Посмотрел «Список Шиндлера» (1993)

Сюжет

Польша, 1939 год. По приказу нацистского командования все польские евреи должны собраться в крупных польских городах для регистрации. Через некоторое время все евреи должны переселиться в гетто.

Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер прибывает в Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. Шиндлер быстро сходится с высшими чинами немецкой армии и членами СС, развлекает их в ресторанах роскошными ужинами в обществе певиц и танцовщиц. И вот в кармане у предприимчивого Оскара уже есть все разрешения. Дело осталось за малым — раздобыть денег, набрать штат рабочих и организовать процесс производства.

История съёмок

Двадцать пять лет назад Стивен Спилберг выпустил два своих лучших фильма за считанные месяцы. Эти фильмы были совершенно разными по стилю и тематике, и процесс завершения одного фильма во время съемок другого оставил режиссера измученным и эмоционально раздавленным. Весной 1993 года Спилберг был в Польше, днем воссоздавая ужас Краковского гетто и концентрационного лагеря Краков-Плашов для Списка Шиндлера, а ночью звоня в Industrial Light & Magic в Калифорнии, чтобы следить за работой над спецэффектами для Парка Юрского периода. Друг Спилберга Робин Уильямс звонил ему раз в неделю, и по 15 минут рассказывал анекдоты и снимал напряжение.

Спилберг недавно исполнил похожий трюк, когда снял политическую драму «Пост» во время постпродакшна для своего блокбастера «Первому игроку приготовиться». Создав «Список Шиндлера» в 1993 году, Спилберг не мог вынести мысли отложить производство своего проекта о страсти к Холокосту еще на год. В «Пост» он чувствовал, что резонанс этой истории с нынешним политическим климатом слишком важен, чтобы ждать. Точно так же трейлер переиздания «Списка Шиндлера», посвященный 25-летию, вышел со словами: «Сейчас важнее, чем когда-либо».

К 1993 году Список Шиндлера лежал на столе Спилберга уже десять лет. Впервые ему подарили копию книги Томаса Кенелли после того, как он снял "Инопланетянин" в 1982 году. Книга Кенелли представляет собой книжную версию реальной истории: как немецкому промышленнику и нацисту по имени Оскар Шиндлер удалось спасти 1200 евреев от перевозки в концентрационные лагеря. Это изнурительная история, а Шиндлер — необычный герой.

Спилберг снял свою адаптацию за сравнительно небольшой бюджет около 22 миллионов долларов (около трети стоимости Парка Юрского периода) в черно-белом стиле за 72 дня. Шиндлера сыграл Лиам Нисон, тогда еще малоизвестный актер, которым Спилберг восхищался. Бен Кингсли сыграл решающую роль Ицхака Стерна, еврейского бухгалтера Шиндлера, который задолго до своего работодателя рассматривал фабрику как убежище евреев. Ральф Файнс, относительный новичок в то время, сыграл Амона Гёта, садистского злодея в фильме — гротескного офицера СС, который наблюдает за лагерем Плашов и расстреливает рабочих со своего балкона. Сюжет фильма — это не только история Холокоста, но и история Шиндлера от самодовольного и корыстного бабника до сострадательного спасителя, от Гёта до Стерна.

Стивен Спилберг на съемках "Списка Шиндлера" в 1993 году.
Стивен Спилберг на съемках "Списка Шиндлера" в 1993 году.

В интервью Спилберг обсуждал некоторые инциденты, которые считались слишком непристойными, чтобы их можно было снимать на видео. Одной из самых изнурительных сцен фильма остается попытка убийства раввина, которому препятствует заклинивший механизм пистолета Гота.

«Список Шиндлера» длится более трех часов, и с такой тщательностью повествования в сценарии Стива Зайлиана, превосходными исполнениями главных ролей, четкой и тщательной съёмкой Януша Камински, и чувствительной партитурой Джона Уильямса. Его трезвый тон, кажется, объединяет непоколебимое свидетельство документального фильма Клода Ланцмана «Шоа» в герметичное повествование хорошо написанного романа, подчиняя грубую аутентичность эмоциональной непосредственности и утешению истории искупления: тактика, которая нашла широкую и в целом благодарную аудиторию. «Список Шиндлера» был с восхищением рецензирован, окупился более чем в 10 раз по кассовым сборам и получил семь из 12 «Оскаров», на которые он был номинирован, включая лучший адаптированный сценарий, лучший фильм и лучшего режиссера.

