному у вас не будет.

В подвале стоит расчистить завалы, чтобы быстрее попадать в церковь и город, также тут сосредоточена большая часть крафта (алхимия, письмо, алкоголь)
В подвале стоит расчистить завалы, чтобы быстрее попадать в церковь и город, также тут сосредоточена большая часть крафта (алхимия, письмо, алкоголь)

Разделывайте трупы правильно

Белые черепки — хорошие, они приносят репутацию кладбищу (+1 за каждый). Красные черепки — плохие, они ухудшают репутацию (-1 за каждый). Отравленные (зелёные) черепки — это, по сути, сгнившая плоть, которая уже не подлежит восстановлению и перманентно портит престижность трупа. Не следует закапывать в могилы трупы, у которых более одного красного или зелёного или менее двух белых черепков. В идеале труп должен иметь только белые черепки.

На разделочном столе можно изымать части тела.

  • Удаление крови и жира прибавляет один белый черепок, а также убирает один красный. Это самая выгодная операция с наименьшим риском хирургической ошибки. Её стоит проделывать на каждом трупе.
  • Сердце, мозг и кишки — продвинутые органы. Один из них неплохо бы изъять, но вам неизвестно, который. Лучше начать с сердца (наивысшая вероятность угадать), если же его изъятие испортит качество трупа — следует загрузить сохранение до разделки и повторить процедуру со следующим органом (мозг или кишки). В итоге есть вероятность удалить до трёх красных черепков. Проводить операцию следует только в случае, если у трупа изначально имеется три или более красных черепков.
  • Череп, мясо и кожа всегда ухудшают качество трупа, их лучше оставить на месте, разве что кто-то вас попросит принести кусочек. Из кожи можно будет делать бумагу в будущем, а мясо продавать в таверне. Кости никак не влияют на происходящее.
  • Красные черепки могут заходить в минус. Это не отображается в характеристиках трупа, но при закапывании в могилу вы увидите положительный бонус даже без использования надгробия и ограды.

Надгробия и ограды прибавляют престижность могиле, но в чистый рейтинг она превращается только в том случае, если есть достаточно белых черепков. К примеру, если в могиле шесть черепков, то общая сумма красоты могилы должна быть равна шести. Если украшения могилы будут давать больше престижности, чем имеется черепков — это излишняя трата ресурсов на ветер (никаких положительных эффектов).

Изначально на кладбище уже есть изуродованные закопанные трупы, их придётся потом эксгумировать (выкопать) и сжечь, чтобы освободить место достойным
Изначально на кладбище уже есть изуродованные закопанные трупы, их придётся потом эксгумировать (выкопать) и сжечь, чтобы освободить место достойным

Правильно распоряжайтесь камнем

Обновление: в версии 1.024 камень стал бесконечным, но только в том случае, если вы не потратили его до этого.

Это ограниченный ресурс, которого всегда мало. В начале игры повсеместно встречаются кучки камней, ими усыпан весь мир, но внутри кучек чаще всего 1-2 камня. В горах находятся более богатые каменные прииски, они не бесконечные.

Оттуда можно добыть около десяти каменных глыб, а их впоследствии разбить на более мелкие фракции. Так вот, до того момента, пока вы не станете каменщиком, трогать глыбы не следует, так как кроме них больше камня нигде нет (придётся закупать у NPC по огромным ценам).

Не улучшайте церковь

Как ни странно, именно улучшение церкви является самым логичным действием в игре про смотрителя кладбища. Но делать этого ни в коем случае нельзя, так как священник тут же обрадует вас новостью — без статуса горожанина проповедовать запрещается. Это означает, что вы потеряете основной способ добычи денег в игре.

Стоимость покупки данного статуса составляет одну золотую монету (100 серебра), и такую сумму скопить своими силами не получится без неимоверного гринда (более десяти часов скучного повторения). Сначала соберите деньги, а уже потом прокачивайте.

Для удобства глыбы кладём на стеллаж, также понадобится минимум один дополнительный сундук — места в базовом маловато
Для удобства глыбы кладём на стеллаж, также понадобится минимум один дополнительный сундук — места в базовом маловато

Как устроена экономика

В Graveyard Keeper присутствует ценовой диминишинг. Это когда продажа одной единицы ресурса приносит 100% прибыли, а вот оптом — гораздо меньше. То же касается закупок — оптом в разы дороже. Цены стабилизируются со временем, но очень медленно, поэтому любые попытки заработать на фермерстве или крафте обречены на провал (уж точно не добыть тех самых 100 серебра).

