От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Что может быть проще, чем сказать, что быть квадробером – это зашквар? Именно так подумала автор хитов Пикачу и Гагарин, Миа Бойка – и допустила медиа-провал. Квадроберы, Мизулина и Кологривый – почему одним можно кусать официанток, и ничего не будет, а другим нельзя голосом выразить позицию. Без лишних слов:

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Для начала суть инфоповода. 2-го сентября был концерт певицы Мии Бойки. На сцену вывели девочку 8-и лет, которая потерялась. Девочка была в маске кошки. Миа Зацепилась за это, и вместо того, чтобы помочь девочки найти родителей, стала спрашивать, не квадробер ли она. Девочка оказалась квадробером, и за это получила публичный выговор от Мии, после чего ребенка увели со сцены.

Вот видео, причем с канала самой Мии:

Разговор 27-летней Мии с 8-летней потерявшейся фанаткой

Случай нашумевший, певицу многие стали обвинять, но и многие поддержали ее – мне же интересно разобрать эту ситуацию и на примере Мии показать:

  1. Как не надо выстраивать черный пиар и хайп вокруг себя
  2. Какие аргументы идут в зачет и помогают, а какие наоборот – закапывают ваш имидж
  3. Почему репутация в контент-маркетинге так важна
  4. Чему можно поучиться у неоднозначных персонажей вроде Крида и Мизулиной
  5. Самый простой и эффективный план действий при совершении публичной ошибки

И начать этот длиннющий пропитанный попсой лонг я хочу с анализа позиционирования певицы: а кто все-таки такая Миа Бойка? Возможно, это персонаж уровня Матери Терезы или Принцессы Дианы? Моральный камертон молодежи, член Единой России, представитель Русской Православной Церкви – кто же такая Миа Бойка и права ли она в случившейся ситуации? Ведь может, рано называть это пиар-ошибкой и провалом?

Разбор позиционирования я построил на анализе творчества певицы – посмотрим, что она поет, и через это поймем ее публичный образ.

Миа Бойка – продюсерский проект

Миа Бойка – коммерческий проект, с нуля созданный рэпером, продюсером и просто мажором Александром Т-килой. Сама Миа – из деревни в Ленинградской области. Не то что бы это что-то значило, тем более никаких намеков на негатив – это важно лишь для понимания, что связей или какой-то громкой успешной карьеры у нее не было до знакомства с Александром.

Само же знакомство произошло после ее письма продюсеру. Он пригласил ее, после чего они подписали контракт на несколько лет сотрудничества, в рамках которого Александр полностью ее обеспечивает финансово, пишет или покупает для нее песни – полностью тексты, музыку, сведение и вообще всё. Обеспечивает промотирование, за свой счет снимает клипы, расшаривает ее в своих соцсетях на миллионы подписчиков. А за это получает… Нет, никакого интима – всего лишь права на имя певицы и авторство песен.

Сложный выбор, согласитесь. Или нет?
Сложный выбор, согласитесь. Или нет?

Договор подписали, и в 2019-м проект стартовал. На тот момент Мии было 22 года – это важно для понимания, что она не была подростком или ребенком в общепринятом понимании этого слова.

Первый трек вышел в январе, и затем в каждом месяце, кроме августа и сентября, выходил очередной сингл – продюсер плотно занимался своим новоиспеченным проектом и всеми силами старался раскрутить Мию как можно быстрее. В принципе, ему это удалось – уже в первый же год они получили несколько хитов и миллионные просмотры на клипах, что не характерно для начинающих исполнителей.

Теперь давайте поглядим, о чем же поет Миа Бойка.

Первый год Мии Бойки: ни рыбы, ни мяса

К каждой песне я приложил ссылку на ютуб и дал выдержку из текста, если требуется – чтобы каждый мог удобным ему способом ознакомиться с творчеством героини сегодняшнего разбора. Я возьму все треки первого года + несколько хитов из более свежего творчества – так вы в динамике сможете увидеть, как менялись тексты песен Мии и смыслы, которые она транслирует.

Вот первый куплет и припев первого сингла Мии Бойки «Мы улетаем»:

Думаю головой, а поступаю сердцем

Мне это все впервой, но надо делать выбор свой

Логика или чувства, одно или второе

Как бы не было трудно, давай иди своей дорогой

Мы улетаем, мы улетаем

Где все негативное мы оставляем здесь

И улетаем, мы улетаем

Насколько далеко, не знаю

Точно знаю - улетаем

Легкий тречок как будто бы ни о чем, просто задающий приятное, даже летнее настроение. Но, если вдуматься, в нем Миа говорит 2 важных тезиса:

  1. Нужно идти своей дорогой.
  2. Нужно оставить все негативное.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Про намеки на употребление запрещенки я даже разгонять не буду – скажете еще, что натягиваю сову. Зачем – дальше все будет чуть ли не прямым текстом! А пока запоминаем тезисы.

2. «Бабло» (2019)

Следующий трек – и снова тот же посыл, но в другом настроение:

Если сомнения беспокоят - оставь их в покое

Если сомнения беспокоят - оставь их в покое

Я вижу - тебя беспокоит то, что думают люди

Тебя это губит

Но как бы ни было трудно, ты должен идти к своей цели

Заткнув уши

Да, я так делаю, да

И мне по кайфу так, не надо себе изменять

Если до этого была легкость и полет в облаках, кхм-кхм, кислорода, то здесь – сжатые кулаки и напролом к целе. Ключевые тезисы:

  1. Не нужно беспокоиться, что о тебе думают люди.
  2. Не надо себя менять.

Миа говорит, что ей самой по кайфу поступать так. Окей, запомнили.

Третий трек – и снова о том, что хейтеры не правы и вообще, их не спрашивали:

Все эти судьи ездят мне по ушам

И меня это грузит, меня это грузит…

Белые субъекты эксперты включили

Скупые оценки, слепые позиции

Они забывают, что их не спросили

Миа признается, что:

  1. Ей тяжело читать и выслушивать негатив о своем творчестве, о себе.
  2. Люди, унижающие других, забывают, что их мнения не спрашивали.

Что ж, похвальные мысли, с которыми сложно не согласиться! Зафиксировали, едем дальше.

Второй полновесный клип Мии в ее карьере – и уже весь такой из себя на кейпоп-вайбе, да и снят в Таиланде. Это вам не это! По тексту тоже шаг вперед – девушка больше не ноет, а прямо говорит, что она нам всем не по зубам:

Не выманивай из логова дракона,

Задохнуться в его лапах беспонтово.

Особенно когда он женского пола,

Чтоб тебя послать мне не нужен повод.

В твоем списке желаний на первом месте,

В твоем списке желаний на первом месте,

Но даже не надейся.

Любопытно, что каких-то здравых ценностей, которые хотя бы номинально присутствовали в предыдущих треках, здесь нет и впомине. Даже наоборот, услышав такое, святые отцы и консерваторы крестятся, особенно в год семьи: как же так, сначала соблазняешь мужиков, а потом в наглую посылаешь без повода? Нехорошо, ой нехорошо. Этот персонаж это запомнит.

А не одомашненная фермерская Лада, как вы могли подумать
А не одомашненная фермерская Лада, как вы могли подумать

Ну да ладно, чем бы дитя в 22 года не тешилось, как говорится. А мы идем дальше – там все вкуснее и вкуснее!

Следующим вышел фит с продюсером Мии – рэпером Т-килой. Клипы выложили на его канале, в количества двух штук – дешманский и постановочный. Кстати, в постановочном приняли участие разные личности, в том числе скандальный Литвин.

Что по тексту:

Твоя мама не в курсе

Что мы с тобой на тусе

Что мы с тобой на тусе

На тусе до утра

Мама не в курсе

Что мы с тобой на тусе

Давай это опустим

Забьём на правила

Не хочется быть ханжой, но, черт побери, приходится! Потому что сейчас нам важно сформировать медийный образ Мии, чтобы в дальнейшем понимать, что за человек с нами говорит, можно ли к ней прислушиваться. И что мы видим: если в первых треках Миа предлагала забить на все, то здесь она пошла дальше:

  1. Миа предлагает тусить до утра.
  2. Миа предлагает утаивать инфу от мамы.
  3. Миа предлагает забить на правила.

