Дополнение к посту про Area 88

Перечитывая статью про Area 88, я обнаружил один жирный недостаток (помимо того, что она слишком короткая) - полное отсутствие видеоконтента. А ведь оваха-то мало того, что жутко графонистая, так ещё и топ-тайтл в плане авиации. Я много чего смотрел за свою зрительскую карьеру, но ничего круче Area 88 (1985) в плане догфайтов не видел ни среди кинца, ни аниме.

Начнём:

Вылет на миссию.

В Area 88 очень, оооочень много вариаций реально существующих самолётов 2-4 поколений, включая очень редкие для фильмов / аниме F-8, F-100, F-5 (сравнительно редко видел), Kfir. Помимо всяких моментов с заправкой топливом, загрузкой вооружения, глаз цепляется за то, что огни взлётки зажигают именно в момент вылета, что очень жизненно для военной базы.

Рейд на базу с решёткой.

Поднимающаяся решётка - это, конечно, фантастика, хотя в мире существуют (естественно фиксированные) антенные решётки радиолокационных станций по виду похожие на то, что изобразили авторы. Используются они для обнаружения запуска баллистических ракет. Вряд ли, конечно папуасская средневосточная дыра, где происходит действие аниме, могла себе позволить купить что-то подобное, да и реальный радар имеет ячейки значительно меньшего диаметра, потому единственный возможный вывод в том, что это просто обычная ферма. Впрочем, тут сок не в решётке, а в том, как главный герой на F-8 пролетает через неё, сложив законцовки крыльев.

Выглядит как трэш, но такое возможно! В реальности зафиксированы многочисленные случаи, когда американские пилоты во время ночного вылета забывали разложить крылья и взлетали с авианосца в таком состоянии (хз, что в этот момент делала обслуга - видимо тоже в лицо долбилась). Мало того, что хигх-теч F-8 мог таким образом взлететь и вполне нормально осуществлять полёт, так они ещё в таком виде садились! Невероятные технологии древних! Вместе с тем, такое наблюдалось не только за F-8, но и за другими палубниками, например F-4. Помимо обоих сложенных крыльев, самолёты умудрялись летать даже в смешанных конфигурациях, когда сложено (оторвано) одно крыло.

Не про F-8, но вообще интересный случай на тему "так тоже можно": израильский пилот умудрился посадить F-15 с одним крылом (второе оторвал размазавшийся об него союзный А-4). Истребитель чисто за счёт подъёмной силы от несущего фюзеляжа смог компенсировать потерю крыла.

Потроха F-8: поднимающаяся плоскость крыльев, Y-образные пилоны для ракет на самом фюзеляже. Такой-то хигх-теч своего времени!
Потроха F-8: поднимающаяся плоскость крыльев, Y-образные пилоны для ракет на самом фюзеляже. Такой-то хигх-теч своего времени!

Плоскость крыльев F-8 имела два положения: стандартное и посадочное. Во втором случае вся плоскость отклонялась против хода примерно на 10 градусов, что позволяло лётчику заходить на посадку под более комфортными углами, повышая тем самым видимость посадочной полосы авианосца и позволяя установить более лёгкую и короткую переднюю стойку шасси. F-8 - единственный серийный самолёт в мире, на котором применили такую систему.

Далее по списку идёт небольшая драма:

Мне кажется, сейчас сильно изменилось восприятие и образ умудрённого опытом ветерана войны. Раньше я чаще встречал ситуации, когда такого персонажа изображали молчаливым и страдающим от вызванных войной психологических проблем, а "крутые боевые мужи" больше походили на разбитых горем жертв войны, прячущихся за фасадом немногословности, что вызывало лишь жалость и сочувствие. Сейчас в основном я вижу сплошные "оу-эм-джи-крутой-парень-хареотрыватель-альфа-соумэз" в приторно-тошнотворном гейливудском стиле, где война в 99% - это шоу для чавкающих попкорном гражданских обрыганов.

Борис - очень трогательный персонаж, хоть и показали его совсем немного. Его трагическая гибель является одним из важных моментов становления Area 88 как военной драмы. Спи спокойно, Борис.

Заранее извиняйте за смешное сравнение. Мало кто (думаю никто) из нас участвовал в реальных боевых действиях, но ситуация знакома любому игроку в милитари шутеры с техникой (Project Reality, к примеру), когда ты задерживаешься слишком долго, чтобы доесть ещё вон того парня ради дополнительного фрага и пропускаешь момент, когда надо отступать. В итоге ты становишься жертвой собственной жадности, просираешь технику, не получаешь фраг, а на респе технику уводят другие игроки.

Последний полёт Рокки.

Военный фотограф Рокки - ещё одна цифра в статистике. В ове его ждёт довольно предсказуемый конец, часто ожидающий людей этой профессии: он погибает в первом же совместном вылете. В ремейке 2004 года переименованного фотографа превратили из живого персонажа в какой-то фарс: узнав, что помогавший им Рокки (теперь Shinjou Makoto) был послан запечатлеть смерть Шина, коллеги главного героя устраивают ему потешную тёмную и показушно сжигают его камеру под истошные её владельца. Сцена, с какой стороны не посмотри, помойный высер по сравнению с оригиналом: мало того, что в ове не было никого "боевого братства" (всем было насрать, убьют Шина или нет), а Рокки достойно погиб, снимая бой.

Может показаться, что сжигают самого Рокки, но нет, это горит его камера :)

Крутая, хоть и довольно фантастическая сцена. С другой стороны, я очень рад, что у авторов получилось разнообразить применение истребителей и уйти от боёв в сторону чего-то альтернативного с участием самолётов. Самый интересный момент тут в конце: антагонист Канзаки, в общем-то неплохой в душе парень, обнаруживает, что его шкуру и репутацию спас подставленный им ранее друг. По иронии судьбы, выполняя приказ начальника, Шин спасает и свою любовь Рёко, и жизнь своего мучителя.

В ове Канзаки - уверенный в себе и успешный в своей пилотской карьере человек, которого пожирает совесть из-за сделанных им гадостей. Да, он совершил мерзкий поступок, но ему я также сопереживал, т.к. персонаж был не просто "плохой и точка", в нём была глубина. В сериале он показан беспочвенно самоуверенным недоучкой, который пытается напустить на себя ореол профессионала, но постоянно обсирается перед более опытными коллегами (в этой сцене он командир корабля, а в аналоге из сериала - помощник командира). Его конечный образ в ремейке - амбициозный зажравшийся юнец. В ове же он - оступившийся, страдающий от своих неправильных решений человек, у которого уже нет возможности сделать шаг назад. Вариант из сериала выглядит типичной проходной голливудщиной, альтернатива из овы - живой человек.

Время экшена.

Я что-то не припомню другой тайтл, где бы показывали МиГ-27, очень необычный и прикольный самолёт с точки зрения конструкции. В чём фишка? Отбитые совочки запихнули в него невменяемо мощную шестиствольную 30мм автопушку ГШ-6-30, мягко говоря, не очень подходившую этому лёгкому одномоторному истребителю, переделанному из МиГа-23. Чтобы вы поняли гениальность этого конструкторского решения, обратите внимание, куда, помимо этого 12тонного самолёта ставили ГШ-6-30: в корабельную (!) зенитную установку АК-630 (в дальейшем пушку также засунут в состав зенитки "Кортик").

Отличительной особенностью 27го было то, что при стрельбе из этой пушки самолёт разваливался (!). Вибрация от работы орудия была настолько сильной, что на истребителе постоянно отказывала радиостанция, порой на ноги пилота вываливалась вся приборная панель, а лопнувшие посадочные огни вообще считались нормой. Помимо разваливающейся авионики и трещин в топливных баках, в число "приколюх" МиГа-27 входили отлетающий из-за вибрации фонарь кокпита, заклинивающие стойки шасси и трескающийся коллиматорный прицел. Также автопушку отмечали в негативном свете за её чрезмерную огневую мощь: осколки 30х165мм снаряда разлетались на расстояние до 200 метров и вполне могли повредить низколетящий самолёт-носитель, а скорострельность в 5 000 выстрелов в минуту позволяла наплодить мноооого осколков. В общем, втыкая корабельную зенитку в смехотворно маленький истребитель, СССР руководствовался единственной мыслью: "what could possibly go wrong?"

Также эту пушку пытались ставить на Су-25ТМ, но "что-то пошло не так" (я даже догадываюсь, что именно) и разработчики решили вернуться к более лёгкой и менее скорострельной двуствольной ГШ-30-2 (1 000 - 3 000 выстрелов в минуту).

"Воооу!!!11 Ебошит что надо!!!! А давайте поставим её на МиГ-23!!!!! What could possibly go wrong?"
2x веселье! Жалко, что никому не пришло в голову её тоже поставить на истребитель.

Единственный момент, к которому можно придраться - от попадания пушек МиГов-27 люди должны не разлетаться в стороны, а разлетаться на куски.

Вот так выглядят попадания в машину цельных тренировочных болванок 20х102. У нас же ОФЗ 30х165.
Вот так выглядят попадания в машину цельных тренировочных болванок 20х102. У нас же ОФЗ 30х165.
Препарированный МиГ-27.
Препарированный МиГ-27.

Это не самая большая пушка, которую устанавливали на самолёты: американский штурмовик A-10 может похвастаться 30мм пушкой GAU-8, вокруг которой он был буквально построен. Калибр орудия - 30х173 мм (скорострельность - около 4 000 выстрелов в минуту). Во второй мировой войне британцы втыкали в бомбардировщик Mosquito 57 мм пушку QF 6 pounder, оснащённую автоматом заряжания (!) (57х441 мм, 15 в/м), а американцы оснащали средний бомбардировщик B-25 танковой (!)75 мм пушкой M4 с M4 Sherman (75х350 мм). Похожими вещами баловались и нацисты, помещая 75 мм пушку на штурмовик Hs 129 и средний бомбардировщик Ju 88 (75x714 мм, 14 в/м - самая мощная авиапушка Второй мировой).

