Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 59 (TI-99)

Я уже было подумал, что закончил с TI-99, и морально готовился двигаться к другому древнему компьютеру, но тут Sightsaber подкинул мне еще несколько проектов для этой платформы. Увы, почти каждый из них оказался довольно проблемным с точки зрения запуска, поэтому марафон значительно застопорился (ну а еще лето, как-никак, и отличная погода на улице!). Несмотря на все трудности, мой товарищ отлично справился с задачей и сумел-таки запустить каждую из представленных ниже игр (а некоторые из них он и вовсе набирал вручную со страниц журнала).

Итак, в этом выпуске вас ждут:

  • две немецких летных аркады от одного и того же автора;
  • итальянский тир от первого лица с довольно крутой картинкой и выходивший минимум дважды — в 1994 году и 2006-м;
  • занятная пошаговая тактика со стелс-СИДами;
  • и довольно примитивный тир, который исторической справедливости ради всё же стоило упомянуть.

Проекты в подборке:

321. Star Wars: Krieg der Sterne (1984) — Швайн гет нихт

Платформа: TI-99

Разработчик: Patrick Schmitz

Прохождение

В сентябре 1984 года в немецком журнале TI Revue опубликовали сразу две ЗВ-игры за авторством некого Патрика Шмитца. Если вы только подключились к марафону и не понимаете, что это за формат распространения такой, то поясню. Лет 40-50 назад различного рода издания печатали так называемые листинги — коды программ, которые нужно было самостоятельно набирать на компьютере, дабы получить на выходе игру. Могу предположить, что занятие это было не самым приятным, так как при малейшей ошибке приходилось перепроверять код целиком.

Так вот, первая из игр Шмитца называется Star Wars: Krieg der Sterne, что на русский можно перевести как «Звездные войны: Звездные войны». Ох, и намучались же мы с ней вместе с Sightsaber…

Вставляю в эмулятор код, перепечатанный Sightsaber
Вставляю в эмулятор код, перепечатанный Sightsaber

Я пока еще не запускал и даже не смотрел второй проект Патрика, но с первым пришлось знатно повозиться. Из-за этого марафон застопорился примерно недели на две. Во-первых, моему товарищу пришлось вручную перепечатывать код программы с того самого немецкого журнала. Во-вторых, код этот оказался настолько забагованным, что всё тому же Sightsaber пришлось придумывать отдельный «костыль», чтобы хотя бы запустить игру. У меня, кстати, оригинальная версия Шмитца грузилась без проблем, но, кажется, была непроходимой.

Самое обидное — было бы ради чего мучаться и стараться. «Звездные войны» Шмитца — примитивный, кривой и неотзывчивый скролл-шутер, посвященный событиям четвертого эпизода. Всего в игре два уровня, обыгрывающих концовку «Новой надежды». На первом требуется просто стрелять по СИД-истребителям с видом сбоку, а на втором — пролететь по желобу «Звезды Смерти» и взорвать ее, попав по тепловыводящему отверстию.

Скриншот второго уровня. Черный крестик — то самое отверстие
Скриншот второго уровня. Черный крестик — то самое отверстие

Так как игра запускалась у меня без читерского «костыля» (о нем чуть позже), то я хотел пройти ее по-честному. Задача в целом казалась несложной: нужно было уничтожить определенное количество СИД-истребителей, а после подстрелить звездолет Дарта Вейдера. Я потратил около полутора или двух часов, чтобы справиться со столь простой на первый взгляд миссией, но в итоге сдался…

Первая, но не самая критичная проблема заключалась в управлении. Крестокрыл оказался крайне неотзывчивым — он с трудом и далеко не с первого раза соглашался менять высоту и стрелять. Из-за этого я часто врезался во врагов. Куда хуже и неприятнее оказался баг с «низкими» СИДами. Если я правильно понял, первый уровень разворачивается над поверхностью «Звезды Смерти». На «нулевом этаже» локации для красоты расставлены странного вида декорации — одна похожа на человечка, другая на взмывающий самолет, остальные и вовсе непонятные. Спускаться на эту высоту мы не можем, так как крестокрыл на ней тут же взрывается, а вот СИДы — могут, хотя и не должны. Если какой-нибудь негодяй залетит в мертвую для нас зону, его будет уже не взорвать, а следовательно — не пройти миссию.