До «Списка Шиндлера» в кино о холокосте преобладали документальные фильмы, в первую очередь «Шоа» Ланцмана и «Ночь и туман» Алена Рене, но после «Списка Шиндлера» было выпущено множество повествовательных фильмов, в том числе «Жизнь прекрасна», «Пианист» и «Мальчик в полосатой пижаме». Но может ли фильм действительно рассказать о чудовищах Холокоста? Особенно голливудский фильм, и такой, как этот, который повествует о героизме нееврейского капиталиста? Говорят, что Стэнли Кубрик, у которого в разработке был собственный так и не реализованный проект Холокоста, высказал сомнение. «Думаете, это было о Холокосте?». «Это было об успехе. В Холокост погибло около 6 миллионов человек. В списке Шиндлера было около 600 человек, которые этого не сделали». Тем не менее, историк Питер Новик определил Список Шиндлера вместе с Холокостом и открытием в 1993 году Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне, как ключевые события в создании того, что он называет «сознанием Холокоста». Фильм не только свидетельствует о таких событиях, как жестокая ликвидация гетто, но и сам по себе становится памятником через противоречивую кодировку, в которой выжившие с фабрики Шиндлера кладут камни на его могилу, взявшись за руки с актерами, которые их играли.

Опросы, проведенные в США и Европе, показывают, что наша коллективная память подводит нас: почти треть опрошенных американцев сильно недооценивают число евреев, убитых во время Холокоста, а 34% европейцев утверждают, что мало или ничего не знают об этом зверстве. Ужасно, что эти опросы сопровождают возрождение антисемитизма и даже отрицания Холокоста.

Для Спилберга рассказ истории Шиндлера был средством борьбы с невежеством, но эта работа продолжилась. После создания фильма он записал свидетельства многих тысяч выживших в Холокосте в видеопроекте под названием Survivors of Shoah Visual History Foundation. Сам Кенелли впервые услышал о Шиндлере от одного из спасенных людей, Леопольда Пейджа, который рассказал свою историю покупателям в своем магазине в Беверли-Хиллз, надеясь, что слух станет достоянием общественности. Через Кенелли, а затем Спилберга, он достиг самой широкой аудитории.

Реальные истории

Ева Лави

Она вспоминает, как ее мать заставляла ее прятаться на улице в плохую погоду, сжимая водосточную трубу, когда нацисты обыскивали ее дом в Польше. Она вспоминает, как отец велел ей проглотить ложку цианида — это лучше, чем смерть от рук нацистов — только для того, чтобы в последнюю секунду мать отдёрнула её. Она вспоминает, как видела, как ее двоюродные братья-близнецы были застрелены, когда они бежали на холм в трудовом лагере.

Лави было 2 года, когда нацистская Германия захватила ее родной город Краков в сентябре 1939 года.

«У детей моего возраста не было детства», — сказала она в речи перед Генеральной Ассамблеей Организаций Объединенных Наций 27 января после Международного дня памяти жертв Холокоста. «Мы регулярно видели, слышали и понимали все, что нацисты делали с нами. В 6 лет дети были циничными стариками, пытающимися выжить».

Лави — самый молодой выживший, который был в списке Шиндлера. Сразу после нацистского переворота Лави вместе с семьей отправили в гетто в Польше, перевели в трудовой лагерь, а затем в Освенцим.

После того, как Шиндлер спас сотни евреев, которые работали на его фабриках по производству кухонных принадлежностей и оружия, Лави жила спокойной жизнью в Израиле. Она служила в армии, жила в кибуце, работала помощницей по административным вопросам. Она вспоминает первые годы в Израиле, когда выживших считали слабыми. Но по мере роста интереса к Холокосту она стала более громко рассказывать о пережитом. Теперь она разговаривает с группами в Яд Вашем, израильском органе Холокоста, и ежегодно ездит в Польшу с группой старшеклассников.

Ева Лави выступает в ООН 31 января 2018 г.
Ева Лави выступает в ООН 31 января 2018 г.

«Это не история», — сказала она Это не просто история. Это худшее и самое жестокое, что случалось в мире».

Хотя Лави теперь регулярно возвращается в Освенцим, она говорит, что это все еще нелегко. Каждый раз она в ужасе осматривается и плачет. Но теперь она к этому привыкла.

«Каждый раз, когда я хожу, я плачу тут и там, потому что это ужасно», — сказала она JTA. «Каждый, кто был там, видел печи, газовые камеры. Все было по-настоящему. Это очень страшно, но из-за того, что я много раз приезжала, я воспринимаю это иначе. Я не думаю о себе. Я думаю о том, как дети отреагируют на это».

