Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Новая пьянящая работа режиссёра «Охоты» — драма, где смеёшься до боли в животе, и комедия, от которой хочется плакать.

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Датский кинематограф за несколько десятилетий прошёл большой путь от простого локального рынка до одного из главных центров авторского кино в мире. Широкой аудитории из местных режиссёров сейчас известны как минимум Ларс фон Триер и Николас Виндинг Рефн, а киноманы могут вспомнить ту же Сюзанну Бир, которая с успехом перешла в мейнстримный Голливуд.

Томас Винтерберг всегда несколько выделялся среди своих коллег по цеху: он начинал снимать кино ещё в 90-е вместе с Триером, но по-настоящему значимых фильма у него лишь два. И оба провокационные — «Торжество» в формате Догмы-95 и «Охота» про мужчину, которого обвинили в педофилии. Винтерберг громко заявил о себе в 2012 году, но за последующие восемь лет ни одна его работа не приблизилась к успеху «Охоты».

Сейчас ситуация поменялась. «Ещё по одной» с лёгкостью можно назвать не просто удачным проектом режиссёра, но и одной из его лучших работ. Возможно, что фильм ждёт народная любовь и масса наград — и вполне заслуженно.

На посошок

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

С виду это довольно понятная и жизненная история. Четыре друга, которые работают учителями в школе, решают проверить гипотезу норвежского философа о врождённой нехватке алкоголя в организме. Мол, если немного выпивать каждый день, то человек раскрывает весь свой потенциал и обретает уверенность. Главное — держать уровень алкоголя в крови на отметке в 0,5 промилле и не выходить за рамки.

И товарищи ставят эксперимент: пить только в рабочие дни вплоть до 20:00, чтобы проверить, правдива ли гипотеза. Результаты оказываются даже лучше, чем они думали, и потихоньку они повышают градус и количество алкоголя.

Если вы попытаетесь предсказать направление сюжета, то, скорее всего, не ошибётесь. Чем-то фильм даже напоминает «На игле» Дэнни Бойла, но за тем исключением, что у героев «Ещё по одной» нет зависимости с самого начала. Такую простую и понятную концепцию, впрочем, Томас Винтерберг выворачивает наружу — это вовсе не очередная агитка о вреде алкоголя. Наоборот, спиртное здесь играет не столь важную роль в сравнении с душевными порывами главных героев.

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Персонажи здесь ни в коем случае не ходячие архетипы, как можно было подумать по синопсису. Кризис среднего возраста у них, конечно, есть, но совсем несчастливыми их не назовёшь — никто из них не отчаивается до самого конца. В дружбу, показанную на экране, веришь всем сердцем — особенно в моменты, когда герои пьют как не в себя.

В местном квартете, очевидно, выделяется Мадс Миккельсен — всеобщий любимец и один из самых прославленных датских актёров современности. Стоит сказать, что это его лучшая роль со времён «Охоты»: в очередной раз он показывает зрителям свой необычайно глубокий драматический талант. Но помимо этого Миккельсен здесь отлично раскрывается и как комедийный актёр.

Комедия — тот элемент фильма, который даже не ожидаешь увидеть в такой истории. «Ещё по одной» — не очередной тоскливый артхаус, а вполне массовая работа. Вся первая половина наполнена моментами, от которых хочется смеяться в голос. И в этом заслуга не только сценария и постановки, но и великолепных актёров.

Ни одна из совместных сцен не сработала бы без их совместной химии, и здесь каждому герою уделяется достаточно времени для раскрытия их сюжетных арок. Актёры здесь не просто играют, а словно проживают роли своих персонажей — даже не совсем понятно, пили они во время съёмок или нет. Складывается ощущение, будто в бутылках явно находилась не вода.

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Тем интереснее, что самые радостные моменты фильма вовсе не связаны с алкоголем. В «Ещё по одной», безусловно, есть множество прекрасно поставленных сцен с пьяными героями, но спиртное здесь не раскрывает суть, а лишь дополняет её. Персонажи здесь пьют не просто чтобы забыться, а чтобы вернуться на время в беззаботную молодость, когда возраст ещё не давал о себе знать.