Неубиваемый СИД и анимация взрыва
Неубиваемый СИД и анимация взрыва

Если же я не натыкался на этот баг, то критичным для меня становился другой — бессмертный Вейдер. Сколько я ни пробовал, убить его у меня не получалось. Логика у игры такая: сперва ты взрываешь энное число СИДов, после чего по экрану быстро проносится истребитель лорда ситхов. Подбил его — переходишь на второй уровень. Не попал — снова расстреливай базовых врагов. Вот только урон по боссу почему-то не проходит, хотя на сохраненных видеозаписях отчетливо видно, что лазеры пролетают четко сквозь него. Расправиться с Дартом мне помог лишь чит, придуманный Sightsaber:

480 FOR Z=5 TO 10 :: CALL MOTION(#I+2,Z+INT(RND*29)+7,-Z*2):: NEXT Z :: CALL POSITION(#I+2,Z,Z1):: CALL MOTION(#I+2,0,-20):: CALL LOCATE(#I+2,INT(P/16)*16,Z1-6):: GOTO 320

Прямое попадание по Дарту Вейдеру, но игрой оно не засчитывается
Прямое попадание по Дарту Вейдеру, но игрой оно не засчитывается

Этот «костыль» делает Krieg der Sterne менее интересной, но зато хотя бы проходимой. Суть его заключается в том, что он принуждает всех рядовых противников лететь строго по центру, из-за чего игрок может «стоять» на месте и тупо их расстреливать. Также по какой-то причине именно это дополнение к коду позволило Sightsaber в принципе запустить игру, а мне — убить Вейдера.

Со вторым уровнем проблем было поменьше, но совсем без багов не обошлось. Так, примерно 50 на 50 выскакивала ошибка, которая полностью крашила игру. Геймплей же здесь оказался иным: с видом сверху нам нужно пролететь по траншее «Звезды Смерти» и удачно выстрелить в тепловыводящее отверстие. При этом на хвосте крестокрыла сидит красный СИД, который вроде как стреляет, но урона нам вроде как не наносит. Кроме того, мы можем перемещаться влево и вправо, чтобы от чего-то там уклоняться, но смысла в этом никакого. Я не знаю, связано ли это как-то с читом Sightsaber, но победить оказалось элементарно — достаточно было просто нажать кнопку стрельбы возле отверстия ЗС, больше ничего на уровне не делая.

Die Macht ist mit dir — Сила с тобой. Die macht sei mit dir — Да пребудет с тобой Сила. Учим немецкий по ЗВ
Die Macht ist mit dir — Сила с тобой. Die macht sei mit dir — Да пребудет с тобой Сила. Учим немецкий по ЗВ

На то, чтобы разобраться со Star Wars: Krieg der Sterne, у нас с Sightsaber ушло неприлично много времени (особенно у моего товарища, набирающего код вручную). С одной стороны, я думаю, мы сделали довольно прикольную с исторической точки зрения штуку — раскопали из небытия еще один проект по «Звездным войнам». С другой стороны, сама игра оказалась крайне низкого качества — забагованной и с ужасным управлением. Знакомство с ней было скорее мучением, чем удовольствием. Ну что ж, а теперь я пойду смотреть, чего же там еще такого накодил Патрик Шмитц в своем следующем проекте…

322. Star Wars: Das Imperium Schlägt Zurück! (1984) — Империя совсем цурюк

Платформа: TI-99

Разработчик: Patrick Schmit

Геймплей

С сиквелом Krieg der Sterne Патрика Шмитца повозиться тоже пришлось. Sightsaber всё так же набирал код вручную, что само по себе заняло определенное время. И несмотря на то, что у него проект вроде как заработал, я ловил критическую ошибку, из-за которой играть было невозможно. После этого прошло еще целых две недели простоя в марафоне, за которые, впрочем, Sightsaber и я успели отдохнуть. Взглянув на код свежим взглядом, мой товарищ нашел в нем две собственных опечатки и одну наборщика журнала. «Дас Империум шлегт цурюк», она же «Империя наносит ответный удар», наконец заработала нормально!

