Дэмьен Шазелл: от неудачного музыканта до оскароносного режиссера

В связи с недавней премьерой «Человека на Луне» вспоминаем историю становления талантливого режиссера

Дэмьен Шазелл: от неудачного музыканта до оскароносного режиссера

Сейчас Шазелл является одним из самых востребованных режиссеров в Голливуде, и одним из лучших в своем поколении. Но еще десять лет назад, он уже успел забыть свою любовь к кино — тогда его главной целью было угодить своему дирижеру. В дальнейшем все сложилось для него позитивным образом, однако тот опыт в группе отразился на всей его дальнейшей карьере.

Когда Дэмьена спросили что бы он сказал себе в прошлом, он ответил: «Земля не перестанет крутиться если ты не попадешь в темп».

Рассматривая его историю с самого начала, становится ясно, что много молодого драйва и упорства Шазелла проистекает из потенциально опасного сочетание агрессивности и самоуверенности. Как он сам о себе говорил: «впечатлительный и слабый» подросток, вырос в зеленом и образованном Принстоне, штат Нью-Джерси, сын профессора истории Селии и французского компьютерного ученого Бернарда.

Принстон, Нью-Джерси
Принстон, Нью-Джерси

Шазелл всегда хотел быть филмейкером, вдохновленный такими фильмами как: «Питер Пен», «Шербурские зонтики», и «То, что ты делаешь». Однако в старшей школе пошел по ложному направлению, где его опыт барабанщика в школьной группе «Princeton High's» оставил глубокий след — легший в основу будущих сценариев.

Вот что он говорит про то время:

В те годы я часто испытывал страх. Мой учитель пугал меня. Он будет кричать, проклинать и оскорблять людей, или выгонит их из группы. Даже взгляд которым он смотрел на нас, с его постоянными стартами и остановками, или поисками людей которые не попадают в темп. Когда я увидел Цельнометаллическую оболочку, я подумал: «О боже, кто то поместил мой опыт в группе в фильм».

Дэмьен Шазелл, Режиссер, сценарист
Что-то схожее пережил сам будущий режиссер
Что-то схожее пережил сам будущий режиссер

Процесс игры на барабанах был для Дэмьена скорее принуждением, чем увлечением. Он практиковался от шести до восьми часов в день в подвале родителей, нанеся на свои руки постоянные красные ссадины, отчаянно пытаясь угодить своему дирижеру.

Самая важная вещь для меня, как барабанщика, была даже не принести удовольствие публике, или хотя бы самому себе, а принести удовольствие дирижеру. Это уникальное чувство — ты заведен на столько, что сводишь все свои амбиции, цели, мечты на одном человеке. Это дает этому человеку огромную власть.

Со временем Шазелл смог бросить группу, поступил в Гарвардскую киношколу и наконец-то возродил свою любовь к фильмам. В результате, он снял «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» — черно-белый мюзикл про несчастную любовь, со скромным бюджетом в $50,000.

Дэмьен в 2009 году
Дэмьен в 2009 году

Пока фильм не начал приносить деньги, Шазеллу очень помог успех у критиков, благодаря чему он двинулся в сторону Голливуда. Однако в Лос-Анджелесе оказалось одиноко. Город пришелся ему не по душе, не было чего-то реального. Но из-за любви к кино он все же решил дать городу шанс.

В скором времени его сценарии начали обретать популярность, и даже дважды возглавили так называемый «черный список», где отмечаются самый перспективные из них. Но вот только ничего не снималось.

Кадр из «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие», точно не его фильм
Кадр из «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие», точно не его фильм

Потом за инициативой агента начали появляться предложения. Сначала это был «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие», в котором у Дэмьена не получилось то, чего он хотел. Зато его вполне устроил сценарий к «Кловерфилд, 10» при работе над которым, он даже смог немного поучаствовать в режиссуре.

Кадр из «Торжественного финала», более близкой для Шазелла истории
Кадр из «Торжественного финала», более близкой для Шазелла истории

Также был менее удачный сценарий к «Торжественному финалу» — мюзиклу во многом похожему на две его следующие работы уже в качестве режиссера. Хоть изначально Шазелл думал самому заняться постановкой этого сценария, в итоге он решил сфокусироваться на «Ла Ла Ленде».

