Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 58 (TI-99)

Проектов для TI-99 оказалось значительно меньше, чем для TRS-80 и Apple II, так что этой статьей я планирую закрыть платформу. В самую же подборку попали: оригинальный экшен про уничтожение «Звезды Смерти», викторина по классической трилогии, отвратительный тир, который даже не совсем ЗВ, и две очень похожих друг на друга игры про битву на Хоте.

Проекты в подборке:

316. Death Star (1983) — Оригинально, но сложно

Платформа: TI-99

Издатель: Sirovy Software

Три возможных сценария — смерть игрока, уничтожение ЗС и взрыв Явина-4

Death Star приятно удивляет — это оригинальная игра, аналогов которой в ходе марафона я еще не видел. Меж тем с ней пришлось изрядно повозиться, и без помощи Sightsaber я бы точно не справился. Но давайте обо всем по порядку.

Как и в большинстве других проектов, называющихся Death Star, здесь требуется уничтожить «Звезду Смерти», сидя за штурвалом крестокрыла. Всю левую часть экрана занимает огромная имперская станция, на фоне которой расположившийся рядом Явин-IV кажется совсем крошкой.

Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!

Геймплей условно-пошаговый, то есть ход делаем мы, ход — «Звезда Смерти». Почему условно? Если ты не успел зажать нужную кнопку до окончания хода ЗС, то свой ты, скорее всего, пропустишь. Делать мы можем четыре вещи, но только одну за раз: переместиться на клетку либо выстрелить из лазера, дезинтегратора или торпедой. После знакомства с кодом Sightsaber написал мне, что у крестокрыла должен быть еще и щит, но про него нигде ничего не сказано. ЗС, в свою очередь, только и умеет, что выпускать по нам убийственный луч, который бьет каждый раз в случайное место.

Игра делится на несколько стадий. На первой мы должны обстреливать поверхность «Звезды Смерти» из лазера, пока не уничтожим контрольную башню. Каждый раз ее местоположение генерируется случайным образом, и игрок не знает, где она находится. По сути, здесь мы просто шмаляем вслепую, надеясь на чудо. Что интересно, в Death Star есть своего рода «разрушаемость». Наше оружие деформируют ЗС, так что игрок всегда видит, куда он уже стрелял.

Внутри траншеи выстрелы «Звезды Смерти» нам уже не страшны
Внутри траншеи выстрелы «Звезды Смерти» нам уже не страшны

После уничтожения башни появляется траншея. Наша задача на этой стадии: поравняться с ней и выстрелить из дезинтегратора — это уничтожит «ворота», закрывающие проход. Далее нужно залететь в траншею, выпустить в тепловыводящее отверстие торпеду и слинять как можно дальше. «Звезда Смерти» уничтожена, мы молодцы!

Правда, чтобы увидеть победный экран, пришлось помучаться и обратиться в итоге за помощью к Sightsaber. Главная проблема заключалась в том, что я не понимал, как запускать в отверстие торпеду. Во внутриигровой инструкции написано, что за нее отвечает кнопка Ctrl, но у меня не работала ни левая, ни правая. Чтобы всё проверить и разобраться, Sightsaber намутил себе какую-то чит-версию игры и где-то через сутки прислал мне решение — после загрузки кассеты надо прописать вот эти две строчки кода:

740 IF KK=81 THEN 3090

790 IF KK=87 THEN 1480

Видимо, от взрыва ЗС Явину тоже досталось
Видимо, от взрыва ЗС Явину тоже досталось

Те две строчки переназначают стрельбу торпедами на W, а щит, о котором нигде не сказано, на Q. Последний в действии я не проверял, но если его можно активировать только в свой ход, то штука эта абсолютно бесполезная — так как предугадать выстрел по крестокрылу всё равно нельзя.

Помимо технических меня поджидали и другие сложности. Нужно быть действительно счастливчиком, чтобы уничтожить «Звезду Смерти». Дело в том, что на любом из ходов тебя запросто могут убить, а ты не сможешь этого ни предугадать, ни предотвратить. Особенно обидно, когда ты уже взорвал башню, почти долетел до траншеи, и тут по тебе прилетает лазерный луч. Либо поиск контрольной вышки может занять слишком много времени, и «Звезда Смерти» разнесет Явин-IV на куски. Прибавьте к этому медлительность геймплея и загрузок. Ждешь минуту, пока всё запустится, появляешься, тебя через пару-тройку ходов убивают — ожидай по новой. В какой-то момент это начинает натурально бесить.

