Главные мобильные игры 2020 года

И пара слов о главных провалах — их избежать не удалось.

Тепличный для мобильных игр 2020 год, казалось, невозможно рассматривать без контекста. Люди, лишённые своих привычных развлечений, ожидаемо потянулись за понятными и доступными методами досуга — и многие из них не стали искать дальше своего смартфона. Статистика подтверждает: количество скачиваний мобильных игр по отношению к 2019 году выросло на 45%.

Однако рассматривать общий взлёт скачиваний как единый успех для всей индустрии невозможно — реальность оказывается прозаичнее. Сливки ожидаемо сняли представители hyper casual — тандем низкого порога вхождения и агрессивного маркетинга поспособствовал почти двукратному (90%) увеличению скачиваний относительно 2019 года. Нам это говорит о том, что большинство пришедших пользователей доверились маркетингу и предпочли не уходить дальше таймкиллеров.

Вывод таков: большая часть новоприбывшей аудитории мобильных игр — мимолётная. Это люди, потерявшие возможность заниматься любимым хобби, временно сместившие акценты на мобильные игры, и при этом в подавляющем большинстве не ушедшие дальше жанра hyper casual. При снятии пандемийных ограничений эта аудитория в большей своей части снова забудет про мобильный гейминг.

Главные мобильные игры 2020 года

И потому на первый план в оценке года выходят уже привычные факторы: разработка на «удалёнке», срыв сроков, переносы релизов и прочие пандемийные последствия. Пробежавшись по «списку ожиданий», созданному нами в начале года, можно понять, что большую часть этих игр перенесли. Но даже при этом 2020 год нельзя назвать неудачным. Были здесь и прорывные UI решения, и дорогие блокбастеры, и оправдавшие надежды перспективные новинки и, конечно, всем известный аниме-феномен. Но начнём с провалов.

Провалы года

SINoAlice

Главные мобильные игры 2020 года

В Square Enix долго лепили из SINoALICE образ суперзвезды по подобию её создателя Йоко Таро. Мировой релиз игры, стартовавшей в Японии ещё в 2017 году, так часто переносили, что даже скептикам казалось, будто SINoALICE полируют до состояния суперхита.

Поводов для таких рассуждений набиралось предостаточно: тут и имя создателя, и музыка от композитора Nier: Automata, и привлекательная готическая аниме-стилистика. Но вот игра вышла — и расстроила вообще всех.

Не то, чтобы фанаты ждали от SINoALICE геймплейного прорыва — все прекрасно понимали её жанр. Но даже среди миллиона гача-игр проект Йоко Таро не находит, чем завлечь игрока. Проблемы здесь на фундаментальном, идеологическом уровне. Там, где лучшие гача завлекают игроков разнообразием персонажей, SINoALICE предлагает нам управлять всего одной героиней, делая ставку на прокачку оружия.

И это оружие получилось предельно безликим. Какая разница, чем там ваша Алиса колошматит врагов, зелёными мечами или синими арбалетами, если весь это процесс всё равно давно переведён в авто-режим?

Не умеющая завлечь игрока гача — это провал. В случае SINoALICE, с её маркетингом и именем, провал стал ошеломительным.

Tom Clancy's Elite Squad

Главные мобильные игры 2020 года

Есть всего пара причин, по которой Elite Squad вообще рассматривалась в качестве перспективной мобильной игры. Первая — это прошлогодние обещания компании после провала Ghost Recon: Breakpoint. Вторая — в геймплейных роликах проекта виднелись активные способности, а это уже больше, чем в 99% гача-игр. Как выяснилось к концу года, в обоих случаях нам пускали пыль в глаза.

Вся игра здесь состоит в последовательном нажатии двух активных кнопок в бою, пока ваш отряд отстреливает отряд противника. Активные же кнопки помогают использовать способности: авиаудар, лечение, ослепляющая граната и несколько других. Всего шесть штук на выбор. Что случится, если вы не захотите жать на кнопки? Ничего, отряд победит и без этого, ведь даже кнопки автобоя здесь нет — он встроен в игру на имманентном уровне.

