Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

К сожалению, неудачное.

Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

Netflix уже несколько лет пытается освоить интерактивные форматы сериалов и фильмов: от портов игр Telltale на свою платформу, до экспериментальной серии «Чёрного зеркала». Каждая попытка вызывает интерес сама по себе, но не похожа на универсальную формулу для создания интерактивного контента.

У интерактивных фильмов куча проблем, меньшие из которых — раздутый бюджет и страдающее от ветвистости повествование. Авторы фильмов просто не могут разобраться, как внедрить возможность выбора в кино и зачем она вообще нужна. Поэтому проекты вроде Bandersnatch и Puss in Book скорее разоблачали идею вариативности, нежели продвигали её.

В Bandesnatch герой осознаёт, что он — персонаж сериала
В Bandesnatch герой осознаёт, что он — персонаж сериала

В обоих фильмах всё крутилось вокруг идеи о том, что вариативность — это иллюзия. Возможность выбора и все условности, которые ей сопутствовали, всячески высмеивались. Авторы ломали «четвёртую стену» и сами указывали на абсурдность идеи интерактивности в кино, их персонажи осознавали, что находятся под контролем зрителя.

И Bandersnatch, и Puss in Book получились как минимум любопытными, но их создатели как будто сдались в попытках воплотить возможность выбора и свели всё к самоиронии и постмодернизму.

Сериал You vs. Wild с Беаром Гриллсом — это шаг в другом направлении. Вместо того, чтобы бодаться со структурой игровых фильмов, в Netflix решили применить интерактивность к сурвайвл-шоу, где «четвёртой стены» изначально нет. А значит легче обосновать такие условности, как тупиковые ветки развития сюжета и иллюзию выбора. Но это не помогает сериалу быть интересным.

Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

You vs. Wild — это наследник реалити-шоу «Выжить любой ценой» (Man vs. Wild) телеканала Discovery, в котором ведущий Беар Гриллс выживает в дикой природе. Шоу носило отчасти образовательный характер: в нём показывали техники адаптации к экстремальным условиям. Однако запомнился сериал скорее тем, что ведущий постоянно ел на камеру всякую гадость и измазюкивался в грязи.

В новой версии шоу зритель помогает главному герою, которому предстоит то выполнять пафосные миссии по спасению лекарств от малярии, то просто «выживать» сутки в диких условиях в качестве экстремального развлечения. Задача зрителя — выбирать между опциями, которые предлагает Гриллс, чтобы помочь завершить его миссию. Если зритель не успевает нажать вовремя на желаемый вариант — выбор происходит автоматически.

Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

Слово «зритель» хочется заменить на «игрок», потому что, по сути, You vs. Wild — это видеоигра в духе забытых FMV-адвенчур из прошлого века, разве что более лояльная к ошибкам. Делаешь правильный выбор — попадаешь к следующей «катсцене», а затем к новой развилке. Выбираешь неверный вариант — переиграй с последнего чекпоитна, либо начинай миссию заново.

Вариативность в You vs. Wild не всегда очевидна и последовательна. Вот Гриллс выбирает, где ему ночевать: в пещере, где вероятно живёт хищник, либо на дереве, где никакой опасности не грозит. Выбрав второй вариант, зритель-игрок через несколько минут с удивлением обнаружит, что миссия провалена. Просто потому, что перед ночёвкой Гриллс спрятал лекарства в глине, а их пришла да разбила обезьяна — начинайте сначала.

В теории, тупиковые варианты должны учить зрителя «выживать», шоу таким образом даёт напутствия любителям дикой природы: не ешьте грибы, не пытайтесь достать тарантула из норы голыми руками, не плывите против течения, не убегайте от хищников. Но такие напутствия вызывают только раздражение: если ты всё сам знаешь, то зачем спрашивать у меня?

Питание в You vs. Wild осталось в качестве рудимента — большинство эпизодов можно успешно завершить, ни разу не поев
Питание в You vs. Wild осталось в качестве рудимента — большинство эпизодов можно успешно завершить, ни разу не поев

Было бы эффектнее, если время от времени шоу устраивало бы проверку полученным знаниям. В третьем эпизоде мы узнали, что самое надёжное укрытие в заснеженных горах — это снежная пещера. В следующем эпизоде мы снова в похожей локации, и нам снова нужно переночевать, но выбор почему-то стоит только между постройкой иглу и убежищем за камнями. И так весь сериал: сначала нас учат, что нужно тщательно выбирать еду, а затем сообщают, что выковыривать орешки из медвежьего кала — не такая уж плохая затея.

