Clair Obscur: Expedition 33 - Absolute CINEMA
Или JRPG, от которой не отвернётся даже циник
На дворе 2025-й, GTA VI снова в анабиозе, DTF пылает от хайпа — а я, копирайтер в офисе на 5/2, как идиот, пытаюсь впихнуть 90 часов геймплея в вечера после работы. Всё ради Clair Obscur: Expedition 33 — французской JRPG, которая каким-то образом заставила меня полюбить пошаговую боёвку и сентиментальный пафос аниме. Это не обзор ради охватов. Это просто любовь. Mon ami.
Статья без спойлеров
P.S. Для кого эта статья? Для таких же новичков в jrpg, как и я и для всех сомневающихся. Сам я наиграл 55 часов, качнул Версо до 86го (на момент написания и редактуры статьи) уровня и ещё не закончил основной сюжет, т.к. слишком увлёкся изучением миров, драками и прокачкой. Игру, конечно же, купил в родном Steam в ру регионе (по-моему это уже повод поддержать французов 30 баксами). Играю на среднем уровне сложности, с модом на упрощение парирования и уклонения.
Я не буду углубляться в сюжет т.к. не хочу испортить вам удовольствие. В комментариях, пожалуйста, тоже воздержитесь от спойлеров :)
Спасибо.
Почему из каждого утюга?
Почему же игра стала таким хитом и главным претендентом на игру года, несмотря на относительно скромное количество отзывов в Steam (но нескромные продажи)?
Смею предположить, что всё дело в монументальности этой игры. Как Baldurs Gate 3 в 2023 году открыла миллионам игроков нишевый жанр изометрического пошагового CRPG. Так и Claire Obscur сейчас открывает парадные двери в мир JRPG даже тем, кто душился и плевался от первых 30 минут геймплея в условных Sea of Stars, Metaphor: ReFantazio или в Persona 3 Reload.
В этом вся монументальность. Игра влюбляет в себя. Для многих (не для меня) Elden Ring стал таким же откровением, открывая мир souls-like игр. Но хватит примеров.
Особенности жанра, которые невозможно не заметить
Наивный детский сюжет, сказочные миры, биопроблемы школьников или якудза с мозгом школьника?.. Пошаговая боёвка? Всё так нишево и на любителя... Но с годами понимаешь, что абсолютно любой жанр видеоигр — нишевый. И колда, и фифа, и Фортнайт. Просто что-то выстреливает и становится успешным, а что-то нет. Ви лив ин сасаити.
На примере одной из лучших JRPG, речь о которой сейчас и идёт, я вкусил все прелести жанра, о них сейчас и поговорим:
1) Сентиментальный пафос аниме. Если вы такое не любите - пожалуй, это всё же не для вас, но я аниме смотрел и понимаю тональность и подачу нарратива. Красноречивее всего за этот абзац ответит пара серий "Атаки Титанов". И всё же, должен отметить, что здесь эмоции гораздо более сдержанны, нежели чем театральны. Только музыка и тонкая актёрская игра с мгногозначительными взглядами. ВОИСТИНУ КИНО.
2) Эмоции во главе угла. Вся эмоциональная сила и пронзительность Clair Obscur передана на 200% через музыкальное сопровождение. Здесь красивая картинка, постановка кадра, хорошая режиссура и мудрёный сценарий (воистину КИНО!). И всё же саундтрек доминирует. Хочется плакать, зарыться в подушку, обмазаться этими мотивами и словить состояние Ницше (Маканаги). Хтонь и светлая печаль, Mon Ami!
3)Пошаговая боёвка. Да, максимально на любителя, но когда привыкаешь и быстрее жмёшь кнопки, возрастает динамика. К тому же когда играешься с билдами и правильно собираешь команду всё становится как-то бодрее. Пошаговость уже не ощущается душниной, а позволяет наслаждаться смачными пи*дюлинами правосудия, которые ты обрушишь на головы своих врагов.
Почему Clair Obscur: Expedition 33 - буквальный шаг вперёд
Пара бывших разработчиков из конвейера Ubisoft с душой и любовью отнеслись к своему детищу. Народ на создание игры искали не по квотам, а по огню в глазах. Создали слегка претенциозную, трагичную и очень эмоциональную историю в горячо любимом мною сеттинге Dark Fantasy.
А вдобавок к этому совместили нишевый жанр с набирающим популярность. А именно микс из JRPG и Souls-like игр. Горячая смесь, способная влюбить в себя с первого взгляда. Или вызвать острое желание разбить монитор.
Конечно, народного "третьего ведьмака" на выходе не получилось - слишком специфичный жанр, слишком много скилла требуется, но об этом дальше.