А ещё, Elite Squad — мещанская гача даже по стандартам жанра. Большую часть игрового времени вы проведёте в местном меню, потому что открывать лутбоксы и улучшать параметры здесь можно бесконечно.

В игре какое-то безумное количество различной валюты, необходимой для всего подряд. Мы можем открывать героев, улучшать героев, менять оружие, улучшать перки, улучшать пушки, покупать энергию и даже вливать валюту для моментальной победы в бою. Иногда кажется, что игрока просто заваливают внутриигровыми богатствами, но не стоит обольщаться — для дальнейшей прокачки всегда будет чего-то не хватать.

Вот и получается, что даже наличие рок-звезды всея Ubisoft Сэма Фишера не то, что не спасает Elite Squad, а даже не является веской причиной для установки игры.

Shadowgun War Games

Главные мобильные игры 2020 года

Попытка 2K Games повторить успех Call of Duty Mobile с помощью элитных разработчиков мобильных шутеров Madfinger Games в стилистике Overwatch — вот что такое Shadowgun War Games.

На этапе предрегистрации успех проекта казался очевидным: крутой разработчик, уникальная (в мобильном сегменте) стилистика, проторенная CoD Mobile дорожка. Неудивительно, что в первые же два дня после выпуска игры Madfinger отчитались о миллионах скачиваний. Вот только игроков ждало разочарование.

Shadowgun оказался на удивление скучным шутером во всех аспектах. Здешнее передвижение по своей динамике схоже с активностью сома в отделе свежей рыбы. Медленная ходьба без прыжков, паркура или подкатов, которая даже на уровне ощущений вызывает сонливость.

Ещё хуже получился непосредственно шутер. Здесь магистральной проблемой War Games стал плохой баланс мощности оружия и запаса хит-поинтов у персонажей. То и дело в игре попадаются эпизоды, когда вы, столкнувшись в узком проходе с оппонентом, стреляете друг в друга на протяжении нескольких секунд, в ожидании, у кого же быстрее закончится полоска здоровья.

Есть проблемы и с регистрацией попаданий, и с балансом персонажей. Многие активные перки кажутся бессмысленными. Особенно пострадали танки и хилеры, за которых здесь почти никто не играет.

Удивительно и то, что Shadowgun War Games почти не преобразилась за год. Изменения здесь экстенсивные — расширили боевой пропуск, добавили персонажей и косметики. А вот геймплейное ядро осталось на релизном уровне.

Лучшие игры года

10. The Seven Deadly Sins: Grand Cross

Классическая JRPG старой школы, основанная на популярной манге (и аниме) и выполненная на непривычно высоком для мобильных платформ уровне.

Главные мобильные игры 2020 года

По сюжету мы собираем команду Семи Смертных Грехов (элитный отряд рыцарей, давно объявленый вне закона) для спасения королевства от зла. Но если завязка и отдаёт трюизмами, то дальше начинается эталонный японский сумбур. Скажем лишь, что Grand Cross — произведение сатирическое, итоговые выводы которого сложно представить людям, не знакомым со специфическим чувством юмора оригинала.

Но не одним лишь сюжетом сильна The Seven Deadly Sins. Взяв за основу боевую систему из классических мобильных гача, разработчики добавили в неё много деталей. Получился почти эталонный пример классической пошаговой JRPG-боёвки времён первых Final Fantasy. Карты навыков, умения классов, синергии персонажей, фазы боя — всё это проработанные механики, лежащие в основе боевой системы Grand Cross.

Для полноценного изучения боёвки придётся провести немало времени не только в сюжетных боях, но и в гринде различных данжей и прохождении ивентов. И пускай автобой в игре присутствует, но на деле он работает примерно так же, как и его аналог в какой-нибудь Heroes of Might and Magic III, где опираться на искусственный интеллект следовало лишь в случае явного количественного преимущества.

Среди минусов 7DS — слишком уж навязчивая необходимость гринда. Хочешь жить — умей качаться. Иначе рискуешь нарваться на долгую внутриигровую стагнацию.

9. Maze Machina

Главные мобильные игры 2020 года

Пока Subset Games задерживаются со своим мобильным портом Into The Breach, на платформе вышел достойный аналог. Maze Machina, сделанная всего одним человеком, использует схожие механики, разбавляя их уместными нововведениями.

Безумный учёный с садистскими наклонностями создаёт «лабиринт страданий»: такой мини-вариант «Джуманджи», в котором пока что недостаёт лишь подопытной крысы. Ей и становится игрок, которому предстоит выбираться из лабиринта на протяжении 15 уровней.

Лабиринт представляет собой шкатулку с полями 4 на 4, каждая клетка которого интерактивна. Для того, чтобы найти выход, нужно двигаться по клеткам в его направлении, но с одним важным условием: вместе с вами в том же направлении будут передвигаться защитные механизмы, созданные для вашего же уничтожения.

Отзеркаливается каждое действие игрока, за исключением того, что нарисовано на клетке. На клетках же лежат активные предметы, которые можно использовать для уничтожения врагов. Но и тут всё не так просто — каждый из предметов действует только определённым образом, а потому создавать необходимые условия для подобных ходов тоже предстоит с помощью серьёзных мозговых усилий.

Получился оптимальный симбиоз сложности и увлекательности. Maze Machina не «душит» задачками, но и не поддаётся без ощутимых умственных упражнений. Такие игры обычно и заслуживают большой славы.

8. Little Orpheus

Главные мобильные игры 2020 года

Даже на фоне высокого уровня игр в Apple Arcade Little Orpheus выделялась: уникальная стилистика, ориентированность на сюжет, известный разработчик. Студия The Chinese Room прославилась с Dear Esther, затем ей доверили франшизу Amnesia для спинн-оффа Machine for Pigs, а главным её хитом оказалась дорогая и лиричная Everybody’s Gone to the Rapture. Мобильная Little Orpheus — типичная игра The Chinese Room в нетипичных для студии обстоятельствах. А ещё она про русских.

В центре сюжета — Иван Иванович Кулагин, тренированный в СССР специалист по путешествию к недрам Земли, называемый здесь недронавтом. В одном из путешествий Кулагин перестал выходить на связь и три года числился пропавшим без вести, а затем неожиданно вернулся с заявлением, что спас мир. В Советском Союзе с такими не шутят, а потому героя сразу отвезли в секретный бункер на допрос. Протокол допроса — и есть сюжет игры.

Little Orpheus — классический платформер: бегаем по локациям, смотрим на красивости и решаем несложные головоломки. Геймплей не особо выдающийся, но он здесь скорее проводник по художественным изыскам The Chinese Room.

Каждая новая локация в игре, это художественная сублимация опыта фантастики середины прошлого века с необходимой долей наивности и избыточности: динозавры и роботы, кислотные джунгли и огромные земляные черви, древние цивилизации и лоу-фай. Визуальный стиль Little Orpheus строится на эклектике и делает это так, чтобы игрок легко считывал любой оммаж, понимая, что тут взято из «Дюны», что — из «Парка Юрского периода», а где вообще прямое цитирование какой-нибудь Inside.

Не являясь выдающейся игрой, Little Orpheus — всё же отличный пример того, чего многие ждут от мобильных игр и Apple Arcade. Это не инновационный, но приятный и увлекательный мобильный платформер. Очень хочется, чтобы в будущем таких игр стало больше.

7. Spongebob: Krusty Cook-Off (Губка Боб: Кулинарный поединок)

Понимаем ваше недоумение, но «Кулинарный поединок» в 2020-м — настоящий «Ведьмак» от мира Hyper Casual и, возможно, самая аддиктивная мобильная игра года, ловко увиливающая от всех главных претензий к жанру.

Главные мобильные игры 2020 года

Даже удивительно, что подобная игра по Губке Бобу вышла только сейчас — настолько органичным оказался сеттинг. Всё происходящее тут соответствует оригинальному лору: Губка Боб работает поваром в «Красти Краб», а ваша задача как игрока — обслуживать приходящих сюда клиентов. Готовка происходит по привычной схеме: есть несколько рецептов блюд, есть запрос от клиента, нужно в правильной последовательности соединить ингредиенты и сделать это так быстро, чтобы клиент не устал ждать и не ушёл недовольным.

Заработанные деньги тратим на апгрейд своей ресторанной сети в Бикини Ботом. Тривиально, но реализовано занятно — во многом из-за того, что каждый апгрейд заметно влияет на игровой процесс. Обставили ресторан новыми местами — и увеличился поток клиентов. Купили новую кофеварку — кофе варится быстрее.

Получается предельно примитивная, но обаятельная экономическая стратегия, работающая по понятным правилам. Как оказалось, это чудовищно влияет на аддиктивность, ведь когда понимаешь, чего хочешь, легко прикинуть то количество ресурсов, которое для этого необходимо. А значит, можно спокойно сыграть ещё несколько партеек перед сном.

Немного портит впечатление лишь избыточная скупость игры. Пускай играть в «Кулинарный поединок» можно и без доната, но постоянно смотреть неотключаемую рекламу и отказывать навязчивым предложениям о донате попросту раздражает. Но даже при этом перед нами — лучший новый таймкиллер года.

6. League of Legends: Wild Rift

Главные мобильные игры 2020 года

Несмотря на свой статус, Wild Rift казалась самой авантюрной игрой из намеченного мобильного звездопада от Riot. Причина кроется в жанре — пик популярности MOBA давно прошёл, и даже авантажные мобильные сателлиты вроде Arena of Valor постепенно теряют аудиторию.

Желание запускать в такую среду Wild Rift, пусть при наличии аудитории LoL и умения Riot с ней работать, казалось… нет, не опрометчивым, а просто каким-то избыточным. Однако в Riot Games к Wild Rift отнеслись как к своему главному мобильному тайтлу 2020 года. Об этом говорит хотя бы то, в каком состоянии вышла игра. Идеальное техническое исполнение, перенос практически всех персонажей из оригинала и отточенный, сбалансированный геймплей мобильной MOBA уже с момента запуска.

Конечно, Wild Rift — версия упрощённая. Под нож пошли ингибиторы, ластхиты и активные перки на предметах (теперь доступен только один), а часть способностей героев была переработана в угоду упрощённому использованию. Однако глобально это та же самая League of Legends, только в ускоренном мобильном формате. Вполне возможно, что не только мобильной аудитории, но и некоторой части ветеранов игры такой вариант и вовсе покажется удобнее.

5. South of The Circle

Главный в этом году повод для гордости любителей нарративных игр, которые теперь могут занести ещё один проект в свой список «шедевров, которые никто не видел». Да, очередной симулятор ходьбы, но в комфортном для себя мобильном формате, где минимализм геймплейных элементов — органичный творческий метод, а не недостаток. Ближайший аналог — выдающаяся Florence, но когда это было.

Главные мобильные игры 2020 года

South of the Circle — из тех проектов, где сюжет, как цепь событий от начала к финалу, менее важен, чем происходящее внутри него. Игра, где и без того несложную жизнь главного героя разобрали на простые вещи, а потом собрали в более форматном порядке.

Герой этот — Питер Гамильтон. Синоптик и преподаватель Кембриджского университета, в погоне за прорывной монографией полетевший в Антарктику, где его самолёт потерпел крушение. И Питер, и пилот самолета выжили в аварии, но вот смогут ли выжить дальше?