Во время просмотра You vs. Wild в голове возникают мысли о том, как же далеко в плане вариативности продвинулись настоящие видеоигры. Будь то Mass Effect или Life is Strange, или даже любой проект Telltale: авторы предлагают нам выбор, завязанный на эмоциях, политических и этических предпочтениях.

И не важно, увидим ли мы последствия или нет: в голове срабатывает эндорфиновый триггер, потому что мы поступили, по нашему мнению, правильно. А когда выбор стоит между сальто назад или сальто вперед (это реальный пример, а не утрирование), хочется глубоко вздохнуть.

Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

Иногда в шоу видны проблески хороших идей. В одном из эпизодов Гриллс сооружает что-то наподобие солнечного компаса и просит зрителя определить нужное направление движения. Это простейшая «головоломка», которая требует от силы пять секунд внимания, чтобы ответить верно. Однако для You vs. Wild такой ход — настоящее откровение. Больше всего удивляет то, почему авторы шоу не напичкали такими сценами весь сериал, ведь тогда бы в нём был хоть какой-то смысл.

Ещё один пример — открывающая сцена первого эпизода. Зрителю предлагают положить в «инвентарь» один из предметов: крюк-кошку либо рогатку. В зависимости от принятого решения в эпизоде меняется добрая четверть сцен. Надо ли говорить, что этот приём авторы больше не повторяют никогда?

Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

Да и в принципе You vs. Wild не может похвастаться вариативностью. Некоторые эпизоды «проходятся» за двадцать минут, а все вариации можно посмотреть за час с лишним, включая многочисленные перемотки. Блок-схема любого эпизода шоу выглядит как самая скромная и линейная сцена Detroit: Become Human.

Если из шоу вырезать всю вариативность и немного перемонтировать, убрав скучные тупики — ничего кардинально не поменяется. Получится всё тот же Man vs. Wild, только снятый на более дорогие камеры и менее экстремальный: в оригинальном шоу Беар вряд ли бы завершил миссию из-за того, что у него слишком быстро погас факел.

Так выглядит самый сложный «уровень» в шоу
Так выглядит самый сложный «уровень» в шоу
Выбрать любой ценой: интерактивное шоу от Netflix, в котором вы помогаете Беару Гриллсу не умереть

К тому же концепция сериала с годами потеряла свой шарм. Оригинальный Man vs. Wild во многом держался на элементе псевдодокументальности: зрители переживали за Гриллса, думая, что он реально сражается за свою жизнь, а не участвует в постановочном шоу.

В версии Netflix нет никакого чувства опасности: Гриллс не может умереть, даже если зритель того захочет. Любое неверное решение лишь приведет к тому, что за ведущим прилетит спасательный вертолёт.

You vs. Wild застрял между простенькой видеоигрой и устаревшим реалити-шоу. Для видеоигры сериалу не хватает последовательных правил, а для хорошего шоу — новых неопробованных идей или хотя бы переосмысления старых.

У Netflix не получилось ни грамотно интегрировать в шоу систему выбора, ни обосновать её наличие. Если Bandersnatch ещё можно назвать любопытным экспериментом, то You vs. Wild — это плохая попытка сделать полноценное интерактивное шоу.

7474
24 комментария

Комментарий недоступен

56
Ответить

Я не знаю причем здесь Мстители, но я вижу совершенно другую мысль в статье.
Авторы обращаются не к тем людям за вариативностью. У игровой индустрии уже есть опыт работы с вариативностью, и какой бы корявый он не был - он в разы круче того, что делает Netflix. Зачем изобретать велосипед, если можно просто обратиться к правильным людям?

4
Ответить

Если Вы хотите, чтобы Беар сразился с белым висконсинским гризли, нажмите "1".
Если Вы хотите, чтобы Беар заполнял декларацию по налогам. нажмите "2".

Вы нажали "2". Благодарим за сделанный выбор.

23
Ответить
20
Ответить

Чет со второго пункта в голос:)

3
Ответить
11
Ответить

Он же не есть ее будет а кое что другое?

4
Ответить