За две прошедших недели я уже успел подзабыть, как у меня бомбило от первой игры Шмитца, но вот вторая меня приятно удивила. Первый шок случился прямо на запуске — я услышал синтезированную речь. Для древних неофициалок по Star Wars это настолько большая редкость, что я даже не помню, было ли такое где-то еще. Голос поприветствовал меня в космосе, озвучил название и попросил прочитать инструкцию. И несмотря на то, что виртуальный дяденька говорил по-английски, всё остальное в игре оказалось на немецком.

Я прочел очень внимательно, честно (нет)
Я прочел очень внимательно, честно (нет)

Второй приятный момент — Das Imperium Schlägt Zurück! оказалась вполне себе играбельной и даже без багов, так что прошел я ее без каких-либо читов и «костылей».

Я заметил такую тенденцию. Если неофициальная игра выпущена по «Новой надежде», то с вероятностью 90% она будет посвящена уничтожению «Звезды Смерти». Если проект сделан на основе пятого эпизода, то с тем же самым шансом мы окажемся на Хоте и будем воевать против АТ-АТ. Ну и, конечно, всегда есть 95% вероятность, что неофициальная игра по ЗВ будет про что угодно, но только не про «Возвращение джедая».

Ни за что не догадаетесь, что ждет нас в этой игре!
Ни за что не догадаетесь, что ждет нас в этой игре!

Статистика сработала и здесь, так что Das Imperium Schlägt Zurück! отправляет нас на заснеженный Хот. Управляя спидером, мы должны уничтожить четыре имперских шагохода, не дав им добраться до базы повстанцев. Если тупо стрелять сперва по одному АТ-АТ, а потом по второму, то оставшиеся два за это время успеют дотопать до чегевар. Тактика тут такая: подстрелил одну махину, она временно остановилась — перешел ко второй, к третьей и уже после начал расстреливать четвертую. Правда, пусть шагоходы и стоят на месте, опасность они всё равно представляют, так как вполне себе могут стрелять.

АТ-АТ прилег отдохнуть
АТ-АТ прилег отдохнуть

Несмотря на технические сложности с запуском, игра оставила исключительно приятные впечатления, тем более на фоне предшественницы. В этот раз Шмитц действительно проделал отличную работу — особенно мне понравился синтезированный голос (ну реально ведь большая редкость!). Геймплей в целом пусть и простенький, но не лишен тактической составляющей, а картинка довольно приятная. Честно, мне даже прикопаться не к чему.

323. Star Wars (1994) — И двенадцать лет спустя

Платформа: TI-99

Разработчик: Alessandro Betori

Геймплей двух версий

Возможно, игра была разработана и раньше 1994-го. Достоверно мы знаем только то, что именно в этом году итальянец Алессандро Бетори выпустил для TI-99 свою Star Wars версии 2.5. Уж не знаю, какая его вампа укусила, но спустя 12 лет всё тот же Саня релизнул версию 2.6 — всё тех же «Звездных войн» для всё той же платформы. Я поиграл в оба издания и готов поделиться впечатлениями.

Эта Star Wars посвящена четвертому эпизоду киносаги и даже начинается примерно так же — название и вступительные титры, переписанные из фильма слово в слово. Напомню, в них речь идет про принцессу Лею, которая «мчится домой на своем корабле, преследуемая зловещими агентами Империи». И тут начинается геймплей — мы видим руки пилота за штурвалом звездолета и маячащий где-то в космосе СИД-истребитель. Не смотри я фильм, подумал бы, что это лично Лея отстреливает имперцев. Впрочем, за кого именно мы играем, Алессандро нам в любом случае не сообщил.

Увы, в игре анимированы лишь СИДы, в то время как руки и штурвал статичны
Увы, в игре анимированы лишь СИДы, в то время как руки и штурвал статичны

Самое здоровское в этой Star Wars — наличие отрисованной кабины звездолета и тех самых неизвестно кому принадлежащих рук. Жаль только, что картинка при этом черно-белая, но даже так выглядит она вполне симпатично. В остальном же это довольно примитивный тир от первого лица, где требуется отстреливать СИД-истребители. Справедливости ради должен отметить в кои-то веки удобное управление. Правда, попадать во врагов мне было всё равно тяжеловато — уж слишком они юркие.