Тайминги — не порок
Да, идея скрестить уклонения, парирования с пошаговой боёвкой жрпг дала свои плоды - динамика многократно возросла, а народ требует добавки. Вкуснючево, а не хрючево, как говорится.
И всё же в любой бочке мёда своя ложечка дёгтя... На лёгком уровне сложности играть как-то не комильфо, а на среднем баланс уже хромает. То есть это буквально идеальная игра для любителей сосаликов, но для рядового игрока, у кого плохо с запоминанием атак и таймингами...
Уберегите же свою пятую точку от знатной аннигиляции и установите моды на упрощение парирования и уклонения. На свой вкус, конечно же, они там разные.
Сам я прохожу на среднем уровне сложности. Установил мод, который даёт мне не больше 0,3 sec времени при парировании и чуть больше времени в уклонениях. То есть на парирование тайминг был 0,15 сек на среднем уровне сложности, а я поднял его до 0,33. Казуал - скажете вы. Да - скажу я.
Что по сложности? Новичок, вывезу?
Вывезешь. Ставь максимально упрощающие боёвку моды и сюжетный режим сложности. НО, это вовсе не значит, что сама пошаговая боёвка с уклонениями и парированиями тебе зайдёт. Безумный микс двух жанров, но не всратая солянка. Мне зашло - тебе не знаю. Но не надо мучить себя челлендж-дрочивом, мастурбацией на платину, на подсолнухи, на ачивки. Не надо проходить её с такими таймингами, которые задумали разрабы изначально. Разрабы тоже могут ошибаться, чем отпугивают аудиторию от goty и прекрасной игры. Но решать тебе.
И в чём может быть сложность?
Даже будучи перекачем ты не защищён от некоторых боссов. Например, локация бесконечной башни, где 10 этапов битвы с невронами. На 10м этапе некоторые боссы имеют около 4х разных атак, каждый из трёх противников. Тайминги всех этих атак нужно запомнить, т.к. они ваншотят тебя. Некоторые из этих сложнейших боссов помимо 12 видов атак (суммарно) даже не "подсвечивают" часть из этих атак звуком. И в дело вступает память. А вот если с ней всё хреново - сочувствую.
Впрочем, и здесь вкачав Версо до 86 уровня и получив парочку имбалансных пиктосов - прохождение оказалось легким. А именно пиктос на доп очко ОД при каждой атаке и пиктос «шулер» на двойной ход персонажа. Таким образом каждый второй свой заход за один твой ход сразу используешь ультимативные способности.
Но не будем душнить с прокачкой и билдостроением..)
Система прокачки
Хотя немного подушним... В игре есть определённые этапы билдостроения:
- Пиктосы усиливают характеристики персонажей, дают уникальные бонусы. В игре под 200 пиктосов, персонажей пятеро и слотов в общей сложности 15.
- Именно по этой причине разработчики также добавили люмины — особые способности, которые можно разблокировать при освоении пиктоса.
Пиктосы осваиваются во время боя: экипируйте его на любого персонажа и проведите 4 успешных сражений, после чего будет разблокирована люмина.
Помимо этого есть ультимативные способности у персонажей, нескольких видов, есть разные виды урона (стихии) и различные негативные эффекты как на персонажей, так и на врагов-невронов.
Вообще сложность и ирония этого жанра в том, что ты играешь персонажем с 4-8к хп, сражаясь с противниками по 2-3 млн здоровья. И ты дерёшься в ожидании заветной пи*дюлины правосудия (крит атаки). Но на критах здесь и завязана вся боёвка во второй половине игры и эндгейм контент.
Пара слов про боёвку
Не забывай играть с хорошим звуком, в идеале в наушниках. Большинство атак невронов "подсвечиваются" свойственным неврону звуком за доли секунды до атаки. Приноровившись ориентируешься уже чисто на слух.
В идеале ещё читать названия ударов в начале фазы атаки, это тоже облегчит процесс, но не всегда удаётся.
И не забывай про стихии оружия. Стихия используемой тобою способности должна совпадать со стихией твоего меча, иначе нормального урона тебе не видать.
Итак, что по сюжету?
Слишком много внимания уделили особенностям жанра и боевой системе. Игра кстати проходится за 40-95 часов. А что по сюжету? Перехайп? Слёзы через боль и ue5?
Нет :)
UE5 здесь на удивление красивый и без статтеров!
О самом сюжете ниже:
На рубеже XIX и XX веков мир пережил катастрофу такой египетской силы, что часть французского города — вроде бы не Парижа, но чего-то очень похожешго — откололась и ушла в море. Точнее в небеса. Ну, там не особо понятно. Так родился Люмьер: остров-город, руины некогда великой цивилизации. И это была только завязка.
