Когда умрут игровые диски?

Технический прогресс не стоит на месте. Еще вчера, запуск многих игр требовал мощного железа, а уже сегодня смартфоны спокойно выдают графику, которой не могли похвастаться топовые ПК прошлого. Еще вчера, что бы сделать международный звонок, нужно было идти на почту и заказывать телефонную будку, а уже сегодня можно установить видеосвязь с любой точкой мира. И еще вчера, чтобы купить видеоигру, нужно было ехать на рынок или в магазин, а уже сегодня достаточно нажать несколько кнопок что бы игра успешно начал загружаться на ваш девайс напрямую из всемирной паутины.

Видеоверсия статьи

Все идет к упрощению и удобству, это естественный процесс. Так и скачивание игр идея далеко не новая, загрузка игр через Интернет существовала еще в 16-битную эпоху. Сервис Sega Channel, посредством кабельного тв, позволял загружать свежие и актуальные игры, прямо на свою консоль не вставая с дивана. Этакий Стим или ПСН прямиком из 90х. Сервис долго не просуществовал, но свой след в истории оставил.

Реклама Sega Channel

Сейчас загрузкой игр никого не увидишь и казалось бы цифра вещь удобная, так почему издатели до сих пор продолжают выпускать игры на физических носителях? Рассмотрим все за и против обоих методов покупки видеоигр.

Оговорюсь сразу, говорить мы будем только о консольном рынке, так как на ПК уже давно победила цифровая дистрибуция и физические копии игр там не в ходу. В большинстве своем предлагается купить коробку с кодом на загрузку и привязкой к Стиму. Ну или можно найти кусок картона, вместо игры, как это случилось с Fallout 76. Как таковые, игры на дисках для ПК, утратили свою актуальность.

<i>Картонный диск Fallout 76</i><br />
Картонный диск Fallout 76

При покупке физической копии ты покупаешь игру. Хотя наверное даже так: основным фактором, который влияет на покупку, является именно желание владения физической копией игры. Наверное, лично мне, ничто не заменит того невероятного ощущения новизны и ожидания, когда ты едешь в магазин, покупаешь игру, срываешь пленку, а в нос тебе ударяет запах свежей бумаги и пластика. Это настоящее эстетическое удовольствие. Цифровую версию игры, нельзя потрогать или поставить на полку, да и не пахнет она никак. И самое главное в Интернете не утихают споры, а является ли вообще цифра полноценной покупкой игры? Многие называют, такую сделку не "покупкой", а "арендой". Ведь, по сути, ты получаешь право скачать игру, но только до тех пор пока будет работать цифровой магазин. И если цифровой сервис будет отключен, то и доступ к игре пропадет, а вот физические копии никуда не денутся. Правда и с ними есть некоторые нюансы, но о них чуть позже.

Цифра это всегда цифра, а вот ритейловые издания зачастую различаются. Можно приобрести обычную версию, а можно и лимитированную, в которую будут входить артбуки, фигурки, стилбуки, наклейки, и прочие вещи способные порадовать любого коллекционера. В цифровую версию входит только цифровой контент, который конечно может отличаться от версии к версии, но потрогать его руками не получится.

И как показывает практика, коллекционирование игр хобби довольно серьезное, ведь многие игры с годами только растут в цене. Достаточно зайти на ebay и убедится в этом. Так что если вам досталась редкая или необычная копия игры, будьте уверены, с годами она станет только дороже.

<i>Хорошая игра по хорошей цене:)</i><br />
Хорошая игра по хорошей цене:)

Но наверное самым важным фактором по которому многие приобретают именно физические версии является возможность их перепродажи. Многие геймеры так и живут: покупают новую игру, быстро ее проходят, а потом перепродают чуть дешевле или обменивают. С цифрой такой трюк не пройдет, игра намертво привязывается к вашему аккаунту. Потому зачастую, физические копии игр стоят дешевле, и на таких площадках как авито можно найти множество интересных предложений, по более чем вменяемым ценам. К примеру, Uncharted 4 в цифре стоит 1 199 рублей, а вот физическую копию игры можно легко отыскать за 500 - 600 рублей, что намного выгодней. И такое можно обнаружить со многими дисками. Часто, хорошие проекты, могут падать в цене вплоть до 50% уже через месяц после релиза.

