Секреты. Нуруддин Фара
«Секреты» - третий роман трилогии «Кровь на солнце» Нуруддина Фары. В произведении автор перемещается в конец 80-х – начало 90-х в Сомали – время кровавых клановых войн. Роман глубже и сложнее предыдущих.
Если «Карты» история взросления мальчика и отношений с приемной матерью во время войны за Огаден, «Дары» - рождение любви и свободы женщины на фоне диктатуры и боевых действий, в «Секретах» - противостояние кланов, на фоне которых вскрываются самые потаенные семейные секреты.
Фара переплетает секс, мифологию, семейные узы в исламе, религию и всё это подает в виде красивой истории любви и предательства. В первом романе трилогии чувствовалась сексуальная энергия, электризующая отношения пасынка и мачехи. В «Дарах» - женщина бальзаковского возраста заново переоткрывает для себя секс и любовь. В «Секретах» Фара пошел дальше. Он соединил языческие сексуальные ритуалы, магический реализм, символизм и сюр. Тёлка, которую сношает дед, превращается в женщину. Шолунго завораживает Каламана шаманскими обрядами и возможно превращается в слона, чтобы раздавить охотника Фидоу (как все думают из мести, так как он перебил кучу сородичей слона). Но самое главное, символическое соитие между Нонно, дедом главного героя, и молодой горе-шаманкой, которая хочет родить малыша из меркантильных побуждений. Девиаций в романе хватает. В какой-то момент понимаешь, что грань между животным миром и человеческим, что рисует Фара, тонка. Как впрочем и война между кланами не более чем порождение животного инстинкта.
«Один труп, три тайны!» - девиз, что проносит автор через весь роман. Шолунго приезжает через двадцать лет к Каламану и ввергает всю семью в хаос, а героя в свой личный пандемониум, из которого ему предстоит выбраться, разгадав все тайны прошлого. На тайнах останавливаться не буду, но они показывают во всей красе порочность и абсурдность как существующих порядков и традиций в обществе, так и всей политической системы. Чего стоит только мошенническая схема с актами бракосочетаний.
Хаос в семье символизирует предстоящие разброд и войну. Шолунго, Тимир (брат Шолунго) и Каламан – люди нового времени. Первая – и шаманка и женщина, влезающая в авантюры, ради огромных денег, второй – активист, третий (один из главных героев) – программист и бизнесмен. И именно им предстоит выживать в мире на пороге гражданской войны.
Подача у Фары необычная. Повествованием с разных точек зрения никого не удивишь, но сочетание увлекательного рассказа, острого сюжета и смены перспектив и рассказчиков дополняют друг друга. Фара не перегружает роман сложными сюжетными ветвлениями, фрагментарностью, эргодическими приемами, но экспериментирует с лицами повествования, что хорошо гармонирует с красиво рассказанной историей.