Однако его персональный мюзикл мечты никого не заинтересовал. И тогда он решил снять что то более узкое и простое.

Люди мне говорили: «Да, это не очень круто». А я тогда был в такой петле, весь в депрессии, что я решил снять что то небольшое, маленькое и концентрированное.

Наконец, он взялся переделать свой старый сценарий про годы в джазовой группе. Назвал его «Одержимость» и закончил за 10 дней, прежде чем закрыть его еще на год. Это свойственная ему вещь: когда он берет долгое время на размышления и обдумывания концепции, прежде чем наконец-то решиться её реализовать.

Наконец настало время когда я смог преодолеть себя, наверное, потому что я был просто слишком уставшим от жизни в Л.А. без создания своего собственного фильма, так что я дал сценарий агенту.

Режиссер «Джуно» и «Мне бы в небо», Джейсон Райтман прочитал сценарий Шазелла к Одержимости и решил вложиться в фильм. Зная что у Шазелла будет проблемы с поисками финансов, он посоветовал тому снять короткометражку на основе одной из сцен полного сценария, что то такое, что заставило бы продюсеров вложиться в фильм.

Хоть изначально Дэмьен и воспринял совет Райтмана как очередной шаг назад, в конце концов он все таки согласился снять короткометражку.

Дальше все сложилось удачно: он выцепил Джонатана Кимбла Симмонса, вместе с молодым актером Джонни Симмонсом на съемки фильма, и отправил восемнадцати минутный отрезок на фестиваль Сандэнс 2013, где он легко выиграл приз жюри. Вскоре после этого, компания Bold Films решила вложиться в фильм.

На съемках Одержимости
На съемках Одержимости

Он закончил съемки ленты за 19 дней, тщательно проработав каждую из сцен, снимая в диапазоне до 100 различных камер в день. При этом он продолжал работать даже после госпитализации из-за аварии на дороге, в то время как шла третья неделя съемок.

Каждый день был чем то вроде перетягивание каната: когда с одной стороны что то действительно выдающееся, а с другой полная катастрофа.

Премьера Одержимости прошла на фестивале в Сандэнс 2014, а потом и в Каннах. Но успех фильма стал неожиданностью для молодого режиссера, погрузив его в тревожное состояние шока.

Не важно сколько я раз я говорил себе не волноваться, зная что стресс тут не к чему — у меня все равно начиналось волнение. У меня было чувство очень короткого периода времени с фильмом, из которого я должен был извлечь максимальную выгоду. Я все продолжал думать что дела пойдут только хуже. Рецензии станут хуже, другие фестивали не будут отмечать нас, и люди такие: «О, так это была просто Сандерская выскочка»

Опасения Шазелла не оправдались. Одержимость принесла ему первую номинацию на Оскар (за лучший адаптированный сценарий), а сам фильм смог выиграть целые три статуэтки: за лучшую роль второго плана (Дж. К. Симмонс), лучший монтаж и саунд-дизайн. Столь огромный успех фильма сделал Дэмьену имя, и он сразу же приступал к созданию своего старого горячо-любимого проекта: Ла Ла Ленда.

Наконец у Шазелла появилась реальная возможность осуществить свою давнюю задумку: снять фильм о настоящем Голливуде, про мечтателей этого уникального города.

Изначально роли были у Эммы Уотсон и Джонни Симмонса, к счастью для всех, они достались Эмме Стоун и Райану Гослингу
Изначально роли были у Эммы Уотсон и Джонни Симмонса, к счастью для всех, они достались Эмме Стоун и Райану Гослингу

История создания этой ленты, слишком большая чтобы вместить в этот материал, тут будет интереснее узнать о мотивах и видение творца.

Я хотел сделать современный мюзикл про Л.А., начиная как Л.А. который мы знаем, современный, но медленно превращая его в некий романтический метрополис — такой который действительно стоит тех мечтаний, на которые он вдохновляет. Я желал создать мюзикл про то, как уникальный ритм Лос-Анджелеса может подталкивать его обитателей к самому краю их эмоций — быть их надеждой, отчаянием или любовью. Это что то, что балансирует между безумием, как в «Выпускнике» или «Ночах в стиле буги», представь что у тебя бы была возможность достичь этого в дальнейшем. В этом смысле, город подталкивает его обитателей весь их путь: превращая его в песню...