Героически прячусь за Явином-IV
Героически прячусь за Явином-IV

Несмотря на высокую сложность, Death Star оставляет скорее приятные впечатления. В первую очередь благодаря тому, что проект действительно оригинальный и предлагает необычный геймплей для порядком заезженной сцены. Жаль только, что без ощутимых минусов не обошлось, и долгие загрузки вкупе с непредсказуемым рандомом в какой-то момент начинают раздражать.

317. Star War Quiz (1990) — Кто отец Люка?

Платформа: TI-99

Разработчик: Herbert T. Siley

Геймплей

Много про эту игру не напишешь. Это вполне стандартная викторина с тремя вариантами ответов, охватывающая события классической трилогии. Вопросы поделены на три группы — по «Новой надежде», «Империи» и «Возвращению джедая». В каждой из них они дополнительно разбиваются на две категории — простые и сложные.

К минусам можно отнести небольшое число вопросов, причем они всегда идут строго в одном порядке, то есть с реиграбельностью явно проблемы. Также хотелось бы видеть какую-то финальную статистику по типу «Х правильных ответов и Y неправильных», но ничего подобного нет.

Это легкий вопрос, но на него я ответил неправильно. Дважды
Это легкий вопрос, но на него я ответил неправильно. Дважды

318. Dark Star (1984) — Вроде ЗВ, а вроде…

Платформа: TI-99

Разработчик: E. Mokadim

Геймплей

Давайте сравним недавно пройденную мной Strike Force 99 и Dark Star. Обе сделаны по мотивам четвертого эпизода. Обе вышли на TI-99 и обе же относятся к траншейным аркадам. Это мой личный термин, описывающий игры про полеты по желобу «Звезды Смерти». Однако если первую хотелось хвалить за нестандартный подход к реализации уже заезженной сцены, то вторая мало того, что сделана шаблонно, так еще и плохо.

Начинается всё довольно позитивно. На главном экране, несмотря на надпись Dark Star, играет хорошо узнаваемая мелодия из «Звездных войн». Потом появляются какие-то странные инопланетяне, и ты уже начинаешь сомневаться. Затем запускается игра…

Почему во всех играх подобного рода разрабы делали «Звезду Смерти» какого-то странного цвета? То она розовая, то зеленая, то фиолетово-голубая…
Почему во всех играх подобного рода разрабы делали «Звезду Смерти» какого-то странного цвета? То она розовая, то зеленая, то фиолетово-голубая…

Наш звездолет, не особо напоминающий крестокрыл, летит по траншее «Звезды Смерти». Задача: отстреливать спускающиеся сверху экрана СИДы и параллельно уклоняться от огромного количества метеоритов. Правда, откуда они вообще здесь взялись, непонятно. Видимо, космическую станцию Империи занесло в гигантское астероидное поле, не иначе.

Независимо от того, попали мы в кого-то или нет, через какое-то время нас переводят на следующий этап. Вместо СИД-истребителей теперь появляются корабли, напоминающее голову лопоухого пришельца с антеннами. Чтобы перейти на уровень 3, снова можно никого не убивать — достаточно продержаться и выжить. Наградой за это нам станут враги нового вида, которые вновь похожи на отрубленные инопланетные головы. Затем следует четвертый уровень, а за ним всё начинается с начала, только на повышенной сложности и с красными противниками вместо зеленых.

Второй вид врагов отдаленно еще походит на СИД-истребитель
Второй вид врагов отдаленно еще походит на СИД-истребитель

И всё бы ничего, если бы не кривизна… всего. Управление жутко неотзывчивое. Истребитель не сразу начинает двигаться в нужную сторону, а когда надо сменить направление, для этого может потребоваться пара секунд. Стреляет он тоже не сразу, при этом как-то странно. Ракеты вылетают и почти сразу исчезают, вместо них выстреливаются другие. Попадания, причем любые, засчитываются через пень-колоду. Ракеты могут спокойно пролететь через врага, не нанеся ему урон, как и сквозь «крестокрыл» может пройти огромный булыжник без каких-либо последствий.

