“Shantae Advance: Risky Revolution!” – игровая капсула времени
“Никто никогда не вернет 2007 год”, – сказал однажды один персонаж. “Подержи наше пиво”, - сказали в Wayforward и сдули пыль с полки, на которой 23 года лежал картридж с почти готовой игрой про полуджинну Шантей. Получилось ли при помощи напильника сделать из трактора самолет? Посмотрим ровесницу ноутбука DTF.
Среднее время чтения данного текста – 9 минут.
Немного вводных
"Shantae Advance Risky Revolution!" представляет собой приключенческий 2D-экшн с вкраплениями метроидвании. Релиз состоялся 19 августа 2025. Разработчиком и издателем является Wayforward, родители неплохих инди (серии Shantae, River City Girls). Оценки игры: в Steam 81% положительных отзывов спустя неделю, Metacritic – 75 баллов. Среднее время прохождения: 6-8 часов. Игра доступна на всех платформах. Русский язык отсутствует. Играл на Свиче 1, все скриншоты и видео с него.
Изначально игра должна была выйти еще в 2002 и стать мостиком между 1 и 3 частями, но Wayforward не нашла издателя и заморозила Революцию до лучших времен. С тех пор серия разрослась и набрала свою группу поклонников по всему миру, поэтому из запасников достали и подновили сиквел первой части. Игра уже вышла на картридже для Game Boy Advance в апреле 2025 года, а спустя 4 месяца стала доступной и на актуальных консолях.
Сама серия повествует о приключениях девушки-полуджинны Шантей, которая защищает свой городок Скаттл от разных опасностей, походу спасая весь мир Сиквин Лэнд от очередной катастрофы. Что же случилось на этот раз?
Погружение в игру
Игра стартует как обычно рядом с домиком Шантей на окраине родного городка. На улице прекрасный солнечный день, чайки истошно орут, волны шумят по-морскому, а мы, отойдя ото сна, припоминаем об обещании помочь дяде Мимику в его мастерской. Несмотря на то, что мы полуджинн, работу никто не отменял. Да и два часа дня уже слишком позднее время для завтрака.
Наш дядя – из касты полусумасшедших гениев, чьи изобретения могут как погрузить мир в хаос, так и вытащить из него (с небольшим дискомфортом в желудках жителей, зато целых). В этот раз он изобрел ветрогенератор, только не для выработки “чистой, зеленой энергии”, а для отгона пиратских кораблей от бухты городка.
Всё бы ничего, но бредовым идеям дяди есть достойный соперник в лице Риски Бутс – пиратше и извечной антагонистки нашей героини. Прилетев на своем пиратском стимпанк-биодирижабле, она высмеивает потуги героев защититься и выманивает Шантей на очередную битву. В результате чего мы оказываемся в каверне под городом, где Риски, как любой классический злодей, рассказывает свой очередной коварный план по захвату мира.
Весь континент держится на больших каменных колоннах. Используя спецсредства, Риски собирается провернуть на этих сталагнатах тектонические плиты и перетащить все города к побережью, где она сможет их свободно грабить. В подтверждении своих слов она тут же перемещает город Скаттл со своей противницей Шантей в пустыню подальше от моря, а сама исчезает в отголосках злодейского смеха.
По счастью наш дядя хоть и сумасшедший, но всё-таки ученый. Пораскинув мозгами, он предлагает собрать консилиум своих друзей с большими головами. Возможно, концентрация старых сумасбродов на квадратный метр будет достаточной для противостояния Риски Бутс, и он с коллегами сможет придумать очередную изощрённую схему спасения. Поскольку охрана мира – на плечах Шантей, именно нам и придется всех этих ученых разыскать. Так мы и отправляемся в очередное приключение.
Геймплей
Не зря в заголовок вынесено словосочетание “капсула времени”. С 2002 года серия отмахала пять полноценных игр и если вы играли в первые три, то Революция Риски способна вам подарить чувство ностальгии, но не более. Игра буквально состоит из наработок 2 и 3 игры (вернее vice versa).
Шантей по-прежнему вышибает дух из противников при помощи своих волос (за 7 лет до Байонеты так-то). Мы можем усилить ее мощь покупкой заклинаний в магазине, добавив к арсеналу файербол, грозу или шипованный шар, крутящийся вокруг нашего изначально хрупкого тела. Каждый из спеллов мы можем еще и прокачать, за местные рупии.
Продавец имеет в котомке и другие интересные вещицы для облегчения прохождения; так, для быстрой прокачки можно прикупить, например, кувшин удвоения выбитой валюты из противника. Между прочим, следует отметить один из самых хороших балансов между заработанным кэшем и покупок в магазине, что часто в современных играх отсутствует. Денег всегда будет хватать только на приобретение чего-то одного самого необходимого, и выкупить все нужные цацки за первый час игры не выйдет. Хотя и на абуз возможность есть.