Да, в тексте прямо не говорится о сексе на вписках, хотя намеки на это есть. Но даже без этого – серьезно, скрывать от мамы? Получается, что целевая аудитория этого трека – подростки, школьники. При этом в видеоряде девушка школьной наружности ждет взрослого парня, чтобы затем сосаться с ним на тусе под звенящее «Мама не в курсе».

Сама же Миа щеголяет в школьной мини-юбке и с прической а-ля Лебедев (прости, Мальвина, тебя уже никто не помнит):

Еще раз, поймите меня правильно, не хочется выглядеть ханжой. Я все понимаю, молодая певица, ничего удивительного в текстах. Но важно, очень важно поставить здесь пунктик и зафиксировать, чему именно Миа из раза в раз учит детей – целевую аудиторию – своим творчеством.

Тем более, я же говорил, что чем дальше – тем жоще. Двигаем!

Следующий трек – снова фит с тем же Т-килой. Клип снят на коленке, бюджет – пачка принглс. Однако спасибо Т-киле, что своими жестами и дым-машиной он не дал нам запутаться в слоях смысла:

Настрой на сто, вокруг тут так темно (Так темно)

Мы без пары секунд, чтоб разогнаться как ламбо

Вечеринка на всю ночь, а возможно на весь день

Но в итоге как обычно будем всю неделю висеть

Я лёгкий на подъём

Здесь нельзя, но мы взорвём

Я дарю своим кентам самый лучший угар

Снова устроим пожар, приветы всем берегам

Мы крутим целый день

И выдыхаем всю ночь

В лютую жару лёд не сможет нам помочь

Безумно любим тусить, тусить

Что-то мутить

Проблемы, проблемы нам до луны

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

А теперь признавайтесь: надо ли тут объяснять, о чем именно текст? По-моему, тут даже каких-то двойных смыслов нет, а все сказано напрямую – Миа ясно выразилась, что:

  1. Любит разогнаться не на машине, а как машина.
  2. Крутит косяки, курит, затем испытывает сушняк.
  3. Не парится, потому что всю ночь выдыхала то, что накрутила за день.
  4. Безумно любит тусить.

Опять же, это что-то удивительное? Да нет. Каждый второй рэпер – это секс-машина, терминатор и главный колумбийский дилер в одном лице. Это все просто образы, шутки, так ведь? Или это инфлюенсер показывает, какой жизнью живет, и тем самым дает пример своей ЦА?

Фиксируем, идем дальше.

На первый взгляд безобидный трек, даже с каким-то юмором и игрой слов: «ананас – а на нас». Гениально же, да? Однако даже тут трезвому разуму есть, за что зацепиться:

Я сегодня на изи, на изи

Я сегодня на тусе, на juicy

Бармен снова градус понизил

Батя держит руку на пульсе

Скрытый сторис из Instagram'а

Я на лайте, чисто на смузи

48 пропущенных мамы

Но она, как обычно, не в курсе

Миа Бойка снова ясно дает понять, как предпочитает проводить время – тусить и напиваться, при этом скрываясь от родителей, не отвечая на обеспокоенные звонки мамы. Казалось бы, 22 года, что за гиперопека? Но все встает на свои места, когда мы вспоминаем, как сами слушаем треки, играем в игры, смотрим киношки. Обычно человек ассоциирует себя с героем, для слушателя это «я на изи» – не про Миу, а про него самого. А значит певица намеренно выдает себя за подростка, чтобы ему было проще вовлекаться в ее творчество. Через которое она и насаждает свои идеалы:

  1. Нормально игнорить маму.
  2. Пусть отец переживает.
  3. Скрывай свои сторисы.
  4. Туси и бухай.

Буквально это Миа транслирует своим очередным треком, который, казалось бы, должен быть про ананасы и адидасы. Но меня не проведешь! Все записано, и мы идем дальше – осталось всего 2 трека, и мы добьем 2019-й год, то есть все «раннее творчество» Бойки.

Могло показаться, что каждый трек Мии Бойки достоин обсуждение и содержит в себе хоть какие-то мысли – и неважно, позитивные они или негативные, хоть что-то. Однако эта песня доказывает обратное – проходят с нулевым смысловым содержанием.

Деньги на этот клип выделили букмекеры, поэтому Миа щеголяет в их мерче. По тексту – скука и бессмыслица, однако я все-таки зацеплюсь:

Эй, малой! Чё потух (Ха-ха-ха, бабки-бабки)?

Если обо мне не слышал - развивай слух (бабки, да)

Сегодня ты - noname, а завтра - разрываешь клуб

Была в тени, теперь в инсте у всех твоих подруг

Я молодая, коплю на Ferrari

Иду на охоту, как пума в Сафари

Вот мой cash, дай мне бит

Два часа — и дроп летит

Можно ругать Инстасамку, даже презирать ее, однако нельзя не признать, что «За деньги да» сделана хайпово, она заседает в голове. Да и смысл в ней есть, как бы он кому ни нравился. Здесь же песня абсолютно проходная, а все наблюдения сводятся к такому резюме:

  1. Миа еще раз подтверждает, что обращается к молодой ЦА.
  2. Миа транслирует «правильные ценности» – копить на Феррари.
  3. Миа тратит на треки 2 часа. Это чувствуется.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

В сухом остатке, этот трек показывает, что для Мии деньги очень важны. Она ставит перед собой значительные материальные цели, раскидывается деньгами и воспринимает творчество как бизнес.

Мы разобрали все треки Мии Бойки за первый год ее карьеры – образ получился неоднозначный. Судите сами:

1. Предлагает быть собой и забить на негатив.

2. Считает, что не нужно меняться и слушать мнения людей.

3. Тяжело переносит негативные оценки.

4. Напоминает, что мнения хейтеров никто не спрашивал.

5. Любит крутиться перед мужиками, чтобы затем отшивать их.

6. Обожает тусить, употреблять.

7. Не отвечает на звонки родителей, скрывает от них свою тусовочную жизнь.

8. Пишет музыку ради денег, тратит на треки минимум времени.

Пока из всего этого можно сделать вывод, что Миа понимает, как тяжело, когда тебя осуждают. И предлагает забить на все и не подстраиваться. Своим же примером она показывает, что можно делать вообще все, что хочешь – хоть бухать, хоть курить всякое. Главное жить в кайф, как пел белорусский классик.

Теперь перейдем ко второму году творчества, который заметно отличается от первого – в 2020-м у Мии полноценно формируется стиль, а в треках и клипах она начинает демонстрировать свои потаенные наклонности.

Второй год Мии Бойки: дети, секс и три медведя

10. ЭМЭМДЭНС (2020)

Клип собрал 67 млн просмотров – весьма недурно для молодой исполнительницы на второй год карьеры. Сам трек тоже можно назвать шагом вперед, по сравнению с предыдущим творчеством – наконец-то появился вирусный мотив, да и текст не отстает:

Моя любовь — это рай

Если хочешь, забирай

Прилетай как самурай

И меня завоевай

Моя любовь — это рай

Если хочешь, забирай

Прилетай как самурай

И меня завоевай

Я хочу поэмэмдэмсить, с тобою флексить

Я хочу поэмэмдэмсить (у-у-у-у)

Я хочу поэмэмдэмсить, с тобою флексить

Я хочу поэмэмдэмсить (у-у-у-у)

Разноцветные таблетки, но это лишь конфетки

От них кайфуют детки, их тянет танцевать (yeah)

Когда мы эмэмдэмсим, все сразу на рефлексе

Ты выпекаешь кексы, но Мия на диете (трава)

Как вам такая неприкрытая пропаганда запрещенных на территории РФ глаголов? «Завоевай», Карл! Разумеется, это сделано намеренно, как раз для вирусного эффекта. Человек слушает, кринжует, показывает друзьям, а по итогу все дружно вкатываются и флексят под… это.

Ну и конечно же пропаганда веществ, куда без нее.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Вообще, этот трек можно назвать судьбоносным для Мии. Ведь именно на нем она впервые опробовала схему, которая, впоследствии, сделала ее знаменитой:

  1. Простенький запоминающийся мотив.
  2. Упоминание детской атрибутики – эмэндэмс.
  3. Взрослые штуки на втором уровне смысла.

Миа просто взяла детские конфетки и использовала их как метафору на употребляемую в клубах запрещенку. Не забыв напомнить, что она больше предпочитает травку.

11. «Пикачу» (2020)

Пожалуй, главная песня в карьере Мии – и случилась она всего на второй год стараний. Потрясающая история успеха, 382 млн просмотров в ютубе и еще минимум столько же на других площадках, 100500 миллиардов танцев в ТикТоке и вечное бесконечное присутствие на любой детской вечеринке для самых маленьких. И все это благодаря одному хиту, клип на который был снят с использованием одного листового фона, двух светильников, пьяного оператора и вымененного на пачку сигарет у аниматора костюма Пикачу.

Всё по той же схеме: мотив запоминается, знакомый каждому герой мультиков, еще и анимешная тема. Но роляет, как мы уже знаем, текст:

Я сижу на камушке, ла-ла-ла (Пика)

Где ж ты, моя love'ушка, lo-lo-love? (Ай)

Тут и там ищу, чтоб не потерять (оу)

Ты — мой Пикачу, выбираю тебя (пр)

Пика-Пикачу-чу-чу-чу-чу

Так с тобой хочу-чу-чу чу-чуть

Пика-Пикачу-чу-чу-чу-чу

Так с тобой хочу чуть-чуть, Пикачу

Я выбираю тебя

Я выбираю тебя

Мы с ней (few) на пол (йоу)

Лезу в покебол (воу)

Моя детка — бомба

Руки все на стол (фэ)

Она похитила разум (бр-р)

Верни мой разум на базу (ай)

Я покемон, я попался

Мне детка расскажет, где взять ананасы (пр)

А на нас новая тишка, мы на движе

Ой, да без тебя мне крышка, сплю и вижу

Я вкрашилась в парнишку, плачу, как ива

Рядом тебя не было — всё меня бесило (Пика)

Я сижу на камушке, ла-ла-ла (оу)

Где ж ты, моя love'ушка, lo-lo-love? (Love)

Тут и там ищу, чтоб не потерять (у)

Ты — мой Пикачу, выбираю тебя (у)

Ой, ну какой-то детский тречок, правда же? Отставить! Нам поют буквально следующее: парень – а это фит с парнем – на полу с Мией. Он лезет в покебол чтобы показать ей своего Пикачу. От которого она без ума, и очень хочет его. Про камушки, на которых сидит Миа, даже говорить не буду, здесь и без них треша навалено – мое почтение…

Здесь важно отметить 2 момента:

  1. Миа подарила нашей стране один из самых популярных детских треков, в котором поется о желании девушки получить член парня. Дети не понимают смысла и просто зажигают, а Миа рубит на этом кеш.
  2. В клипе Миа одевается в костюм Пикачу. Который, напомню, выглядит, как необычный зверек. Еще раз: в своем самом популярном клипе Миа Бойка отплясывает в костюме животного и поет про то, как она хочет – в сексуальном плане – животное. Про сексуальный план – не мои додумки: исполнители сами в кадре всем известными жестами иллюстрируют свой текст.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Вообще, на этом можно было бы закончить, все уже и так предельно понятно. Все обзорщики так и делают, кстати, тот же Варламов.

Но мне хочется вместе с вами прям максимально разобрать позиционирование и публичный образ нашей героини.

13. «Прятки» (2020)

Следующий трек – и снова хит, 68 млн просмотров в ютубе. И снова детская тематика с недетским подтекстом:

Королева океанов, лук, как выстрел из наганов

Прыгнул в лаву, гонки без правил, эти камни нам не сияют

Называй меня "мама Мия", для тебя ярче сапфира

Мальчик будто мишка в берлоге, от меня не сделаешь ноги

Поиграем в прятки, "цу-е-фа", ты ищешь

Спрячу своё сердце, больше не обидишь

Бегу без оглядки, твои лайки пресны

Знаешь, с тобой мне уже неинтересно

В этом клипе Миа снова заигрывает с темой квадробинга – порхает в лесу среди оленей с крыльями бабочки за спиной. Любопытно, что в 2020-м ее это не смущает – хотя, возможно, дело в том, что тогда природа уж больно сильно отчистилась. Настолько, что в лесу стали появляться синеволосые женщиноподобные бабочки. Но я подозреваю, что вряд ли, и все-таки дело в склонности к квадробингу.

Что касается текста: прятки, цу-ефа – в маркетинге это называется «ключевики». Добавляешь их в текст, и поисковики начинают ранжировать твой текст – подсовывать его тем, кто вбивает такие слова в поиске. Вот примерно так же это работает и в случае с треками: Миа поет «детские» слова – дети и родители начинают считать такую песню детской, и вот она уже гремит из каждой колонки на очередном утреннике. Хотя, если вдуматься, о чем здесь говорится:

  1. Мию нужно называть мамой.
  2. Миа охотится за мальчиком, который как мишка.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Снова какие-то сексуальные подтексты около темы детей и животных. Окэээй…

14. «Пикник» (2020)

Во-первых, это фит с Давой. Во-вторых, это реклама шоколадки «Picnic». Давайте сразу к тексту:

Слышишь басы

Это Мама Миа

У меня большая вечеринка

Я хочу ванную шоколада

Ну, где же моя половинка?

У меня нет бойфренда, делаю тренды

Пока Пикачу на заставке Calvin

Я так люблю вашу критику

Но я не лезу в политику

Просто не надо быть нытиком

Мои цифры — моя аналитика

Считаюсь с твоим мнением

Ведь ты свободный человек

Определись, ты за позитив или за хейт

Продакшен Т-килы не подводит – перед нами снова как будто бы бессвязный набор слов. Однако некоторые выводы все-таки можно сделать:

  1. Миа снова представляется, как мама.
  2. Миа считает, что не надо быть нытиком.
  3. Миа любит критику и считается с любым мнением, будь то позитив или хейт.
  4. Миа не лезет в политику.

Обратите внимание, «ванна шоколада» – снова довольно детский образ мысли. Идем дальше.

Пока что именно этот трек – апогей смыслового безумия песен Мии Бойки. Просто посмотрите на текст:

Выглядят будто бы они сила

Прыгнул за трактор, а я в Кадиллак

Я не снегурка, но я холодна

Ведь все эти цепи ниже нуля

Меня не догнать, как в "Ну, погоди!"

Ты попытался, но ты позади

Пишешь в директ, че-то хочешь спросить

Парень, прости, но я делаю стиль

Едем на печке с Емелей, мы съели пельмени

Карабас-Барабас, делаем деньги

Мы дикие звери, как стая медведей и нас ненавидят соседи

Высшие бренды, мы делаем тренды

Даже не ври, что не знаешь об этом

Мама Бойка на бит - это бесценно

Выхожу во двор, да, со мной серый волк, у

Мальчики попрятались, как зайчики по норам

Выхожу во двор, да, со мной серый волк, у

Девочки-лисички, они водят их за нос

Снегурка, «Ну, погоди!», Емеля, Карабас-Барабас, серый волк, мальчики-зайчики, девочки-лисички. В принципе, окей, такой детский неймдропинг вполне допустим – но, согласитесь, он бы уместно звучал в детской песне. Здесь же подтекст идет в разрез с упоминаемыми образами:

  1. Миа снова отшивает парней.
  2. Миа открыто заявляет, что зарабатывает деньги на детях, как Карабас-Барабас.
  3. Миа называет себя и свою команду дикими зверями, как стая медведей.
  4. Мама Миа теперь Мама Бойка.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Уже с самого начала в клипе появляется ребенок и отплясывает вместе с Мией. Также в клипе в образе «полковника Бустеренко» снялся стример Бустер, ЦА которого – дети и подростки.

Резюмируя по треку, Миа признается в экспуатации детской темы и все никак не может отпустить тему зверей. Снова звери и дети в одной песне – видимо для Мии это… нормально? Причем не просто перечислять их в рамках одной песни, а именно постоянно сравнивать детей с животными.

Песня из категории «А давайте сделаем новогодний хит». Вообще, редко кому удается придумать классный трек, приуроченный к празднику. Но если вдруг исполнителю везет – можно считать, что он вытягивает золотой билет в счастливую и обеспеченную жизнь. Потому что потом эта композиция будет звучать годами из каждого утюга, чуть только наступит связанный с ней праздник.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

«Снежинку» явно задумывали как раз такой песней, но проверка временем не была пройдена. Зато Миа прорекламировала в кадре Лейс, Ред Бул, Сбер и Деливери – круто же?

Ноги начинают плавиться (Ааа)

Мама, я хочу расслабиться (Ууу)

Его руки ко мне тянутся

Руки ко мне тянутся

Давай-давай капканиться

На Адидасе, а не в Прада

Миа Афродита, я в режиме Нитро

Вызвал на дуэль, хлопнула бандита

Мои треки как Space X летят на орбиту

Ты хотел билетик? Лавочка закрыта

Помните «завоевай»? Тут из той же оперы: «капканиться». Но даже тоньше – это уже не просто… неологизм, а такой способ и сказать, и при этом не сказать, что ты конкретно имеешь в виду. Но мы-то понимаем, о чем речь. Понимаем ведь?

  1. Миа – Афродита. Справка: Афродита – богиня любви и красоты, за которой свитой ходили звери.
  2. Миа одевается в Адидас – имеется в виду, что она «своя девчонка».
Блин, что-то на нечитабельном...
Блин, что-то на нечитабельном...

Вот вы скажете, что это СПГС, теория заговора или наброс. Но на деле же это просто факты. Детская песенка, Даня Милохин и другие тиктокеры в кадре – а в строчках снова сексуальный подтекст. И снова где-то на периферии смыслов маячат звери. Безумие какое-то…

Кстати, в клипе карликов швыряют в елку, а Миа щеголяет в леопардовой шубе.

Таким получился второй год карьеры – за 2020-й Миа Бойка славно бустанулась, практически каждый сингл получил полноценный клип. Каждый из которых принес миллионы просмотров. А некоторые даже десятки миллионов. А один – даже сотни! Пошли рекламные интеграции и даже полностью рекламные клипы.

Но самое главное – весь второй год карьеры Мии был направлен на детей и подростков. При этом почти в каждом треке было сочетание:

1. Детская тема и «детский неймдроппинг».

2. Сексуальный подтекст.

3. Сравнение людей и детей с животными, намеки на животных, костюмы животных.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что еще в 2020-м году Миа Бойка активно педалировала то, что сегодня мы все знаем как «квадробинг». Да, она нигде не говорила напрямую «идите и ешьте из мисок, какайте в лотки». Но вместо этого она сама надевала костюмы животных и постоянно сравнивала людей с животными.

Любопытно, что в 20-м году именно продюсер настоял на том, чтобы Миа завела тикток, потому что до этого она сопротивлялась и считала себя выше этого. Считала себя слишком звездой и артисткой. Но потом оказалось, что танцульки и тренды приносят неплохие бабки.

Вообще нужно все-таки учитывать, что Миа не писала себе песни. Она, по сути, просто картинка и говорящая голова. В съемку клипов финансово она тоже не вкладывалась. Так что все эти смыслы, подтексты и т. д. – не ее задумка, а продюсера Александра. Однако она сама с удовольствием все это исполняла, даже не задумываясь о том, какой публичный образ себя в итоге формирует.

Теперь посмотрим несколько хитов и особо выдающихся по тексту работ, чтобы финально дополнить сложившийся образ. На всякий случай еще раз предупреждаю: вы не обязаны смотреть эти клипы и слушать треки. Настоятельно рекомендую ограничиться выдержками текста!

От квадроберши к Надежде Бабкиной

Признаюсь, я уже вошел во вкус со всем этим разбором. Возможно, это агония, но поймите – в каждой песне есть что-то эдакое, о чем просто невозможно молчать! Но все-таки придется, иначе получится очередной мегалонг, но еще и состоящий из цитирования трэша.

Поэтому из всего последующего творчества певицы я выбрал самые фактурные, самые жирные – мощнее всего иллюстрирующие суть ее публичного образа.

Сразу к делу:

Бегу по тропинке, в голове ля-ля-ля

О! Вижу тебя

Ты моя рыбка, я твой океан (буль)

Ныряй сюда

Твои кудряшки ловят стесняшки (Ой)

Вижу тебя, и по телу мурашки (М)

Красные щёки, ты пахнешь ромашкой (А)

Если б могла, влюбилась бы дважды (Ага)

Я не русалка

Но этот мир будто бы сказка (А)

Ты белый пушистый как заинька

Заставишь меня улыбаться (М, пшш)

Моя радость, моя радуга (А)

Мой десерт, ты мой bubblegum

Мишки Gummy — это мармелад "Я тебя съем", иди сюда (М)

Бегу по тропинке

И всем понятно — влюблена

- Куда?

- В тебя

Кудряшки, стесняшки, русалки – снова детская тема. Но что за ней? Миа поет о том, что ее парень (слушатель) – рыбка, которая должна занырнуть в ее «океан». Снова сравнение с животным, однако на всю песню не единственное – дальше она сравнивает его с «пушистым заинькой».

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Есть в тексте и упоминания радуги, кстати говоря. И это особенно любопытно, ведь в клипе Миа обращается как бы сама к себе, то есть девушка говорит девушке, что хочет съесть ее радужный десерт. Как вам, нормально, не кринжово? А если представить, что вы РКН?

Далее диалог:

– Я бегу

– Куда?

– В тебя

То есть снова однозначно сексуальный подтекст в детской, казалось бы, песне.

И добивочка: в клипе есть намеки на русалку. Миа в кадре по пояс и с трезубцем.

Дальше, пожалуй, пойдем прям списочком, потому что иначе весь бюджет той статьи рискует уйти на оплату психотерапевта:

  • «Алень» – Миа называет своего парня аленем (именно через «а»). И поет про березку, которая «горевает» (да-да, не горюет, а именно «горевает») у окна. Клип бюджетный, в нем она скачет на фоне машины и руками показывает рога на голове, дразня мужскую половину зрителей.
  • «Морской бой» – за основу трека взята детская игра, а в видеоряде снова ненависть к мужчинам – Миа связала парня и угрожает расправиться с ним гаечным ключом. Конечно же, не обошлось без сексуализации.
  • «Капкан» – уже без всяких намеков Миа надевает костюм русалки, становится человеко-рыбой. Это ли не квадробинг?
  • «Бабочки» – Миа кормит деньгами парня в костюме Минотавра, человеко-быка.
  • «Гагарин» – по-настоящему хорошая песня, пожалуй, единственная, среди всего творчества, рассмотренного ранее. Миа побрилась налысо, никаких больше синих волос, патриотические метафоры, нормальный попсовый мотив и текст.Вроде ничего такого, но именно этот трек стал очередным переломом карьеры певицы. Нельзя сказать, что детские вайбы остались позади, потому что это все-таки репертуар, регулярно исполняемый на концертах, корпоративах, за него приходят деньги со стримингов, через него певицу продолжают узнавать. Скорее, этот рудник начал себя изживать, и в 2020-м Миа перешла на новый.
  • «Саламандра» – героиню трека метафорически называют саламандрой. В кадре танцует девочка младшего школьного возраста.
  • «Высоко» – лирическая песня со строчкой «тех, кого меняют деньги, уже ничего не спасет». Весьма иронично…
  • «Плакать в Порше» – песня а-ля Аня Асти со строчкой «лучше плакать в Порше, чем смеяться в метро». Как ее метко назвал Варламов – «гимп эскортниц».
  • «Мне фиолетово» – Миа поет о том, что ей не нужна любовь, потому что ее «будет согревать шариф от Шанель, будет обнимать платье от Луи». И сумка от Боттега. Трек вышел в 2023-м, то есть на второй год СВО, когда западные бренды уже ушли из России. Достаточно патриотическая песня?
  • «Сироп» – Миа поет о том, как любит мешать с колой, ездить к дилеру и вообще ей нужно вызвать дурку.
Как вам такая <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUyCX8qZybek&postId=3153936" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">обложка</a>? Не нарушает ли закон о чувствах верующих? 
Как вам такая обложка? Не нарушает ли закон о чувствах верующих? 
  • «Врангель не врал» – клип создан нейронкой, при участии ИРИ. По ощущениям, текст песни тоже.
  • «Русской походкой» – Миа окончательно переобулась и теперь идет русской походкой. Никакой больше мамбы-ламбы, теперь она про омон, икру и селедку. Ну а если вы против, то, со слов Мии – вы чушпаны.

Важно отметить, что где-то в в этот период – начало 2024-го – произошло значимое изменение в карьере Бойки. Она рассталась со своим первоначальным продюсером Т-килой и перешла под крыло Юркисса. Вместе с уходом от Т-килы значительно снизились просмотры ее видео и популярность треков. Столкнувшись с падением интереса аудитории, Миа была вынуждена искать новую нишу. Так она пришла к созданию патриотического контента, что резко контрастировало с ее предыдущим имиджем, построенным на воспевании люксовых брендов, гедонистического образа жизни и провокационных тем. Этот резкий поворот в карьере певицы демонстрирует ее готовность кардинально менять свой образ в угоду популярности и коммерческому успеху.

