Цензура в кинематографе Российской империи.

В прошлом посте, посвященном истории зарождению кинематографа в российской империи, разгорелись нешуточные споры в комментариях по поводу цензуры вокруг нового вида искусства. Об этом я решил поговорить чуть подробнее и начнем мы непосредственно с коронации Императора Николая второго, которое имеет большое значение в предыдущей статьей и важно нам сейчас для понимания и контекста.

Как мы уже знаем, съемка обряда в Успенском соборе, была запрещена придворными цензорами и Французским оператором пришлось сконцентрировать внимание на окружающих событиях, снимая сюжеты по всей Москве. Почему был введен запрет, вы можете прочитать вот тут. Все эти события стали чуть ли не первым событием в истории кинематографа, когда на пленку была снята трагедия с массовыми смертями, нам они известны под названием “Трагедия на Ходынском поле”. Толпа ожидавшая подарков от царя в честь коронации устроила массовую давку из-за которой погибло по примерным расчетам около 1500 человек.

…через два дня после коронации последовало другое торжество, представление нового царя русскому народу, множество представителей которого погибли в давке. Придя в себя, мы начали снимать ужасное событие. Мы захватили с собой лишь пять-шесть восемнадцати метровых рулонов кинопленки. Сняли мы около трех рулонов ужасной давки вокруг царского шатра.

Чем же закончилась съемка ? Со слов оператора Дублиэ, операторы не смогли покинуть поле.

Мы были полностью окружены, и только через два часа мы решили покинуть усеянное искалеченными телами поле. Прежде чем мы смогли уйти, нас заметила полиция и отвела к группе арестованных корреспондентов и свидетелей. Все наше оборудование конфисковали, и мы больше никогда не видели нашу драгоценную камеру. Камера вызвала наибольшие подозрения. Нас допрашивали до самого вечера и отпустили, лишь когда за нас поручился консул.

Так 1896 можно считать не только первым съемками в Российской империи, но и первой встречей кино с придворными цензорами и городской полицией.

Важная деталь которую нужно упомянуть, обсудить и углубится - это запрет на съёмку в церкви. Все это в итоге выльется в конфликт института русской православной церкви и киношников, чтобы понимать контекст, обязательно нужно прочитать мой предыдущий текст по этой теме.

До 1907 года, репертуар российских кинотеатров состоял почти полностью из зарубежных, чаще всего Французских ( по некоторым источникам в 70% случаев) и Американских фильмов. Все это в конечном итоге дало толчок для производства собственных лент и одновременно положило начало цензуре на производстве собственных лент. Если русская православная церковь относилась однозначно негативно к кино, то царская семья скорее настороженно положительно. Церковь и царь боялись влияния кинематографа который был популярен во всех слоях общества. Зарождение кино в России в конце 1890х , начале 1900х, совпал со временем когда страну наводнили революционные идеи. Так в 1905 году, фотограф Розенвальд попытался снять столкновение с рабочими булочной фабрики Филиппа и казаками. Съёмка была конфискована и уничтожена.

Запреты же внутреннего двора и тем самым его цензурирование началось уже в 28 сентября 1898 году, когда был введен перечень правил обязывающих обязательный предварительный просмотр кинофильмов с участием высочайших особ и утверждение особых правил проката фильмов.

“Демонстрирование упомянутых картин должно происходить не под музыку и каждый раз в особом отделении программы, после некоторого промежутка, не в связи и не вперемешку с показыванием остальных видов, т. е. чтобы перед началом появления картины того или другого события опускалась занавесь, затем показывались бы одни лишь эпизоды этого события, после чего опять опускалась бы занавесь. В тех же случаях, когда синематографом будут демонстрируемым в общественных залах является необходимым, чтобы показывание упомянутых картин отделялось бы некоторым антрактом от воспроизведения картин другого содержания”

Через несколько лет этот перечень правил был дополнен еще одним условием: с целью избежание иногда возникающего по техническим причинам ускоренного движения высочайших особ на экране (что могло, по мнению руководителей придворной цензуры, вызывать нежелательный смех у публики), было предписано демонстрировать такие ленты только вручную.

