САМОСБОР: история сообщества (ч. 1)

Без малого три года назад здесь появилась статья (линк), в которой читатель ДТФ впервые узнал про самосбор – антиутопичную вселенную, рождённую на дваче за несколько тредов из бугурта. Редкий случай, когда почти полное отсутствие единого лора держится такое долгое время – и это не вредит, а даже наоборот. Но с тех пор новостей по этой теме фактически не выходило. А рассказать есть про что – и я возьму на себя ответственность за пересказ вам всего того, что произошло в мета-пространстве вокруг вселенной. АТТЕНШОН: НЕЙМФАГИ, ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА, ZOMG THE DRAMA И ПРОЧАЯ! ЕСЛИ ВАС НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ПОДОБНОЕ – НЕ ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ, ЗАКРОЙТЕ ВКЛАДКУ И ЗАБУДЬТЕ! Остальных попрошу сперва пройти к ПВК и только после получения своей порции питательной смеси приступить к прочтению – будет немного трудно.

НАЧАЛО

В начале был бугурт. Собственно, кто уже прочёл статью по линку выше – знает, о чём я. Как и знает о том, что представлял сеттинг из себя в начале своего пути: множество референсов на творчество АБС, Любоделова, грефневую Кафку, «Блейм» и байки про СССР – дикий коктейль, который жил своей бурной жизнью. Как ни странно, то, что двигало сеттинг и вообще тему имело характер серьёзный, а не ироничный, как может показаться некоторым "ироничным" личностям, которые пиздят о какой-то теме, не изучив её глубже попсового ролика. Да, юмор тоже встречался – но ни на что, крупнее юмора, он не претендовал, несмотря на то что сюрреализм происходящего имел место быть и в серьёзных бугуртах и пастах. Мнение арлекинов, утверждающих, что сеттинг родился из «пук@среньк@говномочасмешнохаха@типаздох окда» не учитывается, иди лучше ещё одну рулеточку покрути, потешный.

Та самая статья стала, по сути, концентратом того супа из идей, что творился в тредах – и во многом задал дальнейшее развитие сеттинга. Первое время – где-то полгода – анон трудился и творил, творил и трудился, предлагал новые элементы мира, начинал пилить игры, делал арты, писал текста, многие из которых несправедливо остались в глубинах ранних тредов, что не успели заархивировать – в общем, было весело.

Но потом началась стагнация.

Так как из всех ресурсов для архивации были только группа в ВК, где админ выборочно постил бугурты, архивач и свой собственный компьютер – постепенно дело затихало. Фидбека и обсуждения становилось всё меньше, контент стал однообразным – мало кому было это интересно. Сеттинг требовал встряски, ему нужно было взбодриться.

Но в итоге его встряхнули так, что он чуть коньки от сотряса не откинул.

ПАРАДОКС СВОБОДЫ

Небольшое лирическое отступление.

Каждая система имеет свою структуру. Политическая партия, архив в библиотеке, сеттинг – всё это системы. Самосбор не стал исключением, но он отличался от других сеттингов тем, что его структура не имела привычного вида: у него не было лора, как и канона. Вернее, канон был и есть, но столь гибкий, что он не мог быть полноценным шестом, что укреплял структуру. В начале всё было на совести творца, позже, когда стали делаться первые попытки сделать «слепок» формы, появились общие принципы (соблюдение атмосферы при полной свободе и отсутствие ограничений, а также Столпы – неформальные правила «гигахрущ бесконечен, самосбор непознаваем, жизнь преимущественно говно). Но тут возникает парадокс: если автор и задаёт форму своего произведения, имея полную свободу, то как тогда при этом сохранить форму сеттинга, не нарушая этой самой свободы? Иными словами – «в какой момент сюр становится хуйнёй?»

Этот вопрос не задавался вслух, но к нему творцов привели некоторые события.

Во-первых – попытки сделать маскота сеттинга вылились в форс таких персонажей, как Смецкович (привет Семецкому из книг по сталкеру), Пуффин-Фуффин (гном, исполняющий желания) и Инна (высмеивание подростковой фантастики) – причём форс фарсовый (close to (повторение)), чисто юмористический. И в самом юморе, сколь херовым он ни был, нет ничего плохого – твори, анон. Вот только когда творчество начинают форсить, а значит, оно начинает доминировать количественно, а не качественно – то начинаются проблемы.

Аноны уже в этот момент стали делиться на два лагеря. Одни смеялись над шутками про то, что Инна – «девочка с сюрпризом» (дизайн персонажа предусматривал щупальце вместо одной руки как последствие мутации после самосбора, что некоторых наталкивало на вопрос «а чё там ещё могло измениться)))0)»), в то время как другие возмущались тому, что тред переполнялся «постироничным говном». Проще говоря, один лагерь ратовал за доминирование творца над формой, а вторые отрицали подобный порядок. Однако пока что о «затвердевании» формы сеттинга речи не шло.

До поры до времени.

Весной 2019 года – спустя год после появления самосбора – начался очередной форс. Описать его можно простым вопросом: «если самосбор может родить что угодно, то может ли он родить разумную жизнь в виде фурри-акул, у которых иммунитет к самосбору?». Вопрос неплохой, и скажу вам честно, как свидетель развития событий – самый первый контент по акулам хоть и отдавал иронией, но не был прям совсем ужасным. Однако дальше произошло неизбежное: там, где анонимные форумы – там и тролли. А двач – это прям рассадник троллей, байтеров и прочего контент-скама – вечные полит-треды на нулевой не дадут соврать.

Естественно, завидев потенциальную еду, тролли начали активно форсить идею – ведь уже показывались недовольные подобным контентом (ведь само существование существ, которые неподвластны самосбору было нарушение столпов). Они стали буквально засирать треды фурри-порно с акулами, говнобугуртами и пастами уровня /b/. Это стало началом одиозного в своём роде конфликта, который вызывал и смех, и слёзы.

