Аренному шутеру Unreal Tournament 2004 исполнилось 20 лет

В нём впервые в серии появился глобальный режим с техникой и базами — Onslaught.

Аренному шутеру Unreal Tournament 2004 исполнилось 20 лет

Скоростной шутер в своё время пришёлся по душе что игрокам, что критикам. А у некоторых UT2004 надолго засел в сердечке… что видно даже по оценкам на Metacritic — 93 балла от СМИ и оценка 8.7 от игроков.

В честь юбилея сейчас также проходит европейский турнир The 20th anniversary CTF cup с призовым фондом 1000€. А администрация крупного русскоязычного Discord-канала провела Assault Cup 2024 с призовым фондом 73 тыс. руб.

Над Unreal Tournament 2004 работало множество студий — Epic Games (Fortnite), Digital Extremes (Warframe), Psyonix (Rocket League) и Streamline Studios (студия поддержки — трудилась, например, над Armored Core VI: Fires of Rubicon).

И они подарили множество по-своему необычных карт (и не только!) для разных режимов. Порталы, игры с гравитацией и многое другое. Долой одни коридоры!

Лишь малая часть интереснейших карт:

Каждый раз, каждый год UT2004 манила к себе... хотелось вновь и вновь ощущать ту атмосферу веселья, простора, а также дерзкий дух необычных карт. И... слушать шикарный саундтрек!

Треком ниже встречают новичка, запустившего первую карту в сюжетном режиме. Задаёт нужный настрой.

Много техники не бывает

А ещё мне хотелось вновь вернуться в новый для серии режим — Onslaught. Стоит упомянуть, что разработчики также обновили в UT2004 глобальный режим Assault (один из моих любимейших). Клифф Блезински, геймдизайнер и будущий создатель серии Gears of War, тогда ставил на новый глобальный опыт. В то время он работал в Epic Games.

Две самые важные вещи для меня — это Assault, который был просто возвращением классического игрового процесса из оригинальной UT, и Onslaught, который стал новым для серии. Некоторые люди сравнивают его с Battlefield, но я чувствую, что это сравнение несколько необоснованно, потому что темп UT намного быстрее. Это гораздо более научно-фантастический продукт.
Клифф Блезински, геймдизайнер

Тогда же, в 2004 году, он отмечал, что позаимствовал формулу у Battlefield 1942 и PlanetSide, но при этом стремясь переделать её под реалии Unreal Tournament.

Мы знали, что хотим заниматься транспортными средствами, но самое замечательное было в том, что это по-прежнему ощущалось как Unreal Tournament.
Клифф Блезински, геймдизайнер

Да, он не обманул. Onslaught был особенным режимом. У каждой команды было главное ядро на основной базе — его следовало уничтожить противоположной команде. Но оно неуязвимо. Что же делать? Для его открытия необходимо захватить прилегающие мелкие базы, соединённые между собой линиями.

А на «особых» базах была и особая техника. Подобная фишка появится и в будущей Unreal Tournament 3.

Например, смертоносная Цикада. 
Например, смертоносная Цикада. 

И при этом у вас был выбор из крайне необычной техники. Начиная с огромной многоместной махины Левиафана, заканчивая пронырливой Мантой, которая могла знатно надавать противнику по шапке.

Приседайте, не ленитесь.

Манта следит, чтобы карту Torlan не угнали в UT3... ах да...
Манта следит, чтобы карту Torlan не угнали в UT3... ах да...

Путешествие Torlan через десятилетия

Onslaught в принципе был крайне амбициозным режимом. Psyonix работала над ним при поддержке Streamline Studios. А последняя как раз и разработала знаменитую карту Torlan, которая получила множество вариаций. Она также засветилась и в Unreal Tournament 3. Карта очень понравилась игрокам. Да так, что в неё поигрывают до сих пор.

У нас было всего два критерия, которым мы хотели соответствовать: во-первых, огромная обширная местность для крутых боевых машин, во-вторых, укреплённые базы, как в «Звёздном десанте». Как только мы определились с основой, то перешли к художественному стилю и настроению уровня.
Ренье Баннинга, художник Streamline Studios
Главная база у каждой команды на карте Torlan.
Главная база у каждой команды на карте Torlan.

Система «связей», используемая в этом режиме, нелинейна и часто заставляет игроков двигаться по карте, жадно отбивая точки у противников. Но сами её создатели из Psyonix в далёком 2004 году обожали играть в офисе во что-то более «линейное» — стенка на стенку.

Фанаты «Метро» из Battlefield 3 чувствуют родственную душу.
Фанаты «Метро» из Battlefield 3 чувствуют родственную душу.
Любимая карта в офисе — ONS-Frostbite, которая по умолчанию имеет только один узел. Я пришёл к выводу, что настройки соединения с одной контрольной точкой могут быть забавными, если вам хочется много сражаться в ближнем бою, но некоторых людей такое раздражает. Это действительно зависит от того, какой игровой процесс вы предпочитаете.
Дейв Хейджвуд, основатель Psyonix

А карта Frostbite из режима Onslaught выглядела так. Внимание на второй скриншот.

Но я совру, если скажу, что не получал удовольствия от игры на картах с подобным линейным геймплеем. Да чего уж — даже сейчас люди собираются именно ради подобного опыта в Unreal Tournament 2004. Да, не все, но крайне много людей. Почему бы не повеселиться?

Однако собираются не на простом сервере, а на таком, где установлены особые модификации. И главная из них — скорострельные пушки. Как вам ракетница, засылающая в противника пять ракет в секунду? Или «особая» снайперка? И главной целью выступает — захват вражеского флага.

И всю эту вакханалию может лишь на время заглушить ядрёный взрыв из главного супероружия — Redeemer.

Масштабный Assault — услада для фаната

Но где настоящие глобальные сражения — так это в режиме Assault. Когда защитники пытаются отстаивать территорию, а атакующая команда должна их пробить. И цели могут быть самые разные — захватить консоль, уничтожить турель, взорвать ворота и прочее.

А ещё тут есть ионный танк! Как тебе такое, кхм-кхм... да... 

На карте Glacier атакующей команде необходимо прорвать танком все линии защиты обороняющихся — за отведённое время (оно во всех картах Assault). И при этом на фоне у вас играет это:

Пускаться в пляс не рекомендую — время тикает. Можете в перерывах, разрешаю.

Glacier вошла в базовый состав карт режима Assault для Unreal Tournament 2004. И сама работа над подобным это крайне тяжёлое занятие, о чём в своё время заявил создатель Glacier.

Я счастлив уже тем, что доделал AS-Glacier. Завершение карты режима Assault само по себе является достижением. Я не знаю более сложного игрового режима для разработки. Однако, оглядываясь назад на Glacier, я понимаю, что есть много вещей, которые я хотел бы изменить, но я доволен конечным результатом.
Питер Респондек, создатель карты AS-Glacier

Других сценариев битв тут множество. Скажем, это гораздо более разнообразные версии «Больших операций» из Battlefield V.

Вдумайтесь, здесь есть карта, где сначала вы на космических истребителях уничтожаете системы защиты огромной станции, потом высаживаетесь внутрь, пробиваетесь через оборонительные сооружения и турели к реактору, а затем взрываете сердце станции!

Причём противоположная команда (защита) садится как за летательные аппараты, так и за стационарные турели разных видов (что внутри станции, что снаружи).

MotherShip. Первый этап для атакующих — уничтожить генератор в центре станции.
MotherShip. Первый этап для атакующих — уничтожить генератор в центре станции.

Об особенностях и магии Unreal Tournament 2004 можно рассказывать вечно — фактуры множество. Множество и других аспектов аренного шутера, к которым я даже не прикоснулся. Взять тех же ботов — каждый играет по-особому, так как имеет свои параметры (агрессии, тактики и прочего), а также свои предпочтения в оружии.