Примечательно, что графика и геймплей в версиях 1994-го и 2006 годов нисколько не отличаются. По крайней мере, по ощущениям. Как мне показалось, в более свежей сборке автор лишь поменял начальный и финальный экраны. Так, в 1994 году при запуске Star Wars игрока предупреждали, что программа условно-бесплатная, и просили его прислать 10 долларов на адрес Алессандро в Риме. Интересно, много ли человек ему задонатило… В версии 2006 года говорится уже о том, что игра бесплатная. Плюс на стартовом экране появилось меню, благодаря которому стало можно пропускать вступление, а также смотреть и очищать рекорды. Изменился и экран Game Over’а. В старой версии просто выводились очки и сообщение в духе «Ты не истинный пилот повстанцев (и даже не гражданин)». А вот в новой в дополнение к этому появилась еще и табличка с рекордами, в которую можно вписать свое имя. Как видите, в целом изменения не особо большие, и даже странно, зачем автор вообще вернулся к проекту спустя аж 12 лет.

Кроме графики и сносного управления, ничего особо интересного в итальянских «Звездный войнах» нет — обычный тир от первого лица, коих я видел десятки. Тем не менее хороших картинки и отзывчивости прицела хватило, чтобы эти Star Wars оставили в целом приятные впечатления.

324. TI Wars (19XX) — Стелс-СИДы атакуют

Платформа: TI-99

Разработчик: John Clulow

Прохождение

Что однозначно могу сказать про эту игру — она подарила мне необычный опыт. И всё это благодаря забагованности и довольно неудобному управлению. Проходить TI Wars местами было некомфортно, неудобно, но всё же из-за этого и интересно. Вот такой парадокс.

Играем мы за пилота по фамилии Скайуокер (а вот имя можно задать самому), который должен уничтожить восемь имперских СИД-истребителей. Расположение врагов и астероидов на игровом поле каждый раз задается случайным образом, а геймплей проходит в шаговом режиме.

В TI Wars присутствует определенный элемент тактики. Так, например, крайне опасно выстраиваться с противником на одной линии — высока вероятность, что он выстрелит первым. Это надо учитывать при перемещении, ну и стрелять приходится чаще всего по диагонали. Да, так несколько сложнее с точки зрения прицеливания, зато безопасно. Как только удастся расчистить поле от всех противников, нас похвалят за хорошую работу — конец.

Как я понял, стрелять издалека тоже безопасно,так как индикатор CONDITION светится зеленым (при приближении к врагу он становится желтым, а на одной линии с ним — красным)
Как я понял, стрелять издалека тоже безопасно,так как индикатор CONDITION светится зеленым (при приближении к врагу он становится желтым, а на одной линии с ним — красным)

«Ну и где здесь необычный опыт?» — спросите вы. Во-первых, управление. Оно здесь аж о шестнадцати кнопках — восемь для перемещения и столько же для стрельбы. Чтобы не путаться в навигации (за вверх отвечает Е, вправо — D, влево — S, а есть еще влево-вверх (W) и так далее) я решил забить на полеты по диагонали и назначил на крестовину геймпада стандартные влево-вправо и вверх-вниз. Стрелять пришлось всё же с клавиатуры, но для этого я выписал отдельно на листик шпаргалку с подсказками: 1 — влево-вверх, 2 — вверх, 3 — вправо-вверх и так далее до цифры 8. Получилось, что я одновременно играл и с контроллером, и с клавой. Но, как говорили раньше в телемагазинах, это еще не всё!

Оказалось, игра забагована. Начиная с какого-то хода, СИД-истребители поочередно уходят в стелс-режим — то есть физически они никуда не деваются, но на экране перестают отображаться. Потом они могут снова появиться, но через какое-то время опять пропадают. Не думаю, что так и задумывалось, хотя…

Обратите внимание — снизу написано, что врагов на карте четыре, но отображаются только двое
Обратите внимание — снизу написано, что врагов на карте четыре, но отображаются только двое

Так как враги практически не перемещаются по карте (могут, но ленятся), то я решил прибегнуть к такому трюку — я периодически фотографировал экран монитора на телефон, а уже после смотрел, где примерно должны находиться «невидимки». Вот и вышло, что передвигался я с геймпада, стрелял с клавиатуры и по шпаргалке, а замаскировавшихся врагов выискивал по разведданным со смартфона — опыт действительно нестандартный.