Треды не сразу почуяли опасность и сперва приняли акул довольно лояльно, но подпустив их слишком близко к эфемерной границе «формы» сеттинга, анон допустил огромную ошибку. Но было слишком поздно: тролли, почуяв себя королями, стали навязывать идеи сомнительного рода остальным и ставить акул превыше первоначальной темы – самосбора, гигахрущёвки и людей, а также их общего конфликта между собой (классическая форма «построй-разрушь-защити», кстати). Стало ясно, где именно самосбор прекращает быть «тем самым» самосбором.

Сообщество разделилось на два лагеря: «акулы» (название стало нарицательным) и те, кто против них (пока не имели названия). Проблема форса была в том, что он посягал практически сразу на все правила сеттинга: и на свободу («смарите у нас тут гей-порно теперь это канон и лор или соблюдай или не самосбор»), и на соблюдение атмосферы («ЛГБТ-акулки уиииии!»), и на столпы. Никому это не нравилось, но противопоставить было нечего. Срач горел со страшной силой, и через какое-то время тред пидорнули из /b/ в /sn/. Началась новая глава.

ФОРМОВКА

Переход на другую доску дал о себе знать: людей стало хоть и несколько меньше, но общение стало стабильным, ведь теперь стало легче идентифицировать собеседника и не было ограничения на время ответа.

Конфликт подтянул к себе новых авторов и разогрел людей: теперь у них появилась мотивация делать что-то новое. Прямо по соседству со срачами, похожими то на блядский цирк, то на сражение философов-гладиаторов, рисовались арты, обсуждались новые идеи и так далее. Как ни странно, хоть акулы и несли чисто деструктивный характер для самобытности сеттинга, которая УЖЕ существовала, хоть и не была задокументирована, но наглядно показала, что сообщество в полной жопе, переживает творческий кризис и с этим надо что-то делать, тем более что что-то противопоставить надо было. Да и соседство с вольнодумцами давало о себе знать: идея за идеей, паста за пастой шло строительство вокруг уже видимого для всех ядра сеттинга – того самого эфемерного облака идей, которое показали тролли, начав его калечить. Тем не менее срачи действительно очень отвлекали – тролли действовали агрессивно и занимали половину всего объёма обсуждения.

Но и с идеями было не всё гладко. Показательный пример – это поезда и танки в ГХ. С одной стороны, например, более чем логично, что одних лифтов не хватает – ведь кроме вертикального перемещения нужно и горизонтальное, а на одних ногах далеко не уйти. Однако с другой это меняло привычную картину мира – как же так, ведь у нас гигаХРУЩЁВКА, а не метро 2033!

С танками немного другая проблема: по бэку сеттинга самосбор рождает самую разную и немыслимую шваль, которую приходится ликвидировать самыми разными способами, ведь разнообразие противников требует разнообразия средств защиты. Танк же прекрасно подходит, по мнению многих – он бронирован и может перемещаться, невзирая ни на что. Но опять начались справедливые вопросы – как эта бандура поместится в коридор? Откуда вы возьмёте столько металла? Наконец, что делает оружие для открытых пространств в закрытом?

Проблема в итоге была одна: попытка решить логические дыры в том, что уже имелось, порождало новые дыры. И нет бы просто взять и обтесать идею, чтобы она как влитая закрывала дыру – но нет. Имея перед глазами пример в виде акул, анонимус решил: «всё, что не укладывается в уже сложившийся порядок – не канон, это надо запретить».

Внутри созидательной части сообщества тоже творилась буря. С одной стороны все хотели творить свободно – с другой стороны никто не хотел терпеть содомию «в моём любимом сеттинге». Но при этом под обстрел попадало не только то, что было откровенным шлаком и байтом – а вообще всё новое. Один не хотел предлагать поменять что-то в идее, другой не желал слушать предложений и гнул свою линию. Творился хаос. Начались разговоры о заведении канона – но не было чёткого мнения по поводу того, а нужен ли он. Всё усугублялось троллями – последствие нахождения на АиБ.

Так как тред сразу возымел не массовый, а локальный характер после перехода в тематику – то постепенно сообщество сузилось до коллектива. Стали появляться неймфаги, которые не хотели оставаться забытыми, как их предшественники. Двачер-анонимус, естественно, был такому не сильно рад. В итоге авторы постепенно уходили с двача на более привычную платформу – ВК, а конкретно во вторую, более позднюю группу.

ДЕАНОНИМИЗАЦИЯ

[processing…]

___

Друзья, это моя первая публикация на сайте. я знаю, что тема довольно локальная - но она во многом скорее является летописью жизни сообщества, которое очень многое значит для меня. Этот пост - первая часть из серии, подарок на новый год тем, кто помог мне когда-то (о многих из них расскажу в будущих статьях).

поздравляю вас с новым циклом - с обнулением, друзья.

77
7 комментариев

самое смешное что Ванда Ставицки участвовала в разработке (как минимум в озвучке точно) "котла"

1

Не знаю, как танки и поезда, но доступные для них огромные помещения и коридоры были в гигахруще ещё с самого начала вселенной, так что не надо тут ля-ля

как человек, который больше всех вонял про допустимость в сеттинге танков могу сказать, что они всё же могут быть. но они не нужны. это как ядерная ракета в реальности: оружие скорее психологическое, чем практическое, и использовалось по назначению всего пару раз за последнюю сотню лет/циклов. на таких правах танк более чем может существовать.

дальше не очень хочется развивать эту мысль, извините)

Про дирижабли забыл, сволочь.

блин, действительно! надо будет в будущем исправить.