Bifrost. Да, та самая потная, но атмосферная карта из режима Bombing Run. Умные боты вам тут точно пригодятся.
Bifrost. Да, та самая потная, но атмосферная карта из режима Bombing Run. Умные боты вам тут точно пригодятся.

Здесь мне лишь хотелось передать те чувства ностальгии, тёплой грусти по старым временам. Но эти времена уже не вернёшь. Цените каждое мгновение и создавайте новые воспоминания, однако и о старых не забывайте.

Ну раз уж начал сыпать соль на рану, то и напомню про актуальное состояние Unreal Tournament 2004.

Жизнь после смерти

Как вы знаете, в конце 2022 года Epic Games сняла с продажи всю серию Unreal.

  • Unreal Gold
  • Unreal Tournament: Game of the Year Edition
  • Unreal 2: The Awakening
  • Unreal Tournament 2004: Editor's Choice Edition
  • Unreal Tournament 3 Black

Пережить это можно было бы, если бы не одно но. Они отключили сервера. Вы не сможете поиграть по сети. Но комьюнити серии не сдалось — новый мастер-сервер теперь основан на OpenSpy. Для этого нужно лишь немного повозиться с настройками. Что немаловажно — Unreal Tournament 3 Black тоже заработал, как и онлайн других частей.

Смотрите решение или в Steam, или в Discord-канале OpenSpy.

Что интересно — Epic Games тогда заявила, что возродит UT3 уже на базе Epic Online Services и назовёт её UT3 X. И игра станет бесплатной, с кроссплеем между Steam, EGS и GOG. Но ничего не произошло. Вместо этого Epic Games скорректировала описание страницы игры и ушла в закат. Благо сообщество решило проблему с онлайном — по крайней мере мультиплеер точно доступен.

Заканчивать на грустной ноте не хочется, поэтому хотелось бы вспомнить об энтузиасте, который не так давно смог прикрутить к Unreal Tournament 2004 полноценную трассировку лучей.

И всё благодаря платформе RTX Remix от NVIDIA. Сам мод от Rune_Storm ещё в бете, но его уже можно попробовать. Сообщество живёт.

Как и карта Facing Worlds во многих сердцах.

FaceClassic
117117
45 комментариев

Комментарий недоступен

11
Ответить

Как же этой карте чел в берете меня страшно унижал. Победить только получалось сделав пару килов и прятавшись всю игру от него

8
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Если набить разницу в 2+ убийства, то можно было не убегать, а умереть и после смерти не нажимать кнопку возрождения

1
Ответить

Я старался один раз убить его, потом прятался над ракетным движком, куда он не мог забираться, выжидал время и все, новый чемпион готов

Ответить

Играл в первый турнамент, прошел всю сюжетку с ботами, годнота пипец

7
Ответить

Игра отличная, но так и не смог ее полюбить больше, чем 99. Вроде все на месте, но вместо более-менее готично-мрачных скинов началась панк-движуха а-ля квака 3. Боты стали чуть менее "человечными", что ли и куда более злыми - тот же ONS играть тяжело, только взлетаешь на чем-нибудь и вражеский бот на турели тебя множит на ноль с околоидеальной точностью. А твои боты почему-то крайне хреново играют командно, например посадив второго себе для стрельбы их техники - едва ли тот сделает нормальные выстрелы. Да и "сингл" стал в разы геморнее, насколько помню там была какая-то валюта и солдат надо было тщательно собирать, но все равно где-то в середине Брок с Лорен выходят против тебя и унижают так, как в прошлый раз Ксан не унижал, а твои боты против них вообще ничего не могут.

Но в целом было весело, да. Не переигрываю так регулярно как в 99, но кое-что продвинулось отлично в серии.

5
Ответить