  • «Богатырская» – первый сингл с «Народного» альбома, в котором Миа решила, что она новая Надежда Бабкина. Матушка-земля, любовь к России и душенька, чистая как слеза – весь комплект патриотизма присутствует. Напускного ли?
  • «Красива и молода» – в песне Миа утешает себя, что алкоголизм не так уж и сильно изменил ее после расставания с парнем.
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Фу-ух… Боюсь, психотерапевт мне все-таки потребуется. Но все было не зря! Теперь мы можем оценить публичный образ Мии Бойки максимально непредвзято:

  1. Коммерческая ориентация. Миа Бойка представляется как коммерческий проект, созданный продюсером Александром Т-килой. Ее карьера строится на принципах финансовой выгоды, а не на художественной ценности или самовыражении.
  2. Целевая аудитория - дети и подростки. Большинство песен Мии содержат отсылки к детской тематике, мультфильмам, играм. Это делается намеренно для привлечения молодой аудитории.
  3. Двусмысленность контента. Несмотря на «детскую» тематику, тексты песен часто содержат сексуальные подтексты и намеки на употребление запрещенных веществ. Это создает противоречивый образ, потенциально вредный для юной аудитории.
  4. Эксплуатация животных образов. В клипах и текстах часто используются образы животных, иногда в сочетании с сексуализированным контентом, что вызывает ассоциации с квадробингом.
  5. Непостоянство ценностей. Образ Мии меняется от трека к треку – от пропаганды гедонизма и потребительства до патриотических мотивов. Это говорит об отсутствии четкой личной позиции и готовности подстраиваться под текущие тренды.
  6. Провокационность. Творчество Мии (тексты, клипы, обложки) намеренно провокационно, что помогает привлекать внимание и создавать информационные поводы.
  7. Отсутствие глубины. Большинство песен характеризуются простыми, часто бессмысленными текстами, нацеленными на создание "вирусного" эффекта, а не на передачу какого-либо значимого послания.

В целом, публичный образ Мии Бойки можно охарактеризовать как противоречивый и потенциально вредный для ее целевой аудитории.

Теперь давайте вернемся к ситуации с девочкой на концерте Мии и разберемся, почему же это все-таки пиар-провал, а не удачный хайп. И для начала давайте вместе ответим на вопрос:

Имеет ли Миа Бойка моральное право осуждать квадроберов

Сейчас тема квадробинга активно обсуждается по всем телеканалам, в Госдуме и тг-каналах – чуть ли не каждый день появляются новости о том, как какая-нибудь бабушка выгуливает внучку на поводке, а в ответ на это очередной ведущий с телека предлагает квадроберам, большинство из которых дети, рожать по 8 детей. А кто-то из депутатов уже готовит законопроект по лишению родительских прав, если в семье вдруг завелся ребенок-квадробер.

Хейт звучит отовсюду, однако это не значит, что вы обязаны быть в курсе того, кто вообще такие квадроберы. Если вы еще не в теме – что супер-нормально – то вот подробный материал:

И здесь любопытно, что весь этот шум поднялся как раз вместе с тем самым скандалом. Про квадроберов было известно и ранее, но именно из-за ситуации на концерте Мии обсуждение стало массовым, как и хейт, который она подняла.

Но ведь мы пощупали ее песни – вчитались, вслушались (да простит нас Господь). И здесь сразу возникает целый список вопросов:

  • Как можно осуждать кого-то так яростно, когда сама «не без греха»?
  • Неужели для Мии действительно нормально учить чужих детей?
  • Считает ли Миа себя моральным компасом для несовершеннолетних?
  • Действительно ли Миа чувствует ответственность за свою аудиторию?
  • Искренне ли Миа осуждает квадробинг?

В психологии есть любопытный феномен под названием «реактивное образование». Это когда человек настолько страшится признать в себе какие-то черты или наклонности, что начинает демонстративно их осуждать у других.

И глядя на ситуацию с Мией Бойкой, сложно отделаться от ощущения, что мы наблюдаем именно этот случай. Ведь что мы имеем по факту? Артистка, которая на протяжении всей карьеры не просто заигрывала с образами животных – она построила на этом свой личный бренд:

  • В «Пикачу» она наряжается в костюм существа и поет о своем желании его «выбрать»
  • «Капкан» снимается в образе русалки
  • В «Бабочках» флиртует с человеком-быком
  • «Серый волк» полон сравнений детей с зайчиками и лисичками
  • Практически в каждом треке присутствуют животные метафоры

Более того, именно эта «звериная» эстетика принесла ей основной коммерческий успех. «Пикачу» с его 382 миллионами просмотров до сих пор остается ее главным хитом. Она продолжает получать с него доходы, исполнять его на концертах, продавать мерч с этой символикой. То есть фактически зарабатывает на той самой культуре, которую пытается осудить.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Но дело даже не в очевидном лицемерии. Куда тревожнее выглядит вопрос ответственности перед той самой детской аудиторией, которую она якобы пытается защитить. Давайте посмотрим, какие месседжи транслировала Миа своим юным слушателям все эти годы: «

  • «Мама не в курсе» учит скрывать свои действия от родителей: «48 пропущенных мамы, но она, как обычно, не в курсе»
  • «Эмэмдэнс» завуалированно говорит о запрещенных веществах: «Разноцветные таблетки, но это лишь конфетки, от них кайфуют детки»
  • «Лед и ночь» прямым текстом воспевает запрещенные вещества: «Мы крутим целый день и выдыхаем всю ночь», «Безумно любим тусить, тусить»
  • «Ананас Адидас» пропагандирует обман родителей: «Скрытый сторис из Инстаграма, я на лайте, чисто на смузи»
  • «Сироп» откровенно намекает на употребление: «как любит мешать с колой, ездить к дилеру»
  • «Бегу по тропинке» сексуализирует детскую тематику: «Ты белый пушистый как заинька», «Мишки Gummy — это мармелад, я тебя съем»
  • «Бабло» призывает игнорировать мнение окружающих: «Если сомнения беспокоят – оставь их в покое»
  • «За неоном» учит отвергать критику: «Они забывают, что их не спросили»
  • «Дикая Ламба» пропагандирует высокомерие: «Чтоб тебя послать мне не нужен повод»
  • «Плакать в Порше» транслирует сомнительные ценности: «лучше плакать в Порше, чем смеяться в метро»

И вот теперь этот же человек берется публично учить морали ребенка за безобидное увлечение? Это выглядело бы смешно, если бы не было так грустно.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Особенно показательна в этом контексте эволюция публичного образа Мии. От воспевания тусовок и веществ – к люксовым брендам и «плакать в порше» – и вот теперь резкий вираж в сторону традиционных ценностей. Так все-таки чего тут больше: хайпа или моральных принципов?

Если бы Миа действительно чувствовала ответственность за свою аудиторию, разве продолжала бы она исполнять треки с недетским подтекстом, замаскированные под бэби-диско? Разве позволила бы себе публично унизить ребенка-фаната на своем концерте?

Если уж так хотелось высказаться, можно было построить диалог совершенно иначе: «Знаете, я сама много экспериментировала с образами животных в своем творчестве. Давайте поговорим о том, где проходит грань между творческим самовыражением и увлечением, которое может быть опасным».

Вместо этого мы получили очередную попытку поймать хайп на актуальной теме – точно так же, как раньше она оседлала волну популярности покемонов, русалок и прочих трендов. А тема действительно актуальная – тут показательны примеры что Шамана, что Радио Тапка, которые создали прецедент и тренд на медийный патриотизм. Не в словах, а в творчестве. И конечно же артистам на перепутье – а именно такой оказалась внезапно Миа – хочется как можно быстрее запрыгнуть в этот вагон и набить себе очков репутации. Но песен оказалось мало, она решила поморализировать – и в этот раз пиар дал осечку: вместо ожидаемых лайков и репостов случился самый настоящий репутационный кризис.

Потому что нельзя годами зарабатывать на определенной эстетике, а потом осуждать ее проявления у других. Нельзя учить детей морали, когда твое творчество полно сомнительных посылов. И уж точно нельзя строить себе пиар на публичном унижении своих же фанатов. Точнее как, все это можно делать, просто итог будет закономерным.