Лави также чувствует необходимость рассказать свою историю, потому что она думает, что мир не стал лучше с тех пор, как она была освобождена. По ее словам, есть группы, которые все еще стремятся уничтожить евреев и другие меньшинства.

И она назвала польский закон о криминализации тех, кто обвиняет Польшу в Холокосте, «катастрофой». Да, говорит она, поляков тоже убивали в нацистских лагерях смерти. Но она добавляет, что поляки не были ангелами, ссылаясь на насилие Польши над евреями во время и после войны.

«Я была в Освенциме, и там были польские заключенные», — сказала она. «Но что они говорят, что поляки были милые и пушистые? Нет.».

С одной стороны, она признает, что рассказы выживших широко задокументированы. С другой стороны, она знает, что нет ничего более могущественного, чем рассказ из первых уст.

По ее словам, один из способов передать эту историю — это фильмы. Она благодарна Спилбергу за исследовательскую работу над фильмом «Список Шиндлера», получившим премию Оскар.

По ее словам, одна сцена, в которой она была ребенком, очень точна: нацисты разлучили ее с матерью, но Шиндлер спас ее, сказав охранникам, что ему нужны ее маленькие пальцы, чтобы чистить механизмы. Она считает, что этот фильм и все последующие играют положительную роль в информировании людей о том, что произошло, даже если некоторые из них являются вымышленными.

По словам Лави, в течение многих лет она несла вину за то, что выжила там, где погибло так много людей. Но с этой речью, по ее словам, она добилась чего-то, что оправдало её жизнь.

«Детям было очень трудно выжить, — сказала она JTA. «Я чувствовала себя виноватой. Я начала говорить с Богом: почему он спас меня? Я представила своих братьев-евреев, меня и их вместе, мы идем, а потом Бог вытаскивает меня. Теперь, когда они отправили меня в ООН, чтобы выступить перед миром, я как будто сделала что-то, чтобы удовлетворить Бога».

Хелен Розенцвейг

Хелен Йонас, урожденная Хелена Штернлихт, было 14 лет, когда немецкое вторжение в Польшу в сентябре 1939 года внезапно и жестоко положило конец ее идиллическому детству. Только от 2 до 3 процентов польских евреев, переживших немецкую оккупацию, выжили. Их истории о выживании необычны, изобилуют чудесами, душераздирающими моментами чистой удачи и нескончаемой решимостью остаться в живых. Но история Хелен особенно примечательна тем, что она чудом избежала смерти от рук одного хорошо известного нациста — пресловутого Амона Гёта — и выжила благодаря Оскару Шиндлеру.

Хелен родилась в Кракове, Польша, в 1925 году, она была младшей дочерью Шимона и Лолы Штернлихт. Семья, хотя и небогатая, была экономически обеспечена благодаря успешному бизнесу Шимона по производству металлических изделий. Лола была заботливой матерью с острым чувством юмора. Днем Хелен училась в школе имени Бейса Янкева — части школьной системы, основанной Сарой Шенирер, чтобы еврейские девочки из религиозных семей также могли получить хорошее образование.

Немцы начали преследовать евреев Кракова, как только они захватили город 6 сентября 1939 года. Они сожгли синагоги, избили евреев на улицах, срезали бороды религиозным евреям и отправили мужчин и женщин на принудительные работы и уборку снега. Немецкие солдаты ворвались в еврейские квартиры и украли все, что хотели. Вскоре последовали ограничительные указы: повязки на рукавах стали обязательными, банковские счета были заморожены, еврейские предприятия конфискованы, а школы было приказано закрыть. Отцу Хелен пришлось передать свою мастерскую немецкому попечителю, хотя он еще какое-то время мог там работать. Тем временем семья была вынуждена беспомощно наблюдать, как немцы забирали мебель и ценности.

К ноябрю 1939 года приток беженцев увеличил еврейское население Кракова примерно до 70 000 человек. Тем временем Краков стал столицей Генерал-губернатора, административного образования, охватившего оккупированную нацистами центральную Польшу. Гитлер назначил генерал-губернатором Ганса Франка, который, не теряя времени, разместился в королевском великолепии в замке Вавель. Когда в город переехали тысячи немецких чиновников, Франк приказал большинству евреев Кракова покинуть город. В течение 1940 г. было изгнано около 50 000 евреев. Только евреям, считавшимся «экономически полезными», включая семью Хелен, разрешили остаться.