Не забросив давнюю традицию, янки во времена Вьетнамской войны конвертировали грузовой C-130 в своего рода "самолёт ближней огневой поддержки" и запихивали туда 40 мм зенитную автопушку Bofors L60 (40х311 мм, 120 в/м) и даже 105 мм гаубицу M102 (105х372 мм, 3 в/м). Я полагаю, этот самолёт должен знать каждый уважающий себя игрок в Каловздутие или Гендерфилд.

Этот список далеко не исчерпывающий, есть и другие модели "крупнокалиберных" самолётов, так что не тыкайте в меня палками, если я не упомянул ваш любимый AC-119 или Hurricane MKIID.

Стрельбы из GAU-8.
Обстрел халабуды с А-10.

Ну да ладно, мы съехали с темы.

Воздушный бой.

Единственным жирным обсёром я вижу стрельбу из контейнера неуправляемых ракет, оформленную словно бы это какая-то подвесная пушка. Зато на лицо крутые сценки с изменением геометрии крыла МиГа-27 и поворотом его пилонов с ракетами, классные взрывы самолётов с разлетающимися во все стороны ошмётками. Особенно мне понравился момент, где из-под пилота улетает нос самолёта :) Также довольно годно показано, что в самолёт врага пускают сразу по 2 ракеты.

Во времена Корейской войны первые массовые ракеты ближнего радиуса с ИК-наведением были довольно соснулые в плане точности и манёвренности (да и надёжности, чего уж греха таить), потому часто мазали при активных манёврах. СССР свою сверхмассовую ракету Р-3/13 скопипастил (или, как это модно выражаться, "сконструировал на основе") с неразорвавшейся американской AIM-9, воткнувшейся в китайский МиГ-17.

Area 88 - один из немногих авиатайлов, где во время догфайта показывают 90% самолеты, а не судорожно дристающиеся головы пилотов. Особенно этим грешит кинцо, где почти весь бой мы вынуждены вместо самолётов наблюдать помойные попытки какого-то мясного скомороха изобразить реального лётчика. Удивительно, что с пришествием компьютерной графики в кинце, гейливуд так и не подарил нам более крутой авиафильм, чем "Стелс".

В конце ролика нам показывают, как F-16 влетает в стаю чаек и разбивает фонарь от столкновения с птицей. Это вполне реальная проблема, с которой постоянно борятся во всех аэропортах мира.

И, да, пользуюсь случаем добавлю, что F-16 - это лучший лёгкий истребитель в мире эвар, точка.

Очень классный сюжетный ход, что слоняющийся по пустыне Шин случайно набрёл на Зону 88. Это поворотный момент, где ГГ принимает свою судьбу и больше не пытается сопротивляться местному образу жизни, отдавая себя полностью враждебным небесам чужой страны.

Опенинг 3 серии овы. Шедевр эпох.

С одной стороны мне жалко, что киносеки так не умеют, а с другой я содрогаюсь от ужаса, представляя во что запад может превратить такой сюжет, применив своих "талантливых сценаристов", "лучшие мировые практики" и "умелых мясных скоморохов". Пока что все попытки снять крутой авиационный заканчиваются довольно потешными сюжетами, а экранизации японских историй в лучшем случае оказываются "неплохими" в глазах тех, кто не смотрел оригинал (как это, к примеру, было с Gunnm и Ghost in the Shell). У самих японцев "мясные" ремейки тоже выходят не особенно впечатляющими, что наводит на печальную мысль о полной невозможности изображения некоторых моментов скоморохами и, следовательно, слабой пригодности кинца как медиума для реализации сценариев про самолёты.

Крутейший воздушный бой. С 1:37 самый сок.
Для сравнения по горячим следам: "крутой догфайт" в понимании киносеков, на 90% состоящий из отчаянно трясущейся камеры, съёмок дрищущейся головы пилота и непрекращающегося ротирования. После такого начинаешь невольно ценить ограниченную японскую анимацию. Тему с дристающейся камерой в кино я уже не могу развидеть, единожды её заметив.

Смотреть на догфайты в Area 88 - просто кайф из-за детальной модели повреждения самолётов: где вы видели, чтобы из остова вываливались объятые пламенем двигатели и снарядные ленты, разлетались в стороны оторвавшиеся с подвесов ракеты?

Сценка между 2:33 и 2:46 - мой фаворит благодаря прекрасной "операторской работе" с видом от первого лица и темой с перелочиванием ракет на соседние более "контрастные" цели. На 3:39 изображена лопающая от попадания 20 мм снаряда голова пилота.