NPC не покупают лут так просто, большая часть из них считает твою продукцию недостойной. Пара исключений — кузнецу можно сдать ржавые инструменты, гвозди и детали, а фермеру сырые овощи (кроме пшеницы и удобрений).

Также одним из стабильных источников дохода является сдача сертификатов захоронения хозяину таверны. Получить такой сертификат можно двумя способами: при захоронении трупа в землю или при его сожжении. В начале игры сожжение не доступно, поэтому единственный способ избавляться от неудачно разделанных тел — выбрасывать их в реку. За это вас не накажут!

Торговать одним и тем же продуктом долго невыгодно (уже через неделю активного сбыта он совсем обесценится)
Торговать одним и тем же продуктом долго невыгодно (уже через неделю активного сбыта он совсем обесценится)

Кулинарная дилемма

Дизайн готовки тут весьма необычный. Для создания какой-нибудь булочки или бутерброда необходимо закупить у фермера семена, взрастить культуры, собрать и обработать. Часто требуется добавление мяса и рыбы, на добычу которых тратится много времен и сил.

Ну и молочка, которая тоже закупается за большие деньги. А ещё нарубить и нарезать дровишек для топлива печи. На всё это персонаж тратит уйму энергии, причём количество получаемой от еды энергии будет МЕНЬШЕ, чем общие затраты на приготовление.

Потому есть три основных причины заниматься приготовлением блюд. Первая — ради получения временных бонусов. Если необходимо разобрать крупный завал на пути, то с правильной едой делать это будешь в два-три раза эффективнее. Также торты помогают получать больше опыта при исследованиях, чем не стоит пренебрегать (особенно ради синего опыта). Вторая причина готовки — подземелье. Там необходимо уничтожить всех врагов для перехода на следующий этаж, а базового запаса энергии может не хватить. Третья причина, что весьма логично, — сдавать ресурсы по квестам.

Соль добывается при сожжении трупов, а вода из колодца на улице (ведро нужно выбрать в инвентаре и нажать «использовать»)
Соль добывается при сожжении трупов, а вода из колодца на улице (ведро нужно выбрать в инвентаре и нажать «использовать»)

Автоматизация

Её нет, вообще. Всё действия герой выполняет самостоятельно. Также не предусмотрено ускорение персонажа, бег, ездовые животные и телепортация. Только ножками и ручками. Зато станки второго и третьего ранга эффективнее работают, растрачивая меньше энергии. При том можно улучшать станки первого ранга в специальной вкладке, чтобы не нужно было строить новые.

Перемещать уже установленные конструкции нельзя, только разрушать и строить заново. Ресурсов при этом получаешь меньше, чем изначально затратил, так что приходится следить, чтобы ко всяким пилорамам и печам были пути подхода.

Некоторые неочевидные детали.

  • NPC получают опыт прокачки, когда вы у них что-то покупаете, и теряют опыт, если вы им что-то продаёте (очередной гениальный дизайнерский ход);
  • Осёл приходит спустя случайные интервалы времени (баг?), но ему можно помочь, если пройтись по дороге к городу или перезагрузить игру;
  • Некоторые утверждают, что увеличение вместимости морга ускоряет осла — враки;
  • Если спустя 3-5 часов непрерывной игры снизилась частота кадров — перезагружаемся (у меня плавно сползли с 60 до 45 FPS);
  • На нижнюю панель (четыре слота) помещаются зелья и еда, но при этом они всё равно занимают место в инвентаре.
Это секретный люк в подвал, через него путь от дома до города занимает раз в пять меньше времени
Это секретный люк в подвал, через него путь от дома до города занимает раз в пять меньше времени

Приоритеты

Для комфортного прохождения Graveyard Keeper вам понадобится тетрадь и ручка. Поскольку в игре нет системы удобного просмотра рецептов крафта, единственный вариант — самостоятельно записывать всю информацию. Особенно важно помнить требования для строительства всячины. Количество различных верстаков и конструкций тут переваливает за 50 штук.

Первым делом следует построить разные сундуки для разных типов лута. Скидывая всё в кучу, вы будете излишнее перегружать мозг и заниматься беготнёй туда-сюда по сто раз на дню. Исключением является подвал — там позднее будет вариться пиво и вино, так что контейнеры в самом начале не нужны. В инвентаре не рекомендую постоянно таскать броню, меч, точильный камень и молоток... Больше места — легче ориентироваться. Всё равно эти предметы используются крайне редко.

Персонаж скапливает три вида опыта. Красный добывается физическими упражнениями (рубка топором, долбление киркой, обработка древесины и руд). Зелёный опыт добывается, в основном, сбором грибов и ягод, выкапыванием пней и кустов, а также готовкой. Синий самый редкий, его выдают за выполнение некоторых заданий, но основной источник — стол исследований в подвале.

Чтобы использовать стол, необходимо разложить там немного чистой бумаги и принести с собой веру. После чего можно познать суть любой вещи (особенно много дают за изучение человеческих внутренностей). Перед массовым изучением рекомендую скушать торт (он повышает получаемый синий опыт).

Перки — пассивки, их лучше изучить как можно раньше, особенно на добычу камня, а также журналистику и письмо
Перки — пассивки, их лучше изучить как можно раньше, особенно на добычу камня, а также журналистику и письмо

Кладбище

Осёл будет привозить трупы регулярно и выгружать их прямо на улице, пока не построите спусковой люк. Тогда он будет спускать их в морг. Тем не менее, трупы портятся в любом случае, даже если лежат на разделочном столе (просто визуально это не отображается). Если положить мертвяка на стол и просто оставить, морг будет считаться переполненным и новых привозов не будет до тех пор, пока вы тот не закопаете.

Кстати, если просто положить тело в могилу и не засыпать землёй, то всё равно считается, будто оно лежит в морге. Так можно остановить излишнюю напористость осла, если для вас геймплея слишком много.

На кладбище есть места под цветочные клумбы. Они не занимают место под могилы, так что смело устанавливайте по-максимуму. Старые надгробия и ограды можно удалять, чтобы на их место устанавливать более подходящие. Чем дальше, тем более разнообразные трупы вам будут привозить, поэтому и украшения понадобятся разные.

Объекты строительства можно вращать с помощью кнопки «R», но это применимо не ко всему. Важно запомнить, что исповедальни дают сразу +5 к церковности, поэтому следует поставить сразу две штуки. Заряжаются они сами по себе, независимо от дня недели.

Молитвы и благословения

Когда вы построите среднего размера церковь и станете полноправным горожанином, можно будет начать создавать продвинутые молитвы ради их особых эффектов. Каждая выгодна для своего типа работ (все я не тестировал).

После церковной проповеди на персонажа накладывается положительный эффект, который длится от десятков минут до часов (зависит от качества молитвы). Плодородие, например, повышает шансы на качественный, обильный сбор урожая. А вот молитва вдохновения значительно увеличивает навык писаря, что позволяет крафтить продвинутые главы и книги из простых ингредиентов. Ещё молитва за упокой заставляет осла возить качественные трупы.

Самой выгодной (с точки зрения прогрессии) является комбинированная молитва. Она повышает приход серебра и веры на 150%, но требует церковь с 60 очками престижности. Чтобы достичь такого количества, мне пришлось установить шесть модных лавочек в шелках (покупаются у торговца), кучу «Канделябров II» (в форме буквы «Т»), две исповедальни и четыре подсвечника для благовоний (свечи одноразовые, с ними много мороки). На ранних стадиях будет достаточно использовать молитву о пожертвованиях, чтобы получать больше серебра.

Перед апгрейдом церкви до высшего уровня (собора) нужно скопить 12 золотых монет. Теперь это сделать в два раза сложнее, так как дни стали длиннее (новый баланс). И, если честно, собрать такую сумму даже с отличным кладбищем (700 рейтинга) очень тяжело. Тут помогают ещё два способа фармить монеты, но доступ к ним открывается не сразу.

Graveyard Keeper: руководство для новичков

Продвинутая торговля

Если вы поможете торгашу выбить лицензию на торговлю (покупается в церковном ящике), он выделит целое здание под мини-рынок. Овощи серебряного и золотого ранга можно будет складировать в ящики (по 25-30 штук) и отправлять ему раз в неделю.