В марте 1941 года всем оставшимся евреям — около 16 000 — было приказано перебраться в гетто в захудалом районе Подгорье, на южном берегу реки Висла. Им разрешили привезти с собой вещи только на 55 фунтов на человека. Условия в гетто были мрачными, с эпидемиями, нехваткой еды и сильной переполненностью. Немцы окружили гетто стеной и забором. Они назначили юденрат, или еврейский совет, перед которым стояла неблагодарная задача — выполнять немецкие приказы, даже несмотря на то, что он прилагал отважные усилия по созданию бесплатных столовых, поддержке детских домов и даже поощрению подпольных школ гетто.

Первые два лидера юденрата, доктор Марек Биберштейн и доктор Артур Розенцвейг, пользовались уважением в обществе, но в конце 1942 года немцы назначили Дэвида Гуттера, которого многие помнили как марионетку. Евреи в гетто особенно ненавидели еврейскую полицию — и ее командира Симха Спира — за их жестокость, коррупцию и рабскую готовность выполнять приказы Германии. Многие еврейские полицейские в конечном итоге были переведены в концлагерь Плашов, где они продолжали «поддерживать порядок».

Когда Хелен и ее семья впервые вошли в гетто, она вспомнила, как почувствовала облегчение. Возможно, теперь прекратятся драки и уличные облавы. Может, сейчас наступит некоторая стабильность и покой. Была даже секретная школа. Однако здесь, как и везде, немцы показали себя мастерами психологической манипуляции. Они разработали дьявольски сложную систему удостоверений личности и рабочих сертификатов, чтобы настроить евреев друг против друга и дать им ложное чувство безопасности. В один прекрасный день некий рабочий документ, который можно было купить за огромную взятку, предлагал гарантию выживания, но на следующий день немцы могли изменить правила и издать указ, согласно которому документы должны быть только синего цвета или с новым штампо. Они хитро и жестоко применяли эту систему в Краковском гетто.

Одной из жертв системы был отец Хелен Шимон. Он отправился в лагерь смерти Белжец, убежденный, что немцы отправляют его в новый трудовой лагерь. В конце концов, зачем им убивать квалифицированных рабочих? Депортация в Белжец началась в мае-июне 1942 года, когда 5000 евреев, включая Шимона, были отправлены в газовые камеры. Дальнейшие депортации в Белжец начались 27 октября 1942 года, когда было убито 7000 евреев.

Окончательная ликвидация краковского гетто состоялась 14 марта 1943 года. Немцы расстреляли на месте около 700 евреев, отправили 2300 в Освенцим, а остальные, включая Хелен, ее мать и ее сестер, оказались в Плашове. Вскоре после того, как Хелен приехала в Плашов, комендант лагеря Амон Гёт приказал ей работать в его квартире уборщицей. Более года Хелен и другая горничная, Хелен Хирш, находились в постоянном контакте с одним из худших садистов Холокоста. Гёт вырос в богатой католической семье в Вене, где у Гётов был прибыльный издательский бизнес. В 1931 году он присоединился к тогдашней нелегальной австрийской нацистской партии и поднялся по карьерной лестнице в СС. В 1942 году он служил под командованием Одило Глобочника в операции «Рейнхардт», в результате которой около двух миллионов евреев были отправлены в лагеря смерти Собибор, Треблинка и Белжец.

В марте 1943 года Гёт стал комендантом лагеря Плашов.

Амон Гёт стоит с винтовкой на балконе своей виллы в концлагере Плашов, 1943 год.<br />
Амон Гёт стоит с винтовкой на балконе своей виллы в концлагере Плашов, 1943 год.

По оценкам свидетелей, за время пребывания в Плашове Гёт лично убил не менее 500 человек. Однажды он признался, что чувствовал себя плохо, если не убил хотя бы одного еврея. Он стоял на балконе своей виллы со снайперской винтовкой и наугад подстреливал евреев. Однажды он застрелил повара, потому что суп был слишком горячим. В другой раз он прервал диктовку, чтобы застрелить двух заключенных, а затем небрежно продолжил с того места, где остановился. Гёт также обучал двух собак терзать заключенных, когда он издавал определенный свист.

Гёт часто бил Хелен. Однажды, когда он был недоволен тем, как она гладит рубашку, он ударил ее так сильно, что она необратимо повредила слух. Хелен была убеждена, что Гёт в конце концов убьет ее. Но чудесным образом этого не произошло. А 13 сентября 1944 года гестапо арестовало Гёта по обвинению в коррупции.

Что сделало выживание Хелен еще более чудесным, так это то, что она смогла скрыть тот факт, что ее тогдашним парнем был Адам Штауб, лидер подпольной группы сопротивления в лагере. Штауб попросил ее порыться в офисе Гёта в поисках пустых бланков документов и документов. Гёт застрелил Штауба после того, как украинский охранник предал его. Перед смертью Штауба пытали, но он не назвал имя Хелен.

Гёт жил хорошо и устраивал много вечеринок, на которых Хелен приходилось дожидаться гостей. В то время как его жена Анни и двое детей остались дома в Вене, Гет наслаждался любовью в Плашове с Рут Кальдер, которая родила ему дочь Монику. Кальдер, которая обожала Гёта и стойко защищала его репутацию, позже покончила жизнь самоубийством, прочитав стенограмму судебного процесса по делу о военных преступлениях 1946 года в Польше.

Шиндлер встретил Хелен на одной из вечеринок Гёта, когда она обслуживала гостей. Он подошел к ней и сказал, что так же, как еврейские рабы в Египте в конце концов обрели свободу, она тоже её обретёт. Действительно, Шиндлер добавил Хелен и двух ее сестер (ее мать к тому времени умерла в Плашове) в свой знаменитый список так называемых рабочих, которых ему удалось спасти из лап СС. Хелен и ее сестры вместе с 300 другими женщинами из списка покинули Плашов и провели три мучительные недели в Освенциме. Но Шиндлер защитил их, и в конце концов они оказались в Брегенце, где Шиндлер управлял другим заводом, который фактически служил прикрытием для еврейских рабочих. Вскоре к ним присоединились люди, прибывшие через Гросс-Розен.

Хелен и ее будущий муж Джозеф Йонас, Австрия, 1945 г.
Хелен и ее будущий муж Джозеф Йонас, Австрия, 1945 г.

Хелен и две ее сестры пережили войну. Хелен свидетельствовала против Гёта на суде 1946 года в Польше, который привел к его казни. Через два дня после освобождения Хелен встретила Джо Йонаса, выжившего, и вскоре они поженились. Хелен и Джо приехали в США в 1947 году, поселились на Лонг-Айленде и вырастили троих детей. Хелен стала опытным и успешным электролизистом. У нее было особенно приятное воссоединение в Израиле с Хелен Хирш, ее подругой-горничной на вилле Гёта. Джо внезапно и трагически умер в 1980 году. Затем Хелен вышла замуж за Гарри Розенцвейга, который умер в 2007 году. Хелен умерла в 2018 году.

В 2004 году Хелен согласилась встретиться с Моникой Хертвиг, дочерью Амона Гёта, после того, как Хертвиг написала ей, что «мы должны сделать это ради убитых людей». Вместе они совершили поездку по Плашову и стали героями известного фильма Джеймса Молла «Наследие».

Хелен никогда не теряла веры в Бога. Она также оставалась убежденной в том, что если бы во время Второй мировой войны существовало еврейское государство, массового убийства европейских евреев никогда бы не произошло.

Оскар Шиндлер

Оскар Шиндлер не был вашим типичным героем. Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в Австро-Венгрии. Он был немецким бизнесменом и членом нацистской партии, построившим свою карьеру на поиске возможностей для обогащения. Хотя он был женат, он также был известен своей женственностью и чрезмерным пьянством. Но Шиндлер, несмотря на свои недостатки, был героем для более чем 1100 евреев, жизни которых он спас во время Холокоста во Второй мировой войне. Возможно, именно благодаря, а не вопреки его двуличному характеру его история стала еще богаче.

Шиндлер начинал как спекулянт во время войны, купив в 1939 году фабрику эмалированной посуды в Польше. На пике своей карьеры у Шиндлера было 1750 рабочих, 1000 из которых были евреями. Со временем его ежедневное общение со своими еврейскими рабочими побудило его использовать свои политические связи и свое состояние для подкупа нацистских офицеров, чтобы предотвратить депортацию и убийство своих рабочих. Через различных еврейских администраторов прошел так называемый «Список Шиндлера». Однако на самом деле было девять отдельных списков, и Шиндлер в то время не следил за деталями, поскольку он был заключен в тюрьму по подозрению во взяточничестве.

Хотя сам Шиндлер, возможно, не составлял большинство списков, он «лично ответственен за факт наличия списка», — утверждает писатель Томас Кенелли. Сообщается, что немецкий бизнесмен фактически использовал большую часть своего состояния — 4 миллиона немецких марок — для спасения еврейских жизней.

Оскар Шиндлер после 1945 года<br />
Оскар Шиндлер после 1945 года

Шиндлер пытался переехать в США, но получил отказ

Когда война закончилась, Шиндлер без гроша переехал в Западную Германию, где получил финансовую помощь от еврейских благотворительных организаций. Однако вскоре он почувствовал себя небезопасно, получив угрозы от бывших нацистских офицеров. Он пытался переехать в США, но, поскольку он был членом нацистской партии, ему было отказано во въезде. Получив частичное возмещение расходов, понесенных им во время войны, Шиндлер смог эмигрировать в Буэнос-Айрес, Аргентина, взяв с собой жену, любовницу и дюжину своих еврейских рабочих. Там он начал новую жизнь, где на время занялся сельским хозяйством.

Однако финансовые проблемы Шиндлера продолжались, и в 1958 году он обанкротился. Он оставил свою жену Эмили в Аргентине, чтобы сделать состояние в Германии, но, несмотря на его усилия, его различные предприятия неоднократно терпели неудачу. И снова ему пришлось зависеть от благотворительности евреев Шиндлера, со многими из которых он все еще контактировал, чтобы поддерживать свое благополучие. В 1963 году, в том же году, когда он объявил о банкротстве, он был удостоен звания Праведника народов мира в Государстве Израиль — награды не евреев, которые помогли спасти евреев во время Холокоста. Год спустя у него случился сердечный приступ, и он проходил лечение в больнице.

После смерти он попросил, чтобы его похоронили в Иерусалиме

9 октября 1974 года Шиндлер умер от печеночной недостаточности в возрасте 66 лет. Перед смертью он попросил похоронить его в Иерусалиме. «Мои дети здесь …» сказал он, объясняя почему он хотел, чтобы его последнее пристанище было там. Он был похоронен на горе Сион в Иерусалиме.

Что касается жены Шиндлера Эмили, которая также сыграла огромную (но публично недооцененную) роль в спасении сотен евреев во время Второй мировой войны, она продолжала жить в Аргентине, обходясь помощью евреев Шиндлера и правительства Аргентины. Ближе к концу своей жизни, со слабым здоровьем, она попросила провести оставшиеся дни в Германии. Хотя летом 2001 года ей был предоставлен дом в Баварии, она никогда не жила в нём. Вскоре после этого она тяжело заболела и умерла 5 октября 2001 года в берлинской больнице.

Несмотря на то, что Эмили боролась с обидой на своего покойного мужа за его распутство и пренебрежение к браку, Эмили все еще глубоко любила Шиндлера. Когда она посетила его могилу почти через 40 лет после его кончины, она сказала ему: «Наконец-то мы снова встретились … Я не получила ответа, мой дорогой, я не знаю, почему ты бросил меня. Но чего не может изменить даже твоя смерть или моя старость, так это то, что мы все еще женаты, вот такие мы перед Богом. Я тебе все, простила»

Экскурсия по местам съёмок фильма

Апартаменты Оскара Шиндлера

Straszewskiego 7 использовался как экстерьер для квартиры, где Оскар Шиндлер «жил» в фильме. Исторический Оскар Шиндлер на самом деле жил на третьем этаже этого самого дома, и окна его квартиры когда-то выходили на парк напротив, который до сих пор остается тихим местом для отдыха. В квартире до Шиндлера жила еврейская семья Нуссбаумов. Здание на Straszewskiego 7 — серое непримечательное жилое здание, но его расположение буквально у подножия Вавельского замка делает его желанным местом и сегодня.

Мост Юзефа Пилсудского

Краковские евреи должны были переехать в район, определенный оккупационной администрацией, Краковское гетто, до 20 марта 1941 года. Поскольку большинство из них до войны проживало в исторически еврейском районе Казимеж, массовые переходы евреев прошли через два моста. Первый, на востоке, назывался Кракус и был разрушен во время войны, его заменил более современный мост Повстанкоу-Слэскич. Второй — мост Юзефа Пилсудского. Настоящий мост, по которому евреи Кракова попадали в гетто, был построен в 1933 году и серьезно поврежден немцами во время отступления, а затем восстановлен в несколько измененном виде еще в 1948 году.

Съемочная группа фильма «Список Шиндлера» получила разрешение на временное перекрытие автомобильного и пешеходного движения на мосту с целью воссоздания сцен массового исхода евреев из Кракова. Поскольку современные здания были построены на стороне района Казимеж в 1990-х годах, перспектива изменилась. Государственники выехали из бывшего Подгорского района в Казимеж, и на заднем плане мы видим южную часть Кракова, где находилось гетто. Сегодня мост имеет пешеходное движение и открывает панорамный вид на обе стороны реки Вислы.