Ещё один поворотный момент в чардевелопменте Шина: более он уже не только не парится об убийстве врагов, но и не сильно переживает после убийства союзников. "Тебе сегодня не повезло" - единственное, о чём думает ГГ, расстреливаю напарника. Он просто плывёт по течению судьбы, пытаясь выжить любой ценой. Если для этого нужно убить врага - хорошо; союзника - да будет так.

Разумеется, коллеги этот момент замечают и порой довольно язвительно реагируют. В ещё одно сильное различие между овой и сериалом: в первой база была клеткой, где "животные" защищали в первую очередь себя, а в сериале персонал превратился в милый междусобойчик дружков. Учитывая, что база явлалась пристанищем наёмников и насильно завербованных пилотов, первый вариант ей явно больше подходит.

Ещё один момент - это персонажи. В сериале они по большей части белые и пушыстые, "голливудские". В ове же это вполне себе убийцы - кто-то честнее соседей, кто-то нет. Вот вьетнамец Нгуэн обожает лопать катапультировавшихся вражеских пилотов (видимо, считает фраги по ним, а не по самолётам), что не преподносится как нечто ужасное. Оно так и точка. Показанные люди не плохие, а просто продукты своего общества, что умело показано авторами овы.

Что мы видим в сериале? Гениальный мальчик-негр Ким, пилотирующий... Harrier (очень сложный самолёт для управления, между прочим), женщина-пилот Китри, какое-то сборище коршеков-боевых товарищей. В общем фарс. Как отдельное произведение сериал хорош, на 5 баллов из 7. Как Area 88 - увы, нет.

Сокращение расходов, попытки выжать каждый доллар и продажа своей жопы богатенькому спонсору в погоне за сиюминутной прибылью в конечном счёте приносят свои плоды: закупив плохие самолёты компания сталкивается с огромным количеством аварий, уничтоженной репутацией и полным нежеланием акционеров хоть как-то подставить себя под обоснованные нападки прессы. Жаль, что сейчас публика надрессирована таким образом, что подобные обсёры более не ведут к серьёзным убыткам для компаний. Бренд нынче - это сама контора, для которой в принципе отсутствует понятие "провал". Любой её продукт априори хороший, насколько бы он ни был плохой.

Обязательный для самолётной медии пролёт по каньону.

В который раз повторю, что авторы великолепно изображают самолётный экшен с точки зрения ракурсов и динамики.

При подготовке к этому полёту командир базы Саки вызывает всех лётчиков и проводит брифинг, демонстрируя, что в узком каньоне есть небольшое окно, летя в котором герои смогут успешно добраться до цели. В сериале же крутой военный Саки приглашает сраного инстраграммера Макото, чтобы тот, сопоставив фотки, указал на наличие "окна". Фарс.

Воздушная часть атаки.
И наземная. Песня - <3

Harrier - это недосамолёт для недоавианосца. По сравнению с традиционными палубниками его лётные характеристики были серьёзно ограничены (дальность, максимальная скорость, потолок, полезная нагрузка), будучи всецело принесёнными в жертву ради системы вертикального взлёта и возможности эксплуатировать Harrier на вертолётоносцах с короткой полётной палубой, не позволяющей применять иные самолёты. Сама по себе идея просто шикарная, ведь какая разница, насколько убогая манёвренность у истребителя, если бой будет ракетным? У страны-оператора появляется возможность снарядить больше авианосцев самолётами, активнее проецировать свою мощь и т.д.

Неприятный момент заключается в том, что самолёт очень дорогой, сложный в содержании и применении, а с развитием и удешевлением зенитного вооружения оказывается, что с каждым разом настучать папуасам по тыкве становится всё затратнее. Малая полезная нагрузка и небольшие размеры ограничивают возможности по модернизации и не позволяют воткнуть туда радар посолиднее (на Harrier 1 его вообще не было) или подвесить ракету пожирнее.

Со временем американцы совместно с первоначальными британскими разработчиками Harrier довели самолёт до ума: увеличили его боевой радиус и количество точек подвески (с потешных четырёх до семи), добавили радар, позволив самолётe нести ракеты средней дальности (ранее можно было подвешивать только ракеты малой дальности с ИК наведением).

Вторая авиадержава мира в это время тоже клювом не щёлкала и разработала свой собственный хигх-теч: Як-38. Самолёт с вышел, говоря прямым текстом, игрушечный: его боевой радиус составлял жалкие 200 километров (у Harrier было в полтора-два раза больше), радара не было, точек подвески тоже было четыре. Крутой фишкой истребителя была автоматическая система катапультирования, выкидывающая прокладку между штурвалом и остальным самолётом в случае возникновения аварийных ситуаций на низких скоростях и в режиме висения. Система отличалась повышенной бдительностью и, порой, катапультировала лётчика даже без всяких поломок бортовых систем. Зато за всё время эксплуатации Як-38 ни один пилот не пострадал. Безопасность превыше всего!

Ключевым различием в концепциях Harrier и Як-38 была система вертикального взлёта. Британцы применили один двигатель с четырьмя поворотными соплами в середине фюзеляжа, а СССР для аналогичных целей использовал аж три двигателя: один маршевый с двумя хвостовыми поворотными соплами и два подъёмных за кабиной пилота. Жизнь показала, что советский вариант оказался более жизнеспособным.

Следующим этапом в развитии СВВП был Як-141, появившийся "как всегда" - не в то время и не в том месте. В 1990е руководство страны было занято более актуальной проблемой разворовывания наследия СССР ("приватизация"), поэтому навороченный проект КБ Яковлева оказался России не нужен. По этой причине у нас сейчас нет ни вертолётоносцев, ни СВВП.

Если товар не хотят покупать свои, значит купят чужие, что в скором времени и произошло: документацию по двигательной установке купили американцы и затем внедрили аналогичную схему в своём мегадолгострое-унитазной яме для отмывания денег под названием F-35, третьем в мире серийном самолёте вертикального взлёта и посадки (F-35B). Программа F-35 предполагает создание не просто ещё одного самолёта для вертолётоносцев, а производство универсального истребителя, поэтому F-35 существует в трёх версиях. F-35A - "обычный" самолёт для ВВС, F-35B - СВВП для Корпуса морской пехоты, а F-35C - палубник для ВМФ и КМП. Хитрые янки изначально планировали впаривать самолёт коллегам по НАТО, поэтому деньги на разработку они высасывали в том числе и из своих союзников. Программа постоянно затягивалась, сопровождалась скандалами из-за вливания астрономических сумм денег и недостаточной "нагибучести" истребителя по сравнению с его потенциальными противниками (больше всего тут визжала Австралия, испугавшаяся Су-35С). В конечном счёте амеры таки наладили производство и на данный момент в строю по всему миру находится более 615 таких машин.

Профиль полёта СВВП выглядит как "укороченный взлёт и вертикальная посадка". Вертикально они обычно никогда не взлетают, т.к. самолёт нагружен и для этого потребуется слишком много топлива. В Афганистане во время первой войны набитый до упора вертолёт Ми-24 в условиях разреженного воздуха тоже взлетал "по-самолётному" благодаря его длинным крыльям (любопытный факт).

В ове много внимания уделено Саки и его стране под названием Асран. Военачальник представляет легитимное правительство, а против него борется его же собственный отец, мятежник и реформатор, желающий начать брать иностранные кредиты и всячески торгануть задницей перед более развитыми странами. Разумеется, его поддерживает хороший парень Советский Союз, щедро снабжающий повстанцев навороченной техникой собственного производства: по мере развития сюжета у врагов появляются всё более навороченные самолёты, а навыки их пилотов постоянно растут. Более того, за фасадом успешных вылетов контингента Зоны 88 прячется война на истощение, которую текущая власть постепенно проигрывает, отдавая всё больше своих территорий под контроль отца Саки. Этот момент вообще не покрывается в сериале.

Последняя просьба дезертира.

Сцена просто шикарная, очень чувственная и необычно оформленная. Я не ни разу не видел, чтобы приговорённый к расстрелу дезертир требовал вызвать к себе крутого аса-соотечественника, чтобы отчитать его, полить грязью и показать своё отвращение. Просто посмотрите ролик, он очень годный в контексте сюжета. Я очень рад, что авторы догадались добавить такой колоритный и неповторимый момент.

Ничего подобного в сериале, естественно не было. Там на базе вообще толком охранения не было - к ней подгрёб снайпер и остановил работу всей в/ч, взрывая взлетающие самолёты с одной пули. В ове же показаны целые толпы пехоты и отдельная команда, занимающаяся отловом и убийством дезертиров.

Кульминация чардевелопмента Шина.

Сериал длиннее овы где-то минут на 40, при этом до концовки там даже не дошли! В ове Шин наконец добивается демобилизации и отправляется на волю, где постоянно чувствует себя не в своей тарелке, не знает, чем себя занять и вообще не воспринимает гражданскую реальность. Весь сюжет он хотел покинуть Зону 88, а когда это произошло, оказалось, что его изменённая войной психика гражданку более не переваривает. Он звонит Рёко, своей любимой, но почему-то не находит в себе силы или мотивацию с ней заговорить. Встреча с уличной шпаной и грабителями окончательно показывает Шину, что именно является его призванием.

Аналогичный момент был показан с другими наёмниками Зоны 88, в частности с корефаном ГГ Микки: он тоже ушёл на гражданку, получил там неплохую должность, но не смог привыкнуть к мирной жизни.

В это время в Асране повстанцы окончательно натянули всё, что мешало им добраться до титульной авиабазы. Понимая, что это конец, Саки приказывает наёмникам улетать за пределы страны, но пылкие лётчики решают таки вступить в последний бой, зная, что могут из него не выйти живыми.

Аниме заканчивается на том, что Шин (вероятно) успевает долететь до поля боя и принять в нём участие с предсказуемым исходом.

