"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

"Сага о Винланде" это аниме-адаптация одноимённой манги Макото Юкимуры, которой занималась WIT Studio под режиссурой Сюхэя Ябуты. Просмотр этого замечательного тайтла натолкнул меня на тематическое размышление относительно вопроса побега от суровой реальности и соображений на тему истинного долга Короля и Государя. Но прежде всего сделаем короткий экскурс для тех кто забрел сюда по случайности.

О чём это?

Сага повествует об истории в совсем не типичном сеттинге для аниме — средневековая Северо-Западная Европа конца X начала XI века. Исторической основой событий является попытка Датских норманнов под предводительством Короля Свена завоевать Англию в 1012-1013 годах. В центре же сюжета, однако, лежит глубоко личная история мести, что превратилась для главного героя, Торфинна Торсона, в смысл существования.

Стоит ли это смотреть?

Прежде чем переходить к анализу содержания, который от и до будет наполнен спойлерами, думаю стоит призвать всех заинтересованных уделить время просмотру этого аниме. "Сагу о Винланде" справедливо считают одним из лучших тайтлов 2019 года. К сильным сторонам я могу отнести тематическое наполнение. Оно ставит ребром не один философский вопрос: что значит быть Королём? Почему Бог позволяет злым вещам случатся? Почему человек порочен? Что значит быть настоящим воином?

Кроме того, Сага это визуальный восторг, ребята из WIT Studio большие молодцы, это касается не только отлично поставленных сцен сражений, но и статичных планов, что раскрывают невероятную красоту моря, звездного неба или же зеленых равнин Англии. Эта история стоит того чтобы хотя бы дать ей попытку, лично я был очень рад посмотреть что то стоящее на новогодних выходных и благодарен друзьям что посоветовали Сагу к просмотру.

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Побег к утопиям

Я не буду тратить время на пересказ сюжета, давайте же сразу обсудим, что интересного и замысловатого дали нам создатели для размышлений. Одной из главных таких идей лично для меня стала острая потребность в побеге от жестокости окружающего мира. Эту тему нам задают с первой секунды Саги. Йомсвикинг Торс грезит о прекрасном поле, о жене Хельге что зовет его домой, в то время как на самом деле он стоит на палубе боевого корабля буквально по колено в крови. Он первым решился уйти из этого мира жестокости и войн, но его трагичная история также наглядно показывает, что сделать это не так то просто.

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Мир средневековья — это невероятно жестокое место. Даже люди что в этом мире живут всем сердцем его ненавидят. Аскеладд — это собирательный образ всей этой ненависти. Он ненавидит не только мир и людей вокруг но и свое норманнское происхождение, ведь он сын рабыни из Уэльса, которую выбросили как игрушку стоило ей заиметь проблем со здоровьем.

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Аскеладд даже не имел полноценного имени, его прозвище переводится как "покрытый пеплом," и указывает на тяжелое детство бастарда. Его отцу Олафу не было дела ни до здоровья матери, ни до него самого пока он не показал на что способен в бою. Боевые навыки котировались куда больше личности человека, особенно для Олафа, славного завоевателя и ролевой модели для всех норманнов. Ведь что ещё нужно от жизни? Грабь, убивай, пей да насилуй. Это мир который окружал Аскеладда и тысячи других людей с самого детства. В этом действительно, как справедливо замечает Аскеладд, нет ничего красивого, одна лишь алчность да порочность. Поэтому так или иначе на протяжении сюжета раз за разом поднималась тема побега от реальности.

Старина Лейф Эриксон сидит в избе у костра в заснеженной Исландии и рассказывает зачарованным детям о далекой земле за западным морем, где деревья гнутся под тяжестью плодов — Винланде. Безымянная рабыня рассказывает своему сыну о славном герое Артории, что ушел залечивать раны после битв в прекрасные земли за Западным Морем — Аваллон. Глава семейства в Уэльской деревушке читает молитву и учит детей о том что после страданий на земле всех достойных призовут в Рай к Господу Богу.

Всем этим людям нужно было место где не будет больше страданий, где не надо будет убивать, где все будет хорошо. Люди грезили несуществующим и утопичным будущим в попытках побега от своей порочной природы, и хорошо что авторы не просто задали но и решили эту тематическую проблему посредством персонажа Принца Кнуда.

Долг Короля

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Персонаж Принца Кнуда это одно из украшений Саги о Винланде. Казалось бы этот хрупкий юноша тоже всем сердцем должен ненавидеть этот мир. Он прямо заявляет что не хотел родится в королевской семье, он никогда не хотел участвовать в бессмысленном насилии. Тем не менее, в короткий срок, авторы сумели показать нам изменение персонажа в которое веришь. События при побеге в Гейнсборо оставили на Кнуде глубокий отпечаток и привели к кризису веры. Он теряет любимого наставника Рагнара, что заменил ему отца, а Священник Виллибальд (один из моих любимых персонажей в этой истории) раскрыл принцу глаза на истинную природу любви в этом жестоком мире. Только мертвый человек способен на истинное проявление любви. Он больше никогда не будет убивать или ненавидеть, а его плоть станет едой для зверя и тем самым продолжит существование всего сущего на земле. Это безвозмездное пожертвование, на которое живой человек, увы, не способен. Человек порочен и не совершенен, он грешен, за что он был изгнан из райского сада.

Осознав все это, Кнуд понял, что не осталось в этом мире здравомыслящих людей, не осталось битв в которых был бы смысл, не осталось смысла терпеть испытания Отца если человек не способен найти любовь в своем сердце, не осталось смысла искать спасения Господа. И Кнуд находит единственный разумный выход — он решает создать Рай на земле, он решает дать смысл битвам, дать смысл смерти и жизни своих поданных, тем самым он и находит ответ на вопрос об истинном долге Короля. Не нужно искать утопий, не нужно бежать от суровой реальности, человек должен строить свой дом сам.

Это очень сильный посыл, и не случайно Аскеладд увидел в принце своего идейного наследника, ведь он сам придерживался схожих взглядов. Но если у Кнуда был конфликт с Богом, то у Аскеладда был конфликт с героем Артуром, который так и не появился чтобы спасти его мать. И именно поэтому, Аскеладд считал что не нужно ждать прихода героя, не нужно ждать прихода Бога. Они не придут, но кто то должен, этот кто то — человек.

Аскеладд как воплощение Государя Макиавелли

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Вообще можно только порадоваться что в Саге есть такой антигерой как Аскеладд. Противоречивый персонаж которому ты действительно сопереживаешь, и в ходе смерти которого тебе не зазорно пустить слезу — это действительно редкость. Но в тоже время, Аскеладд это невероятно умный человек, способен продумывать события на несколько шагов вперёд. При просмотре у меня также возникла занимательная параллель, поскольку Аскеладд это идеальный пример Государя из трактата Никколо Макиавелли.

В своем труде XVI века, Макиавелли описал черты и качества необходимые государю, методологию захвата власти, а также общие принципы правления государством. Аскеладд наглядно демонстрирует один из основных принципов: цель оправдывает средства, в том числе злые поступки. Поэтому если Аскеладду потребуется вырезать деревню, отказаться от своего отряда, пустить в расход невинную рабыню, или коварно убить опекуна принца для достижения своей цели — он непременно это сделает, и да, Макиавелли тоже считал что невинными можно жертвовать на пути реализации своих планов или ради контроля власти.

Более того, Аскеладд умело плел интриги, использовал обман и манипуляцию общественным мнением посредством слухов, в тоже время внедрял влияние и в высшее сословие воевод. Это тоже было в "методичке" Макиавелли, который призывал балансировать контроль над народом и так называемыми "грандами", ведь мудрый правитель правит, балансируя между теми и другими.

Кроме того, автор "Государя" считал что захватить власть можно посредством силы, удачи и добродетели, но не случайно Макиавелли особенно ценил тех авантюристов что захватывали власть исключительно посредством силы, ведь для них польза всегда была выше добродетели, а успешный лидер это больший залог стабильности для государства нежели добродетельный. Аскеладд был удачливым (хоть и не всегда) но в тоже время всегда полагался на свою силу чтобы достичь цели.

Конечно, важно подчеркнуть, что Аскеладд боролся не для себя и не за себя. Его главными целями было обезопасить родной Уэльс и сделать Кнуда наследником короны. И в самой критической ситуации, которая могла бы поставить в тупик любого, Аскеладд сделал именно то, что и должен делать Государь Макиавелли — затеял авантюру, полагаясь на свою силу, ради наибольшей пользы. Он победил в этой истории.

"Сага о Винланде": Стоит ли бежать от жесткой реальности?

Ослепляющая месть Торфинна как ложка дёгтя

Резюмируя, Сага мне очень понравилась. Благодаря таким необычным персонажам и богатому тематическому наполнению, следить за историей очень интересно. Но, конечно, в любой истории не обойтись без проблемных моментов. Лично для меня, самой огорчительной стороной Саги оказалась смазанная концовка арки героя Торфинна, которой так и не дали необходимое внутреннее изменение персонажа. Да, Торфинн не получил желаемой мести, но, что ещё хуже, так и не осмыслил слов своего отца. Этого внутреннего изменения персонажа лично я ждал на протяжении всего сюжета Саги, но оно так и не наступало, хотя с ним и всячески заигрывали, хотя бы в сценах со снами Торфинна, где его отец снова и снова повторял очевидные истины: "у тебя нет врагов, ни у кого их нет."

Тем не менее, для Торфинна смерть Аскеладда действительно превратилась в идею фикс. Он никогда не думал о том что будет после. Вопрос умирающего Аскеладда о том как он планирует жить дальше и милосердие Кнуда позволившее Торфинну идти куда угодно поставили юношу в тупик — он не знает как жить без своей мести и без Аскеладда, хоть как бы сильно он его не ненавидел. В совокупности я могу поставить жирный плюс за эту линию love-hate отношений что нам очертили между Торфинном и Аскеладдом, но стало действительно грустно за то что месть полностью захватила сердце главного героя и стала смыслом его жизни, даже не смотря на возможность счастливого финала. Но кто знает, может продолжение даст нам ответ, и Торфинн наконец то поймет, что настоящему воину меч не нужен.

7373
58 комментариев

это то самое аниме где пацан так круто мстит убийце папашки, что помогает им грабить деревни и убивать людей? не месть я цирк какой-то, не смог смотреть эту дрянь

14
Ответить

Ну у меня подобных вопросов не возникало, они сразу задали что парень хочет победить его в честном поединке. Если бы хотел прикончить его то сделал бы это ещё ребенком пока Аскеладд спал. Ему важно было сделать это именно честно, в отличии от того как поступил Аскеладд с его отцом. Ну а чтобы получить поединок парень должен был выполнять поручения Аскеладда, это тоже несколько раз проговаривали. Это может казаться глупым, но это предлагаемые обстоятельства которые нам задали и которые проговорили и обыгрывали в сюжете много раз.
Но вообще да, месть Торфинна это не самая сильная сторона этого аниме. 

12
Ответить

Начало неплохое,  но потом все ужасно.

13
Ответить

Экранизировать именно пролог тайтла было правильным решением, ибо там дальше уже совсем не об этом всём.

6
Ответить

Это историческая хуйня.

4
Ответить

Еще какая историческая. Пиздец просто, можно с историками Скандинавоведами в спорах хуяриться. ))

3
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить