Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

Объясняем, почему Valve не выпускает продолжение культовой дилогии.

Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

Сегодня 3 декабря 2025 года, но вопреки множеству слухов Half-Life 3 так и не анонсирована. Складывается ощущение, что на самом деле игры не существует — а вбросы в инфополе несколькими блогерами делаются ради сиюминутной выгоды и хайпа. В этом тексте-размышлении я пытаюсь осмыслить творческий путь компании Valve и шансы игры на скорый выход.

Больше не верит

Многие из вас знают, что из себя когда-то представляла Valve, но вот краткий экскурс для тех, кто не в теме. Еще до успеха Steam и экспериментов с VR и Steam Machine, компания занималась преимущественно разработкой игр. Их магнум опус — шутер Half-Life — проект 1998 года, который перевернул правила игры. Если Doom любили за скорости и ганплей, то Half-Life удивляла окружением и отсутствием кат-сцен. Пока в остальных сюжетных играх той эпохи за историю отвечали именно «заставки», в прорывной игре Valve повествование не прерывало геймплей, а дополняло его. Добавьте к этому мощный искусственный интеллект врагов и наличие союзников, которые помогали герою — и получите один из самых удивительных и неглупых шутеров за всю историю.

Успех Half-Life среди игроков и мододелов повлиял и на саму компанию. Она выпустила комплект средств разработки, благодаря которому многие энтузиасты стали создавать собственные игры. Этому способствовала и открытая архитектура движка GoldSrc. Так на свет родились будущие короли мультиплеерных игр — моды Counter-Strike и Team Fortress Classic, а также масса других менее известных модификаций вроде Cry of Fear. Valve не щелкала клювом, а приглашала работать создателей самых удачных модов — после чего выпускала их как отдельные игры и постепенно доводила до совершенства.

Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

Параллельно студия корпела над Half-Life 2. Ее релиз в 2004 году — одно из любопытнейших событий в индустрии: как по накалу страстей, так и значимости. Казалось бы, чем можно удивить в жанре шутеров в середине 2000-х годов, но у Valve был ответ. Она сделала игру-приключение, где герой в лице Гордона Фримена путешествует по антиутопической Земле, завоеванной инопланетянами, пытаясь решить проблемы Сопротивления. В игре была достоверная физическая модель, очень красивая графика и прорывная анимация персонажей — для 2004 года игра выглядела восхитительно.

Valve опять доказала, что именно она — лидер отрасли, а не id Software или, например, Rockstar. Сравнить тогдашний уровень компаний довольно легко — ведь в 2004-м каждая из них выпустила свой долгострой или очередную часть хитовой серии. И несмотря на всю мою любовь к GTA: San Andreas и признание технических достижений Doom 3, именно Half-Life 2 заслуживает звание GOTY.

Что было дальше, вы скорее всего уже застали. Студия выпустила два эпизода, продолжающие сюжет HL2, но даже близко не завершающие его. Все должно было решиться в третьем эпизоде саги, который анонсировали в 2006 году. Но его так никто и не увидел.

Из журналов конца 2000-х мы узнали, что Гейба Ньюэлла — вечного главы компании — не устраивает качество разрабатываемого проекта. А в деньгах Valve уже не нуждалась, ведь их цифровой магазин Steam стал приносить ощутимые прибыли — такие, которые больше не мотивировали заниматься созданием игр. Но лиды компании далеко не сразу это осознали.

Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

В те годы разработчики бросили чуть ли не все силы в онлайновые проекты. После успеха Counter-Strike и Team Fortress 2, они выпустили дилогию Left 4 Dead, которую приняли на ура. Компания целенаправленно запрыгнула в нишу мультиплеерных игр, где чувствовала себя очень комфортно. Ну а спустя годы вышли Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2, которые и определили развитие Valve вплоть до сегодняшних дней.

После Half-Life 2: Episode Two 2007 года компания выпустила всего две сюжетные игры. Portal 2 на краткий миг обнадежила фанатов одиночных игр, ведь в ней было удивительное повествование и очень своеобразные персонажи, которых сложно забыть. И все же вплоть до 2020 года Valve хранила молчание. Понять, куда движется компания, можно было лишь по новостям — оттуда уйдет то один сценарист, то другой. Мастерам своего дела было просто нечего там делать: описания героев «Доты» способен написать и вчерашний студент журфака.

Когда вышла Half-Life: Alyx, кому-то показалось, что это добрый знак. О да, компания выпустила новую игру в своей главной франшизе, не прошло и 13 лет. Правда есть парочка «но». Alyx создана, чтобы продавать шлем компании, Valve Index. А еще для демонстрации возможностей виртуальной реальности. Игра замечательная, спору нет, но с сюжетной точки зрения она лишь обогащает лор и переписывает финал Episode 2. Поэтому играть в нее и тратить кровные на связку мощного ПК и адекватного шлема совсем необязательно.

Год назад в документальном фильме, посвященному созданию Half-Life 2, Ньюэлл отметил важность серии лично для него:

Думаю, что Half-Life — наш главный инструмент. В этой серии мы обязаны внедрять инновации и давать игрокам такой опыт, которого они еще не испытывали. И я думаю, что сейчас в нашей индустрии нет недостатка в таких возможностях.

Как и многие люди тогда я искренне поверил в то, что Ньюэлл работает над новой частью. Правда слухи о работе над Half-Life 3 мы слышим уже 19 лет, как раз с момента анонса третьего эпизода. И многие действительно могут быть правдой: почему бы талантливым сотрудникам Valve не работать над продолжением игры, в которую они залипали еще в детстве? Вот только между проработкой идей и полноценным продакшеном — огромная разница.

Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

Очевидно, что Ньюэлл заработал чуть ли не все деньги мира: доход от Steam и онлайн-игр позволяет ему забыть о «сюжетках», успех которых невозможно предсказать. Поэтому ему неинтересно выпускать стандартные продолжения некогда хайповых игр — будь то новая Portal или HL. Из его слов понятно, что эту франшизу он воспринимает как имиджевый проект. Half-Life 3 обязана быть бомбой, таким шутером, который порвет шаблоны жанра и удивит всех, даже людей вне индустрии. Как уже происходило в 1998 и 2004 годах.

Причем этого ждут не только фанаты, но и вся индустрия. Скорее всего, поэтому Ньюэлл не торопится, а даст добро только такому проекту, в который сам поверит на 100%. Но произойдет ли это?

Важный нюанс, который почему-то опускают. Valve забыла, что такое большие одиночные игры. Пока Rockstar, Naughty Dog и Bethesda потихоньку развивались и выпускали разнообразные игры подобного типа, Valve обитала в песочнице онлайн-развлекух. У меня есть сомнения, что сейчас в компании работают люди, способные на подвиг и понимающие, как вообще работают одиночные игры высшего класса. Современная индустрия ушла далеко вперед со времен Portal 2: в новых играх гораздо больше механик и возможностей, и герои разговаривают друг с другом, а не глупо молчат в ответ.

Мнение: Half-Life 3 попросту не существует. Но нужна ли она вообще?

Даже если HL3 действительно находится в разработке, ее авторам необходимо сильно постараться, чтобы оправдать завышенные ожидания — и реализовать те самые «инновации и такой опыт, которого игроки еще не испытывали». Хотя мне хватило бы достойного завершения арки Фримена.

11
9
4
3
2
1
1
84 комментария