Минута памяти

Дополнение к посту про Area 88

Seiyuu главного героя овы Area 88, Shiozawa Toshikazu, более известный нам под псевдонимом Shiozawa Kaneto, погиб 10 мая 2000 года из-за падения с лестницы, в результате которого он получил ушиб головного мозга. Бедняге было всего лишь 46 лет.

Уникальный и узнаваемый с первой секунды голос Шиозавы вы непременно слышали в таких тайтлах, как Densetsu Kyojin Ideon (Joliver), Sentou Mecha Xabungle (Arthur Rank), Megazone 23 (B.D.), Hokuto no Ken (Rei), Vampire Hunter D (D), Tatakae! Iczer 1 (Big Gold), Ginga Eiyuu Densetsu (Paul von Oberstein), Fushigi Umi no Nadia (император), Aika (Rudolf Hagen). В "Звёздных войнах" он озвучивал Люка Скайокера, а в Metal Gear Solid - Gray Fox.

Шиозава Канэто был знаковой фигурой для индустрии; очень и очень жаль, что мы его потеряли.

R.I.P.

Area 88 - очень мощное антивоенное произведение, показывающее серьёзные аспекты влияния боевых действий на психику людей и маскирующее их красочным экшеном и задорной музыкой. В принципе это хороший подход, позволяющий насладиться произведением и любителям попкорна, и тем, кто желает видеть в тайтле нечто более глубокое. Сабж демонстрирует разные исходы стандартной ситуации под названием "неподготовленный гражданский человек попадает на войну": кто-то сопротивляется психологическому давлению до последнего, но в определённый момент начинает приспосабливаться (Шин и Микки); другие безмолвно воюют, ожидая, когда враг поставит в этом жирную точку (Борис), третьи упиваются адреналином (Нгуэн), а четвёртые готовы даже быть расстрелянными, лишь бы не превращаться в убийцу (дезертир).

Из похожих произведений мне сразу на ум приходит "Ящик боли" (или, как его перевели российские надмозги "Повелитель бури"), где показана схожая история с аналогичным концом, но не про лётчика, а про сапёра. Фильм тоже блещет всякими любопытными с военной точки зрения тонкостями, вроде зашивания бомбы в трупы или слипания патронов в залитом кровью магазине винтовки. Тем более для меня поразительно, что его срежиссировала женщина, Кэтрин Бигелоу. Хотя, почему бы и нет - сейчас и мужчины-то имеют довольно относительное понимание того, что в реальности происходит на войне. Почему бы женщине не быть в этом плане прошаренной?

Если вам хочется посмотреть ещё чего-нибудь самолётного то у вас есть следующие варианты:

Area 88 (2004)

Упомянутый выше сериал 2004 года Area 88. Я уже писал, что отдельно в вакууме он хороший, но в сравнении - овой - нет. К просмотру этот сериал я НЕ рекомендую, т.к. он по всем параметрам проигрывает ове: она умудрилась подать законченный сюжет в более краткой обёртке, с намного более крутой графой и музыкой; персонажи сериала также проигрывают первой экранизации в проработке. Вариаций самолётов в Area 88 (2004) меньше, изображены они компьютерной графикой, взрываются без сочных подробностей как тут, а воздушные получились несравненно более блёклыми и простецкими, нежели в прошлом аниме. Если очень хочется, то смотрите его ПЕРЕД!!! овой, чтобы потом поразиться, насколько она лучше.

Sentou Yousei Yukikaze

Sentou Yousei Yukikaze, фантастика с очень любопытным сюжетом а-ля "Солярис" про первый контакт людей и инопланетной формы жизни; с чрезвычайно подробной и приближенной к реальности демонстрацией авиации. Это второй знаковый авиатайтл, который, по моему мнению, обязателен посмотреть каждый. Здесь крутейшая рисовка, запоминающаяся музыка, очень тягучая и немного депрессивная атмосфера. Самолёты выполнены в 3D, но каком! Мало того, что компьютерная графика не выбивается из кадра, так она ещё и сделана с отличным фреймрейтом, а сами модельки радуют подробной проработкой. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то посмел кинуть камень в 3D из Yukikaze. Очень рекомендую.

Sky Crawlers

Sky Crawlers, годная, но меланхоличная ретрофантастика про будни людей, искусственно выращенных для местного гладиаторского аналога командного дефматча. Уверен, много кому может показаться банально скучной. Из плюсов отмечу крутейшую графу и интересный дизайн самолётов (они сделаны в мегакрутом 3D). В целом рекомендую, если вам нравятся Ghost in the Shell, фильмы Patlabor и Tenshi no Tamago.

Last Exile

Last Exile и его сиквел Ginyoku no Fam. Мне кажется, его все уже сто раз смотрели, но раз уж я перечисляю аниме про авиацию, то LE как минимум стоит упомянуть. Действие происходит на фантастической планете в виде песочных часов, где "верхняя" и "нижняя" страны воюют друг с другом посредством технологий третьей высокоразвитой стороны. Первый сериал мне показался довольно интересным фантастическим тайтлом с жутко крутым сеттингом, раскрывающимся лишь в сопроводительных материалах. На его фоне второй сериал выглядел трэшовым и идеалистичным до точки отторжения. Самолёты здесь специфические, чем-то напоминающие летающие трициклы; часто показывают "капитальные" воздушные корабли.

Last Exile.
Last Exile: Ginyoku no Fam.

Simoun

Simoun - вот вам суперредкое и никому не известное аниме про авиацию! Мразотные копирасты просто зад свой изорвали, чтобы вычистить все видеохостинги от контента по Simoun, поэтому найти какую-то интересную сцену из него невероятно тяжело. Сериал и так известен полутора фанатам, а тут ещё и такая напасть! Что тут есть хорошего: довольно оригинальные самолёты, отдалённо напоминающие морских коньков, противостояние индустриальных технократов и утончённых, за не имением лучшего слова, "эльфов", необычный и жизненный конец, а также нестандартный сеттинг, в котором люди рождаются только девочками и по достижении совершеннолетия проходят через ритуал выбора дальнейшего пола. Также присутствует религия, шахиды, песни, юри, самолёты, атакующие древней магией из начерченных в воздухе узоров. В общем, японцы...

Со звуком.

Франшиза Macross

Разного рода тайтлы Macross, известной космической фантастики про первый контакт пришельцев Зентради и людей, покоривших гостей своими песнями. Франшиза знаменита своими замороченными роботами с тремя фазами трансформации (самолёт - "курица" - гуманоид), красивой музыкой и здорово поставленными боями. Я могу поручиться за первый сериал (Choujikuu Yousai Macross), Ai Oboete Imasuka, Zero, Plus и F - всё это совершенно точно годнота. II и 7 я не смотрел, но подозреваю, что 7 явно будет как минимум хорошим. Δ настоятельно не рекомендую, т.к. это просто мусор, паразитирующий на славе известной серии.

Choujikuu Yousai Macross. 0:43 - умопомрачительный для телесериала из палелолита уровень анимации.
Ai Oboete Imasuka. Не совсем чистые самолёты, но на 33% это так :)
Zero. Вот она, гордость отечественного авиапрома: СВ-51 от КБ Сухого! Variable Tech изобрели русские! ХОБА! Не имеет аналогов в мире!
Plus.
F.

The Cockpit

The Cockpit - крутая оваха про Вторую мировую от Matsumoto Reiji, автора Uchuu Senkan Yamato, Gun Frontier, Ozuma, тайтлов про капитана Харлока и т.д. Классика.

Лучше тысячи слов.

Aozora Shoujotai

Aozora Shoujotai - добрая романтическая комедия про будни механика в тренировочной эскадрилье с... тёлочками-пилотами. Несмотря на вызывающее сомнения описание, это очень качественного аниме. Увы, самолёты в нём фигурируют не так часто, как хотелось бы, зато в наличии приятные персонажи и увлекательный сюжет.

Далее пойдут просто наводки. Все эти тайтлы я не смотрел, но знаю об их существовании; может быть вы найдёте в них что-то интересное, а может они окажутся скучным УГ.

Kurenai no Buta

Думаю про Kurenai no Buta все уже миллион раз слышали тысячу раз смотрели, но без него список будет неполным. Довольно хороший фильм про гидросамолёты с красивой графикой и увлекательным сюжетом про приключения лётчика в Италии 1920х годов.

Toaru Hikuushi e no Tsuioku

Toaru Hikuushi e no Tsuioku - ретрофантастика в одном сеттинге с тайтлом ниже; выглядит довольно неплохо, как для современного аниме.

Toaru Hikuushi e no Koiuta

Toaru Hikuushi e no Koiuta - ретрофантастика. По этому АМВ выглядит потрясающе годно; даже позорно, что это аниме у меня столько лет висит в вотчлисте без внимания.

АМВ - лучший продавец анимы.

Allison to Lillia

Allison to Lillia от автора Kino no Tabi. Тайтл очень непопулярный, плюс я подозреваю, что yewtube'овские копирасты удалили все сцены оттуда, потому найти хоть что-то с самолётами из Allison to Lillia оказалось очень непросто...

Ничего толковее не нашёл.

Kiss Dum: Engage Planet

Kiss Dum: Engage Planet - никому не известное фантастическое аниме с самолётами а-ля Macross. Сюжет стар как мир: на Землю нападают таинственные пришельцы, а людям придётся выяснить, кто они такие и как их натянуть. В свою бытность говноедом пытался его смотреть и дропнул на второй серии по причине, которую уже не помню. Со временем попробую пересмотреть, чего и вам советую.

Idol Boueitai Hummingbird

Idol Boueitai Hummingbird - по описанию похож на Macross, но без космоса и трансформирующихся самолётов. Технику здесь пилотируют уже сами певички. Судя по роликам довольно любопытная оваха. Плюс тут есть Mitsuishi Kotono!

