Почему ты пиратишь игры?

В наш век цифровых технологий вспоминая пиратов, говорят обычно не об авантюристах, которые надев треуголку и залудив бутылку рома, отправляются бороздить морские просторы в поисках наживы. А имеют ввиду конкретных личностей, которые колесят просторы Интернета и презрев все правила и законы, занимаются тем что раздают цифровой контент всем нуждающимся. Йо-хо-хо, как говорится, и торрент загружен.

Видеоверсия данной статьи

Само явление игрового пиратства, существует уже не один десяток лет. Еще во времена первых программ люди искали и находили способы как бесплатно достать ту или иную игру, обходя защиту от нелегального копирования. Для нашей страны эта тема была особенно актуальна. После развала Советского Союза, на рынки нашей необъятной родины хлынули целые потоки новых товаров. Появились в продаже игры на денди, которые в больших количествах везли из Китая. Тогда никто практически и не задумывался что вот эти желтые картриджи, как и сама денди, нелегальны и что на самом деле эти игры стоят совершенно других денег. Хотя для многих и эти картриджи были довольно дорогим удовольствием. Позже пошли первые 16-битные игрушки. А потом появились и первые диски. У людей того периода практически не было альтернативы, 99% процентов игр продавались под пиратским флагом. В качестве бонуса мог попасться и машинный перевод и непроходимые баги, а из самой игры могли даже вырезать видеоролики с музыкой, если на диск хотели уместить несколько игрушек сразу.

К справедливости хочется сказать, что вся игровая индустрия в нашей стране выросла именно на пиратской продукции. Благодаря тому что цены были вменяемыми, большинство школьников девяностых смогли оценить сразу кучу самых разных игровых проектов. Мы получили доступ просто к огромным игровым коллекциям. Если бы пиратства не было, весь этот поток информации прошел бы просто мимо. Это кстати одна из причин почему SNES, по сравнению с Мега Драйвом, так и не получила народной любви в нашей стране. Сколько Дядя Сережа не рекламировал самую мощную 16-ти битную консоль, в народных топах лидировал Sega и такой статус она обрела не без помощи обширного пиратского рынка игр. Но у подобной вседоступности контента была и своя обратная сторона, но об этом чуть позже.

Эпоха поголовного пиратства, не сразу, но постепенно, стала сходить на нет. Правообладатели засучили рукава, а крупные компании и издатели стали приходить на наш рынок. Появилось такое понятие как Jewel-диск (или джевелы). Нелегальные игры, постепенно уходили в подполье, пока наконец не осели на торрентах и в закрытых сетях. Хотя и сейчас, в маленьких городах можно до сих пор отыскать магазинчики, в которых вполне открыто продают пиратские диски с играми. А раз они есть, значит кто-то их покупает.

За последние лет 10 игровой рынок изменился, многие убежденные пользователи пиратской продукцией перешли на легальный контент. Немалую роль в этом конечно сыграл и Steam с его политикой распродаж, и скидки на игры и гибкое ценообразование и распространение консолей. Консольных игр, на текущую дату, пиратство почти не касается. Периодически в прессе всплывает информация что "что-то где-то взломали", но чего-то конкретного нет и поныне. Когда говорят «Игровое пиратство», то обычно подразумевают только пк-игры.

Почему ты пиратишь игры?

Существует 3 категории людей которые пользуются пиратскими играми.

Первый тип: Студенческий или школьный.Логика такая: нет у меня денег, а играть хочется, а значит я скачаю и поиграю. И может быть, если игра мне понравится, я ее куплю. Может когда-нибудь потом, на распродаже. Такая логика присуща школьникам и студентам, а так же бедным слоям населения, которые играть то хотят, но свободных денежных средств не имеют. Конечно, это не оправдывает пиратство ни в коем случае, но многие из этих людей, когда у них появляются свободные денежные средства, становятся легальными пользователями и начинают покупать игры.

Второй тип пиратящих, это так называемые экспериментаторы. К этим людям я могу отнести геймеров которые используют пиратские версии как своеобразные демо-версии. Не секрет что многие компании их не выпускают, ведь для того что бы сделать вменяемую демку нужно затратить много человеко-часов, которых у студии просто может не быть. Более того, сервис возврата денег за цифровые копии работают только у нескольких игровых магазинов, таких как Steam, Origin и GOG. И если игра, по каким-то причинам, вас не устроила, то вернуть потраченные деньги уже будет нельзя. С другой стороны, я не понимаю почему компаниям не делать, к примеру, триал-версии игр ограниченные часом или двумя, для того что бы протестировать, попробовать и определится с покупкой много времени не нужно. Человек опробовав проект мог бы сделать выбор, нужна ему эта игра или нет, но пока такое можно сделать только на пк.

Стоит заметить что даже среди экспериментаторов есть люди которые игры пиратят из совершенно иных соображений. Они качают репаки старых проектов c обновленными текстурами, балуются неофициальными модами или ставят любительские переводы. Делают они это потому что их не устраивает изначальная версия игры, а благодаря верным фанатам, у проекта может быть даже более качественный перевод или картинка, чем в официальной версии.