Проблема в том, что семена золотого ранга никто не продаёт. Чтобы их получить, необходимо приготовить продвинутые удобрения и применить благословение плодородия. Сами же ящики громоздкие, их можно носить лишь по одному. Но есть трюк: герой может нести один тяжелый предмет, а ногами толкать вперёд другой (даже несколько) с довольно высокой точностью. Пользуйтесь почаще, в том числе для переноса брёвен и булыжников.

Такая торговля не приносит больше прибыли, чем проповеди, но хорошо дополняет экономику. Медные овощи лучше вообще игнорировать, ну или варить из них еду. Кстати, некоторые виды еды (к которым применимо звёздное качество) можно продавать в таверне, за мизерные деньги, но всё же. Также торгаш покупает изделия из золота, серебра и драгоценные слитки. Хороший источник добычи блестяшек — исследовать подземелья с 6 по 15 уровень (следите за стенами, там встречаются рудные жилы).

Graveyard Keeper: руководство для новичков

Алхимия

Если вы думали, что до этого игра была сложной или напрягающей — вы ещё ничего не видели. Самым жестоким куском геймплея является алхимия. Используется она в основном для создания бальзамирующих средств. На труп можно применять каждое средство лишь раз, а клей при этом скрепляет внутренности, что не даёт больше ничего туда заливать (зато вытаскивать органы можно).

Обычно трупы, которые вы очистили от крови и жира, имеют от 4 до 6 белых черепков. Достичь количества в 12 будет неимоверно сложно, но это в 2-3 раза повысит престижность кладбища. Я решил взять вариант попроще и остановиться на 8-11 черепках.

Основы алхимии: необходимо собрать и смешать ингредиенты трёх разных категорий в правильной последовательности и получить флягу с раствором. Далее раствор заливается в стеклянные бутылки с добавлением большого количества воды. В итоге выходит бальзамирующее средство, занимающее один слот инвентаря (каждая банка). Лучше наперёд подготовить в морге бальзамирующий стол, холодильник для трупов и две полочки. Это важно: трупы не портятся, пока лежат в холодильнике или на столе для бальзамирования.

Существует три категории алхимического лута: порошки, жидкости и экстракты. Само собой, методом проб и ошибок так просто не найдёте верные комбинации (провал даёт бесполезную жижицу), поэтому официальная Википедия вам в помощь. Я опишу самые важные ингредиенты и способы их получения, которых достаточно для комфортной игры.

Graveyard Keeper: руководство для новичков

Золотая инъекция. Требует золотой порошок (добывается перетиранием золотой руды), жидкость из зелёного желе, а также экстракт здоровья (выжимается из тыкв). Эффект: у трупа отнимается два красных черепка и добавляется два белых. Но, изначально должно быть минимум два красных черепка, иначе забальзамировать не получится. Эта инъекция вводится первой.

Серебряная инъекция. Берём серебряный порошок, жидкость зелёного желе и экстракт жизни (из человеческих сердец). Эффект: убирает у трупа один красный и добавляет один белый черепок. Вводится второй по счёту. Если при этом у трупа нет больше красных черепков, можете изъять череп, чтобы добавить один. Перемещать тело туда-сюда между столами разрешается.

Если даже после изъятия черепа не хватает красных черепков, придётся использовать дополнительный бальзам щелочи. Требует порошок жизни (сульфур), жидкость смерти (чёрное желе) и кровь. Эффект: добавляет по одному белому и красному черепу. Штука ситуативная, нужна не всегда.

Инъекция клея. Требует порошок капусты, жидкость жизни из личинок и экстракт хаоса из светлячков (или бабочек). Семена капусты продаёт фермер на втором уровне отношений (просто покупайте у него много семян и он прокачается). Личинки добываем на огороде, создав компостную яму. Светлячки и бабочки ловятся днём и ночью при сборе цветов. Эффект: добавляет один белый череп, блокирует тело от последующего бальзамирования. Инъекция вводится в самом конце третьей по счёту.

После того, как все три (или четыре) инъекции были введены, можете изъять из трупа кровь и жир, чтобы добавить ещё 2 белых черепа и убрать 2 красных. Кости тоже вытаскивайте из каждого трупа, они перемалываются в белую пыль, необходимую для строительства колумбариев. Колумбарии это хранилища для праха усопших, в отличие от обычной могилы, размером 3х3, они занимают 4х4 места, но добавляют сразу 12 рейтинга кладбища. Керамический колумбарий добавляет 20 рейтинга. Обычно на каждой крупной полоске кладбища есть достаточно места под четыре могилы и два колумбария.