Выживание — магистральная тема South of the Circle, но в рамках творческого подхода разработчиков оно здесь рассматривается через постоянные обращения в прошлое героев, с целью соотнесения поведения обычных людей в критических и обыденных жизненных ситуациях. Всё это подводит к классическому выводы: слабые люди преодолевают жизнь, мужественные — осваивают. Если живешь неправильно, рано или поздно что-то случится.

4. Eve Echoes

Главные мобильные игры 2020 года

Первые подробности об Eve Echoes не внушали доверия. Безумные цифры с презентаций — восемь тысяч звёздных систем и 280 уникальных кораблей — отсылали к бесконечным китайским MMO с бессмысленной гигантоманией. Казалось, нас ждёт классический мобильный денежный насос по известной франшизе. Но в CCP понимали, что делают — и создали одну из лучших мобильных игр года.

Eve Echoes — переосмысление идей Eve Online для мобильного рынка. И переосмысление в данном случае вовсе не означает упрощение. Да, интерфейс стал чуть легче, а управление в бою изменилось в угоду мобильных систем, однако никаких ужасов вроде автобоя в Eve Echoes нет, здесь таким брезгуют. Ментально это та же EVE, с её сложнейшим внутренним устройством, без поблажек для новой платформы.

Возможно, Eve Echoes вообще первая реально работающая мобильная песочница. Потому что богатейшего лора и истории серии достаточно для того, чтобы вы взяли свой первый корабль, вышли в космос — и забыли о маркерах и квестах, приготовленных разработчиками. Будьте кем хотите: корсаром, торговцем, дипломатом или воином — местное комьюнити примет вас, а социальный регулятор поставит на своё место во вселенной.

Отдельный кайф — бои, так сильно напоминающие теперь любимых многими «Космических рейнджеров». Из-за мобильных ограничений (не более 100 человек на звёздную систему) из EVE пропали фирменные массовые сражения, но стычки стенка на стенку здесь всё ещё норма. Портативный формат боёвки слегка урезал динамику, зато добавил почти пошаговую тактику, а благодаря разнообразию орудий, кораблей и всевозможных модификаторов бои несут постоянную интригу и, что главное, не надоедают.

Равно как и сложнейшая модель свободной экономики, перекочевавшая сюда прямо из EVE Online. Главные регуляторы в игре — законы рынка и сами пользователи, а цены и потребности зачастую возникают из-за политической ситуации в местном мире. Политику же формируют альянсы — гигантские кланы, состоящие из живых игроков. Подобная «живая» модель отлично зарекомендовала себя в оригинальной EVE, и Echoes пытается адаптировать её.

Прямо сейчас перспективы Echoes выглядят чуть ли не круче, чем у оригинальной Eve Online. Формат игры идеально подходит для мобильных платформ, а качество не вызывает никаких вопросов — CCP вновь заходит на игру «вдолгую», создавая мощную платформу для космической песочницы, уже прекрасно понимая, как работать с этой аудиторией.

3. Pascal's Wager

Главные мобильные игры 2020 года

Первое впечатление от Pascal’s Wager — для мобильной игры она невероятно красива. Её показывали на презентациях Apple и подавали как флагман нового iPhone, хотя позже она вышла и на Android.

Pascal’s Wager — попытка сделать мобильную Dark Souls, но без классических мобильных ограничений. Бюджет и амбиции позволяли избежать костылей вроде обязательного онлайна, бездумного гринда или необходимости доната. Получился исключительный случай мобильной одиночной игры с глубоким погружением.

Никаких толп врагов, никакого перманентного закликивания. Наоборот, размеренное путешествие по мрачному миру со схватками один на один, каждая из которых таит в себе гигантскую опасность. Никуда не делись и огромные боссы, попросту невозможные для прохождения с первой попытки.

