[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Sergey Rukosuev", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0438\u043d\u0434\u0438"], "comments": 25, "likes": 52, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev", "id": "3911", "is_wide": "" }
Sergey Rukosuev
6 336
Gamedev

Ошибки молодых разработчиков: колонка основателя Another Life

Сергей Рукосуев написал заметку в блог о неверных выборах в начале создания видеоигры.

Поделиться

В избранное

В избранном

CEO Another Life Сергей Рукосуев в своей колонке для DTF рассказал о том, как разрабатывается Mentors, первая игра студии.

Основная цель этой статьи — рассказать об ошибках, совершённых на разных этапах разработки и сделанных из них выводах. Второстепенная цель — побороть себя и начать открыто делиться полученными знаниями и экспертизой.

Моя история в «окологеймдеве» началась в конце 2008 года с создания портала по игре «Аллоды Онлайн». Мы быстро набрали аудиторию, получили статус ведущего ресурса по посещаемости и узнали азы CM, PR и SMM.

Благодаря этому порталу я заочно познакомился Александром Мамзуренко (на тот момент — комьюнити-менеджером Nival) и устроился на работу в эту компанию. Последние два года я трудился в Pixonic на позиции руководителя отдела поддержки игроков и, впоследствии, — директора по комьюнити менеджменту и видеопродакшену (Head of CM & VP).

О важности пре-продакшна и исследования рынка

Разработка Mentors началась в 2014 году командой из двух человек: программистом (архитектура, клиент, сервер, администрирование), незнакомым до того момента с Unity, и мною, комьюнити-менеджером с экспертизой в публичных отношениях, который взвалил на себя все остальные вопросы.

Мы были молоды, глупы, у нас не хватало знаний, зато было вдоволь амбиций и уверенности в том, что горы можно свернуть легко, просто и без вложения денег.

Идея нашлась достаточно быстро:

— Нам всегда нравился жанр Turn-based PvE RPG (пошаговые ролевые игры); *

— Мобильный рынок три года назад только начинал масштабироваться и в перспективе ближайших лет должен был показывать значительный рост;

— Free-to-play RPG (бесплатные ролевые игры со встроенным магазином) имеют огромный кусок пирога на этом рынке; **

— 3D-графика звучит круче, чем 2D. ***

На том и остановились. Пре-продакшн игры (базовая документация, концепт-документ) и параллельное изучение Unity получили зелёный свет. ****

При выборе вариантов опирайтесь на слабые и сильные стороны команды.

Неверные решения:

* PvE RPG (ролевые игры, где игрок сражается против компьютерных оппонентов) требуют огромного количества контента. В костяке нашей команды не было ни 2D/3D-художников, ни аниматоров, ни VFX-специалиста (частицы, визуальные эффекты) и тем более универсалов.

** Чтобы претендовать на достаточные объёмы, нужно отлично изучить продукцию конкурентов, в особенности в Азии. Разработка европейского продукта с рядом важных решений «под Азию» повысит шансы на продажи (заработок) в этом регионе.

*** Производство 3D-контента обходится значительно дороже по ресурсам и требует больше времени, чем 2D, особенно для мобильных устройств (из-за железа). К тому же, это накладывает дополнительную работу по оптимизации.

**** Пре-продакшн игры не равен созданию базовой документации. Сюда же входят все предыдущие описанные ошибки. Это и сроки/стоимость разработки, и оценка сильных/слабых сторон команды, и риски, и многое другое.

Вывод: Мы зачерпнули намного больше, чем смогли бы прожевать. Стоило наступить на горло своим амбициям и начать с разработки более простого продукта с одной-двумя простыми core-фичами и 2D-стилистикой.

Что такое MVP и почему это желательно знать

MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — простейший работающий прототип продукта, которым тестируют спрос до полномасштабной разработки. Такой подход страхует предпринимателя от невостребованности конечного продукта и потери потраченных на разработку ресурсов.

Wikipedia

Мы не изучили технические ограничения на количество полигонов, размер текстур и многое другое. Разумеется, не был выставлен минимальный порог модельной линейки устройств.

Отрисовка концептов локаций и персонажей и последующая разработка финальных вариантов шли непоследовательно. Черновой сценарий отсутствовал. Мы принимали решения не в рамках общего процесса, а опираясь на сегодняшний день.

В тот момент казалось, что документировать подобные моменты необязательно, параллельно приходилось решать другие проблемы. Также не было понятно, как правильно строить рабочие отношения с 2D- и 3D-художниками.

Мы хотели создать транспорт, но не понимали, что собирать машину не нужно — для начала подошёл бы и скейт. Продолжая образ — о существовании последнего мы в тот момент даже не догадывались.