Кадр из <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DFZSJIi2-6Ns&postId=3153936" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">клипа</a> от 1 ноября - спустя 2 месяца после инцидента
Кадр из клипа от 1 ноября - спустя 2 месяца после инцидента

Окей, если резюмировать – странно, что такой персонаж, как Миа, в принципе высказывается по таким вопросам. Но высказываться можно по-разному, однако здесь был допущен ряд критических, с точки зрения пиара, ошибок.

Что конкретно Миа Бойка сделала не так

  1. Неуместность и этическая проблематичность высказывания. Ситуация сама по себе требовала особой деликатности: на концерте потерялся ребенок. Это уже огромный стресс для маленького человека. И вместо того, чтобы помочь найти родителей или хотя бы поддержать морально, артистка выбирает этот момент для публичной нотации.

  2. Отсутствие эмпатии и понимания аудитории. Похоже, Миа напрочь забыла, кто является основным потребителем ее контента. Дети и подростки пришли к ней именно через «звериную» эстетику ранних клипов – того же «Пикачу» или «Капкана». Для этой аудитории квадробинг является способом самовыражения, поиском себя и своего места в мире.

    И это Миа еще на детских площадках не бывала, ведь там дети уже много лет активно играют в Амонг Ас – офлайн-версию одноименной игрули про предателей в космосе. И всем плевать. А Киси-Миси? Неужели ребенок, нацепивший уши, хуже чем розовый монстр, который есть в любом каталоге аниматоров?

    Публично атаковать то, что дорого твоим фанатам – прямой путь к потере аудитории. Особенно когда речь идет о детях, которые острее взрослых воспринимают подобные конфликты.

  3. Неспособность признать ошибку и извиниться. Когда ситуация начала набирать обороты в медиа, Миа могла признать неуместность своей реакции, извиниться перед ребенком и его родителями, объяснить свою позицию более взвешенно. Вместо этого она продолжила усугублять ситуацию неловкими попытками оправдаться, чем только подлила масла в огонь разгорающегося скандала.

  4. Противоречивость последующих заявлений. Попытки Мии объяснить свою позицию постфактум только усугубили ситуацию. Она продолжала настаивать на своей правоте, хотя ее аргументация откровенно противоречила собственному творчеству. С каждым новым заявлением становилось все очевиднее: перед нами не продуманная позиция, а попытка словить хайп на актуальной теме.

На «Шоу Воли» Миа заявила сначала, что много лет шла к своему влиянию не для того, чтобы в стране «дети срали в лотки». Но уже спустя пару реплик добавила, что ответственность за детей должна нести не она, а родители. При этом даже слышно, как не сразу зал начинает аплодировать – а лишь когда идет команда от организаторов. Оно и понятно, потому что абсолютно неясно, за что нужно поддержать певицу, если в рамках одного диалога она успела опровергнуть саму же себя? Ведь зачем кого-то учить, если ты осознаешь, что это должны делать родители, а твоей ответственности в этом нет?

В результате то, что могло остаться локальным инцидентом, превратилось в полноценный репутационный кризис. По интернету даже гуляют новости, что гонорар певицы за корпорат упал с 5 млн до 2-х. А ведь всего-то нужно было иметь план и придерживаться его + уважать и ценить людей, которые обеспечивают твою медийность и финансы. Аудиторию, короче.

Что характерно, недавно вышло новое видео с Мией, где она «общается с хейтерами» – такой формат шоу. И в нем она еще раз подтвердила, что не собирается извиняться, не жалеет о том, что не извинилась сразу и что сказала «не дай Бог»:

Учимся, с каким лицом надо говорить, что до сих пор не извинился

Кстати, если любопытно – в этом шоу Миа могла бы воспользоваться возможностью, сдать назад, извиниться, загладить вину и так далее. Вместо этого она больше часа оправдывалась и щеголяла безопасными установками, которым ее научили слабые пиарщики.

А можно ли эпатировать успешно? Конечно!

Яркий и действительно успешный пример эпатажного подхода к личному пиару – Никита Кологривый. Мой лонг о нем не оставил людей равнодушными – оно и понятно, ведь всего за несколько месяцев Никита стал реальной легендой отечественного шоу-биза:

В то время как Кологривый четко понимает, зачем он приходит на интервью и шоу, Миа действует спонтанно, без какой-либо стратегии. Точнее, план как будто бы есть, так может показаться в моменте. Вроде здесь пришла, что-то рассказала, там… Но фактически, глобально это ничего не меняет и ни к чему не ведет.

Смотрите, в чем принципиальная разница:

  • Продуманные провокации vs Спонтанные реакции. Кологривый тщательно выбирает мишени для своих выпадов – критикует Бортич, Козловского, Янковского. Он бьет по тем, кого и так не особо любит массовая аудитория. При этом его критика созвучна с тем, что думают простые зрители.

    Миа же спонтанно набрасывается на самую беззащитную часть своей аудитории – на ребенка, который к тому же является ее фанатом. Вместо того чтобы бить по «верхам», она атакует «низы» – свою же целевую аудиторию. Хотя определенный смысл в этом все же есть, но о нем чуть дальше.
  • Четкое понимание своей аудитории. Кологривый намеренно строит образ «народного артиста», который стоит на стороне зрителя против зажравшейся тусовки. Он понимает, что деньги приносит именно зритель, а не коллеги по цеху.

    Миа же, кажется, совершенно забыла, кто ее основная аудитория. Годами зарабатывая на детской и подростковой аудитории – в том числе за счет «звериной» эстетики – она вдруг решила эту же аудиторию осудить.
  • Последовательность в создании образа. У Кологривого все работает на единый образ – от внешности «простого русского парня» до манеры общения. Его провокации никогда не противоречат его имиджу, а только усиливают его.

    В случае с Мией мы видим полный диссонанс: исполнительница «Пикачу» и «Капкана» годами эксплуатирует образы животных, но потом вдруг начинает агрессивно осуждать аналогичное увлечение у своих фанатов.
  • Умение превращать скандал в выгоду. Когда Кологривый покидает интервью у Гордона через полторы минуты – это часть его стратегии, так он создает обсуждаемый инфоповод. Он точно знает, что делает и зачем.

    Миа же, создав скандал, не смогла им управлять. Вместо того чтобы превратить ситуацию в свою пользу, она только усугубила ее неуклюжими попытками оправдаться.

В результате мы видим, как одни и те же инструменты – провокация, скандал, хайп – работают совершенно по-разному в руках разных людей. Там, где Кологривый создает очередной виток роста популярности, Миа получает репутационный кризис. И главная причина – отсутствие стратегического мышления и понимания базовых принципов работы с аудиторией.

Кстати, в комментах к статье про Кологривова ему пророчили скорейшую безызвестность. Мол, все, доигрался парень. Когда затем пошли новости, что он покусал официантку – меня тегали и говорил «Все, съел? Сейчас отменят твоего Кологривого». А в итоге рыночек и грамотный подход к пиару порешали.

Для наглядности сделал такой простенький чек-лист – чтобы каждый, при необходимости, мог организовать себе хайп правильно:

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

Если провал Мии был очевиден уже в момент инцидента, то реакция медийного поля окончательно закрепила ее поражение. Показательно, что против певицы высказались представители совершенно разных, порой противоборствующих лагерей. Давайте посмотрим…

Как отреагировало инфополе

Я не буду восстанавливать хронологию, здесь абсолютно неважно, кто высказался первым. Гораздо интереснее, как именно реагировали медийные личности – приведу несколько примеров, которые, на мой взгляд, особенно любопытны.

Например, Ксения Собчак сама нацепила AR-маску кошечки и в нецензурной форме попросила Мию отвалить от детей:

При этом в свое время Собчак сама в негативном ключе высказывалась о детях. Но благодаря этому инфоповоду и дети и родители встали на ее сторону – не смотря на то, что это все-таки Собчак, очень неоднозначная фигура, с которой часто не согласны.

Егор Крид тоже поддержал девочку, надев уже настоящую маску:

В случае с Кридом все гораздо более очевидно, потому как дети – основная ЦА артиста и основа его финансов: стримы, коллаборации с фастфудом, концерты и так далее.

Анна Енина – без понятия, кто это, но вроде какая-то феминистка с аудиторией в 700к подписчиков на ютубе:

Привезла девочку в Москву, провела с ней день в аквапарке (ну или как минимум оплатила все это), а вечером подарила маску кошечки и морально поддержала напутствием «будь ребенком, повзрослеть еще успеешь». А ведь все то же самое могла бы сделать Миа Бойка – и получила бы максимальный отклик от аудитории, выстроила бы мощнейшие связи с ней. Но нет.

Депутат Милонов осудил как квадробинг, так и Мию:

Mia Boyka, конечно, не имела никакого права говорить что-то восьмилетней девочке. Что бы эта девочка ни делала, это должно волновать только ее родителей. И если ты хочешь высказать какое-то замечание, нужно высказать его родителям, чтобы сама девочка и уж тем более толпа людей этого не слышали.

Бывает простое увлечение масками животных, порой оно может быть более фанатичным. Тогда увлечение уже указывает на ряд психологических проблем, которые есть у ребенка. Оно уже совершенно небезобидное, как кому-то кажется. Но обсуждать ребенка публично — не этично. Матери ребенка я бы посоветовал тоже не скидывать всю ответственность на певицу. Почему ее ребенок — последователь какого-то сомнительного течения? Я думаю, что родитель должен быть примером для своего ребенка и прививать ему другие идеалы.

Певица Клава Кока записала видеообращение к Марьяне – напоминаю, что так зовут ту девочку-квадробершу:

Клава выразила слова поддержки, сказала, что на связи с ее мамой, и пригласила на свой концерт. Отличный пиар-ход для певицы, которая точно также живет за счет детской аудитории.

Митя Фомин тоже вставил свои 5 копеек – справедливости ради, по запросу журналистов:

Видно, что он очень хотел поддержать коллегу, артистку, приуменьшить проблему. Но даже будучи в такой позиции, его совет был очень прост: нужно извиниться.

Артемий Лебедев тоже высказался против публичного осуждения детей:

Но больше всех, на мой взгляд, от себя сделала Екатерина Мизулина, глава «Лиги безопасного интернета». И здесь я бы хотел остановиться чуть подробнее и противопоставить подходы к личному бренду Мизулиной и Бойки – ведь они оба выстроены вокруг детской аудитории.

Быстрое отступление: напоминаю, что я уже написал статью, в которой рассказал, как можно очень легко захейтить любой материал. Понимаю, что даже упоминание Мизулиной многим может не понравиться, поэтому вот:

Екатерина – персона известная, и относиться к ней можно по-разному. Например, из-за ее влияния на стримеров, рэперов и вообще нашу интернет-жизнь. Однако каждый день Екатерине тысячами отправляют кружки, голосовые, видео, письма школьники со всей России. Сама же Мизулина постит все это в своем канале, реагирует на проблемы детей и ездит с мероприятиями по всей стране – по школам, универам.

Этого не видно, когда не подписан – обычно в инфополе долетают только суды и скандалы, поддерживая образ «улыбчивого Сталина в юбке». Хотя при этом целевая аудитория у Екатерины, несмотря на возраст, максимально активная и вовлеченная. Например, в школе проблемы, или объявилась какая-то банда подростков, или что-то еще – дети берут и отправляют сообщение Екатерине. А ее компания пишет заявления во всякие инстанции и продавливает решение проблем.

Готов ли я поручиться, что все работает именно так, что это не фейк? Нет, я лишь сужу по тому, что вижу сам, и что увидит каждый из вас, помониторив канал Мизулиной. Я вижу сильный личный бренд, ежедневную бешеную активность и связь с аудиторией.

Для сравнения, вокруг Екатерины есть свой лор. Все эти букеты цветов, одинаковая поза и традиционные пожелания в кружках. Если взять Мию, то что она может противопоставить – полоски на щеке? Даже их она стерла.

Вот и получается, что с одной стороны Екатерина Мизулина – вроде как злая злодейка, а с другой – защитница детей по всей стране. Миа тоже себя таковой называет, много говорит про ответственность. Миа много говорит про патриотизм, про то, что ужасный квадробинг «пришел с запада» (о ужас). Но при этом действительно популярным среди школьников патриотизм делает Мизулина. Вся эта «эстетика русскости», возможные отношения с Шаманом – она делает патриотичный вайб прикольным. И показывает: если ты патриот, то в беде не останешься. По крайней мере поддерживает такие настроения.

Собственно, вводные по Мизулиной кончились, теперь показываю ее реакцию на ситуацию на концерте Бойки:

Чтоб стало читабельно, надо кликнуть по картинке. А <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fekaterina_mizulina%2F10560&postId=3153936" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут оригиналы</a>
Чтоб стало читабельно, надо кликнуть по картинке. А тут оригиналы

В период со 2 по 6 сентября Екатерина ежедневно публиковала что-то на тему этого скандала. И в отличие от других медийных личностей, которые сделали 1-2 высказывания, она использовала ситуацию по-максимуму – и продемонстрировала грамотный последовательный подход к пиару.

Такое хочется разобрать, чтобы прям наглядно показать, каких эффектов можно добиваться «простыми постиками».

Как превратить meh в свой успех – мастер-класс от Екатерины Мизулиной

За внешне простой реакцией на скандал скрывается тонкая работа с разными аудиториями. Мизулина одновременно выступила защитником детей для широкой публики, активным общественным деятелем для госструктур, экспертом по молодежи для родителей и критиком бездействия властей для оппозиционно настроенных. Каждый ее пост содержит месседжи сразу для нескольких целевых групп.

День 1 (2 сентября)

В первый же день Мизулина сделала два стратегических хода. Сначала опубликовала эмоциональный пост в защиту ребенка, где мгновенно встала на сторону пострадавшей девочки и акцентировала внимание на психологической травме. При этом она грамотно отделила критику действий Мии от темы квадробинга и добавила важную оговорку «PS я не сторонник квадробинга» – страхуя свою позицию от возможных обвинений.

Второй пост усилил давление: Мизулина намеренно принизила статус Мии до «какой-то певицы из тиктока», показала народное возмущение и подняла вопрос о госконцертах. Ключевые месседжи первого дня:

  • Защита ребенка – главный приоритет
  • Недопустимость публичной травли
  • Необходимость системного решения проблемы
  • Вопрос об ответственности публичных лиц

День 2 (3 сентября)

На второй день Мизулина расширила контекст обсуждения. Она перевела разговор с частного случая квадробинга на более глобальную проблему защиты детей в целом. Параллельно она раскритиковала бездействие госструктур, подчеркнув, что «за это должно серьезно взяться государство». Этим ходом Мизулина укрепила свои позиции сразу на нескольких фронтах. Ключевые месседжи дня:

  • Проблема шире, чем просто квадробинг
  • Государство должно активнее работать с молодежью
  • Травля детей недопустима в любом формате
  • Нужны системные решения
От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

День 3 (4 сентября)

Мизулина перешла от слов к действиям. Узнав о заявлении матери девочки в полицию, она не просто поддержала это решение, но и усилила его собственной инициативой – направила обращение в прокуратуру. Кульминацией стало публичное предложение оплатить услуги психолога для ребенка. Этот жест одновременно продемонстрировал готовность к реальной помощи и подчеркнул серьезность нанесенной травмы. Главные акценты:

  • Поддержка правовых методов решения конфликта
  • Готовность к конкретной помощи
  • Последовательность в защите интересов ребенка
  • Демонстрация реальных действий, а не только слов

День 4 (5 сентября)

На следующий день Мизулина разобрала попытки Мии оправдаться. Она указала на использование «фейковой истории про оленя» и отметила противоречия в позиции певицы. При этом Мизулина продемонстрировала понимание молодежных трендов. Основные месседжи:

  • Непоследовательность позиции Мии
  • Важность игнорирования вредных трендов
  • Необходимость создания здоровых альтернатив
  • Ответственность публичных лиц за свои действия

День 5 (6 сентября)

В финальном посте Мизулина закрыла тему, напомнив о своем длительном опыте работы с проблемой. Она упомянула свое обращение в Генпрокуратуру еще в 2021 году и подчеркнула последовательность своей позиции. Это позволило ей выступить не просто как реактивному комментатору, а как эксперту с историей работы по теме. Заключительные акценты:

  • Многолетняя работа с проблемой
  • Последовательность позиции
  • Экспертный статус
  • Готовность к дальнейшим действиям

Параллельно с постами в соцсетях Мизулина посетила два важных публичных места – Московский зоопарк и Большой Московский Цирк. На первый взгляд эти визиты могли показаться случайными мероприятиями или простой демонстрацией «правильного» отношения к животным. Однако в контексте развернувшейся кампании эти визиты приобрели особое значение.

Здесь мог быть мем с Екатериной Мизулиной, но она не хочет фоткаться с домашними животными :(
Здесь мог быть мем с Екатериной Мизулиной, но она не хочет фоткаться с домашними животными :(

Просто вдумайтесь, это же иронично: Мизулина выбрала для визитов государственные учреждения, где животные были представлены в традиционном, контролируемом формате. Этими действиями она как бы сказала: «Вот где место настоящему взаимодействию с животными». При этом Мизулина не стала напрямую критиковать квадроберов, а просто предложила альтернативу через собственный пример.

Грамотно выстроенная PR-кампания позволила Мизулиной достичь сразу нескольких стратегических целей. Главные результаты:

  • Укрепление статуса защитника детей
  • Усиление позиций эксперта по молодежной политике
  • Создание базы для будущих инициатив
  • Демонстрация эффективности работы

В итоге мы видим два диаметрально противоположных подхода к кризисной ситуации. И что особенно любопытно – оба они строились вокруг одного и того же запроса аудитории. Ведь большая часть детей и подростков действительно негативно относится к квадробингу.

Казалось бы, Миа Бойка сделала логичный ход – публично осудила то, что не нравится ее целевой аудитории. Но она не учла главного: дети могут не любить квадроберов, но они еще больше не любят, когда взрослые публично унижают их ровесников. Особенно если этот взрослый – кумир, на концерт которого ты пришел.

Мизулина же показала, как можно работать с той же темой, не скатываясь в травлю. Она смогла выразить общее недовольство трендом и при этом защитить конкретного ребенка. По сути, она дала своей аудитории то, чего та хотела – возможность осуждать явление, не превращаясь при этом в буллеров.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

В этом и заключается ключевое различие: одна попыталась угадать настроения аудитории, другая – по-настоящему ее поняла.

5 вариантов, как можно было превратить сомнительный хайп в реальный буст карьеры

Разобрав творчество Мии, реакцию медиасферы и мастер-класс от Мизулиной, становится очевидно: проблема не в самом скандале, а в отсутствии понимания, кто ты и куда идешь.

После ухода от продюсера Т-килы Миа оказалась на распутье. С одной стороны – желание повзрослеть, сменить имидж, запрыгнуть в патриотическую повестку. С другой – все те же концерты с «Пикачу», та же детская аудитория, тот же бэкграунд с весьма неоднозначными текстами. В итоге получился диссонанс: пытаться учить детей морали, имея за плечами песни про «мама не в курсе» – как минимум странно.

А ведь можно было поступить совсем иначе. Вместо того чтобы строить из себя жертву травли и пытаться словить хайп на актуальной теме, Миа могла:

  • Выстроить последовательный диалог с аудиторией, как это делает Мизулина. Ежедневно отвечать на сообщения от детей, реально погружаться в их проблемы, ездить по школам и общаться с фанатами не только на концертах. Но зачем, если ты не политик, верно? Селебы должны быть выше этого.
  • Создать собственные фишки во взаимодействии с фанатами вместо того, чтобы стирать даже имеющиеся (те же полоски на щеках). У Мизулиной это кружки и букеты, у Мии могла быть своя атрибутика, свои традиции – что-то более глубокое, чем просто мерч.

    За годы работы на тикток-аудиторию, она могла бы понять, что любой тренд, те же «звуки», «танцы» – все это всегда построено на легкой запоминаемости, мемности и повторении. Но Миа не поняла этого, потому как за это отвечал продюсер, от которого она в итоге ушла.
  • Превратить ситуацию в возможность для реальной помощи: предложить оплатить психолога не только той девочке, но и другим детям, которые столкнулись с травлей, запустить проект поддержки жертв буллинга, организовать бесплатные концерты в детских домах. Но зачем, если можно вместо этого выпустить собственную газировку?

Кстати, Миа выпустила собственную колу. Анонсировала ее на фоне американской полицейской машины. И в конце сказала: «Я крейзи, а ты – крейзи?». Прям флеш-рояль непоследовательности для борца с западными веяниями и защитницы подрастающих поколений.

  • Использовать провокации осознанно, как Кологривый – не просто хейтить что-то популярное, а предлагать альтернативу. Показывать через личный пример, как можно самовыражаться без крайностей, как найти баланс между трендами и здравым смыслом. Записать видео с разбором образов животных, которые она использовала в своих песнях и клипах – тем самым проявить самоиронию и отстроиться от прошлого.

  • Превратить свой концертный тур в площадку для диалога с молодежью: после каждого концерта проводить встречи с фанатами, обсуждать их проблемы, делиться опытом преодоления сложностей. Понятно, что это звучит как нечто слишком сложное для обычного артиста. Но ведь она сама начала позиционировать себя морализатором, почему бы не идти до конца и хотя бы не повернуть это в реально продуктивное русло?

Более того, весь предыдущий опыт Мии с животными образами мог стать отличной основой для диалога о границах самовыражения. Она могла честно рассказать, как сама использовала эту эстетику, что думает об этом сейчас, какие видит плюсы и минусы. Это был бы гораздо более сильный месседж, чем попытка сделать вид, что не было никакого «Пикачу» и прочих образов.

В конце концов, интернет все помнит. И чем пытаться переписать историю, лучше сделать ее частью своего развития. Особенно когда речь идет о работе с детской и подростковой аудиторией, где искренность ценится больше, чем идеальная картинка.

Вместо вывода

Вся эта история с квадробера – с одной стороны, типичное неприятное болото шоу-бизнеса, а с другой – показательный пример того, как надо и как не надо работать с репутацией в 2024-м году. К сожалению и к счастью, быть просто «хорошим артистом» – уже недостаточно. Каждая публичность – это сложная экосистема, где один неверный шаг может обрушить годами выстраиваемую конструкцию. При этом важно не столько избегать ошибок (это практически невозможно), сколько уметь правильно их обрабатывать.

Реакция медиасферы на скандал с Мией показательна: общество стало гораздо чувствительнее к публичным провалам, но одновременно и благосклоннее к тем, кто умеет грамотно работать над ошибками. На примере Мизулиной мы увидели, как профессионал может превратить чужой промах в собственный успех. На примере Мии – как даже логичный ход может обернуться катастрофой, если не учитывать более широкий контекст.

От бунтарки до скандалистки: Как Миа Бойка превратила концерт в PR-катастрофу и почему это не сработало

В мире, где каждое слово может стать мемом, а каждый жест – поводом для отмены, умение управлять репутацией становится важнее, чем собственно творчество. И если вы работаете с публичным образом – неважно, своим или чужим – вам точно пригодится наш подробный чек-лист по кризисным коммуникациям.

Мастер-класс по кризисному PR публичностей. Или Что делать, когда уже наделал… – забирайте руководство бесплатно в нашей тележке.

Подводных камней нет: мы ничего не продаем и не предлагаем, лишь рассказываем о маркетинге на примере поп-культуры.

И помните: нет провалов, от которых нельзя отмыться. Есть только плохо отработанные ошибки *щитпостеры пустили слезу*

9292
7575
66
55
33
22
22
329 комментариев

Ты ебанутый? Я не буду это читать

122
8
2
Ответить

Картину хоть вставь с Паркером, ленивец!

6
4
3
1
Ответить

Ты квадробер?

5
Ответить

Жесть, лонг про каких-то неизвестных людей. Кто читать это будет, вообще

61
Ответить

Ну как неизвестных)

3
2
2
Ответить

То, что ты постарел, стал брюзгой и выпал из инфополя, не значит, что это неизвестные люди. Просто ты закрылся в своем пузыре и боишься вылезти

6
1
1
Ответить

Я сижу на камушке, ла-ла-ла (Пика)Где ж ты, моя love'ушка, lo-lo-love? (Ай)Тут и там ищу, чтоб не потерять (оу)Ты — мой Пикачу, выбираю тебя (пр)Пика-Пикачу-чу-чу-чу-чуТак с тобой хочу-чу-чу чу-чутьПика-Пикачу-чу-чу-чу-чуТак с тобой хочу чуть-чуть, ПикачуНе знаю что за миа койка, но от этих текстов хочется плакать

36
Ответить