Масштаб задумки здесь граничит с рациональным подходом к геймдизайну. Чтобы игрок не заскучал, авторы добавили разных игровых персонажей, сложность отрегулировали небольшими расстояниями между «кострами» — алтарями, а для победы над боссом достаточно изучить его повадки и не попадаться под руку. И пускай глубины Dark Souls достичь не удалось, для общего уровня мобильных экшн-RPG Pascal’s Wager — новое мерило жанра.

2. Bullet Echo

Удачный эксперимент на фундаменте механик Brawl Stars и баттл-рояля. От московской студии ZeptoLab.

Главные мобильные игры 2020 года

В отличие от классических баттл-роялей, Bullet Echo — игра компактная и с видом сверху. Карты небольшие, круг сужается очень быстро, а потому и динамика высокая. И всё это могло показаться тривиальным, если бы не ключевой элемент Bullet Echo — темнота, в которой происходит действие.

Ориентироваться в пространстве помогают лишь фонарик, освещающий небольшой участок пути, и ваш собственный слух — на этом основана вся навигация в игре. Первым услышать шаги или выстрелы противника, удачно обойти в «слепую» зону, не показаться самому — главные черты, отделяющие умелого игрока от новичка. Темнота в Bullet Echo — настоящая killer feature, переворачивающая устои жанра и дарующая позабытое ощущение новизны от мобильных игр.

А уж работать над аддиктивностью в ZeptoLab умеют. Для разнообразия в Bullet Echo припасены и десятки различных классов с со своими (естественно, уникальными) умениями, прокачка и игровые режимы, различающиеся не только конечной целью, но и количеством игроков в партии — играть здесь можно не только соло, но и в компании до трёх человек. Духовное продолжение серии S.W.A.T. пришло откуда не ждали.

1. Genshin Impact

Главные мобильные игры 2020 года

Крупнейший мировой запуск китайской игры, 17 миллионов скачиваний за первые дни, невероятный сарафан — всё это Genshin Impact, не оставляющая альтернатив в выборе лучшей мобильной игры года. Да, это мультиплатформа, но проигнорировать её существование в мобильной экосистеме невозможно, потому что это исторический этап.

В очередной раз описывать преимущества GI не имеет смысла — достаточно перечислить регалии. Это лучшая игра по версии Google Play и App Store, а на DTF она и вовсе запрыгнула в список игр года. Ничего лучше в мобильном геймдеве в этом году случиться попросту не могло.

Подводя итоги, хочется сделать один напрашивающийся вывод. Большинство представленных в материале проектов сделаны вне привычных мобильных лекал. Многие из них и вовсе созданы известными студиями. Даже в этом коротком итоговом списке засветились Йоко Таро, Ubisoft, The Chinese Room, Riot Games и CCP Games. Всё это говорит о медленном, но тектоническом сдвиге этой части индустрии.

Ещё пару лет назад на смартфонах невозможно было представить Genshin Impact, Eve Echoes или Pascal’s Wager. Да, эти игры всё ещё оглядываются на примеры из большого геймдева, но делают это куда смелее и прогрессивнее, добавляя своё и не подстраиваясь под привычные мобильные рамки. У мобильного геймдева появляется новое лицо, и следующий год, с Diablo Immortals, Pokemon Sleep, Proxi и прочими ожидаемыми блокбастерами может лишь укрепить веру в будущее мобильных игр.

162162
94 комментария

Комментарий недоступен

13

По какой причине? ИМПАКТА в индустрию всяко больше принёс геншин

31

Это была скрытая реклама РЭЙД ШАДОУ ЛЕЖЕНДС?

3

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

15

Генщин ван лав в этом году.

11

Legends of Runeterra? Серьезоно не упомянуть лучшую ККИ вообще, которая не требует никаких вложений и дает тебе возможность получать удовольствие от игр, а не быть рабом у которого забрали всю свободу дав взамен батлпасс(привет ХС). Конечно ККИ уже не популярны, но сама игра точно стоит упоминания, если не места в топе.

8