Сейчас у нас есть:

— 400 высококачественных иконок для всех предметов вплоть до «середины» игры;

— 50 концептов противников;

— 30 моделей противников для пяти первых локаций;

— шесть различных локаций на модульной основе;

— трижды переработанная система умений для персонажей;

— трижды переделанный интерфейс;

— рабочий пайплайн по всему циклу разработки 3D-персонажей и игровых уровней;

— функциональная админка с возможностью без участия программистов разрабатывать весь внутриигровой контент.

Неверное решение:

Не стоит создавать «сталкера своей мечты» с 5 000 предметами, 250 рецептами крафта, 50 видами оружия, 30 огромными локациями, 10 разными классами, семью концовками и процедурно-генерируемым миром. Особенно, если это ваша первая игра.

Правильнее будет сфокусироваться на стартовом объеме, необходимом для запуска: качественное обучение, одна локация, отладка core-геймплея, экономики и монетизации.

В конечном итоге, зачем разрабатывать полноценную игру, если вы даже не уверены, будут ли в неё играть?

Вывод: Логичнее было прибегнуть к методике «Верхнего среза», сделав минимальное количество контента с максимальным уровнем качества, доступным для нас на тот промежуток времени. Одна эта ошибка могла бы стать фатальной для разработки.

Болевая точка — финансирование

Стоимость разработки Mentors уже преодолела очередной круглый майлстоун. Нам удалось найти единомышленников с прямыми руками и настроить пайплайн разработки всего, включая локации и окружение. При этом всё, что связано с персонажкой, производится на сдельных подрядных условиях. Это самая большая статья расходов в нашем случае.*

Смета разработки более трёх раз пересчитывалась в большую сторону.** Это происходило из-за нехватки опыта и частичного непонимания того, как решать подобные задачи. Часто приходилось искать ответы наощупь, реже — просто бросать фразу «доберёмся и узнаем, как это сделать». Мы придумывали велосипед.

Была и ещё одна проблема: невозможность сделать какой-либо прогноз или организованный спринт из-за постоянных сдвигов у дедлайнов. Это не говорит о том, что специалисты ничего не делали, просто ряд вовлечённых работников не могли себе позволить разработку на полной занятости из-за жизненной ситуации или других обязательств. ***

Всё это приводило к тому, что рассчитать финансовый план было невозможно, а брать у инвесторов заведомо большую сумму под другие условия не хотелось. В итоге финансирование легло на костяк команды.

Неверные решения:

* Все наши запросы и неумение правильно рассчитать возможности могли с лёгкостью стать фатальными для разработки. Особенно учитывая то, что большая часть вовлечённых людей вкладывалась в проект за идею и далёкий кусок пирога.

** Всё та же ошибка в пре-продакшне. Перед тем, как браться за разработку, стоит декомпозировать каждый этап: подсчитать сроки и стоимость разработки одного персонажа, объекта, сета анимаций и эффектов, подготовить артбук (для сложных проектов), уточнить наличие требующихся специалистов на рынке, их тарифы и многое другое.

*** Крайне рекомендую сразу задуматься о методологии гибкой разработки и контроле процессов внутри команды. Существует множество различных уже готовых систем. В качестве примера могу привести Scrum. Внедрение подобной системы позволит избежать множества ошибок и неприятных последствий в дальнейшем.

Вывод: Нужно быть более открытым для рынка и стараться с самого начала общаться с максимально широким кругом разработчиков. Таким образом вы получите ранний и оперативный фидбек на ваши идеи, который поможет снизить стоимость ошибок и затраченного на разработку времени.

Вместо итогов

Разработка нашего первого игрового продукта началась с простого желания разобраться в том, как люди делают игры, и усилить свой бэкграунд. Предыдущие знания находились на уровне «программисты программируют + художники рисуют = игровой продукт». Возможно, подобная установка у человека извне в первую очередь связана с малым количеством информации о том, как на самом деле устроена игровая индустрия.

Работа в геймдеве дала представление о продакшне и оперировании и (что ещё важнее) помогла выработать понимание, что даже их порой недостаточно для окупаемости вложенных ресурсов, не говоря уже о значительном заработке.

Количество подобных историй уже перевалило за сотню, но мне хочется верить, что подобные разборы принесут пользу всем, кто ещё планирует или только начал разработку своей первой игры.

Возможно, в скором времени я созрею для следующей статьи, в которой опишу и другую полученную экспертизу. Например, откуда мы привлекали людей, готовых вписаться в столь сомнительное мероприятие; как проводили отбор; как боролись с текучкой внутри коллектива и преодолевали моменты дизморали. Вы можете добавить мотивации своими конструктивными комментариями.

За время разработки команда возмужала и больше не похожа на «зелёных» геймдев-ребят. Сейчас мы настраиваем внутриигровую экономику, докручиваем баланс и локализуем игру для весеннего софт-лонча на iOS, исследуем рынок и рассматриваем портфолио издателей для последующей кооперации. Впрочем, об этом — как-нибудь потом.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Разрабатывайте только хорошие игры!

#опыт #инди

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться