{ "google": "UA-81119751-1", "yandex": "38620795", "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Артём Слободчиков", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u044b","thewitcher","metro"], "comments": 93, "likes": 109, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "is_pro": false }
Артём Слободчиков
18 319

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Дмитрий Глуховский и Анджей Сапковский поспорили об отношении к играм по мотивам своих книг.

Поделиться

В избранное

В избранном

Журналист Waypoint поговорил с Анджеем Сапковским («Ведьмак») и Дмитрием Глуховским («Метро»). Оказалось, что писатели, чьи произведения легли в основу популярных игр, придерживаются радикально противоположных точек зрения.

Мнение Сапковского

По словам автора материала, в день интервью польский писатель должен был поучаствовать в дискуссии о том, как игры с сюжетом продвигают техники повествования. Сам Сапковский рассказал, что посетил мероприятие против своей воли.

Будь моя воля, я бы сюда не пришёл. Но я знаю свои обязанности. Когда тебя зовут на мероприятие, нужно делать то, что нужно организаторам, хочется тебе того или нет. ​

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

Сапковский считает, что нельзя воспринимать игры, литературу и другие виды медиа как нечто взаимозаменяемое.

Как говорил Редьярд Киплинг, Восток это Восток, а Запад это Запад. Им не стоит встречаться. Литература и видеоигры отлично вписываются в эту метафору. Нет ничего плохого в том, чтобы адаптировать книги для других видов медиа, но нельзя сказать, что всё это одно и то же. Что всё началось с комикса, затем вышел сериал, потом фильм, а потом игра. И что они в принципе одинаковые. Это полная херня. ​

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

На вопрос о том, как бы он поступил, если бы ему дали возможность руководить всеми адаптациями его материала, Сапковский ответил кратко: «Тот, кто говорит, что может всё, не может ничего».

При этом Сапковский вообще не считает, что игры способны рассказывать действительно хорошие истории, по его мнению, они о другом.

Насколько значительными могут быть реплики персонажа, которые он произносит в сторону белки, пока идёт по лесу? Это разве литературно? Есть тут место для глубины или изысканного языка, которые продвинут культуру человечества вперёд? Отнюдь. ​

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака».

Когда CD Projekt Red пришли к Сапковскому с предложением создать игру на основе книг о Геральте, но с самостоятельным сюжетом, писатель был только рад, что его участие не потребуется. «Сложно отказать людям в адаптации, когда они предлагают тебе кучу денег. Только идиот сказал бы „нет“».

И всё же его отношения с CD Projekt Red за годы охладели — Сапковский считает, что игры по «Ведьмаку» стали засорять его рынок, хотя против самих игр, их создателей и поклонников он ничего не имеет.

«Я написал первый рассказ про Геральта 30 лет назад. Когда я сейчас прихожу на встречи с читателями, среди них нет ни одного человека моего возраста. А мне 69, — говорит писатель. — Повсюду только дети. Разве они — особенно в Германии, Испании или США — могут знать о том, что мои книги с играми не связаны? Что я не пишу их по играм?​»

Также Сапковский обвинил CD Projekt Red в том, что они намеренно скрывают происхождение игр, помещая фразу «Создано по мотивам произведений Анджея Сапковского» в самый конец титров, где её мало кто может увидеть.

На этом, по словам писателя, промахи студии не заканчиваются.

CDPR распространяют мнение о том, что за пределами Польши обо мне узнали только после выхода игр. И это абсолютная ложь. Это об играх узнали из-за меня. Все мои переводы — в том числе на английский язык — были опубликованы на Западе до выхода первой игры. ​

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

Сапковский признал, что после выхода игр продажи его книг увеличились, и не исключает возможности того, что людям, сыгравшим в «Ведьмака», захочется о нём почитать.

Однако писатель считает, что с каждым читателем, купившим книгу из-за успеха игр, он теряет другого читателя.

Да, мне кажется, тут ситуация примерно равная. Наверное, больше тех, кто играл в игры потому, что читал книги. Это моё мнение, но я не уверен. Исследований я не проводил. ​

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака», ​

Хотя Сапковский и недоволен тем, что люди не замечают связи между играми и книгами по «Ведьмаку», о том, что работа всей его жизни превратилась в видеоигры, он не сожалеет.

Во время разговора с журналистом, он, потягивая Staropramen произносит: «Если я не буду продавать права на адаптации, мне нечем будет платить за квартиру. Что уж говорить о пиве».

Мнение Глуховского

Дмитрий Глуховский с польским писателем не согласен. По его словам, без игр серия книг о Геральте никогда бы не стала таким международным феноменом.

Мне кажется, он высокомерный ***** [неприятный человек] и абсолютно не прав.

Дело не только в играх, но и в игровой прессе вместе с шумом, который она создаёт. Да и просто в ощущении того, что выходит что-то большое и впечатляющее. Так люди и становятся фанатами. Без всего этого Сапковский стал бы восточноевропейским феноменом, но не пробился бы на Запад. То же самое относится и к моим книгам. ​

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

Дмитрий Глуховский начал писать свой первый роман «Метро 2033» в 17 лет. Через пять лет он выложил его в свободном доступе. После этого его заметили разработчики из 4А Games и предложили писателю создать игру на основе его романа. Он почти сразу согласился, поскольку сам был любителем компьютерных игр — в частности, Fallout и Stalker.

Я решил использовать эту возможность, чтобы рассказать собственную историю, и не считал видеоигры угрозой для моей драгоценной собственности. Наоборот, я решил, что это отличная возможность для продвижения вселенной.

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

Глуховский практикует свободный подход не только в отношении игр. Помимо его официальной трилогии романов, во вселенной «Метро» есть ещё десятки книг, написанных другими авторами. Его мнение: «Если ты работаешь с талантливыми людьми, нужно просто позволить им творить и интерпретировать твою историю как угодно».

Также он отнёсся и к разработке игры на основе его книги. И остался вполне доволен тем, что получилось у 4А Games.

​«Мне кажется, «Метро 2033» стала первым в мире лиричным, сентиментальным и философским 3D-шутером», — говорит он.

Поскольку для второй игры (Metro: Last Light) литературного источника не было, писателю пришлось создавать отдельную историю. Он старался сделать каждого персонажа в игре правдоподобным, но не давил на разработчиков

Подход у меня был такой: «Я предлагаю свою помощь, но вы, ребята, — профессионалы. Вам лучше знать, что в сюжете будет работать, а что нет».

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

При этом он не считает, что игры не могут рассказывать хорошие истории, поскольку сам принадлежит к поколению, для которого видеоигры уже не были глупыми забавами.

Игра легко может быть искусством — это зависит от таланта её создателя. ​

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро», ​

#персоны #TheWitcher #Metro

Популярные материалы
Показать еще

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться