Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вот я и добрался до DTF и хочу поведать здесь историю своего проекта. Многие аспекты собственного опыта и работы приходится описывать довольно общими терминами, чтобы не задеть коммерческую тайну тех организаций, о которых идёт речь.

Суть данного рассказа в том, чтобы поделиться найденным методом решения проблемы производительности компьютеров на Windows и рассказать про подход, который позволил сделать данное решение полностью универсальным и индивидуальным для каждого пользователя.

На написание кода и подбор наиболее эффективных механизмов потребовалось около 2х лет ежедневной работы, а также консультации и помощь от большого количества моих товарищей из разных IT областей, за что им огромное спасибо.

Итак, данная история началась в 2013ом году, в то время я работал в одной крупной международной организации производящей порошки и шампуни. Должность у меня была сисадминская, но, как это часто бывает я был «тыжпрограммистом».

Суть работы сводилась к поддержанию некоторых СЭД, написанию различных макросов на VBA, утилиток для автоматизации или интеграций разных простеньких систем и т.п. И как раз в то же время я решал одну из наболевших проблем организации, а именно, неудовлетворительную работу различного ПО на новых ноутбуках сотрудников. Мне пришлось столкнуться с проблемой, которая возникает у многих сисадминов крупных компаний — на компьютерах персонала, кроме любимых ими MS Office, SAP, 1С и т.п., присутствовал не менее любимый всеми IT специалистами «McAfee», «punto switcher», «mail спутник» и что только не.

Тут стоит уточнить, что данная компания тогда продвигала либеральное отношение к компьютерам сотрудников, и зарождала у себя BYOD. Так как жалобы на производительность поступали в т.ч. и мне, я стал искать приложения для настройки производительности на подобии Process Lasso.

Мой выбор тогда пал на «Bill2`s Process Manager». На тот момент я нашёл много альтернатив, но все они имели жутко перегруженный интерфейс и на собственную работу отъедали больше ресурсов, чем можно было высвободить оптимизацией.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Найденный на тот момент «Bill2`s Process Manager» имел массу преимуществ перед системными средствами, т.к. был довольно простым в управлении и настройке. Он позволял делать то же самое, что умеет диспетчер задач, а именно, задавать базовый приоритет и маску ядер для приложений, но, в отличии от диспетчера, давал возможность сохранить эти параметры после перезагрузки и различал приложения которые отображаются в окнах на рабочем столе или работают в фоне. Благодаря этому приложению мне удалось решить одну из самых насущных проблем, объяснить компьютеру с какими приложениями я работаю сейчас, и что для меня важнее — EXCEL или фоновая установка обновлений. Но, несмотря на то, что для меня это приложение решило основную проблему, оно имело массу недостатков:

- Отсутствие преемственности конфига, нельзя было просто скопировать приложение с одного компа на другой с аналогичной конфигурацией, нужно было настраивать заново. Частично эта проблема решалась запаковкой настроенного приложения в Portable экзешник. (Может как-то можно было вытащить параметры из реестра, но на тот момент я не разобрался).

- Отсутсвие управления RAM, а именно сжатием оперативной памяти. У многих твикеров есть так называемая «дефрагментация памяти», что является чушью, т.к. дефрагментировать оперативку совершенно бессмысленно с точки зрения производительности (чтобы было понятно почему - RAM это Random Access Memory, что и означает, что эта память проектируется для постоянной работы в режиме фрагментированных данных, в отличии от HDD). Мне нужно было чистить данные, которые висят в оперативке и не падают в SWAP, чтобы при резкой нагрузке на RAM она уже была свободна и ОС не пыталась угадать, что тебе сейчас в RAM нужно, а что нет. К слову, через год эта фишка штатно появилась в Windows 10, но там это архивирование внутри оперативной памяти, что тоже не совсем решает проблему.

- Отсутствие управления приоритетами ввода-вывода на жёсткий диск (или SSD). Штатно Windows имеет эту функцию ещё с висты, но активно использоваться она начала только в Win10.

- Отсутствие определения «фокусного» приложения, т.к. оконность это ещё не всё, если я работаю с десятком приложений, в одном из которых что-то компилируется, а в другом я смотрю YouTube, то мне совсем не хочется, чтобы YouTube лагал если фокус окна на нём, а не на других окнах.

- Невозможность указать папку с приложениями, чтобы разом применить правило к новым устанавливаемым программам.

Изучая архитектуру ОС Windows я постоянно находил множество отличных механизмов, которые позволяют выстроить производительность в системе идеально при условии одного «НО». НО, это в том, что программисты, которые пишут своё ПО будут сообщать операционной системе что их ПО делает, для чего оно предназначено (игры, фильмы и т.п.) и с каким приоритетом оно должно обращаться к ЦП/RAM/HDD. Как я думаю, вы уже догадались, действительность жестоко отличается от задумки инженеров из Microsoft.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

В реальной жизни получается, что только малая часть ПО пишется с учётом программной архитектуры Windows, большинство производителей, в т.ч. очень серьёзных и крупных, пишут ПО без указания этих параметров и ОС использует всё по умолчанию (это касается Adobe, Autodesk и многих других).

И это не говоря про службы, которые совершенно беспардонно отъедают любые доступные ресурсы как только поступает эвент к действию (типа скачивания и установки обновлений).

Желающие проверить ситуацию на своём ПК могут открыть диспетчер задач и отобразить столбец «базовый приоритет» во вкладке с процессами.

Немного данную ситуацию исправляет MMCSS, но он слишком мягко влияет на процессы, почти не затрагивая их фактическую производительность.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Самая неприятная вещь в многозадачности Windows, которая меня постоянно преследовала, было прослушивание музыки во время ресурсоёмких операций. Т.к. я во время работы слушал музыку через Хром и запускал расчёты крупных таблиц в Excel, звук имел особенность подвиснуть именно на момент полной загрузки ЦП или постоянно похрипывать при любом скачке этой нагрузки. Данная ситуация почти полностью решилась использованием «Bill2`s Process Manager», но его нужно было вручную настроить на Хром, чтобы тот не кряхтел и получалось, что хром всё время в повышенном приоритете, даже когда музыка не нужна, что уже было не гуд.

Тут же стоит уточнить, что компьютеры и тогда использовались довольно мощные по меркам ноутбуков. На тот момент это был Core i5 2430m / 8GB Ram / 256GB SSD.

При этом, зарождавшийся тогда в компании BYOD предполагал, что сотрудники со своими рабочими ноутбуками могут работать повсюду, в т.ч. из дома и, при этом, использовать рабочий ПК как домашний для просмотра фильмов игр и т.п.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Все эти факторы в итоге натолкнули меня на мысль о написании собственного приложения, которое будет вбирать в себя всё лучшее от имеющихся альтернатив и устранит их недостатки, при этом будет не просто интерфейсом для настройки как диспетчер задач, а полностью автоматической системой для адаптации производительности под выполняемую задачу. Я собирался создать идеальную структуру для BYOD на своём ПК, в которой я мог бы и поработать без понижения производительности процессами Steam, iTunes или т.п. и поиграть, посмотреть фильмы без влияния корпоративного софта, антивирусов и т.п.

Для решения данной задачи мне понадобилось привлечь нескольких своих друзей, которые так же работали в IT. Изначальная мысль была в том, чтобы сделать приложение для нашего собственного удобства и расширить собственные познания по работе ОС и различных приложений.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Дело было за малым, сначала мы написали простенькую альтернативу «Bill2`s Process Manager», но без интерфейсов настройки, чтобы приложение работало с преднастроенным конфигом. Основной фишкой было определение того, какие окна развёрнуты, какие процессы работают в фоне и какое приложение в фокусе. Так же сразу добавили опцию назначения приоритета не только процессу, но и всем процессам из определённой папки. Написать данное приложение было довольно просто и благодаря имеющемуся опыту сразу же получилось пресечь утечки памяти, утечки хэндлеров, вылеты и прочие баги т.к. приложение должно было работать в фоне длительное время без перезагрузок. Чтобы приложение было лёгким и работало эффективно, мы использовали только стандартные функции ОС и WinAPI. В самом начале мы обходились даже без интерфейса.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Следующим этапом было написать локальный алгоритм обучения, который по входным параметрам определял бы назначение приложения. За основу была взята математическая модель нейросети с нейронами на основе пороговой передаточной функции, но на тот момент не учитывались весовые коэффициенты, которые мы добавили позже. Эта нейросеть сначала училась только на базовых параметрах времени работы с приложением, его имени, правилом в конфигурации и расположением на жёстком диске (например, если много приложений постоянно используются и не работают в фоне, расположены в одной корневой папке типа «C:/Games/», то скорее всего все последующие приложения запускаемые из этой папки будут использоваться активно и понижать их приоритет в фоне не нужно).

Для доведения этого алгоритма до совершенства потребовалось почти пол года. В дальнейшем количество входных параметров для анализа увеличивалось и подбирались оптимальные правила, применяемые к сторонним приложениям.

Тут стоит уточнить, что в отличии от классических диспетчеров задач, мы решили не управлять приоритетами, ядрами, оперативкой и вводом-выводом по отдельности, а объединили эти параметры в правила, которые комбинировали в разной пропорции. Например, для заглавного приложения правило = FOREGROUND (доступны все ядра, приоритет выше среднего, приоритет ввода-вывода высокий, оперативку в SWAP не сбрасываем).

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

В дальнейшем к алгоритму обучения были добавлены параметры положения окна (есть ли отображаемое окно у приложения, свёрнуто ли оно или развёрнуто. Если развёрнуто на весь экран и в фокусе, то нужно уделить этому процессу больше внимания, чем фоновым и т.п.).

Было добавлено определение служб, т.к. одинаково называющиеся процессы служб svchost.exe выполняют совершенно разные задачи.

Самым сложным, пожалуй, было научить приложение различать одинаковые процессы по разному назначению. Например, многие браузеры запускают для каждой отдельной вкладки отдельный процесс (Chrome, Firefox, Yandex, Opera и т.п.), а звук и видео воспроизводят хост процессы, следовательно из 20ти процессов хрома, когда он не в фокусе, нужно повысить те процессы, которые воспроизводят звук. Это же касается и любых других процессов, которые могут работать в фоне.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Чтобы не прописывать в конфиге все известные миру процессы, в конечном счёте приложение научилось определять не только то, как часто пользователь работает с процессом, но и фактическое назначение процесса и его важность для работы.

Таким образом приложение научилось распределять нагрузку по ключевым узлам компьютера в зависимости от того, с чем в данный момент работает пользователь. Более того, нагрузка распределяется индивидуально для каждого ПК в зависимости от сценария использования какого-либо приложения, т.е. используется ли оно в окне, воспроизводит ли оно видео/звук/3d, как много пользователь обращается к данному приложению и в какой папке данное приложение расположено.

Приложение получилось простым и универсальным, установка происходит в пару кликов и для работы не требуется никаких настроек, всё адаптируется автоматически.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Вся данная логика не могла бы существовать без тесной интеграции с системой, поэтому для реализации всех механизмов пришлось задействовать по максимуму функции Windows API. Это позволило при минимальных затратах расчётных мощностей достучаться до глубоких функций ядра и сохранить максимальную совместимость с любым ПК на x86-64 процессоре.

Так же, важно было учитывать тип компьютера с которым работает пользователь. Например, при работе от аккумулятора используются несколько иные алгоритмы работы с ядрами ЦП, чтобы уменьшить нагрузку и сэкономить заряд. Были добавлены опции управления питанием, чтобы можно было не выключать ноутбук или планшет, а, погасив экран, продолжать слушать музыку или выполнять скачивание/копирование/архивирование файлов с энергопотреблением около спящего режима.

И не менее важно было научиться определять как процессор работает с многопоточностью и как распределяет нагрузку на ядра.Все данные алгоритмы в совокупности помогли создать действительно универсальное решение, которое не является твикером или разгоном и не ограничивает функциональности ОС и другого ПО. По сути, приложение учит компьютер понимать запросы пользователя и управлять нагрузкой на ключевые узлы так, как это делал бы опытный админ для каждой конкретной задачи.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Со временем к работе над данным проектом присоединились другие мои товарищи, которые помогали заниматься дизайном, сайтом, группой ВК и т.п. вопросами.

Предвкушая различные советы от гуру, хочу сразу упомянуть, что мой суммарный опыт работы в IT на данный момент составляет 8 лет. За время работы над данным приложением я встречал множество противоречивой информации на тему особенностей работы ОС и некоторых компонентов ПК, поэтому не удивлюсь, что кто-то может быть несогласен с некоторыми описанными подходами, но конечное тестирование показало эффективность данных решений.

Даже среди моих знакомых профессионалов работающих в различных сферах IT, многие до конца не понимают тонкости работы ЦП, многопоточности, многозадачности и многоядерности. Информацию о некоторых системных функциях Windows приходилось находить в самых отдалённых частях интернета. Самым сложным, пожалуй, было найти работающий(!) способ установки высокого приоритета ввода-вывода сторонним приложениям.

Описанный механизм не является сферическим алгоритмом в вакууме и успешно работает на реальных машинах. В случаях где реально используется многозадачность — прибавка производительности может составлять до 50%.

Принудительная оптимизация игр c WPS Performance Station

Финальным штрихом для работы над приложением стало подписание сертификатом «code signing» для ОС Windows.

Большое спасибо всем, кто осилил данный текст до конца.

P.S. Прошу прощения за некоторую сумбурность, старался уложить только самую главную инфу, чтобы не сильно разрастался текст.

Мы распространяем приложение по схеме Freemium, чтобы любой пользователь мог воспользоваться самыми основными функциями, но нам будет очень приятно, если сообщество DTF нас поддержит, чтобы наш проект смог развиваться далее. У нас есть ещё множество идей по увеличению функциональности и производительности нашего приложения, чтобы сделать его ещё лучше и эффективнее.

Искренне надеюсь, что наши усилия помогут облегчить работу с компьютером многим пользователям, которые не обладают специальными навыками для настройки своего ПК, а прожжёным спецам позволят избавиться от постоянного выбора между скоростью и функциональностью.

Я буду рад рассказать более подробно про различные аспекты работы приложения отдельно, если данная статья вызовет интерес.

Ссыки на сравнение производительности с приложением и без:

Antutu
Dirt rally
5858
57 комментариев

Все хорошо, но статья скорее для хабра

9
Ответить

Тащем-то эта статья там тоже есть)

4
Ответить

Как и написано в начале, мы хотим поделиться своей историей практического создания продукта от идеи, до абсолютно работающего решения. За два года была проделана огромная работа, но в этой статье рассказывается именно этап от идеи до выхода на рынок, а не дальнейший жизненный цикл развития. Если вам действительно интересно, какими функциями обросло приложение, то мы можем написать отдельную статью об этом, ведь было добавлено очень многое, например, как упомянули в соседнем комментарии функция оптимизации передаваемых данных за счет сжатия трафика и отсечения рекламы. Ещё были добавлены профили для алгоритмов нейросети, дополнительные параметры для адоптации, среди которых аппаратный рейтинг пользователя и многое другое.
Но вместо того, чтобы просто изъявить интерес к подробностям проекта, вы просто ставите негативный ярлык, подумайте над этим ;)

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Подумал, что и так много инфы, а тесты вот:
1) https://youtu.be/3L3mhqZJUjs
2) https://youtu.be/J4lqDnf7XQc

1
Ответить