Эпоха Disney: как другим студиям придётся меняться, чтобы выжить

К середине 2019 года доминирующая позиция «Диснея» среди голливудских студий стала совсем уж очевидной. По этому поводу BuzzFeed и The Hollywood Reporter собрали мнения участников рынка. Мы выбрали из их материалов главное, а заодно добавили некоторые выкладки из книги «The Big Picture: The Fight for the Future of Movies» журналиста Бена Фритца.

Эпоха Disney: как другим студиям придётся меняться, чтобы выжить

Что происходит

За 2018 год компания Disney собрала в мировом прокате 7,33 миллиарда долларов — это был второй результат за всю историю после 2016-го, когда студия заработала чуть больше — 7,61 миллиарда.

К концу июня 2019-го пять вышедших фильмов компании уже принесли ей 5,61 миллиарда. А впереди зрителей ещё ждут «Король лев», «Холодное сердце 2» и девятый эпизод «Звёздных войн». Это значит, что студия не просто поставит очередной рекорд, а наверняка заметно его превзойдёт — возможно, даже не на сотни миллионов, а на миллиарды долларов.

В домашнем прокате ситуация примерно такая же. Disney опережает ближайших конкурентов в лице Warner Bros. и Universal более чем в два раза, а остальные компании едва видны на радарах «Мышиного дома».

В хвосте плетутся либо новички в лице STX, либо Sony и Paramount, которые так и не смогли выстроить надёжную сетку из популярных франшиз, пока Disney укрепляла свою империю, покупая Pixar, Marvel и Lucasfilm.

Если вы не ощущаете масштабов Disney, подумайте об этом: за последние десять лет доля студии в домашнем прокате выросла более чем в два раза — с 14% до 35%.

Из 20 самых кассовых фильмов последних пяти лет Disney сняла 11.

12 фильмов студии за этот же срок собрали в мировом прокате больше миллиарда.

из материала The Hollywood Reporter
Эпоха Disney: как другим студиям придётся меняться, чтобы выжить

Безусловно, в 2019 году сложилась уникальная ситуация — далеко не каждый раз в руках Disney оказываются промежуточные финалы сразу двух гигантских франшиз («Звёздные войны» и «Мстители»). Но даже в таких условиях студия сделала всё, чтобы её 12-месячные результаты оказались ещё более впечатляющими — приготовила безотказные в кассовом смысле ремейки «Аладдина» и «Короля льва», а также продолжения своих анимационных «миллиардеров» — «Истории игрушек» и «Холодного сердца».

На текущий момент Disney — не просто лидирующая по кассовым сборам и самая стабильная киностудия мира, она стремится практически монополизировать бизнес производства блокбастеров.

«Дисней» использует свою позицию, чтобы давить конкурентов в самых разных областях — например, получает более выгодные рекламные контракты или выбивает для своих премьер максимум премиум-залов, вынуждая конкурентов обходиться без IMAX или же сдвигать свои фильмы на менее благоприятные даты.

Наиболее характерным жестом для новой позиции «Диснея» стала публикация в сети расписания релизов 63 фильмов компании на семь лет вперёд. В мае студия уверенно заявила, что «Аватар 5» выйдет 19 декабря 2025 года, а третий фильм из новой линейки «Звёздных войн» — 18 декабря 2026-го.

Конкурентам в данном случае остаётся только одно — подвинуться. Ведь фильмы Disney не только хорошо стартуют в прокате, но и обычно держатся в его лидерах ещё две-три недели.

У них стоят фильмы на всех лучших датах года. Вы сошли с ума, если хотите выйти против них.

бывший топ-менеджер Sony

В 2019 году Disney уступила хорошую дату, День независимости США, только Sony — да и то потому, что «Человек-паук: Вдали от дома» был сделан совместно с Marvel Studios.

Как будут выживать другие студии

На первый взгляд, может показаться, что ситуация на рынке кино — плачевная, однако доминирующая позиция «Диснея» в итоге может оказаться в чём-то выгодной для зрителей.

По словам одного из топ-менеджеров конкурирующей компании, многие студии вроде Sony и Paramount могут перестать пытаться повторить успех Disney и начать искать свой собственный путь.

Ни для кого не секрет, что два самых успешных недиснеевских фильма 2019 года — это «Джон Уик 3» и «Мы». Такие фильмы Disney снять не может.

топ-менеджер другой студии

Таким образом, конкуренты начинают думать о нишах, в которые «Дисней» не полезет из-за своей любви к семейному кино с рейтингом PG-13. То же касается и дат релизов: если Disney забирает себе начало весны, начало лета и декабрь, то Sony, Warner и Paramount стоит присмотреться к другим месяцам.

Характерным примером современного успешного фильма не от «Диснея» стал «Веном» от Sony. Картина получилась достаточно мрачной, она не продвигала семейные ценности, а главный герой... пожирал людей. «Веном» вышел в обычно мёртвом октябре и собрал по миру 856 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, лишний раз доказав очевидное — бодаться с «Диснеем» за май или декабрь совсем не обязательно.

Кроме того, для конкурентов Disney по-прежнему работает контр-программирование — хоррор «Проклятье Аннабель 3» вышел одновременно с «Историей игрушек 4» и собрал 76 миллионов долларов за пять дней.

Эпоха Disney: как другим студиям придётся меняться, чтобы выжить

Именно благодаря доминированию «Диснея» другие студии всё чаще решаются выпускать блокбастеры с рейтингом «R» вроде «Логана» — сами зрители понимают, что от Marvel Studios они такого фильма вряд ли дождутся.

Впрочем, успех Disney кроется не только в дорогих лицензиях, которыми она обладает. К несчастью для конкурентов, студия каким-то образом умудряется удерживать на высоком уровне и качество своих фильмов.

Если та же Sony позволяет себе откровенные творческие провалы вроде перезапуска «Людей в чёрном», то у «Диснея» даже самые неудачные картины обычно проходят в статусе «спорных» — на каждого критика, громящего «Короля льва» или «Дамбо», есть как минимум один, которому понравилось. Итог — средние оценки фильмов Disney остаются самыми высокими в индустрии.

Эпоха Disney: как другим студиям придётся меняться, чтобы выжить

Что Disney будет делать с Fox

Мало кто в индустрии считает, что «Дисней» купил Fox за более чем 70 миллиардов долларов для того, чтобы делать фильмы. Судя по продолжающимся увольнениям, нового владельца не очень интересуют и кадры бывшего конкурента. Важнее всего для Disney в Fox — телевизионные лицензии.

В конце 2019 года «Мышиный дом» выходит на рынок онлайн-кинотеатров со своим сервисом Disney+, и библиотека анимации и классических картин Fox ей действительно была очень нужна.

То же можно сказать и о лицензиях на часть героев Marvel, включая Дэдпула и Людей Икс. В данном случае «Дисней» хочет не столько снимать новые фильмы силами Fox, сколько делать собственные по этим правам.

«К звёздам»
«К звёздам»

Что касается больших кинотеатральных релизов Fox, то Disney они пока не особо интересуют: 200-миллионную «Мышиную гвардию» отменили всего за несколько недель до начала съёмок, а фантастический блокбастер «К звёздам» с Брэдом Питтом студия передвинула с мая на сентябрь и пока не особо вкладывается в маркетинг — вполне возможно, что картину решили попросту «утопить».

Одной из самых больших потерь в стане Fox аналитики считают закрытие Fox 2000 — студии, выпустившей «Жизнь Пи», «Дьявол носит Prada» и «Бойцовский клуб». Как отмечает BuzzFeed, умение этой компании делать качественные среднебюджетные фильмы сейчас очень пригодилось бы Netflix, но «Дисней» эту команду просто разогнал.

За какой проект Fox не стоит беспокоиться, так это за «Аватары». Фильмы Джеймса Кэмерона идеально подходят для строительства тематических парков и продажи игрушек, да и ориентированы на зрителей всех возрастов. Неудивительно, что Disney отдал «Аватарам» декабрьские даты релиза, по сути приравняв их к «Звёздным войнам».

Какие проблемы могут возникнуть у Disney

Другие игроки рынка считают, что в текущей безоговорочно выгодной позиции Disney может существовать ещё как минимум несколько лет.

Однако дальше у студии может возникнуть сразу множество проблем. Например, на грядущих девятом эпизоде «Звёздных войн» и «Мандалорце» лежит гигантская ответственность. Если после провального «Соло» и спорных «Последних джедаев» студию постигнет ещё хоть одна неудача, бренд Star Wars может потерять для поколения Z (родившиеся после 1995 года) свою ценность.

Кроме того, аналитики считают, что и ремейки скоро дадут сбой. Если «Аладдин» или «Король лев» только из-за своего бренда по умолчанию должны собрать больше 500 миллионов долларов в прокате, то другие картины вроде «Дамбо» могут оказаться не такими уж успешными.

Наконец, амбиции «Диснея» в отношении онлайн-кинотеатра Disney+ пока ничем не подкреплены. Да, студия способна выпускать по успешному блокбастеру раз в месяц, но сможет ли она делать действительно качественные сериалы и полноценно противостоять Netflix? Трудно сказать.

В чём можно особо не сомневаться, так это в Marvel Studios. Несмотря на уход из киновселенной почти всех основных актёров, у студии есть потенциальные «Чёрная пантера 2», «Доктор Стрендж 2» и «Стражи Галактики 3», с помощью которых будет достаточно легко «раскачать» и новых для зрителей персонажей. Marvel должна объявить свои планы на ближайшие годы уже во второй половине июля.

Что в итоге

На фоне перезапуска «Людей в чёрном», второго «Годзиллы» и даже «Детектива Пикачу» доминирующая позиция Disney на рынке чувствуется особенно сильно — все эти фильмы не добрали в мировом прокате, а финальная часть «Людей Икс» и вовсе с треском провалилась.

Новый мировой порядок вынудит студии вроде Sony и Warner Bros. выбирать более рискованные даты релизов и делать фильмы, непохожие на блокбастеры Marvel или Lucasfilm, однако это не значит, что в прокат резко вернётся среднебюджетное кино или на экранах появится много новых франшиз.

Один из голливудских режиссёров в разговоре с BuzzFeed заявил, что конкуренты Disney всё равно будут пытаться в основном развивать уже успешные франшизы или экранизировать самые известные книги — поэтому на экраны скоро наверняка вернётся «Матрица».

В текущих реалиях, если студии не удалось построить киновселенную, то она всё равно будет пытаться полагаться на франшизы вроде «Миссия невыполнима» — зрители охотно идут на фильмы, дающие предсказуемое удовольствие, а сложные истории с глубокими персонажами предпочитают смотреть дома.

Американец, живущий в пригороде, готов добраться до кинотеатра и заплатить по 20 долларов за билет для каждого члена семьи и нанять сиделку для маленького ребёнка, если речь идёт о «Мстителях», но ради какой-нибудь инди-драмы он на такие жертвы уже не пойдёт.

По мнению бывшего главы отдела дистрибуции Fox, голливудским студиям пора вводить сниженные цены на билеты для среднебюджетных фильмов. Если этого не произойдёт, то через 5-10 лет картины вроде «Бойцовского клуба» или «Дьявол носит Prada» мы будем смотреть исключительно дома.

451451
390 комментариев

Скоро настанет момент когда Диснею уже не будет хватать недель в году, чтобы втиснуть все свои блокбастеры и тогда Дисней разделит пространственно временной континуум на две параллельных вселенных и будет собирать деньги сразу с двух миров

133
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Речь не о выживании авторского кино.
Речь о том, что стандарты мэйнстрима и эстетика больших фильмов будет зависеть от убогих представлений одной компании об оных. И если они захотят, чтобы в фильмах снова пели - вы снова будете ходить на фильмы где не поёт только шляпа.
А такие вещи , как Blade runner и Mad Max будут выходить не раз в 10 лет, а просто исчезнут.

112
Ответить

Вот неистово плюсую

3
Ответить

Ну да, так и было Блейд Раннер не выпускался десятилетиями, макс тоже. Фига вы вангуете там из 82-го!

1
Ответить

Хороший комментарий.

Ответить

Мне нравится, что делают сейчас дисней. Возможно, я наркоман и не понимаю ничего в кино, но фильмы у них получаются годные (не считая восьмого эпизода ЗВ), да и экранизации тоже

80
Ответить