Где-то далеко, на континенте, возник гигантский Монолит. Каждый год некая таинственная Художница — колосс в женском обличии — просыпается и выводит на нём новое число. Те, чьи годы совпадают с этой меткой, умирают. Не просто умирают — рассыпаются в пыль, в красные лепестки, в нечто липкое, будто липовый мёд. Сначала это была сотня. Теперь — тридцать три.
Жители Люмьера не сидели сложа руки. Из года в год они собирали экспедиции, чтобы добраться до Художницы и остановить этот смертельный отсчёт. Все — безуспешно.
История начинается, когда на сцену выходит Гюстав (прекрасный Роберт Паттинсон) — инженер, изобретатель, человек, которому осталось жить ровно один год. Он собирает новый отряд и отправляется на большую землю. Но чем ближе они подбираются к Монолиту, тем очевиднее: Художница — не просто миф. И всё вокруг куда глубже и страшнее, чем они думали.
Что не так с сюжетом?
Всё так. Но и органично скрупулёзно сконструированным я бы его не назвал. Клиффхэнгеры, скачки по таймлайнам, сюреализм, стиль и эмоции. Всё это есть. Но сценарий всё же немного подводит некоторыми смелыми решениями. По сути выбор сценаристов после второго акта обнуляет весь эмоциональный накал предыдущих событий. Логически всё становится неважным, и пусть это не станет для вас спойлером.
После третьего акта перед финальной, видимо, битвой у меня так и вовсе началась затяжная прокачка и бесконечная боёвка. Побочная активность воплоти. Но я не жалуюсь! Изучать эти сказочные миры - одно удовольствие, где бы только найти на всё это удовольствие время, ведь бэклог только копится..(
Как и в случае с BG3 мы видим знакомую ситуацию: вылизанный первый акт, скатывающийся второй акт и слабый третий акт. Попытка сделать французскую дораму на манер сюжетного твиста "а чичас ты оxy*ешь".
Одна из самых красивых видеоигр
Ах да, по части духа Франции здесь всё замечательно, даже французские карикатурные костюмчики с мимов сидят на героях очень органично. И не забываем про багет за спиной!
Буду краток. Да, был Red Dead Redemption 2, был Cyberpunk 2077, мне очень нравится графика в том же It Takes Two. Но Клэйр Обскюр... Сейчас она однозначно в моём топ-5 самых красивых видеоигр на сегодняшний день.
Миров много, они разные. Я будто бы в фильме про Джеймса Бонда, только во французской сказке-аниме в дарк фэнтези. Но однообразные локации вам точно не успеют надоесть - их там нет.
Саундтрек, Mon Ami
Саундтрек создаёт магию этого мира, делает его живым. В этот сказочный мир веришь.
Любой эмпат уходит с разбитым сердечком после композиции "Люмьер".
Если отдельно взятый аспект игры не вызывал у меня восхищения, то саундтрек в светотенях - определённо. Браво!
Что по глубине нарратива
Сюжет есть. Замудрённый. Немного трансцендентный, нарочито усложнённый и перекрученный. Но от этого не менее увлекательный и интригующий. У некоторых невронов в мире вокруг Люмьера будто бы своя прошлая мотивация, они словно в лимбе застряли, это любопытно и работает как очередной дофаминовый крючок.
Мотивация антагонистов тоже проработана на уровне. Здесь нет плохого злодея и хорошего героя. Только противостояние интересов в сложных жизненных (или вернее сказать в сказочных) аспектах.
Заключение
Clair Obscur: Expedition 33 — это та редкая игра, где амбиции не остаются просто высером на кикстартере. Да, у неё есть шероховатости, но всё, что работает — работает на уровне «бл, я кажется полюбил жрпг». Стиль, музыка, боёвка, визуальные решения, даже театральный пафос — всё собирается в цельное, мощное высказывание. Это не просто красивая JRPG. Это игра, которая берёт за живое и даёт веру, что жанр может эволюционировать без предательства своих корней. И если в этом году нас и ждёт сюрприз — то вот он, прямо перед вами.
Рекомендую поддержать разрабов покупкой в стиме.
Однозначно GOTY. Спасибо, что дочитали до конца. Если кому интересно, то Лютеция - старое название Парижа. Люмьер (город света) - тоже одно из названий Парижа. А прослушав русский cover на композицию Lumiere вы и вовсе словите спойлеры..)
Невроны, светотени, холсты и художники. Я намеренно не касаюсь всех тонкостей.
А нам всем хочется пожелать разве что ценить жизнь, какой бы она ни была. И ценить её даже без Гоммажа. Mon ami.