Дополняют наши боевые навыки способности к трансформации. Побеждая минибоссов, мы будем открывать способности к преображению в разных животных при помощи танца живота. Можно стать макакой для продвижения по стенам и отыскивания тайных проходов, и мощной слонярой для сноса стен, русалкой для путешествия под водой, и другими животными. Каждую трансформацию можно усилить, найдя в закутках допсособность. В этом случае тот же слон сможет проламывать не только стенки, но и пол. Всё по стандарту для серии.
Особенностью же этой части станет возможность переноситься с переднего плана на задний. Найдя на уровне определённый портал, Шантей может поменять свою позицию на 2D ландшафте, что откроет доступ к ранее закрытым маршрутам и подземельям.
Помимо врат мы также можем разыскать на уровне устройство Риски Бутс по террамувингу. Соником запрыгнув на большую кнопку, мы сдвинем передний и задний фоны относительно друг друга, что опять поменяет ландшафт, откроет новые варианты пути на обоих планах. Что, в свою очередь, хорошо стимулирует пространственное мышление: что мне нужно сделать, чтобы достичь вот той пещеры или вооон того коллекционного осьминога? Помимо нахождения нового пути террамувинг поможет решать проблемы в городках и поселениях. Так, на одном тропическом островке девушки не могут пройти очищение от "определенных" мыслей, поскольку все население замерзло из-за переноса в ледяной регион.
Всё это перемежается с изничтожением местной популяции. Бытовые враги в игре классические, кочующие из серии в серию, а вот боссы лишены харизмы основных антагонистов игровой линейки. Это и понятно, Бароны Сиквенд Лэнд появятся только в следующей игре. Но приятно, что был проложен мостик между этой игрой и Пиратским Проклятием, через боссов, связанных с Хозяином Пиратов. К сожалению, из всех главзлодеев порадовать сможет только финальная Риски Бутс, но даже она особого вызова не привнесет (если конечно вы не придете к ней с голыми руками).
Визуально и музыкально игра находится на уровне своих сиквелов 2012-13 годов: простые, крупные пиксели и сочные анимации с массой мелких деталей, а вот музыка весьма незатейлива. Но то и понятно, игра начала 2000-х, что там можно было ожидать от платформера и быстрого продолжения оригинала. Заглавная тема и ключевые композиции (по типу городка Скаттл) присутствуют без изменений.
А вот что в игре сохранилось хорошо, так это неплохое чувство юмора, прописанный бредовый сюжет и налет фан-сервиса – все отличительные черты серии. Женские персонажи прекрасны и фривольны в выборе одежды, в краткие диалоги плотно уложены гэги и языковые шутки, а само повествование ведется быстро, без излишней затянутости.
Недостаток у игры один и очень большой. Не отличаясь от третьей и четвертой игры практически ничем, Революция не может предложить нового. Выйди она перед Возмездием Риски и Пиратским Проклятием, то визуально скачок по сравнению с первой частью был бы очень сильный. А так – релиз в наши дни был сделан скорее для фанатов и ради фанатов. Также игра довольна непродолжительна. Если убрать минутные забеги в города, то у нас получится всего лишь 3 полноценных уровня с подземельями. Прохождение весьма прямолинейно и застрять, потеряв путь, очень сложно. Даже если вы захотите собрать все спрятанные предметы, по типу Осьминожек, сделать это можно и без интернет-гайдов (в отличии от остальных частей).
Итог
В целом приключения Шантей и её друзей сродни хорошему диснеевскому сериалу из детства, где каждая часть - это буквально одна из его серий. Добрая, абсурдная, с хорошим юмором, что зайдёт и ребенку, и взрослому, игра прекрасно подходит тем, кто застал консоли NES, SNES и GBA на их пике. Фанатам будет отдельно приятно увидеть недостающие связи между первой и последующими частями в плане развитий глобального сюжета и персонажей, по типу как сдружились Роттитопс с Боло и Скай, как заводчица птиц поселилась в городе, а парень нашел работу в Мастерской Мимика и многое другое. Как первую игру для знакомства с миром Шантей её рекомендовать нельзя, но как выбитый зуб, посаженный на место стоматологом, она отлично вписывается во всю серию, делая её законченной на сегодняшний день. И очень удивительно, что создатели Мэтт и Ирин Бозон еще не договорились об экранизации. Ведь этот небольшой мир наполнен веселыми, запоминающимися персонажами и неплохими приключениями. Ну а пока ждем полноценную седьмую часть. Ведь чем-то они там занимаются после Семерых Сирен с 2019 года?
По традиции: поставь эмоцию недообзору, если было интересно.
Умер пару раз за игру по глупости. PapaGluck out.
Больше - в блоге на DTF, я тут буквы иногда печатаю.