Базилика Святой Марии

В первом акте фильма «Список Шиндлера» изображен Оскар Шиндлер, решающий установить контакты с местными контрабандистами. Ему нужны предметы роскоши, которые не всегда легко достать в оккупированном польском городе, например, красивые рубашки, деликатесы для себя и взятки для высокопоставленных немецких чиновников. Персонаж Лиама Нисона приходит в церковь, где несколько евреев мужского пола занимаются незаконной торговлей контрабандными товарами. В фильме представлены Оскар Шиндлер и Леопольд Пфефферберг.

Католическая церковь, которую посещают мужчины-евреи, — это церковь Святой Марии или базилика Святой Марии. Фактически, самая почитаемая церковь в Кракове, достопримечательность XIV века, использовалась в качестве одного из мест в списке Шиндлера для съемок. Вход платный для туристов, но вы можете посидеть на том самом месте, где мы когда-то видели Шиндлера и Пфефферберга.

Главная площадь гетто

Учитывая, что на исторической главной площади Краковского гетто, известной как Plac Zgody (сегодня площадь Героев гетто), уже в 1990-х было несколько современных стеклянных зданий и автовокзал, было решено выбрать другое место. По этой причине съемочная группа поехала в район Казимеж и нашла подходящее место на улице Шерока. По сути, это не площадь, а широкая улица. Но большая часть довоенных построек не изменилась с 1940-х годов. Здесь снимались как мирные сцены, так и бойня ликвидации гетто. На втором этаже здания с рестораном «Ариэль» когда-то жил Стивен Спилберг со своей семьей, а также здесь можно было увидеть обедающих актеров фильма. На улице Шерока находится небольшое старое еврейское кладбище и памятник Холокосту в Ниссенбауме.

Фабрика Оскара Шиндлера

Другое место напрямую связано с Оскаром Шиндлером и известно как Deutsche Emailwarenfabrik или DEF. Фасад здания, ставшего впоследствии всемирно известным, был построен на Липовой 4 в 1937 году. В 1947 году завод был национализирован правительством Польши, а с 1948 по 2002 год ознаменовался производством телекоммуникационных узлов. В 2005 году здания на Липовой 4 перешли в собственность города и сегодня включают в себя два музея. С 2007 года Исторический музей Кракова, а с 2011 года Музей современного искусства.

Двор с балконами

Одна из первых сцен ликвидации краковского гетто — насильственное выселение жителей из многоквартирного дома. Мы видим солдат СС, которые поднимаются по лестнице на второй и третий этажи. Чуть позже те же солдаты бесцеремонно сбросили вещи евреев прямо с этих балконов, дополнив общую картину хаоса и безысходности. Мужчина, который позже в фильме избежит смерти от рук Амона Гета, поднимает свои бумаги с земли после пренебрежительного поступка солдата.

Это тот же двор, который позже будет использован для сцены, где миссис Дрезнер прячется под лестницей, и когда солдаты поднимутся на второй этаж, вы заметите, что это та же самая лестница. Такие дворы были характерны для еврейских кварталов начала ХХ века. Он расположен в районе Казимеж, к северу от настоящего краковского гетто в Подгоже, в нескольких минутах ходьбы от улицы Зерока. Во двор можно попасть с двух сторон, одна из которых выходит из здания на Jozefa 12. Противоположный вход находится на улице Beera Meiselsa. Вы даже можете подняться на балконы, ставшие легендарными.

Лестница, где спряталась мисс Дреснер

В фильме показаны четыре члена семьи Дрезнер, которые пережили Холокост благодаря Шиндлеру. Мать Хая, отец Иуда, сын Ионас и дочь Данка. Во время ликвидации гетто мать приходит к соседке и просит ее спрятать их с дочерью под полом. Женщина соглашается принять девушку, но не мать. Миссис Дрезнер спускается по лестнице и встречает мальчика Адама, друга ее собственного сына. Рискуя своей жизнью, он прячет женщину под лестницей и говорит немецким солдатам, что здесь никого нет.

Больница гетто

На бывшей территории еврейского гетто в Кракове находилось сразу несколько больниц, в том числе больница для лечения инфекционных заболеваний и для пожилых евреев. Судя по всему, в фильме со списком Шиндлера показана сцена резни в центральной больнице гетто, которая на самом деле находилась по адресу Йозефинская 14. Во время ликвидации гетто в марте 1943 года немцы ворвались в здание, казнили пациентов и всех врачей.