Но у физических копий есть и минусы, к примеру многие игроки, считают пластиковые коробочки пережитком прошлого, которые только захламляют пространство. Для них куда удобней хранить всю свою коллекцию в облаке и на жестком диске. Или же есть категория людей, которые постоянно переезжают с места на место и у которых нет возможности таскать за собой огромную коллекцию игр. Для таких геймеров цифра куда более удобна.

Когда умрут игровые диски?

Вторым минусом, является оперативность. Печальный инцидент с Red Dead Redemption 2 это очень ярко показал. В то время как цифровые копии были доступны по предазгрузке, люди заказавшие диски оказались в ситуации когда игра вовремя не поступила в магазины. Поставки задерживались, а продавцы отписывались в извинениях. По-хорошему, все должно стартовать в один день, но случаются накладки и часто люди,сделавшие предзаказ в обычном магазине, вынуждены ждать дольше тех кто купил цифру.

<i>Когда слишком долго ждешь свой диск, а в магазине "кормят завтраками"...</i><br />
Когда слишком долго ждешь свой диск, а в магазине "кормят завтраками"...

Ну и третий минус, самый важный: это то что не все игры доступны на физических носителях. Да, крупные ААА проекты выходят и в цифре и на дисках, но вот различное инди остается уделом цифровых продаж. Особенно успешные независимые проекты удостаиваются права быть выпущенным на физических носителях, но в остальных случаях это делают некие сторонние издатели типа Limited Run Games, которые выпускают игры ограниченными тиражами и по довольно кусачим ценам. Такие копии оседают на полках у коллекционеров и с годами становятся только дороже. Любителям физических копий, в случае с инди, остается в большинстве случаев довольствоваться цифрой.

<i>Ограниченные издания Limited Run Games</i><br />
Ограниченные издания Limited Run Games

Это все плюсы и минусы физических копий игр, давайте теперь рассмотрим цифровые версии.

Самым важным в использовании цифры безусловно является ее удобство и доступность. Благодаря быстрому Интернету игра легко загружается на ваш девайс с последними патчами и обновлениями. Конечно, если быстрого Интернета нет, то с цифрой могут возникнуть проблемы. Зачастую, современные проекты весят очень много и загрузка может занять довольно продолжительное время. Но если с интернетом порядок, то и игра быстро скачается, прямо аккурат за несколько дней до начала продаж и в день релиза станет доступной. В этом и есть главное преимущество цифры перед физическими копиями.

<i>Иногда загрузка бывает слишком долгой...</i><br />
Иногда загрузка бывает слишком долгой...

Удобство и Доступность - это главные и единственные плюсы цифры. Как и в случае с физическими копиями, какие-то игры могут быть не доступны в региональном онлайн-магазине, но могут быть доступны в магазинах других стран. У PS4 и Хbох One нет региональной защиты и можно запускать диски купленные в любой части земного шара. Для цифровых версий, нужно заводить отдельные аккаунты в каждой стране.

У игр, которые выходили только в цифровом виде есть одна маленькая проблема: если игра пропадает из онлайн-магазина, то поиграть в нее больше не получится. К примеру, Scott Pilgrim Vs. The World Game, не выпускалась на физических носителях, и в один прекрасный день, по юридическим причинам, была из магазина удалена. Поиграть в нее теперь могут только люди которые успели скачать ее себе на консоль. Большой плюс картриджей и дисков в том, что многие игры могут сохранится и дойти до наших потомков, а цифровая версия будет существовать только до тех пор пока не отключат сервера.

Scott Pilgrim Vs. The World Game Trailer

У игровых аккаунтов есть и другая проблема, если физические копии игр никуда не привязываются и остаются с вами, то цифровые версии привязываются к аккаунту. И если с вашим аккаунтом что-то произойдет, к примеру его украдут, то и все игры соответственно у вас исчезнут. Украденный аккаунт можно вернуть и восстановить. Но ситуации бывают разные. Так сложилось, что политика компании Sony не приемлет перепродажу или использование чужих аккаунтов. Консоль, «благодаря» таким действиям может словить перманентный бан и тогда с вашей виртуальной коллекцией придется распрощаться. Вы потеряете доступ и к онлайну и к PSN, ну и денег за ваши игры вам никто не вернет.

<i>Бан PSN</i><br />
Бан PSN

У вас может сложится впечатление что я ругаю цифру и хвалю диски, но все не так просто. Я не зря заметил в начале видео, что у ритейловых копий игр есть определенные нюансы. Дело в том что сейчас игры на физических носителях уже не те что были пятнадцать лет назад. Игры, даже сингловые, после релиза постоянно обновляются и подшиваются патчами. Раньше, прежде чем записать игру на диск, разработчики старались подчистить и убрать все баги, а так же максимально протестировать ее на различные ошибки, ведь они понимали что после записи на диск, можно будет исправить только что-то незначительное. Сейчас же, после того как вы вставили диск, зачастую может загружаться обновление или патч первого дня, по размерам превосходящий всю игру. Данные патчи исправляют множество багов и ошибок, отловленных уже после отправки проекта в печать. И это очень печальная и грустная тенденция, которая коснулась и меня. Купив игру Shadow of the Tomb Raider на диске, я решил запустить ее сразу и без обновления. Где-то в самом начале прохождения я наткнулся на непроходимую пропасть, которая "удачно" преградила мне дорогу. Перепробовав разные способы ее преодоления и постоянно перезагружаясь, игру я на время оставил. Запустил я ее уже после загрузки обновления. Теперь же у края пропасти свисал камень, за который можно было зацепится и безболезненно спустился вниз. (К сожалению, у меня не сохранилось видео с этим эпизодом)

Все помнят жуткие баги Assassin's Creed Unity

А теперь представьте, что будет если игру запустит человек без Интернета, ведь по сути, пройти он ее не сможет и застрянет в непроходимом месте. Это очень печальная тенденция и без онлайна и Интернета игра на диске становится фактически неполноценной. Такой подход к разработке и нежелание тестировать проекты до релиза, буквально дискредитирует физические копии, превращая их в ненужные болванки, которые в будущем могут стать просто бесполезными и неиграбельными.

Но, недавний инцидент, убедил меня что это это не самая грязная ситуация, которая может произойти. Дело в том что в продажу поступило переиздание Трилогии о дракончики Спиро для Xbox One и PS4. На консоли от сони, дисковая версия игры содержит только первую часть, остальные две части трилогии придется выкачивать из магазина, что уже звучит как-то не очень. Хочется спросить издателя в лице компании Activision: Какой тогда смысл в диске? Просто поставить, почти пустую, но в данном случае красивую коробочку на полку? Ведь как я сказал выше, если онлайн-магазин в будущем будет отключен, то подобные полу-цифровые версии станут недоступны и от диска не будет никакого прока. Уж очень не хочется верить что подобную схему могут взять на вооружение и другие издатели.

Spyro Reignited Trilogy Trailer

Если опираться на последний годовой отчет компании Сони, то можно увидеть что только 32% продаж приходится на цифровые копии, а остальные 68% составляет ритейл. И причин такого положения много: это и эстетическое удовольствие от покупки и слабый интернет и желание перепродажи игры после прохождения. Текущее поколение игроков не готово платить за воздух и большинство все еще покупает игры только на физических носителях. Но реальность такова, что с каждым годом, разрыв постепенно сокращается и скорее всего цифровые копии, пусть и не сразу, но вытеснят физические.

<i>Отчетный период 01/04/2017 - 31/03/2018 года</i><br />
Отчетный период 01/04/2017 - 31/03/2018 года

Ведь по сути, платформодержателям крайне выгодно полностью отказаться от физических копий и перейти на цифровой контент. В таком случае компания скинет с себя просто множество функций. Не нужно тратить средства на производство дисков, рассчитывать логистику для поставок по всему миру и заморачиваться с записью и тестом дисковых копий, ведь патч первого дня исправит критические ошибки, а последующие заплатки починят все остальные баги. Количество цифровых копий не ограниченно, а сам цифровой контент будет доступен всем и сразу, в день выхода игры. Ну а самое главное, исчезнет вторичный рынок перепродажи и обмена, ведь все игры теперь будут привязаны к аккаунтам. Один аккаунт - одна игра, а это только увеличит и подстегнет продажи. Сплошные плюсы.

На смену старому поколению игроков идет новое, для которого цифра это норма жизни и они не испытывают никакой радости от покупки игр на физических носителях. Им просто так удобно и привычно, а диски для них это лишь пережиток прошлого.

<i>Wolfenstein: The New Order коллекционное издание без игры в комплекте</i><br />
Wolfenstein: The New Order коллекционное издание без игры в комплекте
<i>Child of Light коллекционное издание с кодом на загрузку</i><br />
Child of Light коллекционное издание с кодом на загрузку

Уже сегодня, некоторые компании готовят игроков к полному переходу к цифре и предлагают интересные способы удовлетворения потребностей всех геймеров. На рынок выходят коллекционные издания которые не содержат в себе копии игр или же включающие в себе код на загрузку. А в воздухе, активно массируются слухи что грядущие консоли могут полностью отказаться от оптических приводов и перейти на цифру. Пока же этого не произошло, диски, для многих компаний это суровая необходимость, особенно для тех мест где покрытие интернета еще очень слабое. Возможно в будущем мы придем к тому что игры будут продавать только в цифре и по подписке, к примеру EA, уже тестирует свой сервис Origin Access, где игры будут доступны по подписке за ежемесячную плату. И если такая форма продаж станет успешной, то и другие компании создадут похожие сервисы. Ведь большинство видов медиа-продукции, таких как музыка и фильмы, сейчас распространяется через стриминговые платформы, а физические носители, такие как CD, Blu-Ray с фильмами или Винил покупают только преданные фанаты. Так что игры в будущем, скорее всего, ждет та же участь, а физические носители станут лишь уделом коллекционеров и артефактами прошлого. Но, будем надеется, произойдет это еще не скоро.

А как вы относитесь к противостоянию цифры и физических копий и в каком формате вам привычней покупать игры?

7777
105 комментариев

Только коробочные издания. Даже на ПК. Коллекционки, расширенки, джевелы - без разницы.
Потому что если игра не осела на полке - даже нет ощущения, что она у меня есть. Играть не хочется.
В цифре - только то, чего вообще нет в физике.
Если в физике нет у нас - покупаю на Амазоне из-за бугра.
Тем самым чувством маленького праздника, когда идешь в магаз за диском, не поступлюсь никогда. Наоборот, минутная доступность всего контента обесценила "магию" покупки игр. Поэтому сегодня и хватают пачками все подряд, даже то, за что потом и не сядут. Если ты идешь за игрой в магазин - значит, тебе точно НУЖНА эта игра.
И да - коробок с кодами пока единицы. Большинство ПК-физизданий полноценные.

10

Комментарий недоступен

10

Цифра должна стоить хотя бы в 2 раза дешевле диска, т.к. это не полноценная покупка. Точка.

9

Такого не допустит ритейл, троеточие

3

На мой взгляд единственный осязаемый плюс дисков - возможность перепродажи. Всякое коллекционирование это удел эстетов. Я кивание в сторону слабого интернета бесполезно, без интернета все равно и патчи не накатишь, и онлайн составляющей не воспользуешься. Ну и каждый раз насиловать привод меняя диски это не комильфо. Увы, для жителей нашей страны по экономическим причинам целесообразнее покупать диски, так как есть возможность вернуть/сэкономить потраченные деньги. Стоит смириться, что как раньше уже никогда не будет, все уходит в сеть, ламповые дисковые времена давно прошли и нужно адаптироваться к новой реальности.

8

Ну дак сейчас привод нужен чтобы игру установить на жёсткий и потом уже просто считывать защиту.Помоему привод сейчас это самый мало работающий компонент консоли.Будут диски не нужно утрировать.Их хоронили ещё в 7 поколении.В стране игр помню читал в журнале,что все диски скоро вымрут и прочее,а это было в 2011 году.Не вымрут.Как не вымирает классика.Вот что реально бесит это незаконченность продукта.Диск должен быть самодостаточен.А патчи должны быть уже после определенного времени.

4

Комментарий недоступен

31