В общем различают два вида цензуры: предварительную, которая осуществляется до публикации фильма и карательную - которая действует уже после публикации фильма. При публичных показах царя осуществлялись оба вида цензуры, фильм не мог быть выпущен или снят без одобрения полиции и придворных царских цензоров.

По итогу карательная цензура в большинстве своем стала нормой. По словам А. Хаджонкова:

«Единой цензуры тогда не было. А местные власти в лице пристава и околоточного надзирателя шли за небольшую мзду на уступки»

Проще говоря подкуп полиции и получение тем самым прокатного удостоверение стал обычным делом. Фильм могли цензурировать по несколько раз, запрещать в одном полицейском округе и разрешать в другом, но чаще всего прокатчики обходились и вовсе без взяток, тайком демонстрируя зацензуренные эпизоды. Так же тайком и прокатывали так называемые фильмы в “Парижском жанре”, так в России называли картины “Пикантного содержания” эротику или вовсе порно проще говоря. Внимание властей к данному жанру привлёк Московский градоначальник генерал-майор А. А. Андрианов, приступивший к служебным обязанностям в середине февраля 1908 года; именно с его подачи «парижский жанр» оказался под запретом, хотя фактически его и продолжали демонстрировать, сменив вывески на «жизнь Парижа». С 27 апреля последовали первые закрытия кинотеатров, нарушивших запрет на демонстрацию фильмов непристойного содержания. Кино журналы той поры писали :

«Нельзя не признать во многих районах цензура усердствует не по разуму»

Доходило до абсурда, Ленту “Анна Каренина” могли демонстрировать на одной стороне Невского проспекта и запретить к показу на другой.

Механизм получения разрешения для проката картин состоял из следующего: на основании прошения, в кинотеатр командировался один из младших чинов придворной цензуры. Он осматривал картину и уже тогда делал заключение о показы или не показе. Типовое положительное разрешение гласило:

«Ничего предосудительного, с точки зрения цензуры, или некрасивого для глаза, по отношению к Высочайшим Особам, не замечено ни в одной из осмотренных картин»

Примеры отказа: Например, в 1902 г. не пропустили ленту, на которой Николай второй вместе с князем Имеретинским принимал депутацию польских крестьян (вначале хотели просто удалить из названия фильма слово «польских», но затем решили перестраховаться) и вообще не выпускать картину в свет. В 1905 г. по неустановленным причинам была признана нежелательной демонстрация лент, где император благословляет войска, отправляющиеся на войну. В другом случае, в 1908 г., не раз решили к распространению фильм, снятый в Ливадии на борту императорской яхты «Штандарт»: императорская семья вместе со свитой пробует матросскую пищу, а затем раздается традиционный морской сигнал «к вину». Цензоры сочли, что у публики эта картина “может возбудить неуместные замечания.

Лишь к 1908 году, цензура обрела более менее опрятный и причесанный вид. С сентября каждая картина на афише стала нумероваться особым цензурным номером, а его исполнение стало более тщательно контролировать. Так же в дополнение к царской цензуре и религиозной , пришла и цензура к фильмам тенденциозным. Проще говоря к прокату стали не допускать “Не патриотичные фильмы” и “Фильмы изображающие убийства”.