Ну и третий тип самый низкий. Это убежденные пираты. Есть и такие товарищи, которые принципиально не платят деньги за игры и считают что делать этого не стоит ни в каком случае, считая их чем-то несерьезным. Тем более если в игре нет мультиплеера, ее можно пиратить смело. Они могут владеть очень дорогим компьютером, но при этом качать игры с торрентов. Их не останавливает ни ограничения, ни совесть. А над теми, кто игры покупает, они громко смеются. Такие люди появились не случайно и как я говорил выше, это действительно отголоски лихих 90х и повального пиратства.

Человек очень быстро привыкает к халяве и она для него становится нормой. Несмотря на то что ситуация постепенно меняется, убежденные пираты все же остаются. Интернет постепенно начинает регулироваться. На смену нелегальной музыке приходят сервисы с подпиской, которые позволяют легально слушать музыку за символическую плату в месяц. Онлайн-кинотеатры уже предлагают довольно дешевые схемы по прокату и покупке фильмов и сериалов. Да и с играми ситуация меняется. Electronic Arts уже продвигает свой сервис по подписке на игры Origin Acсess. Грубо говоря, купив годовую или месячную подписку вы получаете доступ ко всей библиотеке игр компании сразу. Вопрос качества игра ЕА это тема для отдельной беседы, но сам факт что у игр может быть такой-же подписной сервис, как в случае с музыкой и сериалами, имеет место быть. Все упирается только в цену вопроса. И если дело выгорит, то вариант с подпиской могут перенять и другие компании.

Но давайте посмотрим на такую ситуацию: что будет к примеру если пиратство в игровой сфере полностью победит?

Далеко ходить не нужно, у нас есть уже готовая игровая система на которой пиратство цветет буйным цветом. Это магазин Google Play по продаже игр. По идее, эта платформа должка была стать новым рынком, в котором люди получали бы интересные видеоигры и необычный игровой опыт. Но все пошло не по плану. Магазин заполнили бесплатные, клонированные проекты, которые напичканы под завязку рекламой и в большинстве основаны на выкачивании из игрока денег. Эти игры не несут в себе ни культурной, ни моральной ценности. Это обыкновенные убивалки времени, в которых используют холодный расчет и бизнес-стратегию. Разработчики просто не хотят создавать что-то уникальное и интересное, ведь их игра или затеряется в потоке бесплатных безликих проектов или ее спиратят, потому что пиратить на андроид легче-легкого. Как раз пиратство это одна из основных причин почему мобильные игры уплыли в сторону фритуплейного однообразного шлака. Куда проще создать бесплатную игру, которую скачают, а потом зарабатывать на рекламе внутри приложения и продаже внутри-игрового контента. Мобильные игры, в большинстве своем, перестали быть плодом разработки творческих людей, которые хотят принести в культуру что-то новое, а куются руками психологов и маркетологов, знающих куда надавить, чтоб игрок совершал импульсивные траты. Можно кстати заметить что те единицы качественных игр которые все же выходят на смартфонах, сначала появляются на телефонах и планшетах от Apple, потому что в связи с закрытостью системы iOS пиратства на ней куда меньше.

Треш-игры в Google Play

Многие защитники пиратства любят говорить о том, что пиратство это своеобразный фильтр, мол хорошую игру купят в любом случае и этому не помешают никакие пираты. Приводится в пример Ведьмак 3 Дикая Охота, который был выпущен без всякой защиты, тем самым продавшись многомиллионными тиражами. Но такое сравнение далеко некорректно, Ведьмак 3 игра конечно великолепная, которая заслуживает всех высоких оценок. Но не стоит забывать что ее делали, не покладая рук, многие годы. А в тоже самое время есть и просто хорошие игры, инди-игры, которые не имеют ни возможностей к продвижению, ни каких-либо средств на маркетинг. К примеру игра Starrdew Valley разрабатывалась одним человеком в течении 5ти лет. Эрик Барон в одиночку создавал игру с нуля, вдохновившись серией Harvest Moon. Работа над игрой давалась ему крайне тяжело, к концу разработки он был полностью эмоционально опустошен. Stardew Valley это нишевый проект, которому повезло быть замеченным. Инди-разработчики делая игры порой ставят на кон многое, отдают все свои сбережения и бросают основную работу ради создания проекта мечты. Как пример, братья Чад и Джаред создавшие игру Cuphead и заложившие собственные дома в поисках дополнительных финансов на разработку. Тем самым вложив все свои накопления в желание довести игру до совершенства. И таких примеров в инди-сфере масса. За спинами маленьких и независимых студий, по большей мере, нет крупных издателей или инвесторов. И когда игра выходит, приходят «убеждённые пираты» и просто раздают проект за «спасибо». Большая студия под крылом издателя, такой напор скорее всего вынесет, хотя и не факт. Маленькая же студия, скорее всего не имеет подушки безопасности, а значит провал игры, рационально приведет к банкротству и закрытию.

