Как игры учат нас мыслить гибко, ломая привычные паттерны
Сюжет, сеттинг, арт, музыка - это очень важно. Но, в первую очередь, в основе любой игры лежит система: набор ограничений, условий и связей, внутри которых может действовать игрок.
И это делает игры особенным опытом: в них нам нам постоянно учиться. Как устроен мир? Как работают правила? Какие действия доступны, а какие - нет.
В обычной жизни мы редко учимся так быстро и с таким удовольствием. В жизни правила неочевидны или отсутствуют вовсе, а последствия ошибок могут быть очень болезненнымим.
Игры учат тому, что мы редко тренируем:
- гибкости мышления;
- поиску альтернативных стратегий и отсутствию страха перед сменой стратегии поведения;
- внимательности к логике окружения;
- терпению и мению не сдаваться в условиях неопределённости.
Через игры мы учимся думать иначе не потому, что игра «умная», а потому что она заставляет нас менять внутренние правила, по которым мы обычно решаем задачи.
5 игр, которые взорвут вам мозг. В хорошем смысле
Есть игры, которые работают на уже сформированных жанром и культурой ожиданиях от геймплея. А есть игры, которые действуют наоборот: они разрушают привычные способы решения игровых задач. Они переиначивают логику мира так, что игрок вынужден отказаться от старых подходов и пересмотреть правила под иным углом.
Baba Is You. Игра, которая учит переписывать правила.
Законы логики? Или физики? Забудьте. Всё, что написано на экране - правда. Пока вы это не измените.
Baba Is You - головоломка, где правила игры буквально находятся перед глазами, но еще они являются интерактивными объектами. Каждый уровень - это комната с объектами и блоками слов. Слова составляют правила, которые нужно менять прямо по ходу игры. Если на экране написано "Baba" Is "You" - ты управляешь Бабой. Стоит подвинуть слово "Baba" и подставить "Rock" — теперь ты камень.
Это учит подходить к правилам не как к статичной системе, а как к гибкому набор условий, который можно адаптировать под себя.
Patrick’s Parabox. Игра, которая учит новому восприятию пространства.
Patrick’s Parabox — одна из тех игр, которые объясняют сложные идеи лучше книг по информатике.
Сначала всё просто: тебе нужно расставить коробки в комнате с лабиринтом. Потом коробка оказывается комнатой. Потом комната оказывается внутри коробки, которую ты толкаешь. Потом ты вдруг оказываешься внутри ... самого себя? Но в мире игры это логично.
Каждый уровень становится сложнее не только с точки зрения построения пути для перемещения коробок. Каждая новая глава говорит тебе, что ты раньше недостаточно широко воспринимал пространство.
Эта смена точки зрения удивляет и заставляет снова и снова чувствовать радость от освоения новой механики.
Superliminal. Игра, которая учит тому, что все зависит от ула восприятия
Superliminal работает с шаблонами нашего визуального восприятиямира. Основная механика игры - масштабирование предметов с использованием перспективы. Размер объекта определяется не его моделью, а тем, каким он выглядит в кадре: визуальный размер превращается в физический. Это правило становится основой для всех задач.
Superliminal работает за счёт когнитивного сдвига. Игрок вынужден перестроить привычное восприятие физического мира и законов перспективы. Так почти каждое решение сопровождается ага-эффектом, потому что мозг создает новую модель физического мира игры.
I Hate This Game. Игра, котора учит забывать про свои же правила
Название честное: игра действительно хочет, чтобы ты её ненавидел.
Игра состоит из 100+ небольших уровней, где перед игроком стоит простейшая задача: выйти из комнаты. Нужно просто добраться до двери и открыть ее, решив задачку или пройдя небольшой платформинг.
В чем же ее нестандартность? Игра приучает к паттернам решения своих задач, а потом сама же и ломает их правила. Здесь нельзя мыслить так, как ты уже привык - нужно перейти в режим восприятия, где всё возможно.
Pony Island. Игра, которая ломает доверие к игре
Pony Island - одна из тех игр, которые используют интерфейс как часть геймплея. Вы запускаете милую аркаду про пони. Ну… вроде как. Через пару секунд становится ясно: что-то совсем не так.
Система глючит. Меню ломается. Игра взламывает саму себя. Добро пожаловать в адскую симуляцию, где милые пони — это лишь прикрытие для демонов.
Почему эта игра меняет мышление? Потому что она меняет не пространство и не ожидания от жанра, а обращается к доверию самого устройстав игры как кода.
Pony Island учит важной вещи: граница между “внутри” и “снаружи ” очень тонка.
Вместо заключения
Игры, особенно небольшие, выстроенные вокруг одной ясной идеи, оказываются удивительно хорошими учителями: они создают нам безопасные условия, в которых нам нужно измениться, чтобы продолжать двигаться вперёд, а значит - стать гибче и внимательнее.
Если вам близка тема маленьких, странных и умных игр, то я приглашаю в свой блог «Хорошие маленькие игры». Там я собираю обзоры и микроисследования о подобных играх. Ссылка будет в комментарии.
До новых игр 💎