Дальше Шазелл подробнее раскрывает соприкосновение художника с «Городом Ангелов», в чем ясно прослеживается его личный опыт.

И это ключевой момент, то что это фильм про художников окутанных любовью — и что это значит, быть влюбленным художником в самом конкурентном городе на плане… Л.А. это «Фабрика Звезд», и для меня в этом есть что то захватывающее дух: все эти невоспетые песни и нереализованные идеи которые парят прямо в воздухе. Посмотрев на этих молодых мечтателей, которые так и рвуться стать самостоятельными романтиками, ты с трудом смотришь на современные фильмы. Я надеюсь запечатлеть дух города и сделать ленту которая ощущается одновременно классической и современной — и, да, действительно Голливудской.

За Ла Ла Ленд Шазелл получил свой залуженный Оскар
За Ла Ла Ленд Шазелл получил свой залуженный Оскар

Спустя 9 месяцев после премьеры Ла Ла Ленда, Шазелл дал интервью в котором рассказал о жизни после премьеры столь удачного фильма.

Это было безумие. Что то волшебное, серьезно — весь опыт путешествия вместе с фильмом, все эти премьеры в США и в других местах по всему миру. Тем не менее, я очень рад что вернулся к моей обычной работе. Работе, когда из-за дня в день ты делаешь различные вещи. Думаю, я обычно чувствую себя гораздо комфортнее в таких условиях, чем когда я только говорю о вещах которые я уже сделал. Это помогает, когда есть один или два проекта над которыми можно работать в такой период. Это помогает мне оставаться здравомыслящим. Но в определенной степени это становится всепоглощающим, тогда остается только привыкнуть.

Помимо прочего Шазелл поделился своим видением сложившейся ситуации вокруг кинотеатров, когда все большее количество людей предпочитает домашний просмотр, походу в кино:

Возможно, сейчас надо иметь чрезвычайную мотивацию чтобы взять на себя риск, просто потому что ты должен пройти чрезвычайно многое, чтобы убедить людей пойти в кинотеатр. Мы уже не в состоянии полагаться на старые формулы; мы должны думать нестандартно. Здесь надо применять творческий подход, чтобы пробовать разные варианты привлечения внимания людей, потому что старые методы уже не работают.

Дальше у Дэмьена спрашивают не боиться ли он, после череды успешных проектов потерять страх провала. На что он отвечает в свойственной ему уверенной манере:

Хорошая новость для меня — я всегда напуган. Всегда есть перспектива надвигающегося провала; она как бы вариться во мне. В таком случае, я пытаюсь в деталях выяснить что мой следующий проект из себя представляет, пока я работаю над текущим.

***

Закончить стоит показательной цитатой Шазелла о его творческом процессе.

Вещь которую я тут понял, особенно после кучи работ которые не были персонально моими, что чем более личный проект, тем лучше. Что то, что можно принять за частичку из твоей жизни. Ты находишь свой собственный путь, свои эмоции, даже если внешне история не напоминает твою собственную.

Каждый его фильм не только несет частичку личности автора, он всегда рассказывает о персоналии. Нам повезло что еще остались такие творцы — цель которых не словить звезду, а рассказать о людях стремящихся к ним.

4848
28 комментариев

очень хотелось прочитать, но столько ошибок, что сбиваюсь на каждом предложении, хочется все исправлять.
Он будет кричать, проклинать и оскорблять людей, или выгонит их из группывот тут явно в оригинале было «he would», но здесь глагол would обозначает, что действие регулярно повторялось в прошлом и по значению похож на глагол to be used to. то есть нужно было перевести «он кричал, проклинал...». смысловая ошибка, в общем.

4

Согласен.
Тот случай когда в процессе понял что не вывожу перевод, но уже было жалко материал.
Бывает :(

Всё же одержимость пока лучший фильм Шазелла, на мой взгляд

6

Ох уж эти названия из одного слова. Вначале подумал это про "Необратимость". Думаю, "ну, ок, чувак любит огнетушители и анал".
Потом посмотрел на фото режиссёра, потом снова на название, потом на фото :))

1

Комментарий недоступен

6

Первый абзац, а уже понятно, что текст надо бы вычитать

6

Одержимость - один из лучших фильмов, что я видел. Ла-ла-лэнд не понял, но, вероятно, просто не тот жанр.

5