Вопросы и ответы

С кем из NPC стоит подружиться пораньше?

Самыми важными являются настоятель церкви, инквизитор и торговец. Первый открывает доступ к церковным проповедям, второй к ларьку, а третий к оптовой торговле овощами. Ларёк устанавливается на ведьминской горе и требует пять золотых гамбургеров и десять золотого пива для проведения одного ритуала сожжения ведьмы. Это приносит 33 серебра. Важно: не кладите в ларёк больше указанного количества товара — лишний сгорит.

Где брать мотыльков, бабочек, пчёл и жаб?

Мотыльки выпадают при сборе обыкновенных цветов ночью, а бабочки — днём. Пчёлы тут редкий ресурс, они с шансом где-то один к шести выпадают с пчелиных деревьев. Если хотите создать свой личный улей, будет проще купить набор пчёл у NPC. Для добычи жаб понадобится выполнить точные указания: взять удочку среднего качества, наживку бабочек, прийти на болотную рыбную точку в светлое время дня и забрасывать наживку ближе к краю пруда (прямо себе под ноги). Если сделали правильно, шанс поймать жабу равен 100%.

Где брать алмазы и золото?

Алмазы можно отыскать в подземелье в виде небольших кристаллов прямо посреди комнаты. Но, само собой, сначала необходимо изучить поиск алмазов в древе талантов. Золото находится в жилах прямо в стенах подземелья, но встречается редко. Если вы сначала исследуете подземелье до конца, а уже потом изучите науку о алмазах и золоте, придётся идти обходным путём. Алмазы продаёт торгаш на третьем ранге развития, а золото можно с небольшим шансом получить при разрабатывании железного прииска и обработке железных глыб.

Кто из NPC не важен для сюжета и отношений?

Список: каменщик Кори, лесоруб, торговец деревом Тресс, торговка молочной продукцией Роза, пасечник (чудоковатый дед по имени Диг), корзинка для яиц, горбун, пчеловод. Хоть они и не важны для выстраивания отношений, но могут предоставить полезные товары.

Нужно ли покупать мясную печать?

Нет, она слишком дорого стоит и будет выдана бесплатно Змеем. Просто выполняйте его задания.

Кому можно продавать лут?

Кузнец покупает железные гвозди и детали, а также слитки железа. Золотые изделия и алмазы выгодно сдавать торгашу.

Какие есть секретные трюки?

Можно выставить вёдра воды на быструю панель внизу и сразу все распечатать, нажатием соответствующей цифры на клавиатуре. Ещё, проходя задания Змея, вы наткнётесь на предложение лизнуть яблоко — делайте и получите +100 синего опыта. Следите за столами крафта, у них со временем могут появляться новые вкладки (особенно троеточие полезно). И, наконец, труп можно загнать в -2 красных черепа, если изъять кровь и жир в самом конце обработки и не ставить надгробие. Это баг, с его помощью можно получить +2 репутации чисто для самой могилы. Поставите надгробие — баг слетит.

113113
132 комментария

Блин, да что за жесть-то такая? После всего прочитанного я уж точно не стану в неё играть, слишком много временных затрат и слишком мало удовольствия.

91

Ога, выглядит как антипиар или просто описание унылой гриндилки.

23

Беда в том что они похоже не угодили никому. Т.е. те кто хотели Stardew Valley пролетели сразу - и квест и гринд гораздо злее (ну за исключением одного софт-капа в SW), хоть и нет таймеров. Я вот хотел покопаться в более "суровом" сендбоксе. Но не небесконечными базовыми ресурсами мне это вообще не в радость. Кто-то хотел моральных дилемм - так их почти нет и тем более нет последствий своего выбора.

12

Только вчера купил по купону от стима xD
Пойду рефанд делать

3

Сначала я хотел дать игре шанс, но после этого материала передумал)

30

Такая же фигня. Ожидал балдежный Stardew Vally про кладбища, а получил какую-то жесть про играть строго по гайду, со злой системой крафта.

21

Нет ничего плохого в ограниченных ресурсах. Плохо это тогда, когда "неправильная" их трата приводит тебя не к другому типу прохождения и геймплея, а к жопному тупику.

27