Как комедия «Ещё по одной» — один из лучших представителей в этом году. Через экран вам передастся эйфория героев от выпитого, а после сеанса, вы, возможно, сами будете шататься от увиденного. Здесь Винтерберг проделал большую работу — в кино алкогольные сцены не так часто выставляются в таком радостном свете.

Но здесь, как и в реальной жизни, большое количество спирта лишь на время делает человека счастливым. Дальше наступает интоксикация.

Больше ни капли

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Радостных моментов в «Ещё по одной» так много, что кажется, будто это счастливое время не закончится никогда. Но картина, в лучших традициях датского кино, в какой-то момент бьёт зрителя по голове — и эта боль не утихает до самого конца.

Дело в том, что фильм лишь выглядит простым. Это впечатление обманчиво: не зря среди консультантов ленты числится тот самый норвежский философ, выдвинувший гипотезу о нехватке алкоголя в крови. «Ещё по одной» — высказывание режиссёра о человеческой природе, желании покончить со всеми комплексами и ограничениями. И спиртное здесь выступает как помощником, так и главным противником.

Не секрет, что алкоголь развязывает язык — человек в состоянии опьянения может высказать всё, что думает. Вот и в случае с персонажами так же: вряд ли бы они пили просто так, без причин. Неслучайно в начале фильма показывают фрагмент с подростками, которые бегают вокруг озера и пьют пиво во время процесса. Персонаж Миккельсена видит в алкоголе своего рода возможность вернуться в былые дни, когда он не был скован какими-либо ограничениями.

В какой-то момент «Ещё по одной» с такой легкостью переходит в драму, что это почти незаметно. Нотка трагедии есть в фильме с самого начала, и она без труда прослеживается в каждой сцене. Здесь работу Винтерберга можно сравнить с «Домом, который построил Джек» Триера — оба фильма лишь преподносят себя комедиями.

Рюмочка не повредит: рецензия на «Ещё по одной» — фильм, где Мадс Миккельсен напивается в хлам

Весь контекст и вся первая половина нужны Винтербергу, чтобы не просто раскрыть персонажей, а ещё и передать настроение героев зрителю. Доходит до того, что их эмоции могут легко совпасть с вашими: если им хорошо или плохо, то и вы чувствуете себя так же. В какой-то момент фильм можно было и закончить, но режиссёр идёт дальше — и показывает ещё один слой истории.

Персонажей легко осудить, но так же легко и понять. Все их поступки в пьяном состоянии в какой-то мере раскрывают их истинную натуру и настоящие чувства. И сама картина благодаря этому ощущается настоящей: в конце кажется, что прошёл вместе с героями большое путешествие.

Этот путь, к слову, настолько пробивает на эмоции, что на концовке мне захотелось заплакать. «Ещё по одной» — не просто образцовая комедия, но и великолепная драма. Настоящее искусство, которое останется со зрителем надолго.

Все ставки Винтерберга работают именно там, где надо. А на финальном кадре трудно сдержать широкую улыбку, которая перекрывает всю испытанную горечь. Такова наша жизнь — где-то печальная, а где-то по-своему прекрасная.

#мнения #лонг #обзоры #ещёпоодной

341341
49 комментариев

А вообще, датствуйте!

106
Ответить
84
Ответить

Он и пиво идеально подходят друг другу. И вроде у него не то что бы внешность алкаша, но наряду с Фасбендером смотришь и думаешь "черт, хочу с ним пить!" :D

12
Ответить

— В пиве твоя сила и мудрость...

8
Ответить

Знаете, я в каком то роде и сам Мадс Миккельсен ( ͡° ͜ʖ ͡°)

80
Ответить

только с Кодзимычем ты не тусил) 

Ответить
1
Ответить