Концентрационный лагерь Плашов

Хотя на момент съемок в 1993 году территория бывшего лагеря Плашов представляла собой мемориальный парк и была полностью доступна, Спилберг решил не снимать свой фильм в историческом месте, чтобы почтить память десятков тысяч жертв Плашова. Было решено построить уменьшенную модель лагеря, так как настоящий достигал 200 соток. Съемочная группа решила использовать гранитный карьер под названием Либан, расположенный рядом с бывшей территорией Плашова. Важно понимать, что ливийский карьер на самом деле использовался немцами для принудительного труда, и тысячи заключенных действительно погибли здесь во время оккупации. В этом плане место также заслуживает увековечения памяти. Исторический Плашов фактически располагался среди полей и холмов, а место, которое мы видели в фильме, было окружено гранитными скалами карьера.

Стоит отдать должное титанической работе, проделанной по воссозданию Плашова на экране. Съемочная группа восстановила как минимум 34 жилых барака и мастерских. Строительные работы также включали копию главных ворот лагеря, семь смотровых башен, дорогу, вымощенную имитацией еврейских надгробий, виллу Амона Гета и даже конюшни. Спуск и свободный доступ в карьер возможен только с холма Кракус, исторической достопримечательности.

Освенцим

На момент создания фильма «Список Шиндлера» историческая территория мемориала Аушвиц-Биркенау уже была отражена в ряде документальных проектов, а также в нескольких художественных. При этом администрация мемориала не дала разрешение Спилбергу снимать внутри. Однако Спилбергу разрешили снимать лагерь с внешней стороны и использовать автобусную стоянку перед Главными воротами.

Когда женщин ведут с платформы для разгрузки вокруг лагеря в душевые, мы видим декорации, которые были созданы и сняты в карьере Ливана, в том же месте, где лагерь Плашов был воссоздан для фильма. Таким образом, кадры трубы крематория, заграждения, за которым смотрит Мила Пфефферберг и видит людей, которых ведут в газовую камеру, не были сняты в Освенциме. Четыре крематория в Биркенау были взорваны немцами и превратились в руины.

Мнение

Этот шедевр является одним из величайших фильмов из когда-либо созданных. Используя тонкие, но поразительные оттенки, которые может создать только черно-белое кино, Стивен Спилберг создал разностороннее произведение, наводящее на размышления и потрясающее по содержанию и масштабу. Изображение коменданта концлагеря Рэйфом Файнсом показывает ужасающую сторону человека, одновременно грустного и извращенного. Лиам Нисон и Бен Кингсли играют одинаково убедительно. Музыка Джона Уильямса безупречна и вызывает эмоциональный отклик. Это чудо-кино должно быть обязательно просмотрено всеми.

148148
154 комментария

Стэнли Кубрик, у которого в разработке был собственный так и не реализованный проект Холокоста

Эээ что?

78
Ответить

Ну и конечно, в очередной раз евреи присваивают себе Холокост, я уже устал удивляться.

9
Ответить

После смерти он попросилМмм...

16
Ответить
11
Ответить

Это же перевод какой-то?
Искусственный русский.
А фильм пипец тяжёлый.

11
Ответить

Оскар Шиндлер не был вашим типичным героем."Not your typical hero" можно перевести как "неординарный герой" или "его нельзя назвать героем в привычном понимании этого слова".

Хотя он был женат, он также был известен своей ЖЕНСТВЕННОСТЬЮБез комментариев.

В 1947 году ЗАВОД был национализирован правительством Польши, а с 1948 по 2002 год ОЗНАМЕНОВАЛСЯ производством телекоммуникационных узлов.Ознаменоваться — ( нуюсь, нуешься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), нуется; совер., чем. Стать примечательным вследствие чего н.

миссис Дрезнермисс ДреснерВот это нравы у еврейских женщин - по щелчку пальцев переходят из замужнего состояния в незамужнее и обратно. И фамилию меняют в зависимости от времени суток. И, скорее всего, женщина была пани, а не мисс/миссис, раз она уроженка Польши.

Этот шедевр является одним из величайших фильмов из когда-либо СОЗДАННЫХ. Используя тонкие, но поразительные оттенки, которые может СОЗДАТЬ только черно-белое кино, Стивен Спилберг СОЗДАЛ разностороннее произведение...Создатель создал создание.

18
Ответить

Интересно, а то что в 17 млн мирных советских граждан было уничтожено на оккупированных землях когда-нибудь снимут фильм? Или в ООН там выступить рассказать? Или щас методичка что "простые немцы не знали, зачем воевать шли"?

10
Ответить