В 1910 году, Михаил Чехов в одном из провинциальных городов тогда сказал:

«Из речей следовало, что полицмейстер и есть то самое лицо, от которого зависит, зависело и впредь будет зависеть всякое кинопредприятие, всякий художественный и материальный успех кино в России и, наконец, само русское искусство вообще как есть: находится в руках полицмейстера»

Нормы защиты кинематографа от полицейского произвола и повального взяточничества была сформирована в Москве в 1908 году, а в Санкт Петербурге только в 1915 году, но и это не имело сильного эффекта. Все попытки кинематографистов повлиять на цензурную систему оказались неудачными. И в 1916 году журнал Проектор писал уже почти без всякой надежды:

Люди экрана – самые скромные, беспритязательные люди в мире. В то время как представители других отраслей искусства мечтают о полном освобождении от каких бы то ни было стеснительных пут, ибо искусство – свободно, одни лишь, горьким опытом наученные, кинообыватели умоляют г-жу Цензуру: “Ради Бога, ограничивайте нас, искореняйте, режьте (в прямом и переносном смысле), но только одним, общим для всех способом, в одном, твердо установленном, ясном, для каждого обязательном, порядке

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, цензурные запреты усилились. С русских экранов исчезли германские и австрийские фильмы. Иногда, чтоб не терпеть огромного убытка, прокатчики показывали ленты враждебных стран под видом картин из Скандинавии и из стран Антанты. Это преследовалось, но искоренить это было почти невозможно из-за шероховатости проката и ослабления влияния цензуры в связи с неудачами на фронте, ослабления власти, разрухи, ну и само собой взяточничества. Так например в Российском государственном историческом архиве , хранятся записки цензоров по поводу картин “Будь проклята война” 1914 года. С.С. Ребров писал: «Привожу несколько надписей в данной драме: “Дружба народов”, “Возможность войны, возникшая из ничтожного пограничного инцидента”, “Хардеф, повинуясь строгой дисциплине, идет воевать и сеять смерть народу, к которому никакой ненависти не питает”. На экране появляется портрет Хардефа с надписью “Проклятье тебе война”. В монастыре Лидия грезит этим портретом с той же надписью, грезит убитыми на войне братом и женихом. Последняя картина: появляется портрет Лидии, в католическом монашеском одеянии, – портрет проливает горькие слезы… Конечно, тенденция, которую можно охарактеризовать словами же кинематографа “Проклятие тебе война”, не давая ничего патриотического, нежелательна и в постановке на экране кинематографа является наглядной проповедью антимилитаризма». Картина все таки была принята в прокат, но с рядом цензур запрещающих антивоенные настроения.

«Когда с экранов кинематографов уберут Берлин с его улицами? …Для обмана публики, вместо Берлина, можно прочесть “Нью-Йорк”. Однако тех, кто бывал в Берлине, обмануть не удается, и весьма понятно их возмущение. …Сплошь и рядом на экране фигурируют под видом английских и даже французских картин ленты немецких рынков и фабрикаций. Подписи заменяются, кусочки вырезаются, отдельные части склеиваются и – получается поучительная картина»

В общем и целом, цензурная политика Российской империи в отношении кинематографа была губительна, она разоряла производителей фильмов и тормозила индустрию и развитие искусства из-за постоянных запретов колоссальные убытки несли практически все: Производители фильмов , прокатные конторы и владельцы кинотеатров; особенно сильно страдал «киноцентр» страны Москва. С началом февральской революции цензура кино исчезла, спровоцировав :

«Мутный поток всякого рода кинолент, в которых под видом разоблачения смаковались анекдоты о бывших самодержцах России и их любовных утехах”

Царская кино цензура рухнула в марте 1917 года, но уже в 1918 году воцарилась новая кино цензура - Советская. Но столь объёмную тему мы с вами затронем чуть позже, как только закончим цикл о Российской империи.

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

6666
44
22
11
32 комментария

Просвещаемся, пацаны!

4
Ответить

с рядом цензур запрещающих антивоенные настроенияХм, звучит знакомо

14
Ответить

Да, буквально любое государство, находящееся в состоянии войны.

20
Ответить

А ну перестань !!!

2
Ответить

ЦензураНаас связала, тайною нааашей стала
Всем уговорам твержу я в ответ:

8
Ответить

Кстати о цензуре.
Ты в ШБ за пост о работе пожарного?
Твой профиль и публикации теперь нельзя найти из поиска.

1
Ответить