Stratos 4

Stratos 4 - целая франшиза тайтлов про фансервисных тёлочек-оцианток-военных пилотов, сбивающих астероиды авиационными ракетами. Этот факт вынес мне мозг, и я не выдержал вторую серию.

Как-то так. Где-то на уровне известного в своё время аниме с похожим названием - Infinite Stratos.

Girly Air Force

Girly Air Force - такого же уровня анима для "высококультурного" зрителя. По всем параметрам Yukikaze курильщика: на Землю нападают пришельцы, с которыми борются модифицированные волшебные самолёты, оснащённые аватаром-тёлочкой. Это уровень Strike Witches, про которые я тут даже писать не буду, т.к. SW = тотальный зашквар (я открыт для холивара - доказывайте, что это не так).

Senyoku no Sigrdrifa

Senyoku no Sigrdrifa - про это аниме я ничего не слышал до сего момента и слава Богу, что так случилось. Сюжет почти такой же, как у Girly Air Force: тоже напали пришельцы, тоже избранные девки на разных самолётах будут воевать с ними. Может быть это хорошее аниме, но пока оно вызывает лишь сожаление.

Вот вам ролик под названием "A MUST WATCH AIR COMBAT IN ANIME! Full Fight Scene (戦翼のシグルドリーヴァ Warlords of Sigrdrifa)". Если вы это не посмотрели - вы не анимешник. Нет, даже "не человек".

Kouya no Kotobuki Hikoutai

Kouya no Kotobuki Hikoutai. Дропнул на второй серии, не выдержав компьютерную графику и зашкваренного фемпафоса. Самолёты выглядят вполне правдоподобно, изображены с вниманием к деталям и т.д. На вид неплохо, но, к сожалению, аниме должно содержать не только самолёты, чтобы быть хорошим.

Yomigaeru Sora: Rescue Wings

Выше было много всяких ужасов на крыльях ночи. Пора бы отметить и хороший тайтл: Yomigaeru Sora: Rescue Wings. Он про спасателей-вертолётчиков (кстати, странно, что при них вообще нет контента), но вангую, что аниме на самом деле очень интересное. По крайней мере трейлер располагает к себе.

Kidou Keisatsu Patlabor 2 the Movie

Очень достойная авиационная сцена была в Kidou Keisatsu Patlabor 2 the Movie с детально показанной работой центра управления и интересным процессом перехвата вражеского самолёта (хоть анима и совсем не про них):

Этот раздел я писать не планировал, но заканчивать на паре предложений послесловия не хотелось. В конечном счёте я не пожалел, что потратил время на изучение материала - вспомнил про давно забытый Kiss Dum, нашёл крутые ролики по Toaru Hikuushi и Yomigaeru Sora, мотивировавшее меня в ближайшее время посмотреть эти тайтлы. Насчёт Allison to Lillia у меня есть большие сомнения, но участие автора Kino no Tabi вселяет надежду.

Очень советую аналогичным образом не жалеть времени и вкапываться в сайты-агрегаторы вроде Anidb, World-art или Tvtropes, не обращая внимание на рейтинг толпы - таким образом вы обязательно обнаружите что-то интересное, что вы никогда бы не заметили, глядя на очередной "топ-10", основанный на усреднённом стадном мнении.

Дополнение к посту про Area 88
Дополнение к посту про Area 88
128128
67 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

если бы не было типичного твоего бомбления о кино и "мясных скоморохахКак же без этого? Я ж не виноват, что они не могут замутить крутой авиафильм. Я бы с радостью посмотрел.
Blackburn BuccaneerЯ больше топлю за F-105, хоть он и выглядит топорно, зато ебашит 2 000+ кмч на форсаже. + У Buccaneer пушки нет. Хотя самолёт очень красивый, согласен. Вообще я удивлён, что ты и в самолётах шаришь. Очень многосторонне развитая личность.
Что до британской триады: мне нравится, как выглядит Victor. Невменяемо красивый самолёт. Жаль, что британская промышленность обгадилась и теперь является жалкой тенью былого величия.

4
Ответить

Дочитал, как всегда очень крутой и и к тому же познавательный материал вышел. Большое спасибо!

2
Ответить

Рад, что тебе понравилось.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо :)
Вдохновения хватит, ведь контента как грязи, а скрины и ролики один фиг некуда девать.

2
Ответить

В Афганистане во время первой войны набитый до упора вертолёт Ми-24 в условиях разреженного воздуха тоже взлетал "по-самолётному" благодаря его длинным крыльям (любопытный факт).крокодил практически всегда летает по-самолетному, он так спроектирован, чтобы крылья работали

можно посмотреть кадры из Сирии, они там и взлетают и садятся по-самолетному

зависать он может, но недолго, где-то читал, что ресурса двигателя хватало на зависания минут на 30 (это в сумме), потом двигатель менять надо

2
Ответить