325. Star Ride (19XX) — Что-то с СИДами или СИД-заменителями

Платформа: TI-99

Разработчик: Marcolongo S.

Геймплей

В марафоне по ЗВ-релизам с TI-99 Star Ride стала последним препятствием на пути к финишу. Вместе с Sightsaber мы пытались запускать ее на уже привычном нам эмуляторе Classic99, но каждый раз игра крашилась, едва успев начаться. Враги исчезали, а перекрестие прицела начинало само двигаться строго по вертикали и отказывалось реагировать на любые команды. Мой товарищ не смог решить проблему копанием в коде, а потому решил попросить помощи на форуме AtariAge. Оказалось, это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сперва пришлось долго ждать одобрения регистрации со стороны администрации. После же сам вопрос ушел на модерацию, занявшую несколько часов.

Параллельно с этим Sightsaber предложил мне попробовать запустить Star Ride на MAME, и это было отличной идеей! Ему пришлось повозиться, объясняя мне, что и куда тыкать, но результат оказался приемлемым — игра запустилась, прицел и враги никуда не пропадали, хотя в итоге программа всё равно то ли крашилась, то ли это просто у нее такой Game Over.

MAME — всем эмуляторам эмулятор!
MAME — всем эмуляторам эмулятор!

Увы, длительные мучения в этом случае оказались не особо оправданы (разве что с исторической точки зрения), ведь передо мной предстал очередной тир от первого лица, где нужно расстреливать СИД-истребители… Или нечто похожее на имперские звездолеты, так как Star Ride явно не претендует на полноценный ЗВшный статус. В том числе это подтверждается ужасной мелодией в начале игры, звучащей вместо привычной заглавной темы Star Wars.

Геймплейно проект тоже отвратителен: неотзывчивое управление прицела, невозможность стрелять, пока перекрестие не остановится, и в целом скучный игровой процесс. Разве что к графике придираться не буду — она для платформы вполне стандартная.

СИД покраснел от стыда за качество игры
СИД покраснел от стыда за качество игры

Так получилось, что рассказ о попытках поиграть в Star Ride оказался больше, чем описание самого проекта. Оно и неудивительно, учитывая примитивизм программы и ее полную вторичность. Зато теперь я закрыл TI-99 (точно ли?) и могу двигаться дальше, к юбилейному 60-му выпуску рубрики. Заранее скажу, что он будет немного особенным, но всё еще посвящен ретро 80-х годов.

Конец пятьдесят девятой части. Продолжение следует…

3737
8 комментариев

Объективно говоря, обе игры Патрика Шмитца выглядят интересно: оригинально, с попыткой сделать интересную графику и оригинальный геймплей. Но намучится с их отладкой пришлось знатно (последний баг отловили пользователи AtariAge, куда мы выложили для ознакомления коды игры, всего несколько дней назад). И тут дело не только в моих кривеньких ручках и слабом знании TI Basic'а, но и в особенностях эмуляции, когда нужно старательно подбирать настройки эмулятора для получения играбельного результата (я всё же подозреваю, что на оригинальном TI-99 игры играются адекватнее).

Игра Алессандро Бетори играется приятнее всех из этого списка. Графика хоть и монохромная, но приятная, управление отзывчивое.

TI Wars ужасна. Ужасна странным управлением (я играл на клавиатуре, и управление двумя наборами клавиш направления, один из которых ни фига не интуитивный, то ещё удовольствие).

Star Ride для меня оказалась ценна лишь тем, что ради неё пришлось научиться эмулятору MAME (подозреваю, в будущем без него никак не обойтись будет). Впрочем, если оставить за скобками баги и простоту, графика у игры довольно красивая (но как, зараза, долго грузится!).

3

Спойлер что из 80 мы выберемся нескоро?

Вам уже можно книгу издать.

1

Пока нельзя — сперва закончим марафон :D