ЗВшность игры подтверждается в журнале Micro 7 n° 16. Вот скан, если не верите
ЗВшность игры подтверждается в журнале Micro 7 n° 16. Вот скан, если не верите

Dark Star не только неоригинальна с точки зрения идеи, но еще и крайне дурна в техническом исполнении. Пока что худшая игра для TI-99, что я проходил.

319. L'Empire Contre Attaque (19XX) — Парле ву ЗВ?

Платформа: TI-99

Разработчик: Christian Lucas

Геймплей

Недавно я уже писал про немецкий клон самой первой официальной игры по «Звездным войнам», ну а теперь настал черед французского аналога.

L'Empire Contre Attaque выглядит потрясающе знакомо — вид сбоку, шагающие по Хоту АТ-АТ и пиксельный снежный спидер, который в одиночку должен их остановить. Но, разумеется, отличия тоже имеются. Например, если в немецкой Star-Wars шагоходам нужно было стрелять в одно-единственное уязвимое место на голове, то здесь сложность не настолько зашкаливающая. Да, попадать тоже нужно исключительно в кабину, но область поражения значительно шире.

Как прекрасен и зелен Хот в это время года!
Как прекрасен и зелен Хот в это время года!

Французская «Империя» проще немецкой не только в плане геймплея, но и детализации картинки. Если Дитер и Торстен Карбахи запарились с прорисовкой АТ-АТ и снежного спидера, то мсье Кристиан Лукас просто налепил пикселей. При этом почти идентично тому, что было в официальном релизе от Parker Brothers. Не плагиат, а дань уважения!

Интересной особенностью L'Empire Contre Attaque является то, что игра ведется не на очки, а на прохождение. Всего здесь четыре уровня. На первых двух мы сражаемся с имперскими АТ-АТ один на один — и да, они тоже умеют по нам стрелять. В третьем против нас выступают уже две махины, правда, уничтожить достаточно лишь одну. Ну а на финальном этапе требуется завалить оба шагохода, после чего Люка похвалят с успешно выполненной миссией.

Нет, это не выглянувший из воды кит, а сложившийся АТ-АТ. И да, с каждым уровнем локация меняет цвет
Нет, это не выглянувший из воды кит, а сложившийся АТ-АТ. И да, с каждым уровнем локация меняет цвет

В целом L'Empire Contre Attaque неплоха, вот только управление подкачало (у немцев оно тоже было жутко кривое, так что проекты схожи и в этом). Нажимаешь кнопку направления, и спидер начинает лететь в указанную сторону, не останавливаясь. Тормозить можно, но странно. Например, если ты поднимаешься, то за полную остановку отвечает «Назад», а не «Вниз». В итоге я плюнул на хитрые (и неудобные) маневры и прошел всю игру, зависнув на месте и меняя лишь высоту.

320. Star Wars - Empire Strike Back (19XX) — Просто плагиат или плагиат плагиата?..

Платформа: TI-99

Разработчик: неизвестно

Геймплей

Довольно интересно выходит — почти на всех ретро-платформах, с которыми я успел познакомиться, численный перевес был в сторону тиров от первого лица. На TI-99 же их практически нет, зато я натыкаюсь уже на третий клон самой первой официальной игры по «Звездным войнам». Что еще интереснее, в этой Empire Strike Back абсолютно такие же спрайты, как были в немецкой Star-Wars. То есть кто-то один сплагиатил лицензированный релиз от Parker Brothers, а другой сплагиатил плагиат.

Основные элементы в этой игре такие же, как и в немецкой «Империи». Такой же вид сбоку, такие же АТ-АТ и спидер, та же задача — взрывать шагоходы. Внизу экрана в обоих проектах есть радар, показывающий расположение линии огня снежного спидера по отношению кабины металлического гиганта (это его единственное уязвимое место). Сам шагоход при этом точно так же стреляет по нам в ответ смертоносными ракетами и «безобидными» лазерами. Последние не наносят урона, зато сбивают вниз, к земле.

Несмотря на одинаковые спрайты, анимация взрыва АТ-АТ здесь другая
Несмотря на одинаковые спрайты, анимация взрыва АТ-АТ здесь другая

Но есть и отличия, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Так, в этой Empire Strike Back нет ни титульного экрана, ни музыки, ни звуков. Последнее особенно странно и непривычно, так как во всех прочих проектах с TI-99 хоть какие-то писки да были. А вот картинка здесь заметно интереснее. Задник, поверхность Хота и радар более детализированы, а сверху появилась карта с отображением на ней шагоходов.

Но главное, чем Empire Strike Back отличается от немецкой и французской «Империй» — это, как ни странно, геймплей. Если Star-Wars и L'Empire Contre Attaque я ругал за жуткое управление (спидеры там было практически невозможно остановить, они постоянно летели в какую-то сторону), то здесь оно наконец нормальное. Транспортное средство отзывчиво реагирует на твои команды, не несется вперед без остановки и вообще ведет себя так, как я и хотел, проходя два предыдущих проекта про Хот.

А еще в Empire Strike Back есть топливо. Только его так много, что во время игры про него даже не думаешь
А еще в Empire Strike Back есть топливо. Только его так много, что во время игры про него даже не думаешь

Проблема в том, что играть стало значительно проще и, как следствие, скучнее. Не имея проблем с управлением, я выносил АТ-АТ на раз-два, проходя уровень за уровнем. На каждом этапе требуется убить четыре шагохода, после чего всё начинается по новой, только враги идут чуть быстрее. Особо сложнее и интереснее игру это не делает, так как всегда можно отлететь на безопасное расстояние и продолжить стрелять по кабине оттуда. Смертельные для нас ракеты летят при этом куда-то в воздух, где игроку быть и не за чем, поэтому на деле совсем не опасны. Ну а лазеры, как я уже писал, абсолютно безвредны. Если они и сбивают спидер с линии огня, то несильно и некритично.

Единственный раз, когда АТ-АТ удалось сбить меня ракетой — просто я вовремя не отлетел
Единственный раз, когда АТ-АТ удалось сбить меня ракетой — просто я вовремя не отлетел

Star Wars - Empire Strike Back оставляет смешанные чувства. С одной стороны, это самая красивая битва на Хоте, что я видел на TI-99, да еще и с адекватным управлением. С другой, играть в нее откровенно скучно из-за отсутствия хоть какого-то вызова. Ну а еще не понятно, плагиат ли это немецкой «Империи» или же наоборот.

Конец пятьдесят восьмой части. Продолжение следует…

2929
11
11
9 комментариев

Death Star оказалась насколько интересной, настолько же геморной. Поскольку имеется она только в виде кассеты (то есть нужно "вставлять" файл WAV в виртуальный магнитофон и две минуты наслаждаться писками из динамиков - привет, 90-е!), просто так в год игры не заглянуть, приходилось после загрузки в эмулятор сохранять листинг в текстовый файл (при этом часть специфических символов съедалось). Плюс вновь пришлось покопаться по мануалу, чтобы понять, как именно происходит считывание нажатия клавиши.

Удивительно, как мало выходило по ЗВ официальных игр-викторин: казалось бы, при популярности франшизы штампуй и штампуй, ан нет: навскидку могу вспомнить лишь одну, для мобильного телефона. Ну и вот эту, найденную на ежемесячном диске Группы пользователей домашних компьютеров TI в Далласе.

Французская стрелялка по шагоходам на удивление неплоха, мне понравилась гораздо больше, чем первая официальная игра по ЗВ, что вышла в 1982 году, которую она неприкрыто косплеит. Отличный пример того, как надо украсть и сделать лучше! Следующая игра Star Wars - Empire Strike Back (запускаемую версию которой пришлось как следует поискать) при всей крутости её графики играется гораздо скучнее.

2

Не могу поверить что пропустил. По зову не уведомления, а души

Здорово, что материал не затерялся)) А мы пока столкнулись с некоторыми техническими трудностями, так что следующий выпуск рубрики подзадерживается...

Ё маё, уже 90 подошли.

Так как я прохожу сейчас по платформам, а не по годам, то в следущем выпуске может спокойно снова уйти в 70-е)