Но и здесь все не так просто, ведь на пиратство можно взглянуть и под другим углом.

Разговоры о пиратстве тема очень щепетильная и сложная. Одни не считают пиратство воровством, потому-что изначальный продукт остаётся на месте. Другие же считают недополученную прибыль, ведь по сути: те кто спиратили игру, ее не купили, а значит разработчики не получили ничего. Третьи утверждают, что пираты в любом случае игру бы и не купили, а так они распространяют продукт и делают ему рекламу по методу сарафанного радио. У всех этих споров есть и обратная сторона медали. Многие считают что и сами игры испортились, а разработчики совсем зажирели, продавая порезанные на DLC игры, а иногда пытаясь проталкивать недоделанные или некачественные проекты. Деньги вливают в рекламу, а не в сами игры. Потому и покупка таких игрушек напоминает кота в мешке. Маркетологи твердят одно, а игра может оказаться совсем не тем о чем говорят в обзорах и трейлерах. И в данных спорах, вопросов всегда возникает больше чем ответов, ведь у каждой из сторон найдутся свои аргументы.

Джейсон Шрейер "Кровь, пот и пиксели"
Джейсон Шрейер "Кровь, пот и пиксели"

Создание игр это большой труд в независимости работают ли над ней несколько человек или же целая команда разработчиков. Это коллективный продукт программистов, художников, дизайнеров и музыкантов, который как и любое творчество нельзя засунуть во временные рамки. Если вы до сих пор так не считали, то я рекомендую вам прочитать книгу Джейсона Шрейера «Кровь, Пот и Пискели», где подробна расписана внутренняя кухня геймдева, со всеми авралами, переработками и эмоциональным выгоранием в процессе разработки игр. Чужой труд стоит уважать, ведь игры не рождаются из воздуха. Вместо этого, контент стоит потреблять избирательно и с умом. Пиратские игры приучают к бездумному потреблению и обесцениванию продукта. Человек просто скачивает игру, не разбирается в ней и удаляет. А ведь не все проекты раскрываются перед игроком в первые минуты и даже в первые часы. Типичный пример Bloodborne. Да, это эксклюзив ps4, но вот представим ситуацию что игра вышла на пк и ее спиратили. Люди не купившую игру, после первых пяти смертей просто бы удалили ее. А вот человек, который ее приобрел, начинает потихоньку разбираться и выяснить в чем же ее прелесть. Он постепенно, шаг за шагом, продвигается вперед, проникаясь атмосферой и геймплеем. Почему же он ее не бросает? Здесь включается психология, ведь человек вложил свои ресурсы, в данном случае купил игру, а значит и от контента он хочет получить максимум, а отличии от того кто за эту игру не заплатил. И это тоже очень важная проблема, потому что по сути пиратство обесценивает контент.

Вспомнилось это уморительное видео от канала Videogamedunkey:)

В прошлом не было никакой альтернативы и пользоваться пиратскими играми приходилось от незнания и безысходности. Сегодня существует масса способов легального гейминга. Это и гибкая система скидок и вторичные игры. При большом желании можно и не пиратить. Просто к выбору игр нужно подходить с умом и получать от них максимум удовольствия, отбросив бездумное потребление. И как бы это избито не звучало, но хорошие игры все же стоит поддерживать рублем и помогать качественному контенту развиваться.

Интересно услышать ваше мнение о пиратстве и о том как оно влияет на индустрию видеоигр в целом.

122122
832 комментария

Вся эта секта так сильно топящая против пиратства, состоит из какого-то огромного кол-ва лицемеров и непоследовательной логики.

104
Ответить

Комментарий недоступен

38
Ответить

Насчёт логики. У меня есть одна подруга, которая не хочет пиратить игры. Но денег на лицензии у неё нет. В итоге она ловит халявные ключи/раздачи везде, где только можно, и играет не в то, во что хочется, а в то, что досталось на халяву.

21
Ответить

Поясню для тех, кто не видит в своём глазу бревна: игры это только вершина айсберга интеллектуальной собственности за которую надо платить. Оплачивая игры и называя себя честным, не затрудните себя заплатить за лицензию windows, лицензию антивируса, фотошопа, word, excel, ВЕСЬ остальной софт который у вас установлен с торрентов тоже НЕ бесплатный, к слову говоря. Идём дальше - фильмы тоже в кинотеатрах бесплатно не показывают, соответсвенно легально в интернете их тоже бесплатно не покажут никому, а скачать можно вообще только файл который был нелегально скопирован с ПЛАТНОГО Blu-Ray диска, точно так же и с сериалами. Дальше идёт музыка, бесплатно играют только Бременские Музыканты, остальная музыка ВСЯ платная. А игры это только небольшая часть всей этой цифровой индустрии, и только патологический лицемер неспособный построить самую элементарную логическую цепь, покупает игры по скидке и чувствует себя честным человеком

24
Ответить

лицемеров и непоследовательной логикиСейчас просто описали всё человечество. XD

13
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Никогда не видел смысла платить за игры в которых нет мультиплеера

27
Ответить